Правовое регулирование администрирования налога на добавленную стоимость: понятийный аппарат | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 января, печатный экземпляр отправим 2 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №51 (393) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 17.12.2021

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Валуева, Е. С. Правовое регулирование администрирования налога на добавленную стоимость: понятийный аппарат / Е. С. Валуева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 51 (393). — С. 169-170. — URL: https://moluch.ru/archive/393/86757/ (дата обращения: 20.01.2022).



В статье проведен анализ понятийного аппарата администрирования налога на добавленную стоимость, дано авторское определение администрирования НДС. Отмечено, что усовершенствование понятийного аппарата является задачей концептуального уровня.

Ключевые слова: налог на добавленную стоимость, НДС, администрирование НДС, налоговый контроль.

Современный этап экономического развития и социального порядка Российской Федерации требует справедливой и эффективной налоговой политики, которая основывается на правовом регулировании налогообложения и системы администрирования, в том числе налога на добавленную стоимость.

Создание и развитие системы налогового администрирования НДС в России происходит на фоне нестабильной экономической ситуации и в условиях низкого доверия к органам власти, что приводит к слабой налоговой дисциплине, которая и является главной проблемой налогового администрирования.

В число приоритетных задач налоговых органов входит контроль над соблюдением законодательства в отношении НДС, за правильностью его исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему Российской Федерации.

Правовая природа НДС обусловлена во многом тем, что потребителями товаров, облагаемых данным налогом, являются граждане, а также он сложен в администрировании, что непосредственно влияет на его эффективность. При этом НДС обеспечивает высокую доходность бюджета страны и тем самым выполняет важную фискальную функцию, а при правильном его применении гарантирует нейтральность налогообложения, оказывает положительное влияние на процесс международной торговли.

Специфические характеристики налога на добавленную стоимость воплощены в его понятийном аппарате, выражающем его особенности в системе налогов и сборов. На концептуальном уровне необходима четкая проработка понятийного аппарата, определение форм и методов осуществления администрирования НДС.

Термин «налоговое администрирование» и сегодня не имеет законодательного определения, однако прочно вошел в теорию и практику налогообложения.

Семантическое значение термина «администрирование» полностью соответствует латинскому понятию administration ‒ смысл слова «администрирование» в русском языке полностью соответствует латинскому аналогу и понимается как руководство, управление. Анри Файоль считал, что администрирование ‒ это предвидение, организация, руководство и контроль [7, с. 12].

В. Д. Бахрах считает, что администрирование — это «совокупность действий или деятельность администрации, администраторов (органов или совокупности ли, которые управляют, руководят действиями людей) по управлению, руководству людьми» [1 с. 6].

Как утверждают А. А. Лобачев, Т.А., М. С. Прокошин «налоговое администрирование является частью управления государством налоговыми отношениями» [2, с. 45], а «государственное управление реализуется во взаимоотношениях государственных органов между собой и с различного рода негосударственными субъектами» [3, с. 16].

Таким образом, налоговое администрирование — это деятельность органов государственной власти, за которыми законодательно закреплены управленческие функции. К методам налогового администрирования относятся планирование и прогнозирование, учет, анализ, регламентирование и особое место в них занимает метод контроля.

Налоговый контроль как элемент правового механизма, характеризующего обязанность по оплате налогов, вытекает из постановления Конституционного Суда РФ от 17 марта 2009 г. № 5-П [5] и определения Конституционного Суда РФ от 6 июня 2010 г. № 933–0-0 [6].

Законодательное определение понятия «налоговый контроль» закреплено в ст. 82 НК РФ, в соответствии с которым под налоговым контролем признается «деятельность уполномоченных органов по контролю над соблюдением законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим Кодексом» [7].

Проанализировав законодательное определение понятия «контроль» и различные научные точки зрения, мы остановились на определении А. А. Лобачева, Т. А. Николаевой, М. С. Прокошина, в соответствии с которым «под налоговым контролем понимается система действий и мероприятий, направленных на контроль за соблюдением налогового законодательства с применением форм, методов и инструментов налогового контроля уполномоченными на это государственными и независимыми органами с целью: обеспечения бюджета и государственных целевых фондов денежными ресурсами; проведения приведенных мероприятий при выявлении отклонений от правовых норм; привлечения виновных к ответственности по установленным фактам нарушений и получения компенсаций за нанесение ущерба, а также реализации деятельности по предотвращению выявленных нарушений в будущем». [2, с. 48].

По мнению автора, администрирование НДС — это часть системы государственного управления налоговой политикой, законодательно регламентированную эффективную систематическую деятельность уполномоченных государственных органов, и направленную на обеспечение полноты, правильности исчисления и своевременности уплаты НДС .

Литература:

1. Бахрах Д. Н. Административное право России. М.: Норма, 2000. С. 6.

2. Лобачев А. А., Николаева Т. А., Прокошин М. С. Налоговый контроль как элемент системы административного контроля // Современное право. 2020. № 9. С. 45–50.

3. Лобачев А. А., Николаева Т. А., Прокошин М. С. Налоговое администрирование и налоговый контроль: взаимосвязи взаимодействие // Современное право. 2020. № 10. С. 16, 48.

4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): федер. закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3824.

5. Постановление Конституционного Суда РФ от 17 марта 2009 г. № 5-П // Собрание законодательства РФ. 2009. № 14. Ст. 1770.

6. Определение Конституционного Суда РФ от 6 июня 2010 г. № 933–0-0 // СПС КонсультантПлюс.

7. Fajol' A. Obshhee i promyshlennoe upravlenie // Upravlenie ‒ jeto nauka i iskusstvo. M., 1992. S. 12.

Основные термины (генерируются автоматически): добавленная стоимость, налоговое администрирование, администрирование НДС, налоговый контроль, понятийный аппарат, государственное управление, Конституционный Суд РФ, концептуальный уровень, Российская Федерация, соблюдение законодательства.


Ключевые слова

налоговый контроль, НДС, налог на добавленную стоимость, администрирование НДС
Задать вопрос