Эффективное налоговое администрирование как неотъемлемое условие повышения уровня собираемости налогов в стране | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 17 августа, печатный экземпляр отправим 21 августа.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 9. Финансы, деньги и кредит

Опубликовано в

IX международная научная конференция «Экономика, управление, финансы» (Санкт-Петербург, октябрь 2018)

Дата публикации: 16.08.2018

Статья просмотрена: 170 раз

Библиографическое описание:

Бисултанов А. Н. Эффективное налоговое администрирование как неотъемлемое условие повышения уровня собираемости налогов в стране [Текст] // Экономика, управление, финансы: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2018 г.). — СПб.: Свое издательство, 2018. — С. 19-24. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/310/14466/ (дата обращения: 13.11.2019).



В статье определены принципы эффективного налогового администрирования, а также выделены и рассмотрены показатели, позволяющие оценить эффективность налогового администрирования как с экономического, так и социального аспекта.

Ключевые слова: администратор, затраты, качество, налог, налоговое администрирование, налогоплательщик, принцип, производительность, эффективность.

Государственный бюджет, доходную часть которого преимущественно составляют налоги, является основным финансовым источником решения важнейших экономических и социальных задач в стране, при этом одним из основных условий динамического социально-экономического развития страны является достижение баланса доходной и расходной части государственного бюджета [7, с.91]. Поэтому в современных условиях в России уделяется пристальное внимание решению стратегической задачи, заключающейся в повышении эффективности налогового администрирования, обеспечивающего полное и своевременное поступление предусмотренных российским налоговым законодательством платежей в государственный бюджет.

Вопрос эффективности налогового администрирования в настоящее время однозначно не определен ни в российской нормативно-правовой базе, ни в экономической литературе, что требует его детального изучения и исследования.

Эффективность налогового администрирования, в значительной мере, зависит от принципов его функционирования, которые должны быть определены государством и составлять основу самого процесса.

Несмотря на факт того, что в международных документах, регулирующих налоговые отношения, установлены основные принципы налогового администрирования [8], в российском налоговом законодательстве на сегодняшний день они не закреплены.

Неоценимый вклад в определение перечня принципов налогового администрирования внесли Арутюнян О. К. [3, с.92–93], Ефремова Т. А. [5, с.81–93], Теремецкий И. Т. [9, с.205–206] и другие. Однако, по нашему мнению, существующие авторские перечни принципов налогового администрирования либо не раскрывают полностью их состав, либо перечисляют те принципы, которые налоговое администрирование, на наш взгляд, не выполняет, связывая их с его функциями и рассматривая экономическую сущность налогового администрирования через призму соответствующей трактовки.

Отметим, что в экономической литературе и российском законодательстве на сегодняшний день отсутствует единый признаваемый всеми перечень принципов налогового администрирования, что затрудняет повышение эффективности налогового администрирования на практике.

С учетом особенностей налоговой системы, российского менталитета и уровня налоговой культуры в России, основываясь на имеющихся научных трудах и международных нормативно-правовых документах, выделим следующие основные принципы эффективного налогового администрирования:

- принцип законности — налоговое администрирование должно осуществляться в строгом соответствии с установленными нормами российского законодательства и международных нормативно-правовых документов;

– принцип объективности — все противоречия и неясности норм налогового законодательства, возникшие в результате налогового администрирования, должны толковаться в пользу налогоплательщика;

– принцип единства — в процессе налогового администрирования должен применяться единый подход со стороны всех субъектов налоговых отношений к трактовке и применению налогового законодательства на территории всей страны;

– принцип равенства — на процесс и результаты налогового администрирования не должны влиять действия, носящие дискриминационный характер в отношении расы, национальности, пола, гражданства, возраста, общественного положения, религиозных и политических убеждений, формы собственности и другие подобные критерии объекта, на которое направлено администрирование;

– принцип всеобщности — налоговое администрирование должно осуществлять по отношении абсолютно всех налогоплательщиков;

– принцип нейтральности — при осуществлении налогового администрирования должны отсутствовать связь и зависимость между администратором (налоговым органом) и объектом, подлежащим администрированию, которые могут оказать влияние на результат налогового администрирования;

– принцип обмена информацией между налоговыми органами и иными государственными структурами — в процессе налогового администрирования должна быть обеспечена возможность взаимодействия и обмена информацией между налоговыми органами и иными государственными структурами с целью ее проверки и оптимизации налогового администрирования;

– принцип экономичности — при налоговом администрировании достижение максимального результата должно осуществляться при минимальных затратах;

– принцип цифровизации — в рамках налоговой системы с целью автоматизации налогового администрирования должна функционировать единая электронно-цифровая система данных, позволяющая собирать, обмениваться, отражать, хранить и анализировать информацию налогоплательщиков, выявлять налоговые правонарушения, проводить оперативный мониторинг и контроль;

– принцип соблюдения налоговой тайны — вся информация, собранная в процессе налогового администрирования и составляющая налоговую тайну, не должна подлежать разглашению; доступ к ней должны иметь только уполномоченные представители государственных органов;

– принцип открытости — в процессе налогового администрирования информация, не составляющая налоговую тайну, должна быть доступной для всех субъектов налоговых отношений как внутренних, так и внешних;

– принцип оперативности — предоставление и доведение до налогоплательщиков информации по вопросам налогов и налогообложения, в том числе разъяснения порядка применения норм налогового законодательства, должны предоставлять оперативно в максимально сжатые сроки.

– принцип точности и достоверности — предоставляемые налогоплательщику решения, пояснения, разъяснения, предупреждения, предложения и результаты налогового администрирования должны быть изложены в понятной форме, документально оформлены и соответствовать фактически существующим обстоятельствам, выявленным в ходе осуществления налогового администрирования, а также содержать вывод о соответствии или несоответствии налоговому законодательству совершенных действий с ссылкой на соответствующий нормативно-правовой документ;

– принцип самоначисления — администраторы должны проводить текущий контроль за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой перечисления в бюджетную систему страны сумм налогов, участвовать в процедуре согласования и утверждении возникающих у налогоплательщиков вопросов в сфере налогов и налогообложения, вести разъяснительную деятельность, в том числе носящую рекомендательный характер, так как исчисление и уплата налогов в бюджетную систему налогоплательщиками осуществляется самостоятельно;

– принцип простоты — требования и процедуры налогового администрирования должны быть понятными и выполнимыми для налогоплательщиков в установленные законодательством сроки с позиции организации и необременительными — с позиции финансов;

– принцип удобства взаимодействия субъектов налоговых отношений — при осуществлении налогового администрирования налогоплательщик в случаях предусмотренных законом должен иметь право выбора способа и режима взаимодействия с налоговыми органами (документальный, электронный, цифровой документооборот);

– принцип дифференциации — в зависимости от качества (добросовестно или нет) исполнения налогового обязательства налогоплательщиком в отношении него должны проводиться разные режимы налогового администрирования, которые балансируют публичные интересы государства и частные интересы налогоплательщиков: к добросовестным налогоплательщикам должен применяться партнерский режим налогового администрирования, к недобросовестным — принудительный режим;

– принцип качественности — администраторы должны отвечать требованиям честности, компетентности, грамотности, эффективности, справедливости, доброжелательности, профессионализма, вежливости, внимательности, тактичности при осуществлении налогового администрирования;

– принцип соблюдения прав человека и гражданина — в процессе налогового администрирования субъекты налоговых взаимоотношений должны внимательно и уважительно относиться друг к другу, не унижая честь и достоинство;

– принцип сотрудничества — налоговое администрирование должно способствовать повышению уровня доверия между субъектами налоговых отношений, формированию модели девиантного поведения по отношению к налоговым правонарушениям, обеспечению условий, способствующих добровольному исполнению налоговых обязательств налогоплательщиками.

– принцип второго шанса (предупреждения налоговых правонарушений) — в отличие от налогового контроля, одним из основных принципов которого является неотвратимость наказания за совершение налоговых правонарушений, в случае первичного предупреждения о наличии налогового правонарушения в отчетном периоде, выявленного в процессе налогового администрирования, юридическая ответственность на налогоплательщика не накладывается;

– принцип неотвратимости наказания — за налоговые правонарушения, выявленные в ходе налогового администрирования, субъекты налоговых отношений (налоговые органы и налогоплательщики) должны нести материальную и административную ответственность, предусмотренную российским законодательством; налогоплательщик должен нести ответственность в случае совершения в отчетном периоде повторного аналогичного правонарушения или не устранения налогового правонарушения, в отношении которого он получил предупреждение от администратора;

– принцип защиты прав — налогоплательщики должны иметь право и возможность как обжалования действий и решений налоговых органов на любой стадии осуществления налогового администрирования, так и в случае предъявления неправомерных требований администраторов не исполнять их.

Указанные принципы налогового администрирования имеют неразрывную взаимосвязь, поэтому на сегодняшний день несоответствие налогового администрирования хотя бы одному из вышеперечисленных принципов делает его неэффективным процессом.

Эффективность налогового администрирования (ЭФна) представляет собой отношение результатов работы по осуществлению налогового администрирования (RНА) к затратам на его проведение (ЗНА) и рассчитывается по формуле (1):

(1)

Из формулы следует, что налоговое администрирование считается эффективным тогда, когда работа по осуществлению налогового администрирования является результативной, а сумма затрат на его проведение — минимальной. Однако отметим, что в случае недофинансирования процесса организации и проведения налогового администрированию, работа по его осуществлению будет нерезультативной.

При оценке эффективности налогового администрирования необходимо учитывать, что результат работы по осуществлению налогового администрирования должен оцениваться одновременно как с экономического, так и социального аспекта.

На результат работы по осуществлению налогового администрирования в совокупности значительно влияют три показателя: время осуществления налогового администрирования; производительность труда администраторов; качество работы по осуществлению налогового администрирования.

Время осуществления налогового администрирования. Налоговое администрирование считается наиболее эффективным, если осуществляется по отношению к налогоплательщику непрерывно (). Таким образом, чем больший период деятельности налогоплательщика подвергается налоговому администрированию, тем результативнее работа по его осуществлению.

Производительность труда администраторов при оценке результатов работы по осуществлению налогового администрирования зависит от опыта и навыков администраторов; уровня трудовой дисциплины и потери рабочего времени; технического вооружения.

Налоговое администрирование будет считаться эффективным, в случае его осуществления опытными администраторами, при этом опыт должен оцениваться не только количеством проработанного времени, а также зависеть от следующих показателей работы сотрудников: объем выполненных работ за отчетный период и количество выявленных налоговых правонарушений; количество совершаемых ошибок и допускаемых неточностей при осуществлении администрирования; количество обоснованных жалоб налогоплательщиков на работу налоговых администраторов; интенсивность прохождения курсов подготовки и повышения квалификации; результаты контрольной проверки знаний и навыков и другое.

Немаловажное значение на результат работы по осуществлению налогового администрирования оказывают уровень трудовой дисциплины потеря рабочего времени.

Уровень трудовой дисциплины определяется по формулам (2) и (3):

(2)

где Утд — уровень трудовой дисциплины; Qн — количество нарушителей; Qр — общее количество работающих или рабочих.

(3)

где М — количество всех нарушений; Н — величина, характеризующая нормативное поведение коллектива; n — число всех поощрений; 1 — эталон, когда все работники соблюдают трудовую дисциплину.

В случае низкого уровня трудовой дисциплины налоговое администрирование не будет считаться эффективным. Вместе с этим нарушение трудовой дисциплины влияет на коэффициент потери рабочего времени, который рассчитывается с целью определения эффективности использования администратором регламентированного времени труда по следующей формуле (4):

(4)

где Кпот — коэффициент потери рабочего времени; tпот — время потерь, понесенных в результате решения организационно-технических вопросов; tнтд — время потерь, понесенных в результате нарушения трудовой дисциплины; tфотл — затраченное время на отдых по факту; tнотл — затраченное время на отдых по нормативу; tсм — время трудовой смены по нормативу.

Потери рабочего времени могут возникать по следующим причинам:

– законодательно-нормативные: временная нетрудоспособность, отпуск по беременности и родам, ежегодный отпуск, отпуск за свой счет и другое;

– нарушение трудовой дисциплины: конфликты в коллективе, прогулы, опоздания, забастовки, частые перекуры и перекусы, телефонные разговоры, занятость посторонними делами и личными проблемами, не связанные с выполнением функциональных обязанностей, и другое;

– организационно-технические: отсутствие Интернета, поломка компьютеров или других технических устройств (принтеров, картриджей, флеш-накопителей и т. д.), преобладание морально устаревшего оборудования, сбой в программном обеспечении, неэффективная организация взаимодействия отделов, очередь на прием к руководителям и иным должностным лицам, частые планерки и другое.

На потерю рабочего времени в частности, и на результат работы по осуществлению налогового администрирования в целом, напрямую оказывает влияние уровень технического вооружения налоговых органов, который можно определить, выделив следующие параметры:

– Соотношение между современными автоматизированными средствами технической обработки и хранения информации, применяемые при осуществлении налогового администрирования, и морально устаревшими, не соответствующими необходимому уровню производительности:

а. преимущественное наличие современных автоматизированных средств технической обработки и хранения информации;

б. равное соотношение;

в. преобладание морально устаревшего оборудования над современным.

– Локальная сеть, позволяющая ускорить обмен информации между участниками налогового администрирования:

а. наличие локальной сети, охватывающей все технические устройства;

б. наличие локальной сети, охватывающей часть технических устройств;

в. отсутствие локальной сети.

– Система документооборота:

а. использование цифрового документооборота (централизованной системы с распределенным хранением данных [4]);

б. использование электронного документооборота;

в. использование бумажного документооборота.

Уровень производительности труда администраторов значительно выше, если в их работе используются результаты научно-технического прогресса и систематически обновляется технические устройства, оборудование и программное обеспечение.

Анализируя качество работы по осуществлению налогового администрирования, необходимо отдельно рассматривать качество процесса и качество результата налогового администрирования.

Оценка качества процесса налогового администрирования предполагает анализ совокупности следующих показателей:

– уровень удовлетворенности налогоплательщиков отношением налоговых органов и качеством услуг, предоставляемых налоговыми органами, которые оцениваются на основании результатов опроса налогоплательщиков;

– соотношение количества досудебного урегулирования спорных вопросов и количества судебных разбирательств;

– количество налогоплательщиков, пользующихся системой электронного документооборота и имеющих доступ по каналам связи к персонифицированной информации о состоянии расчетов с бюджетом;

– бесперебойность работы программного обеспечения;

– полнота, удобство, доступность и простота интерфейса интернет-услуг;

– открытость налоговых органов и оперативность предоставления информации;

– количество запросов и обращений, поступивших в налоговые органы от налогоплательщиков;

– количество проведенных налоговыми органами семинаров с налогоплательщиками;

– период длительности ожидания взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов;

– простота и скорость исполнения налоговых обязательств налогоплательщиками;

– количество обоснованных жалоб налогоплательщиков и другое.

Оценка качества результата налогового администрирования предполагает анализ таких показателей, как:

– полнота собираемости налогов и сборов (фактическое значение собранных налогов и сборов должно стремиться к их прогнозным значениям);

– уровень налоговой преступности (количество совершенных налоговых правонарушений должно быть меньше по сравнению с предыдущими периодами и стремиться к нулю);

– степень убедительности доказательной базы администраторов, которая определяется как «Отношение суммы платежей, сторнированной решением арбитражного суда к сумме, подлежащей к уплате в бюджет по всем вилам налогов и сборов, включая пени и штрафные санкции» [1, с.161].

– уровень налоговой платежной дисциплины, рассчитываемый как «отношение суммы самостоятельно уплаченных налогов к сумме начисленных и доначисленных налогов в ходе контрольных мероприятий в пределах финансового года» [6, с.89–90];

– уровень добровольно и самостоятельно уплаченных налогов и сборов, который представляет собой отношение суммы налогов, перечисленной на основании налоговых деклараций, к общей сумме налогов, аккумулируемых в бюджете в отчетном периоде [2];

– соотношение сумм (количества) налоговых правонарушений, указанных в вынесенных в результате налогового администрирования предупреждениях, и сумм (количества) налоговых правонарушений, выявленных в ходе налогового контроля;

– доля количества предупреждений администраторов, признанных не правомерными налогоплательщиками, в общем объеме предупреждений, вынесенных в процессе налогового администрирования в анализируемом периоде;

– соотношение сумм налогов, добровольно перечисленных налогоплательщиками в бюджет на основании полученных предупреждений, вынесенных в результате налогового администрирования, к общей сумме налогов, указанных в предупреждениях администраторов в анализируемом периоде;

– количество налогоплательщиков, не имеющих задолженности по налогам и иным неналоговым платежам;

– уровень налоговой культуры и работы администраторов на основании результатов регулярно проводимых масштабных социологических опросов налогоплательщиков и другое.

Отдельно отметим, что экономическая эффективность налогового администрирования может быть определена с использованием обобщающих показателей, на основании которых определяется снижение или повышение издержек налогового администрирования:

– отношение суммы налоговых и неналоговых платежей, аккумулируемых в государственном бюджете, к затратам, направленных на организацию их сбора;

– сумма аккумулируемых в бюджете налогов на единицу бюджетных средств, направляемых на содержание налоговых органов;

– сумма доначисленных налогов и сборов по результатам налогового администрирования на единицу бюджетных средств, направляемых на содержание налоговых органов;

– сумма выявленных налоговых правонарушений в ходе налогового администрирования на единицу бюджетных средств, направляемых на содержание налоговых органов и другое.

Эффективное налоговое администрирование является неотъемлемым условием укрепления налоговой системы России и повышения уровня собираемости предусмотренных налоговым законодательством обязательных платежей, снижения уровень налоговой преступности в стране, формирования модели девиантного поведения у налогоплательщиков к налоговым правонарушениям и достижения высокого уровня налоговой культуры. Выделенные принципы, показатели и критерии позволяют оценить эффективность налогового администрирования и своевременно предпринять необходимые меры, направленные на его оптимизацию и совершенствование.

Литература:

  1. Александрова Н. В. Повышение эффективности и качества налогового администрирования в регионе // Инновационное развитие экономики. — 2017. — № 2(38). — С. 157–162.
  2. Алиев Г. Х. Налоговый контроль и оценка его эффективности на современном этапе [Текст]: дис.... канд. экон. наук. — Махачкала. — 2004.– 204 с.
  3. Арутюнян О. К. Основные принципы и методы налогового администрирования // Актуальные вопросы экономических наук. — 2015. — № 45. — С. 90–99.
  4. Дюдикова Е. И. Блокчейн в национальной платежной системе: сущность, понятия и варианты использования // Инновационное развитие экономики. — 2016. — № 4(34). — С. 139–149.
  5. Ефремова Т. А. Развитие налогового администрирования в России: теория, методология, практика [Текст]: дис.... д-р. экон. наук. — Саранск. — 2017.– 390 с.
  6. Иванов В. В. Методологические аспекты оценки налоговой дисциплины // Экономика. Налоги. Право. — 2014. — № 3. — С. 89–92.
  7. Куницына Н. Н., Алмазов С. Г. Анализ условий финансовой устойчивости бюджетной системы Ставропольского края // Региональная экономика: теория и практика. — 2007. — № 11(50). — С. 91–95.
  8. Решение Интеграционного Комитета Евразийского экономического сообщества от 05.04.2002 № 75 «Об Основных принципах гармонизации налогового администрирования в государствах — членах ЕврАзЭС» [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/1156182/ (дата обращения: 29.07.2018).
  9. Теремецкий В. И. Принципы налогового администрирования // ЧЕЛОВЕК: преступление и наказание. — 2013. — № 1(80). — С. 203–206.
Основные термины (генерируются автоматически): налоговое администрирование, трудовая дисциплина, налогоплательщик, рабочее время, осуществление, орган, налоговое законодательство, отчетный период, локальная сеть, государственный бюджет.

Похожие статьи

Налоговое планирование в организации | Статья в журнале...

Налоговое планирование может значительно повлиять на формирование финансовых результатов деятельности организации, поэтому при принятии многих управленческих решений задача налогового планирования заключается в анализе всех наступающих налоговых...

Похожие статьи

Налоговое планирование в организации | Статья в журнале...

Налоговое планирование может значительно повлиять на формирование финансовых результатов деятельности организации, поэтому при принятии многих управленческих решений задача налогового планирования заключается в анализе всех наступающих налоговых...