Концептуальные основы налогового контроля Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 20 марта, печатный экземпляр отправим 24 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №30 (320) июль 2020 г.

Дата публикации: 28.07.2020

Статья просмотрена: 57 раз

Библиографическое описание:

Харькавая, Ю. А. Концептуальные основы налогового контроля Российской Федерации / Ю. А. Харькавая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 30 (320). — С. 135-138. — URL: https://moluch.ru/archive/320/72905/ (дата обращения: 07.03.2021).



Вданной статье рассматривается проблема функционирования налогового контроля в Российской Федерации. Целью исследования является разработка мер по совершенствованию налогового контроля в Российской федерации. Объектом научного исследования выступают общественные отношения между налоговым аппаратом и налогоплательщиками складывающиеся в процессе осуществления налогового контроля.

Ключевые слова: государственный контроль, бюджет, мероприятия налогового контроля, налоговый контроль, налоговое законодательство, налоговое правонарушение, экономические отношения.

В современных экономических условиях правовое регулирование налогового контроля является предметом внимания широкого круга участников экономических отношений, заинтересованных в формировании отлаженной системы функционирования налогового контроля. Стабилизация системы налогового контроля является злободневной темой на протяжении нескольких лет.

Целью данной научно работы является разработка мер посовершенствованию налогового контроля Российской Федерации.

Для достижения данной цели, предо мной стоят следующие задачи:

− Изучение теоретических основ организации налогового контроля;

− Исследование нормативно-правовой базы осуществления налогового контроля;

− Изучение действующих методов налогового контроля;

− Определение наиболее перспективных путей совершенствования налогового контроля.

Объектом исследования выступают общественные отношения между налоговым аппаратом и налогоплательщиками складывающиеся в процессе осуществления налогового контроля.

Предметом исследования является нормативно правовая база налогового законодательства, которая регулирует отношения при осуществлении мероприятий налогового контроля, научные работы раскрывающие тему налогового контроля, а также судебная практика.

В условиях непрерывного динамичного развития всех аспектов общества, особо остро ощущается необходимость в формировании стабильной, прозрачной и справедливой налоговой системы. На сегодняшний день Российской Федерации требуется налоговая политика, которая будет основываться на необходимости активизации экономической деятельности государства в целом, и на реальной возможности граждан исполнять обязанность по уплате установленных налогов.

Существует немало факторов, которые мешают формированию устойчивой налоговой политики, во-первых, нестабильность экономики страны и кризис, во-вторых, непрерывное изменение налогового законодательства в российской федерации, в-третьих, организация работы налоговых органов на местах и негативное отношение граждан к налоговой службе. Данные факторы значительно замедляют организацию мероприятий по усовершенствованию налогового контроля.

Ни для кого не секрет, что некоторые граждане склоны уходить от обязанности по уплате налогов. По мере того с какими темпами развивается экономика государства, внедряются более новые способы уклонения от налогов. Все это приводит к занижению налогооблагаемой базы и недостаточному поступлению в бюджет налогов и других приравненных к ним платежей.

На первый взгляд может показаться, что необходимо ужесточить налоговый контроль, однако следует рассмотреть возможность сделать систему более гибкой, которая не будет создавать больших потерь добросовестным налогоплательщикам. Такой подход, безусловно, повлияет на инвестиционную привлекательность отечественного бизнеса, что даст хорошую основу для роста российской экономики на мировом рынке.

Совершенствование налогового контроля является одной из важнейших задач современного этапа развития Российской Федерации, так как качество налогового контроля обеспечивает эффективность экономического роста государства в целом, это и обуславливает актуальность выбранной темы.

В условиях сложившейся рыночной экономки страны финансирование необходимых государственных мероприятий невозможно, без систематического пополнения финансовыми ресурсами бюджетов всех уровней. Основными источниками пополнения бюджета служат регулярные уплаты налогов и других обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации. Доля налоговых поступлений в структуре бюджета составляет более 90 процентов.

Согласно сложившейся практике налогоплательщики допускают несвоевременное исполнение своих обязательств или вовсе уклонение от уплаты налогов. Такому явлению способствует ряд объективных и субъективных причин. С переходом к рыночной экономике страны рост количества новых предприятий увеличивается из года в год. Это, безусловно, положительная тенденция, однако не все организации грамотно осуществляют свою финансово-хозяйственную деятельность. Многие из них неосознанно допускают ошибки в бухгалтерском учете или намеренно искажают отчетные данные. К сожалению, последнее становится нормой, появляются новые способы уклонения от налоговой повинности, как легально, когда полностью или частично удается избежать уплату налога, не нарушая законодательство, так и нелегально, то есть запрещенными законом методами. Нарушение налогового законодательства, умышленное или неумышленное ведет к недостаточному поступлению финансовых ресурсов в государственный бюджет.

Острая необходимость осуществления налогового контроля в стране обуславливается частыми случаями уклонения плательщиков от исполнения обязанности по уплате налогов. Данное явление начало развиваться с начального этапа развития и становления налогообложения, таким образом, приобретя форму устойчивой закономерности. В современных условиях существует множество путей уклонения от уплаты обязательных платежей. Как следствие этого государство недополучает значительные суммы платежей. Объемы неуплаченных налогов представляют собой угрозу стабильности страны и ее экономическому развитию. Так, согласно данным, представленным в статистических отчетах ФНС России по форме № 4-НМ и № 1-НОМ, доля задолженности по налогам и сборам в период с 2012 по 2019 года от общей суммы поступивших налоговых платежей в консолидированный бюджет государства варьируется в пределах от 5–7 %.

Нельзя не заметить, что в последнее время процент выявления нарушений по результатам контрольных мероприятий имеет тенденцию роста. Наиболее эффективной мерой по предупреждению нарастания задолженности является направление требований в адрес налогоплательщика. Также применяются такие меры как, выставление инкассовых поручений на счета налогоплательщика, направление в банки решений о приостановлении операций по счетам должника, направление постановлений о взыскании налогов за счет имущества должника в службу судебных приставов, арест имущества судебными приставами.

Большинство нарушений, попадающих под налоговый санкции, носят формальный характер. Практика показывает, что зачастую штраф налагается за просрочку сдачи налоговой отчетности постановки предприятия на учет или сообщения о смене руководителя. Такие основания, чаще всего не несут никакого материального вреда бюджету государства. Безусловно формальный контроль необходим, однако, нельзя не обратить внимания, что большее значение имеет контроль, при осуществлении которого бюджет регулярно пополнялся от уплаты налогов. Для этого необходимо скорректировать систему контроля и учета налогоплательщиков, одновременно снизив налоговую нагрузку, что позволит сформировать в обществе принцип неотвратимости наказания за неформальные нарушения налогового законодательства.

Современный этап социально-экономического развития требует проведения налоговой политики, учитывающей как необходимость активизации экономической деятельности государства, так и реальную возможность налогоплательщика уплачивать налоги. Также, нельзя не отметить, что усиление государственного контроля в сфере экономических и финансовых отношений, подразумевает наличие нормативно-правовой базы, соответствующей требованиям сегодняшнего дня, эффективных механизмов правового регулирования, а также системы действенного контроля.

Таким образом, задача по обеспечению своевременного и соразмерного поступления налогов и сборов в бюджет является приоритетной. Решение этой задачи в первую очередь, зависит от формирования отлаженной системы налогового контроля.

Контроль государственной деятельности имеет достаточно сложное содержание, которое напрямую воздействует на сферы его реализации, а также цели, которые преследуют соответствующие контрольные мероприятия. Государственный контроль имеет широкую сферу влияния, в связи с этим, контрольно-надзорная деятельность государства является предметом изучения разнообразных научных дисциплин.

Согласно пункту 1 статьи 82 НК РФ налоговый контроль — это деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном Налоговым кодексом. Налоговый контроль в России проводится с целью установления правильности ведения бухгалтерского учета, исчисления сумм налога, своевременности уплаты обязательных платежей, правильности ведения банковских операций по уплате налогов, а также предупреждению и выявлению обстоятельств, способствующих нарушению налогового законодательства.

Осуществляя налоговый контроль, государственные органы должны придерживаться принципа законности планирования мероприятий, соблюдения налоговой тайны, последовательности проведения мероприятий и документального фиксирования установленных фактов, более того, недопустимо причинение ущерба проверяемому лицу. Процесс организации налогового контроля заключается в определении ряда мероприятий, планируемых уполномоченным лицом с целью осуществления налогового контроля.

Традиционно государственный контроль рассматривается в нескольких взаимосвязанных между собой аспектах. Так, контроль определяется как способ обеспечения законности, функция управления, способ обратной связи в управленческом процессе. Налоговый контроль является составной частью финансового контроля государства, несмотря на это, обладает определенной автономией, которая обусловлена сферой его реализации, целями и задачами, выполняемыми этим видом контроля.

По мере того как развивалось государство и экономические отношения в обществе, развивались и формы отчуждения. Анализ эволюции способов взимания обязательных платежей в ретроспективе, показывает, что на этапе появления налогов как института, взимание осуществлялось путем прямого отчуждения.

Развитие денежной формы налогов, становление банковской системы постепенно привели к уплате налогов посредством денежных переводов через банки. С расширением функций государства в условиях рыночной экономики, ростом объемов предоставляемых государством публичных благ укреплялась такая форма отчуждения налоговых платежей, как самостоятельная уплата на основе налоговой декларации. Преобладание декларационного метода исчисления и уплаты налогов создает ложное впечатление, что уплата налогов осуществляется в добровольной форме. Самостоятельное исчисление экономическим агентом налоговых платежей и перечисление их в бюджет через банковскую систему не отменяет того факта, что уплата осуществляется посредством отчуждения дохода налогоплательщика. Соответственно, если не будет зафиксирован факт платежа, то в силу императивности налогов действует вариант принудительного взыскания (то есть отчуждения), в том числе через судебные решения.

Таким образом, необходимость взимания налогов в форме отчуждения объективно вытекает из предназначения налогов как основы доходной части бюджетов бюджетной системы государства и предполагает комплекс мер по обеспечению их поступления в полном объеме и своевременно.

В условиях быстро развивающейся экономики, налоговый контроль является необходимой частью государства. Все страны признают, что нормальное функционирование налоговой системы невозможно без налогового контроля. На основании конституции в каждом государстве действуют законодательные акты, которые содержат нормы проведения налогового контроля, а также принципы деятельности государственных органов, уполномоченных обеспечить взимание налогов с населения.

В некоторых странах, таких как США, Франция, Швеция центральные налоговые органы входят в состав министерства финансов. В других странах — Англия, Китай, Япония, налоговые органы существуют как самостоятельный орган власти.

Государственный налоговый контроль на уровне регионов и в административно-территориальных единицах осуществляется органами министерства финансов и налоговыми отделами местных администраций. В свою очередь, центральные органы выполняют функцию контроля за деятельностью подчиненных органов, своевременностью и полноту взимания налогов и поступления их в бюджет. Каждое государство индивидуально выбирает организационные формы налоговой системы, следовательно единой системы налогового контроля для всех стран не существует.

В большинстве стран, органы налогового администрирования имеют широкий спектр полномочий по осуществлению налогового контроля. Должностным лицам, которые проводят налоговые проверки, предоставляется право беспрепятственного доступа в служебные и производственные помещения, предназначенные для извлечения прибыли, а также получения необходимой информации, в том числе документов, с целью исчисления и уплаты налогов.

Применительно к вопросу о правовом регулировании налогового контроля в зарубежных странах, следует отметить, что налоговые законы делятся на сущностные и процедурные. Так, материальный налоговый закон содержит положения, которые стали основой для уплаты налогов, а процедурные законы выступают в роли регуляторов порядка исчисления налогов. Благодаря процедурным законам предусмотренные материальными законами налоги становятся уплаченными суммами денежных средств, поступающих в бюджет страны.

Причины различия в подходах к налоговым системам разных стран кроются в истории каждого государства отдельно. Существование разных правил налогового контроля в отношении прямых и косвенных налогов определяется существованием различных органов администрирования налогов в разных странах. Различия в правовом налогового контроля также заключаются в том, как сформулированы правила. либо через определение обязанностей налогоплательщика и иных лиц, либо через определение полномочий налоговых органов. Согласно существующий практике большинство стран формулируют правила путем установления обязанностей налогоплательщика.

Таким образом, эффективности налогового контроля придается большое значение практически во всех развитых странах. С этой целью органами налогового контроля проводится аналитическая работа — выявляются стереотипные комбинации данных, обеспечивающих целевой отбор; используются автоматизированные системы отбора с применением сложных методов отбора и оценки; обеспечивается достоверность данных о налогоплательщике посредством разработки доступных для понимания форм деклараций и четких требований к их заполнению, одинаково понимаемых налогоплательщиками и налоговыми органами; выделяются ключевые направления контроля. На основании описанного выше зарубежного опыта налогообложения можно прийти к выводу, что в практике создания и функционирования эффективной системы налогового контроля западных стран немало ценного и полезного. Но при использовании их опыта необходимо принимать во внимание и объективные условия, в которых создается и функционирует система налогового контроля.

Таким образом, можно сделать вывод, что главной задачей совершенствования форм и методов налогового контроля является повышение его эффективности. В качестве основных направлений совершенствования организации налогового контроля в целях повышения его эффективности необходимо выделить следующее:

− совершенствования законодательной и нормативной основы налогового администрирования;

− модернизация форм и методов организации налогового контроля, в первую очередь налоговых проверок;

− улучшение механизма взаимодействия налоговых органов с другими организационными структурами;

− усиление информационно- разъяснительной работы с налогоплательщиками и повышение налоговой культуры населения.

Представленные выше меры не только позволят увеличить собираемость налогов, но и будут способствовать устранению противоречия между государством и налогоплательщиком. При этом совершенствование вопросов организация налогового контроля должно проводится комплексно, с учетом законодательно- нормативных аспектов в одном направлении российской системы налогового администрирования с принципами, принятыми в международной практике.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (Основной Закон) Российской Федерации — России» (принята ВС РСФСР 12.04.1978) (ред. от 10.12.1992)
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. От 28.01.2020)
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. От 27.12.2019, с изм. От 28.01.2020) с изм. доп., вступ. в силу с 01.04.2020)
  4. Белонежко М. Л. Государственные и муниципальные финансы: учебник / ИЦ Интермедия, 2019
  5. Грачева Е. Ю., Харина Л. Я. Правовое регулирование бюджетного контроля в Российской Федерации: Курс лекций., 2019г.
  6. Химичева Н. И. Финансовое право: Учебник, издательство «Проспект» 2019
  7. Иванова Ю. Б. Налоги и налогообложение. Палитра современных проблем: монография под ред. И. А. Майбурнова, Ю. Б. Иванова. — М: Юнити, 2017.
  8. Ляпин А. Е. Статистический анализ налоговой преступности в России: диссертация кандидата экономических наук: 08.00.12 / Ляпин Андрей Евгеньевич, 2019.
  9. https://www.elibrary.ru/project_free_access.asp [Электронный ресурс] Научная электронная библиотека
  10. https://scientificmagazine.ru/ [Электронный ресурс] Издательство Проблемы науки
Основные термины (генерируются автоматически): налоговый контроль, уплата налогов, Российская Федерация, налоговое законодательство, государственный контроль, государство, налог, налоговое администрирование, правовое регулирование, форма отчуждения.


Похожие статьи

Правовое регулирование деятельности органов Федеральной...

Федеральная налоговая служба руководствуется в ведении своей деятельности Положением о Федеральной налоговой службе. В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 72 от 11.02.2005 года осуществляет контроль за соблюдением законодательства о налогах и...

Теоретические основы налогового контроля РФ | Молодой ученый

налоговый контроль, налоговое законодательство, налоговое администрирование

Развитие системы налогового администрирования... Ключевые слова: налоги, налоговая

налоговый контроль, орган, налоговый кодекс, налоговый учет, Российская Федерация...

Актуальные проблемы налогового контроля в Российской...

Налоговый̆ контроль — это совокупность мер государственного регулирования

Цель налогового контроля состоит в своевременной и полной уплате налогов и сборов.

Так, абзац 2 статьи 82 Налогового кодекса Российской Федерации среди форм налогового...

Теоретико-правовые основы налогового контроля

Быкова Н. Н. Классификация форм и методов налогового контроля в Российской Федерации

налоговый мониторинг, налоговое законодательство, налоговый контроль

Налоговый̆ контроль — это совокупность мер государственного регулирования...

Налоговый контроль: формы осуществления и результативность

Налоговый контроль осуществляется государственными органами специальной системой мероприятий. В соответствии со ст

Налоговый контроль — один из самых важных и в наши дни эффективный предупреждающий способ нарушений законодательства о сборах и налогах.

Налоговый контроль как основной элемент системы налогового...

Ключевые слова: налоговое законодательство, налоговое администрирование, налоговый контроль, налогоплательщик, уклонение от налогов. Одной из наиболее острых проблем совершенствования налоговых отношений является повышение эффективности налогового...

Некоторые аспекты современной налоговой политики...

налоговый мониторинг, налоговое законодательство, налоговый контроль, налоговое регулирование, Российская Федерация. Налоговая система — является наиболее сильным рычагом государственного. Нормативно правовое регулирование региональных налогов...

Налоговая система Российской Федерации | Статья в журнале...

Российская Федерация — самое большое государство в мире, и одновременно одно из самых сложных по своей структуре в мире. В государстве действует сложная система налогообложения.

История развития налогового контроля в Российской Федерации

4. Захарова Н. А. Правовые проблемы регулирования налогового контроля в свете

5. Нелюбин Д. Е. Система налогового контроля в Российской Федерации: теория и практика правового

налоговая система, налог, налоговая нагрузка, уплата налогов, налоговое...

Похожие статьи

Правовое регулирование деятельности органов Федеральной...

Федеральная налоговая служба руководствуется в ведении своей деятельности Положением о Федеральной налоговой службе. В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 72 от 11.02.2005 года осуществляет контроль за соблюдением законодательства о налогах и...

Теоретические основы налогового контроля РФ | Молодой ученый

налоговый контроль, налоговое законодательство, налоговое администрирование

Развитие системы налогового администрирования... Ключевые слова: налоги, налоговая

налоговый контроль, орган, налоговый кодекс, налоговый учет, Российская Федерация...

Актуальные проблемы налогового контроля в Российской...

Налоговый̆ контроль — это совокупность мер государственного регулирования

Цель налогового контроля состоит в своевременной и полной уплате налогов и сборов.

Так, абзац 2 статьи 82 Налогового кодекса Российской Федерации среди форм налогового...

Теоретико-правовые основы налогового контроля

Быкова Н. Н. Классификация форм и методов налогового контроля в Российской Федерации

налоговый мониторинг, налоговое законодательство, налоговый контроль

Налоговый̆ контроль — это совокупность мер государственного регулирования...

Налоговый контроль: формы осуществления и результативность

Налоговый контроль осуществляется государственными органами специальной системой мероприятий. В соответствии со ст

Налоговый контроль — один из самых важных и в наши дни эффективный предупреждающий способ нарушений законодательства о сборах и налогах.

Налоговый контроль как основной элемент системы налогового...

Ключевые слова: налоговое законодательство, налоговое администрирование, налоговый контроль, налогоплательщик, уклонение от налогов. Одной из наиболее острых проблем совершенствования налоговых отношений является повышение эффективности налогового...

Некоторые аспекты современной налоговой политики...

налоговый мониторинг, налоговое законодательство, налоговый контроль, налоговое регулирование, Российская Федерация. Налоговая система — является наиболее сильным рычагом государственного. Нормативно правовое регулирование региональных налогов...

Налоговая система Российской Федерации | Статья в журнале...

Российская Федерация — самое большое государство в мире, и одновременно одно из самых сложных по своей структуре в мире. В государстве действует сложная система налогообложения.

История развития налогового контроля в Российской Федерации

4. Захарова Н. А. Правовые проблемы регулирования налогового контроля в свете

5. Нелюбин Д. Е. Система налогового контроля в Российской Федерации: теория и практика правового

налоговая система, налог, налоговая нагрузка, уплата налогов, налоговое...

Задать вопрос