В статье проведен анализ понятийного аппарата администрирования налога на добавленную стоимость, дано авторское определение администрирования НДС. Отмечено, что усовершенствование понятийного аппарата является задачей концептуального уровня.
Ключевые слова: налог на добавленную стоимость, НДС, администрирование НДС, налоговый контроль.
Современный этап экономического развития и социального порядка Российской Федерации требует справедливой и эффективной налоговой политики, которая основывается на правовом регулировании налогообложения и системы администрирования, в том числе налога на добавленную стоимость.
Создание и развитие системы налогового администрирования НДС в России происходит на фоне нестабильной экономической ситуации и в условиях низкого доверия к органам власти, что приводит к слабой налоговой дисциплине, которая и является главной проблемой налогового администрирования.
В число приоритетных задач налоговых органов входит контроль над соблюдением законодательства в отношении НДС, за правильностью его исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему Российской Федерации.
Правовая природа НДС обусловлена во многом тем, что потребителями товаров, облагаемых данным налогом, являются граждане, а также он сложен в администрировании, что непосредственно влияет на его эффективность. При этом НДС обеспечивает высокую доходность бюджета страны и тем самым выполняет важную фискальную функцию, а при правильном его применении гарантирует нейтральность налогообложения, оказывает положительное влияние на процесс международной торговли.
Специфические характеристики налога на добавленную стоимость воплощены в его понятийном аппарате, выражающем его особенности в системе налогов и сборов. На концептуальном уровне необходима четкая проработка понятийного аппарата, определение форм и методов осуществления администрирования НДС.
Термин «налоговое администрирование» и сегодня не имеет законодательного определения, однако прочно вошел в теорию и практику налогообложения.
Семантическое значение термина «администрирование» полностью соответствует латинскому понятию administration ‒ смысл слова «администрирование» в русском языке полностью соответствует латинскому аналогу и понимается как руководство, управление. Анри Файоль считал, что администрирование ‒ это предвидение, организация, руководство и контроль [7, с. 12].
В. Д. Бахрах считает, что администрирование — это «совокупность действий или деятельность администрации, администраторов (органов или совокупности ли, которые управляют, руководят действиями людей) по управлению, руководству людьми» [1 с. 6].
Как утверждают А. А. Лобачев, Т.А., М. С. Прокошин «налоговое администрирование является частью управления государством налоговыми отношениями» [2, с. 45], а «государственное управление реализуется во взаимоотношениях государственных органов между собой и с различного рода негосударственными субъектами» [3, с. 16].
Таким образом, налоговое администрирование — это деятельность органов государственной власти, за которыми законодательно закреплены управленческие функции. К методам налогового администрирования относятся планирование и прогнозирование, учет, анализ, регламентирование и особое место в них занимает метод контроля.
Налоговый контроль как элемент правового механизма, характеризующего обязанность по оплате налогов, вытекает из постановления Конституционного Суда РФ от 17 марта 2009 г. № 5-П [5] и определения Конституционного Суда РФ от 6 июня 2010 г. № 933–0-0 [6].
Законодательное определение понятия «налоговый контроль» закреплено в ст. 82 НК РФ, в соответствии с которым под налоговым контролем признается «деятельность уполномоченных органов по контролю над соблюдением законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим Кодексом» [7].
Проанализировав законодательное определение понятия «контроль» и различные научные точки зрения, мы остановились на определении А. А. Лобачева, Т. А. Николаевой, М. С. Прокошина, в соответствии с которым «под налоговым контролем понимается система действий и мероприятий, направленных на контроль за соблюдением налогового законодательства с применением форм, методов и инструментов налогового контроля уполномоченными на это государственными и независимыми органами с целью: обеспечения бюджета и государственных целевых фондов денежными ресурсами; проведения приведенных мероприятий при выявлении отклонений от правовых норм; привлечения виновных к ответственности по установленным фактам нарушений и получения компенсаций за нанесение ущерба, а также реализации деятельности по предотвращению выявленных нарушений в будущем». [2, с. 48].
По мнению автора, администрирование НДС — это часть системы государственного управления налоговой политикой, законодательно регламентированную эффективную систематическую деятельность уполномоченных государственных органов, и направленную на обеспечение полноты, правильности исчисления и своевременности уплаты НДС .
Литература:
1. Бахрах Д. Н. Административное право России. М.: Норма, 2000. С. 6.
2. Лобачев А. А., Николаева Т. А., Прокошин М. С. Налоговый контроль как элемент системы административного контроля // Современное право. 2020. № 9. С. 45–50.
3. Лобачев А. А., Николаева Т. А., Прокошин М. С. Налоговое администрирование и налоговый контроль: взаимосвязи взаимодействие // Современное право. 2020. № 10. С. 16, 48.
4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): федер. закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3824.
5. Постановление Конституционного Суда РФ от 17 марта 2009 г. № 5-П // Собрание законодательства РФ. 2009. № 14. Ст. 1770.
6. Определение Конституционного Суда РФ от 6 июня 2010 г. № 933–0-0 // СПС КонсультантПлюс.
7. Fajol' A. Obshhee i promyshlennoe upravlenie // Upravlenie ‒ jeto nauka i iskusstvo. M., 1992. S. 12.