Налоговое администрирование как фактор оптимизации фискальных отношений между государством и бизнесом | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №28 (162) июль 2017 г.

Дата публикации: 13.07.2017

Статья просмотрена: 411 раз

Библиографическое описание:

Шведов, Л. А. Налоговое администрирование как фактор оптимизации фискальных отношений между государством и бизнесом / Л. А. Шведов, А. А. Лопатина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 28 (162). — С. 67-70. — URL: https://moluch.ru/archive/162/45116/ (дата обращения: 22.12.2024).



В статье проанализирована категория «налоговое администрирование» как форма управленческой деятельности государства и бизнеса в сфере налоговых отношений. Сделан вывод о необходимости дальнейшего развития теории и практики налогового администрирования как инструмента сглаживания институциональных и хозяйственных рисков государства и бизнеса.

Ключевые слова: налоговое администрирование, налоговое планирование, налоговые отношения, государственное регулирование

Развитие теории и практики налогового администрирования, невозможно без четкой терминологии и единства ее применения. На сегодняшний момент в российской экономической литературе по вопросам предпринимательства и государственного регулирования экономики [2; 4; 10] под налоговым администрированием, прежде всего, понимают деятельность, направленную на уменьшение налоговых платежей, рассматривая сущность налогового администрирования исключительно с ограничительных позиций, противопоставляя налогоплательщика фискальным органам [3].

В современных условиях не правомерно сводить налоговое администрирование к комплексу мер по уходу от уплаты налогов, тем самым, усиливая противоречия между целями предприятия и органов государственной власти и управления, придавая антисоциальный характер деятельности хозяйствующего субъекта.

В учебнике И. М. Александрова налоговое планирование на уровне хозяйствующего субъекта определяется как «усилия, направленные на достижение оптимального уровня налогообложения посредством уменьшения размеров объема налоговых платежей» [1].

Можно согласиться с тем, что налоговая оптимизация — важнейшая функция налогового администрирования. «Оптимизация» в трактовке А. Б. Райзберга и др. — это «определение значений экономических показателей, при которых достигается оптимум, т. е. наилучшее состояние системы». Таким образом речь идет о достижении наивысшего результата при данных затратах ресурсов или достижение заданного результата при минимальных ресурсных затратах. Применительно к налогообложению хозяйствующего субъекта это означает определение значений налоговых показателей, при которых достигается наилучшее (оптимальное) состояние хозяйственной системы предприятия. В данном случае можно говорить об оптимизации как о процессе приведение хозяйственной системы предприятия в наилучшее состояние путем распределения и использования ресурсов таким образом, чтобы совокупная величина уплачиваемых налогов не превышала критическое значение. То есть деятельность предприятия с учетом фактора налогообложения соответствовала критерию эффективности.

На сегодняшний день существуют следующие подходы к конкретизации сущности налогового администрирования: во-первых, это деятельность по организации исполнения налогового законодательства со стороны бизнеса (М. Мишустин [5]); во-вторых, осуществление функций контроля за полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов со стороны государства (Т. Ашомко, И. Перонко, А. Силкина, Б. Тохтамуратова, Э. Цыганкова); в-третьих, обеспечение налоговых поступлений в бюджетную систему и внебюджетные фонды различного уровня (Л. Абрамчик, А. Иванов, О. Ногина, В. Пансков [9]); в четвертых, организационно-распорядительная деятельность налоговых органов в части реализации налогового механизма (Х. Исаев, М. Карасев, В. Незамайкин [6]).

В целом налоговое администрирование можно определить как форму реализации управленческой деятельности государства и бизнеса в сфере налоговых отношений посредством использования совокупности законодательно определенных методов и процедур в рамках установленных функций и компетенций, направленных на совершенствование налогового механизма с учетом согласования интересов государства и налогоплательщиков. Согласование интересов государства и налогоплательщиков в ходе осуществления налогового администрирования подразумевает собой интерактивное взаимодействие государства как интегральной категории министерств, ведомств и органов управления и налогоплательщиков. Это позволяет реализовать в процессе социально-экономического управления синергетический эффект за счет интеграции целей государства и бизнеса.

В структурном плане налоговое администрирование включает в себя субъектно-объектный состав, цель и задачи, функциональные элементы, характерные признаки и принципы. В этой связи, налоговое администрирование можно определить как форму управления налоговыми отношениями, как деятельность, осуществляемую в соответствии с обязанностями, целями и задачами налоговыми администраторами по взиманию налогов и сборов в соответствии с действующим законодательством, планированию налоговых поступлений, предупреждению и профилактике налоговых правонарушений, организации учета налогоплательщиков, налогового надзора.

Таким образом, налоговое администрирование предполагает достижение при соблюдении налогового законодательства баланса интересов налогоплательщика и государства на основе сотрудничества и партнерства. При таком подходе возможно развитие таких специфических институтов, как досудебное урегулирование споров и налоговое консультирование. Важная роль при таком подходе отводится такому неформальному институциональному аспекту, как независимое налоговое консультирование. Налоговые консультанты, являясь независимыми сторонами между налоговыми органами и налогоплательщиками, оказывают помощь и тем и другим, в частности: налогоплательщикам — предлагают законные способы оптимизации налоговых платежей, а налоговым органам передают сведения о возможных законных незаконных способах минимизации налогов с тем, чтобы налоговые органы были готовы к определенным недобросовестным действиям налогоплательщиков.

Несмотря на кажущуюся идеальность такого подхода, он не лишен недостатков. Главный его недостаток, как считают специалисты [3; 7; 8; 11] в том, что отнюдь не все страны готовы к воплощению данной модели. Причины такого нежелания выстраивать партнерские взаимоотношения в России генерируются всеми субъектами налогового администрирования и они следующие: слабая заинтересованность российских налогоплательщиков в развитии партнерских отношений при ожидании получения больших финансовых выгод от неформальных договоренностей; низкая мотивация налоговых органов к изменению принципов и методов налогового администрирования.

В зависимости от отношения к налогоплательщику специалисты выделяют дифференцированное и нейтральное налоговое администрирование [1; 3; 9]. При дифференцированном налоговом администрировании проводится разграничение налогоплательщиков на добросовестных и недобросовестных. Дифференциация заключается в проведении контрольных мероприятий и предоставлении налоговых преференций в зависимости от степени исполнения налогоплательщиков налоговой дисциплины. Добросовестные налогоплательщики получают дополнительные льготы и расширенное информационное сотрудничество с налоговыми органами. Недобросовестные, напротив, подвергаются более жесткому контролю и утрачивают возможность на получения дополнительных налоговых льгот.

Нейтральное налоговое администрирование базируется на налоговом законодательстве, не содержащем отдельные нормы и правила, применяемые к добросовестным и недобросовестным налогоплательщикам. В российском налоговом законодательстве прослеживается нейтральность по отношению к налогоплательщикам с различной степенью соблюдения налоговой дисциплины и термин «добросовестный» налогоплательщик ничего в себе не несет с точки зрения особого отношения к данному налогоплательщику со стороны государства.

С точки зрения подхода к осуществлению контрольных мероприятий выделяют превентивное и одномоментное налоговое администрирование. Одномоментный подход основан на поиске фактов уклонения от уплаты налогов, новых схем минимизации налоговых платежей. При этом, основным минусом данного подхода является то, что налоговые службы борются с уже свершившимся фактом нарушения налогового законодательства и узнают о появившихся незаконных способах налоговой минимизации на основании проводимых проверок. Таким образом, в этом случае налоговые органы изначально «проигрывают» налогоплательщика в плане знания пробелов налогового законодательства.

Второй подход — превентивный (или предупредительный) более затратный, как в плане денежных затрат, так и трудозатрат. В этом случае главной задачей налоговых органов является предупреждение появления новых схем и квалификация наиболее рискованных налогоплательщиков, которые способны их реализовать. Такой подход требует также и высокой квалификации сотрудников налоговых органов.

Для повышения эффективности деятельности предприятий, в том числе снижения его налоговой нагрузки, необходимо внедрение научно обоснованной и практически целесообразной системы организации налогового администрирования, сглаживающего институциональные риски, которые возникают при налогообложении хозяйственной деятельности экономических субъектов. Российская налоговая система в настоящее время переживает очередной этап налоговой реформы, которая ставит целью совершенствование налогового администрирования. Исследования экономистов относительно сути налогового администрирования, его методов, классификации и т. д. позволит, в итоге, сформировать единую концепцию относительно развития налогового администрирования, наиболее адекватную современному социально-экономическому развитию нашего государства.

Литература:

  1. Александров, И. М. Налоги и налогообложение. — М.: Издательский дом «Дашков и Ко», 2009.
  2. Барков, С.А., Денильханов, А. Х. Формы организации бизнеса. Монография. — М.: ИПО «У Никитских ворот, 2015.
  3. Васильева, М. В. Концептуальные направления построения системы налогового прогнозирования и планирования на макро- и микроуровне // Управленческий учет. — 2010. — № 2.
  4. Иванов, А.П., Охотников, И. В. Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в России // Журнал для акционеров. — 2010. — № 9–10.
  5. Мишустин, М. В. Совершенствование инструментов налогового администрирования по обеспечению стабильных доходов государственного бюджета // Экономика. Налоги. Право. — 2014. — № 4.
  6. Незамайкин В. Н., Юрзинова И. Л. Финансовый менеджмент. — М.: Юрайт, 2015
  7. Охотников И. В. Международная конкурентоспособность России как синергия экономических, социальных и политических институтов страны // Проблемы безопасности российского общества. — 2014. — № 1.
  8. Охотников, И.В., Сибирко И. В. Локализация в условиях глобализации / И. В. Охотников, И. В. Сибирко // Проблемы безопасности российского общества. — 2015. — № 3.
  9. Пансков, В. Г. Налоговая система РФ: проблемы становления и развития. — М.: Инфра-М, 2017.
  10. Сибирко И. В., Охотников И. В. Государство и рынок: модели эффективного взаимодействия // Предпринимательство. — 2013. — № 8.
  11. Хубиев К. А. Инновационная экономика и генезис новых отношений // Экономист. — 2012. — № 3.
Основные термины (генерируются автоматически): налоговое администрирование, налогоплательщик, налоговое законодательство, орган, хозяйствующий субъект, налоговая дисциплина, налоговое планирование, налоговый механизм, нейтральное налоговое администрирование, управленческая деятельность государства.


Похожие статьи

Совершенствование финансовой политики при проведении диверсификации деятельности бизнеса

Объектом исследования данной работы является вопрос совершенствования финансовой политики при проведении процесса диверсификации бизнеса.

Взаимодействие органов власти и государства в процессе антимонопольного регулирования

Анализируя опыт взаимодействия органов власти и бизнеса в экономическом и философском ключе, автор делает акцент на исследовании антимонопольной деятельности как ярком примере единства и противоречий интересов государства и частнособственнических стр...

Понятие и особенности финансового контроля

В статье рассматривается финансовый контроль, который направлен на обеспечение соответствия финансовой деятельности субъектов хозяйствования. Рассмотрено понятие «финансовый контроль» и выделено общее определение на основании проанализированных теоре...

Совершенствование системы государственного финансового контроля как основа эффективности межбюджетных отношений в Российской Федерации

В статье проанализирована система государственного финансового контроля и мониторинга в Российской Федерации. Сделан вывод о необходимости дальнейшего развития системного подхода как методологической основы повышения эффективности государственного фи...

Место и значение инвестиций предприятия в системе его финансового менеджмента

В научной статье описывается инвестиционная политика предприятия как основная из его направлений деятельности. Рассмотрены формы инвестиций, возможности их финансирования, показатели эффективности инвестиционного проекта. Рассмотрены некоторые аспект...

Административно-правовое регулирование в сфере налогообложения

В статье рассматриваются подходы к понятию «налогового администрирования». Делается вывод о содержании и составляющих элементах рассматриваемой категории.

Государственный контроль за осуществлением предпринимательской деятельности

В статье дается определение государственного контроля осуществления предпринимательской деятельности, исследуется его роль в обществе, рассматривается соотношение государственного контроля и надзора в современной правовой науке, анализируется правово...

Проблемы таможенного администрирования в области обеспечения конкурентоспособности национальных предпринимательских структур

В статье рассмотрены проблемные аспекты эффективного обеспечения конкурентоспособности национальных предпринимательских структур в глобальной экономике. Проанализированы особенности системы инструментов повышения конкурентоспособности отечественной п...

История развития корпоративных отношений в России

В статье проведен генезис развития корпоративных отношений в России. Проведен правовой анализ существующих положений Гражданского кодекса Российской Федерации и других нормативных актов в сфере регулирования корпоративных отношений, выявлена эффектив...

Формирование и применение методики налогового анализа на предприятии

Статья посвящена вопросу проведения налогового анализа на микроуровне. В работе рассмотрены подходы отечественных ученых к определению понятия «налоговый анализ», уточнены основные цели и задачи, предложена поэтапная методика его осуществления на пре...

Похожие статьи

Совершенствование финансовой политики при проведении диверсификации деятельности бизнеса

Объектом исследования данной работы является вопрос совершенствования финансовой политики при проведении процесса диверсификации бизнеса.

Взаимодействие органов власти и государства в процессе антимонопольного регулирования

Анализируя опыт взаимодействия органов власти и бизнеса в экономическом и философском ключе, автор делает акцент на исследовании антимонопольной деятельности как ярком примере единства и противоречий интересов государства и частнособственнических стр...

Понятие и особенности финансового контроля

В статье рассматривается финансовый контроль, который направлен на обеспечение соответствия финансовой деятельности субъектов хозяйствования. Рассмотрено понятие «финансовый контроль» и выделено общее определение на основании проанализированных теоре...

Совершенствование системы государственного финансового контроля как основа эффективности межбюджетных отношений в Российской Федерации

В статье проанализирована система государственного финансового контроля и мониторинга в Российской Федерации. Сделан вывод о необходимости дальнейшего развития системного подхода как методологической основы повышения эффективности государственного фи...

Место и значение инвестиций предприятия в системе его финансового менеджмента

В научной статье описывается инвестиционная политика предприятия как основная из его направлений деятельности. Рассмотрены формы инвестиций, возможности их финансирования, показатели эффективности инвестиционного проекта. Рассмотрены некоторые аспект...

Административно-правовое регулирование в сфере налогообложения

В статье рассматриваются подходы к понятию «налогового администрирования». Делается вывод о содержании и составляющих элементах рассматриваемой категории.

Государственный контроль за осуществлением предпринимательской деятельности

В статье дается определение государственного контроля осуществления предпринимательской деятельности, исследуется его роль в обществе, рассматривается соотношение государственного контроля и надзора в современной правовой науке, анализируется правово...

Проблемы таможенного администрирования в области обеспечения конкурентоспособности национальных предпринимательских структур

В статье рассмотрены проблемные аспекты эффективного обеспечения конкурентоспособности национальных предпринимательских структур в глобальной экономике. Проанализированы особенности системы инструментов повышения конкурентоспособности отечественной п...

История развития корпоративных отношений в России

В статье проведен генезис развития корпоративных отношений в России. Проведен правовой анализ существующих положений Гражданского кодекса Российской Федерации и других нормативных актов в сфере регулирования корпоративных отношений, выявлена эффектив...

Формирование и применение методики налогового анализа на предприятии

Статья посвящена вопросу проведения налогового анализа на микроуровне. В работе рассмотрены подходы отечественных ученых к определению понятия «налоговый анализ», уточнены основные цели и задачи, предложена поэтапная методика его осуществления на пре...

Задать вопрос