В статье проанализирована категория «налоговое администрирование» как форма управленческой деятельности государства и бизнеса в сфере налоговых отношений. Сделан вывод о необходимости дальнейшего развития теории и практики налогового администрирования как инструмента сглаживания институциональных и хозяйственных рисков государства и бизнеса.
Ключевые слова: налоговое администрирование, налоговое планирование, налоговые отношения, государственное регулирование
Развитие теории и практики налогового администрирования, невозможно без четкой терминологии и единства ее применения. На сегодняшний момент в российской экономической литературе по вопросам предпринимательства и государственного регулирования экономики [2; 4; 10] под налоговым администрированием, прежде всего, понимают деятельность, направленную на уменьшение налоговых платежей, рассматривая сущность налогового администрирования исключительно с ограничительных позиций, противопоставляя налогоплательщика фискальным органам [3].
В современных условиях не правомерно сводить налоговое администрирование к комплексу мер по уходу от уплаты налогов, тем самым, усиливая противоречия между целями предприятия и органов государственной власти и управления, придавая антисоциальный характер деятельности хозяйствующего субъекта.
В учебнике И. М. Александрова налоговое планирование на уровне хозяйствующего субъекта определяется как «усилия, направленные на достижение оптимального уровня налогообложения посредством уменьшения размеров объема налоговых платежей» [1].
Можно согласиться с тем, что налоговая оптимизация — важнейшая функция налогового администрирования. «Оптимизация» в трактовке А. Б. Райзберга и др. — это «определение значений экономических показателей, при которых достигается оптимум, т. е. наилучшее состояние системы». Таким образом речь идет о достижении наивысшего результата при данных затратах ресурсов или достижение заданного результата при минимальных ресурсных затратах. Применительно к налогообложению хозяйствующего субъекта это означает определение значений налоговых показателей, при которых достигается наилучшее (оптимальное) состояние хозяйственной системы предприятия. В данном случае можно говорить об оптимизации как о процессе приведение хозяйственной системы предприятия в наилучшее состояние путем распределения и использования ресурсов таким образом, чтобы совокупная величина уплачиваемых налогов не превышала критическое значение. То есть деятельность предприятия с учетом фактора налогообложения соответствовала критерию эффективности.
На сегодняшний день существуют следующие подходы к конкретизации сущности налогового администрирования: во-первых, это деятельность по организации исполнения налогового законодательства со стороны бизнеса (М. Мишустин [5]); во-вторых, осуществление функций контроля за полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов со стороны государства (Т. Ашомко, И. Перонко, А. Силкина, Б. Тохтамуратова, Э. Цыганкова); в-третьих, обеспечение налоговых поступлений в бюджетную систему и внебюджетные фонды различного уровня (Л. Абрамчик, А. Иванов, О. Ногина, В. Пансков [9]); в четвертых, организационно-распорядительная деятельность налоговых органов в части реализации налогового механизма (Х. Исаев, М. Карасев, В. Незамайкин [6]).
В целом налоговое администрирование можно определить как форму реализации управленческой деятельности государства и бизнеса в сфере налоговых отношений посредством использования совокупности законодательно определенных методов и процедур в рамках установленных функций и компетенций, направленных на совершенствование налогового механизма с учетом согласования интересов государства и налогоплательщиков. Согласование интересов государства и налогоплательщиков в ходе осуществления налогового администрирования подразумевает собой интерактивное взаимодействие государства как интегральной категории министерств, ведомств и органов управления и налогоплательщиков. Это позволяет реализовать в процессе социально-экономического управления синергетический эффект за счет интеграции целей государства и бизнеса.
В структурном плане налоговое администрирование включает в себя субъектно-объектный состав, цель и задачи, функциональные элементы, характерные признаки и принципы. В этой связи, налоговое администрирование можно определить как форму управления налоговыми отношениями, как деятельность, осуществляемую в соответствии с обязанностями, целями и задачами налоговыми администраторами по взиманию налогов и сборов в соответствии с действующим законодательством, планированию налоговых поступлений, предупреждению и профилактике налоговых правонарушений, организации учета налогоплательщиков, налогового надзора.
Таким образом, налоговое администрирование предполагает достижение при соблюдении налогового законодательства баланса интересов налогоплательщика и государства на основе сотрудничества и партнерства. При таком подходе возможно развитие таких специфических институтов, как досудебное урегулирование споров и налоговое консультирование. Важная роль при таком подходе отводится такому неформальному институциональному аспекту, как независимое налоговое консультирование. Налоговые консультанты, являясь независимыми сторонами между налоговыми органами и налогоплательщиками, оказывают помощь и тем и другим, в частности: налогоплательщикам — предлагают законные способы оптимизации налоговых платежей, а налоговым органам передают сведения о возможных законных незаконных способах минимизации налогов с тем, чтобы налоговые органы были готовы к определенным недобросовестным действиям налогоплательщиков.
Несмотря на кажущуюся идеальность такого подхода, он не лишен недостатков. Главный его недостаток, как считают специалисты [3; 7; 8; 11] в том, что отнюдь не все страны готовы к воплощению данной модели. Причины такого нежелания выстраивать партнерские взаимоотношения в России генерируются всеми субъектами налогового администрирования и они следующие: слабая заинтересованность российских налогоплательщиков в развитии партнерских отношений при ожидании получения больших финансовых выгод от неформальных договоренностей; низкая мотивация налоговых органов к изменению принципов и методов налогового администрирования.
В зависимости от отношения к налогоплательщику специалисты выделяют дифференцированное и нейтральное налоговое администрирование [1; 3; 9]. При дифференцированном налоговом администрировании проводится разграничение налогоплательщиков на добросовестных и недобросовестных. Дифференциация заключается в проведении контрольных мероприятий и предоставлении налоговых преференций в зависимости от степени исполнения налогоплательщиков налоговой дисциплины. Добросовестные налогоплательщики получают дополнительные льготы и расширенное информационное сотрудничество с налоговыми органами. Недобросовестные, напротив, подвергаются более жесткому контролю и утрачивают возможность на получения дополнительных налоговых льгот.
Нейтральное налоговое администрирование базируется на налоговом законодательстве, не содержащем отдельные нормы и правила, применяемые к добросовестным и недобросовестным налогоплательщикам. В российском налоговом законодательстве прослеживается нейтральность по отношению к налогоплательщикам с различной степенью соблюдения налоговой дисциплины и термин «добросовестный» налогоплательщик ничего в себе не несет с точки зрения особого отношения к данному налогоплательщику со стороны государства.
С точки зрения подхода к осуществлению контрольных мероприятий выделяют превентивное и одномоментное налоговое администрирование. Одномоментный подход основан на поиске фактов уклонения от уплаты налогов, новых схем минимизации налоговых платежей. При этом, основным минусом данного подхода является то, что налоговые службы борются с уже свершившимся фактом нарушения налогового законодательства и узнают о появившихся незаконных способах налоговой минимизации на основании проводимых проверок. Таким образом, в этом случае налоговые органы изначально «проигрывают» налогоплательщика в плане знания пробелов налогового законодательства.
Второй подход — превентивный (или предупредительный) более затратный, как в плане денежных затрат, так и трудозатрат. В этом случае главной задачей налоговых органов является предупреждение появления новых схем и квалификация наиболее рискованных налогоплательщиков, которые способны их реализовать. Такой подход требует также и высокой квалификации сотрудников налоговых органов.
Для повышения эффективности деятельности предприятий, в том числе снижения его налоговой нагрузки, необходимо внедрение научно обоснованной и практически целесообразной системы организации налогового администрирования, сглаживающего институциональные риски, которые возникают при налогообложении хозяйственной деятельности экономических субъектов. Российская налоговая система в настоящее время переживает очередной этап налоговой реформы, которая ставит целью совершенствование налогового администрирования. Исследования экономистов относительно сути налогового администрирования, его методов, классификации и т. д. позволит, в итоге, сформировать единую концепцию относительно развития налогового администрирования, наиболее адекватную современному социально-экономическому развитию нашего государства.
Литература:
- Александров, И. М. Налоги и налогообложение. — М.: Издательский дом «Дашков и Ко», 2009.
- Барков, С.А., Денильханов, А. Х. Формы организации бизнеса. Монография. — М.: ИПО «У Никитских ворот, 2015.
- Васильева, М. В. Концептуальные направления построения системы налогового прогнозирования и планирования на макро- и микроуровне // Управленческий учет. — 2010. — № 2.
- Иванов, А.П., Охотников, И. В. Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в России // Журнал для акционеров. — 2010. — № 9–10.
- Мишустин, М. В. Совершенствование инструментов налогового администрирования по обеспечению стабильных доходов государственного бюджета // Экономика. Налоги. Право. — 2014. — № 4.
- Незамайкин В. Н., Юрзинова И. Л. Финансовый менеджмент. — М.: Юрайт, 2015
- Охотников И. В. Международная конкурентоспособность России как синергия экономических, социальных и политических институтов страны // Проблемы безопасности российского общества. — 2014. — № 1.
- Охотников, И.В., Сибирко И. В. Локализация в условиях глобализации / И. В. Охотников, И. В. Сибирко // Проблемы безопасности российского общества. — 2015. — № 3.
- Пансков, В. Г. Налоговая система РФ: проблемы становления и развития. — М.: Инфра-М, 2017.
- Сибирко И. В., Охотников И. В. Государство и рынок: модели эффективного взаимодействия // Предпринимательство. — 2013. — № 8.
- Хубиев К. А. Инновационная экономика и генезис новых отношений // Экономист. — 2012. — № 3.