В статье автор пытается обобщить современные теоретические аспекты понятия налогового администрирования с акцентом на отражение наиболее часто используемых в РФ представлений о нем.
Ключевые слова: администрирование, государство, управление.
Одна из основных проблем государства — обеспечение гарантии поступлений в бюджеты всех уровней бюджетной системы страны и во внебюджетные фонды налогов, сборов и других платежей, установленных законом. Финансовая деятельность такого института, как государство, будет эффективной, только если в стране функционирует оптимальным образом выстроенный механизм налогового администрирования.
По мнению доктора юридических наук, профессора М. В. Карасевой [4, c. 6], государство стремится к выполнению со стороны налогоплательщика на добровольной основе его обязанности по уплате налогов и сборов в бюджетную систему и во внебюджетные фонды РФ при минимизации собственных усилий. Кроме того, она считает, что решения и действия государства в сфере обеспечения процесса реализации налоговой обязанности являются вторичными (вынужденными) в системе налогового регулирования. Здесь нужно добавить, что добровольное выполнение налоговой обязанности нельзя достичь без совершения встречных действий от государства.
Далее необходимо представить определения понятия налогового администрирования. Его официально признанного определения в РФ нет, но, тем не менее, словосочетание «налоговое администрирование» все шире применяется в официальных документах государственных и муниципальных органов власти, относящихся к налоговой политике в стране.
В таблице 1 представлены определения понятия «налоговое администрирование», данные отдельными российскими авторами.
Таблица 1
Определения понятия «налоговое администрирование», данные отдельными российскими авторами [3, c. 224–229]
Авторы определений |
Содержание определений |
Гончаренко Л. И. [1, c. 7] |
Это с организационной точки зрения элемент системы управления налоговыми отношениями. |
Дадашев А. З. [2, c. 8] |
Это организационно-управленческая система по воплощению налоговых правоотношений в виде набора форм и методов, применение которых должно обеспечивать процесс пополнения бюджетной системы страны налогами, сборами и другими платежами. |
Майбуров И. А. [5, c. 8] |
Это процесс, связанный с управлением налоговым производством, который реализуется органами ФНС России с конкретными полномочиями относительно экономических субъектов — плательщиков налогов, сборов и взносов. |
Пансков В. Г. [6, c. 9] |
Управленческая деятельность государства и муниципалитетов, связанная с налоговым планированием, созданием и развитием системы налогов и сборов, а также связанная с контролем за соблюдением действующих норм отечественного налогового права в разрезе полномочий и обязанностей всех участников налоговых правоотношений. |
Рамазанова Б. К. [7, c. 399–401] |
Набор организационно-экономических отношений в налоговой сфере, базирующейся на юридическом регулировании в системе определения, введения, взимания налогов и сборов и других обязательных платежей, налогового правового контроллинга, ответственности и защиты прав экономических субъектов — плательщиков налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджетную систему. |
Цель системы налогового администрирования состоит в упрощении процесса уплаты налогов и сборов для налогоплательщика и в снижении затрат по их сбору для органов ФНС России. В роли объекта налогового администрирования РФ выступает деятельность органов ФНС России и отечественная система налогов и сборов. В роли его предмета — совокупность налоговых взаимоотношений между их субъектами (между экономическими субъектами — плательщиками налогов и сборов, органами ФНС России и т. д.).
Налоговое администрирование подразумевает не подготовку нормативно-правовых актов в налоговой сфере, а именно управление, т. е. организацию процесса, связанного с их исполнением, и выявление факторов, препятствующих результативному развитию рассматриваемой системы.
В итоге, информация, аккумулирующаяся в ходе налогового администрирования, может помогать эффективно пополнять доходную часть консолидированного бюджета РФ и формировать запрос на проведение в стране налоговых реформ. В этой связи стоит отметить, что результат непрерывно ведущейся в стране работы по оптимизации норм налогового права — это постоянно вносимые в части I-II НК РФ изменения, и ключевую роль здесь играет как раз налоговое администрирование.
На рисунке 1 представлены уровни решения задач налогового администрирования в РФ.
Рис. 1. Уровни решения задач налогового администрирования в РФ [8]
В таблице 2 представлена характеристика задач налогового администрирования в РФ в разрезе уровней государственного управления.
Таблица 2
Характеристика задач налогового администрирования в РФ в разрезе уровней государственного управления [8]
Уровни управления |
Содержание задач налогового администрирования |
Исполнительные органы государственной (федеральной и региональной) власти — от Правительства РФ до Правительств субъектов РФ |
Разработка и принятие решения о главных направлениях ведения государственной налоговой политики. При этом преследуются следующие цели: определение величин ключевых параметров для исчисления ряда налогов (перечень налогоплательщиков, ставки и льготы), проведение анализа и составление прогнозов величин будущих налоговых поступлений во все бюджеты бюджетной системы и во внебюджетные фонды РФ, выработка предложений для корректировок норм НК РФ. |
Минфин России |
Формирование определенных процедур в сфере налогообложения и методологию отчетности, предоставление консалтинговых услуг для налогоплательщиков по аспектам использования действующих норм отечественного налогового права. |
ФНС России |
Прямое взаимодействие с налогоплательщиками и осуществление контроллинга за правильностью использования действующих норм налогового права. |
В итоге, налоговое администрирование предполагает ведение деятельности по следующим направлениям:
– установление направлений для ведения государственной налоговой политики;
– определение значений параметров по исчислению налогов;
– организация налогового учета (учета плательщиков налогов и сборов);
– подготовка форм налоговой отчетности;
– организация деятельности, связанной со сбором налогов;
– контроль за исполнением действующих норм налогового права;
– обработка данных по собираемым фискальным платежам;
– составление прогнозов и проведение анализа величин налоговых поступлений;
– определение противоречивых или не результативно работающих норм налогового права;
– поиск схем, связанных с уклонением от уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджетную систему;
– определение направлений сотрудничества между разными структурами для получения дополнительных данных, требуемых с целью осуществления результативного налогового контроллинга.
По ряду аспектов функции налогового администрирования, воплощаемые на разных уровнях управления, пересекаются.
На рисунке 2 представлен состав функций налогового администрирования.
Рис. 2. Состав функций налогового администрирования [8]
В итоге, категория налогового администрирования является сильно шире категории налогового контроля, хотя его базис составляет, прежде всего, контроль за налогоплательщиками и за налоговиками. Это подразумевает формирование детальной методологии проверок в виде составного элемента налогового администрирования, в т. ч. порядка осуществления контроллинга со стороны вышестоящих органов ФНС России в отношении нижестоящих.
Следствие действия функции контроля — это возникновение возможности для привлечения виновных лиц к различным видам ответственности за нарушение определенных правил, и это помимо всего прочего составляет часть функций налогового администрирования.
Серьезная роль в системе налогового администрирования играет функция методологического обеспечения процесса расчета налогов, относительно которых нормы налогового права определяют исключительно общие принципы их исчисления.
Функция сбора информации и ее обработки — это еще одна важная функция налогового администрирования. Сюда относится информация по начислению налогов, по процедуре ее сбора, методологии проверок, обнаруженным схемам ухода от уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей.
Действие функции совершенствования налогового права РФ символизирует протекание завершающего этапа налогового администрирования в определенном налоговом периоде.
Наибольший объем среди методов, используемых в системе налогового администрирования, занимают камеральные и выездные налоговые проверки экономических субъектов — плательщиков налогов, сборов и иных обязательных платежей. Для уменьшения затрат на администрирование, главным из которых являются затраты на содержание органов, ведется работа по развитию системы взаимодействия между налоговиками и плательщиками налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет.
Литература:
- Гончаренко, Л. И. Налоги и налоговая система Российской Федерации: учебник и практикум для академического бакалавриата / отв. ред. Л. И. Гончаренко. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 524 с.
- Дадашев, А. З. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учебное пособие / А. З. Дадашев. — М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 240 с.
- Жакенова, Г. И. Научные подходы к определению понятия «налоговое администрирование» / Г. И. Жакенова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2017. — Т. 3. — С. 224–229.
- Карасева, М. В. Финансовое право Российской Федерации: Учебник / Отв. ред. М. В. Карасева. — М.: Юристъ, 2004. — 576 с.
- Майбуров, И. А. Налоги и налогообложение: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлениям «Экономика» и «Менеджмент», специальностям «Экономическая безопасность», «Таможенное дело» / И. А. Майбуров [и др.]; под ред. И. А. Майбурова. — 7-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. — 503 с.
- Пансков, В. Г. Налоги и налогообложение: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / В. Г. Пансков. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 436 с.
- Рамазанова, Б. К. Истоки принципов налогообложения и их значение в современных условиях / Б. К. Рамазанова // Теория и практика общественного развития. — 2014. — № 2. — С. 399–401.
- Официальный сайт Федеральной налоговой службы России [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.nalog.ru/