Условия организации исследований младших школьников во внеурочной деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №50 (392) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 12.12.2021

Статья просмотрена: 49 раз

Библиографическое описание:

Феофилактова, М. В. Условия организации исследований младших школьников во внеурочной деятельности / М. В. Феофилактова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 50 (392). — С. 574-576. — URL: https://moluch.ru/archive/392/86741/ (дата обращения: 24.04.2024).



В статье автор раскрывает тему организации исследований младших школьников в рамках внеурочной деятельности.

Ключевые слова: проектная деятельность, младший школьник, исследования.

Исследовательская деятельность — это специально организованная, познавательно-творческая деятельность детей, которая по своей структуре соответствует научной деятельности, и характеризуется целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности.

Для выполнения поставленных целей и задач развивающего обучения нужны определенные методы работы, а именно: деятельностные, проблемные, практико-ориентированные, рефлексивные и групповые. В новых условиях учителям попросту необходимы новые подходы и методы, которые позволяют совершенно по-новому организовать процесс обучения младших школьников, а также взаимоотношения между учителем и учениками. Ученики сегодня совсем другие, они более современны, у них другие интересы, отличные от нашего с вами детства, а самое главное, что у современных учеников в открытом доступе очень большой поток различной информации, в которой им нужно научиться разбираться и грамотно ее использовать, и роль учителя со временем в таких новых условиях должна стать другой. В настоящее время широкую популярность набирает такой метод работы с учащимися как исследовательский [2].

Исследовательский метод обучения предполагает организацию такого учебного процесса, который помогает обработке новой информации и выработке новых знаний. Организуя проектно-исследовательскую деятельность младших школьников, важно следовать методологии. Выделим основные этапы проектно-исследовательского метода (по Савенкову А. И.) [1]: выбор подходящей и интересной для учащегося темы исследования; постановка целей и задач в предстоящей работе; грамотное пошаговое планирование выполнения проектной деятельности; реализация проекта; подведение итогов проделанной работы, оценка и самооценка проекта; презентация своего исследования перед публикой.

Поставленная проблема и обозначенная тема должны быть обязательно актуальными для ребенка, он должен быть заинтересован в выбранном для проектной деятельности предмете. Проектная работа должна выполняться учеником на добровольных началах и быть обеспечена необходимыми оборудованием, средствами и материалом. Приведу немного общих замечаний по поводу выбора темы исследований. Тема должна включать в себя: оригинальность исследования, должна быть интересна ребенку, увлекать его; в меру выполнима, итоговое решение поставленной темы должно принести реальную пользу участникам проделанного исследования.

В организацию проектно-исследовательской деятельности входят следующие действия обучающихся:

— обдумать самостоятельно то, что может быть известно по направлению выбранной ими темой, какие суждения можно высказать в эту сторону, какие выводы по итогу исследования можно сделать из того, что уже известно о выбранном предмете;

— посмотреть литературу по выбранной теме и записать всю важную и нужную информацию;

— обратиться ко взрослым (учителю или родителям) и что им известно по выбранной теме проекта, записать интересную информацию;

— посмотреть и отобрать важные телематериалы касающиеся исследования и записать то, что ты узнал из фильмов;

— используя Интернет, записать сведения, полученные с помощью компьютера;

— провести наблюдение и записать необычные факты, парадоксы, полученные с их помощью;

— провести эксперимент, записать план его проведения (этапы) и подвести итоги, показать результаты проведенных наблюдений и обработки теоретических материалов в проекте.

Для развития у учащихся навыков исследовательского характера необходимо организовать у них следующие умения [3]:

— рефлексивные умения: уметь осмыслить поставленную задачу, для решения которой еще мало полученных ранее знаний; уметь отвечать на вопрос «Чему мне нужно научиться для решения поставленной задачи?».

— поисковые (исследовательские) умения: уметь самостоятельно находить верную недостающую информацию; обращаться за новой информацией к эксперту (учителю, консультанту, специалисту, родителям); находить несколько вариаций решения поставленной проблемы; устанавливать причинно-следственные связи.

— оценочные умения. Уметь грамотно оценивать свою работу, находить недостающие факты, ошибки, недочеты.

— умения и навыки работы в сотрудничестве (в группе): работать в коллективе, взаимодействовать с любым напарником, взаимопомогать в группе при решении общих поставленных задач, делового партнерского общения.

— менеджерские умения и навыки: уметь проектировать процесс, уверенно принимать решения и прогнозировать их примерные последствия, ясно анализировать собственную деятельность (ее ход и полученные промежуточные результаты).

— коммуникативные умения: уметь вступать в диалог с любым участником проектной деятельности, правильно задавать вопросы, чтобы они были понятны и раскрывали суть обращения; вести дискуссию или спор; смело отстаивать свою точку зрения в своем исследовании, проводить устный опрос.

— презентационные умения и навыки: навыки монологической речи (громко и внятно читать информацию), артистические умения, использование различных средств наглядности при выступлении, умение перестраиваться и отвечать на незапланированные вопросы.

Исследовательская работа, как и любое творчество, возможна и эффективна исключительно только на добровольной основе. Желание у учащихся что-либо исследовать возникает тогда, когда предмет привлекает, удивляет, вызывает интерес и оставляет за собой множество не раскрытых вопросов, которые хочется познавать.

На заключительном этапе проектной деятельности юного исследователя итогом исследовательской работы может быть выступление на детской конференции. В отличие от «взрослой» конференции здесь именно необходимо создать «ситуацию успеха» для каждого школьника. Каждую представленную работу независимо от ее качества необходимо похвалить, чтобы у ребенка не пропало желание в дальнейшем своем обучении продолжить исследовательскую деятельность, ведь так важно нам взрослым помочь еще маленьким ученикам начальной школы как можно глубже и подробнее познать окружающий их мир, и в этом очень хорошо может помочь грамотно организованная проектно-исследовательская деятельность.

Здесь важную роль играет учитель. Учителю важно грамотно и интересно донести учащимся, что же такое проектная деятельность и для чего она нужна в жизни. Нужно правильно подобрать тематику проектов, опираясь на интересы детей и возрастные рамки, не забыть также про отстающих или слабых в обучении детей, т. к., если дать им темы на ровне со всеми учениками, то положительного результата можно просто не получить, а только лишь усугубить ситуацию. Учителю также важно подать собственный пример публичного выступления, показать учащимся, как его можно оформить, как нужно говорить, и в целом веси себя на публике, можно даже провести несколько отдельных занятий — тренингов, посвятив данной теме отдельное время. Также немаловажно дать возможность родителям включиться в проектную деятельность своего ребенка, что позволит укрепить их внутренние отношения, но нужно также понимать, что проектная деятельность — это самостоятельное изучение нового предмета или материала, поэтому родителям лучше участвовать в данной деятельности в роли исследуемых, но не исследователей, как и их ребенок. Соблюдая все этапы работы и организации проектно-исследовательской деятельности можно добиться правильных результатов, следовательно, у учащихся станет более развита самостоятельность, умение отбирать информацию, планировать свои действия и отстаивать свою точку зрения, выступая на публике.

Литература:

1. Савенков А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников. — Самара: Издательство «Учебная литература», 2007. — 208 с.

2. Савенков А. И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании // Исследовательская работа школьников. 2004.

3. Шабашов Л. Д. Развитие исследовательских навыков учащихся начальной школы: «Теория и методика обучения»/ Л. Д. Шабашов. — СПб., 2013. — 16 с.

Основные термины (генерируются автоматически): проектная деятельность, умение, проектно-исследовательская деятельность, учащийся, исследовательская деятельность, исследовательская работа, метод работы, поставленная задача, поставленная проблема, ребенок.


Похожие статьи

Исследовательская и проектная деятельность школьников

Исследовательская деятельность учащихсядеятельность, связанная с

Проектная деятельность учащихся — совместная учебно- познавательная, творческая или

Работа по развитию исследовательских навыков может проходить как на уроке, так и во внеурочной...

Формирование умений учебно-исследовательской и проектной...

Формирование умений учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся в рамках ФГОС на уроке

проектная деятельность, метод проектов, проект, Учащийся, учебный проект

Проектная деятельность учащихся — совместная учебно- познавательная...

Формирование готовности учащихся начальной школы...

Исследовательская деятельность учащихсядеятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с. Большую часть своей внеурочной работы по предмету я посвящаю исследовательской и проектной деятельности учащихся.

Исследовательская и проектная работа в школе как средство...

Исследовательская и проектная деятельность прочно вошла в школьный образовательный процесс. На мой взгляд, самым трудным как для ученика, так и для учителя, является выбор темы исследования, методики и планирование этапов исследования.

Проектная деятельность как условие развития...

Проектная деятельность является инновационной в работе дошкольных отделений

1. работа воспитателя с детьми; 2. самостоятельная исследовательская деятельность

ребенок, проект, проектная деятельность, метод проектов, отрезок времени, дошкольное...

Проектно-исследовательская деятельность как эффективное...

Сопровождающую роль в проектно-исследовательской работе выполняет педагог

Поставленная цель достигается решением следующих задач: 1. Привлечение учащихся к

исследовательская работа, учащийся, проектно-исследовательская деятельность...

Проектная исследовательская деятельность как один из.

В заключение хочется сказать, что проектная деятельность в школе — это один из самых позитивных экспериментов последних лет. Проектно-исследовательская деятельность даёт возможность для создания личностно-развивающей ситуации, позволяющей реализовать...

Организация проектно-исследовательской деятельности...

При организации исследовательской работы ставлю такие задачи: 1. Диагностика выявления детей с неординарными способностями, развитие

4. Формирование у учащихся устойчивой потребности к проектно-исследовательской деятельности. 5. Организация всех видов...

Метод проектов как средство развития исследовательской...

Запрудский Н. И. «Технология исследовательской деятельности учащихся: сущность и

Формирование умений учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся в

Проектная деятельность учащихся — совместная учебно- познавательная, творческая или...

Проектная и исследовательская деятельность как средство...

Проектная деятельность успешно сочетается с исследовательской, а вместе они составляют симбиоз, который идеально подходит для применения в школьном процессе обучения. Проектно-исследовательская деятельность — особый вид...

Похожие статьи

Исследовательская и проектная деятельность школьников

Исследовательская деятельность учащихсядеятельность, связанная с

Проектная деятельность учащихся — совместная учебно- познавательная, творческая или

Работа по развитию исследовательских навыков может проходить как на уроке, так и во внеурочной...

Формирование умений учебно-исследовательской и проектной...

Формирование умений учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся в рамках ФГОС на уроке

проектная деятельность, метод проектов, проект, Учащийся, учебный проект

Проектная деятельность учащихся — совместная учебно- познавательная...

Формирование готовности учащихся начальной школы...

Исследовательская деятельность учащихсядеятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с. Большую часть своей внеурочной работы по предмету я посвящаю исследовательской и проектной деятельности учащихся.

Исследовательская и проектная работа в школе как средство...

Исследовательская и проектная деятельность прочно вошла в школьный образовательный процесс. На мой взгляд, самым трудным как для ученика, так и для учителя, является выбор темы исследования, методики и планирование этапов исследования.

Проектная деятельность как условие развития...

Проектная деятельность является инновационной в работе дошкольных отделений

1. работа воспитателя с детьми; 2. самостоятельная исследовательская деятельность

ребенок, проект, проектная деятельность, метод проектов, отрезок времени, дошкольное...

Проектно-исследовательская деятельность как эффективное...

Сопровождающую роль в проектно-исследовательской работе выполняет педагог

Поставленная цель достигается решением следующих задач: 1. Привлечение учащихся к

исследовательская работа, учащийся, проектно-исследовательская деятельность...

Проектная исследовательская деятельность как один из.

В заключение хочется сказать, что проектная деятельность в школе — это один из самых позитивных экспериментов последних лет. Проектно-исследовательская деятельность даёт возможность для создания личностно-развивающей ситуации, позволяющей реализовать...

Организация проектно-исследовательской деятельности...

При организации исследовательской работы ставлю такие задачи: 1. Диагностика выявления детей с неординарными способностями, развитие

4. Формирование у учащихся устойчивой потребности к проектно-исследовательской деятельности. 5. Организация всех видов...

Метод проектов как средство развития исследовательской...

Запрудский Н. И. «Технология исследовательской деятельности учащихся: сущность и

Формирование умений учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся в

Проектная деятельность учащихся — совместная учебно- познавательная, творческая или...

Проектная и исследовательская деятельность как средство...

Проектная деятельность успешно сочетается с исследовательской, а вместе они составляют симбиоз, который идеально подходит для применения в школьном процессе обучения. Проектно-исследовательская деятельность — особый вид...

Задать вопрос