Развитие системы финансирования сферы образования в Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №50 (392) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 12.12.2021

Статья просмотрена: 42 раза

Библиографическое описание:

Игнеева, А. З. Развитие системы финансирования сферы образования в Российской Федерации / А. З. Игнеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 50 (392). — С. 445-449. — URL: https://moluch.ru/archive/392/86734/ (дата обращения: 25.01.2022).



В России финансирование системы образования как одной из приоритетных и значимых по объему предоставляемых услуг социальной сферы традиционно является существенной частью бюджетных расходов. Бюджетные ресурсы ограничены, поэтому проводимая на сегодня в РФ бюджетная политика ориентирована на повышение эффективности использования средств бюджета. В данной статье рассматриваются теоретические аспекты формирования бюджетных расходов на общее образование: дается характеристика расходам бюджета и источникам финансирования общего образования. Анализируются расходы на образование за счет средств консолидированного бюджета Российской Федерации.

Ключевые слова: финансирование, сфера образования, бюджетное финансирование, внебюджетные источники, частно-государственное партнерство.

Образование является одной из приоритетной сфер определяющих уровень развития страны и потенциал кадрового состава действующих хозяйствующих субъектов. Различные тенденции в мировой политике и экономике, кризисы и различные инновации не могли не затронуть эту сферу. С появлением новых технологий возникает потребность в квалифицированных кадрах, способных ими управлять.

Текущие процессы реформирования сферы образования Российской Федерации оказывают непосредственное влияние на систему его финансирования, что определяет актуальность и необходимость изучения этих аспектов с учетом методологической базы и основных принципов финансового обеспечения образования.

Основной целью государственной политики в сфере образования является обеспечение равного доступа детей к дошкольному, общему и дополнительному образованию, повышение конкурентоспособности профессионального образования, создание системы непрерывного образования.

Существуют общие и специальные принципы финансирования образовательных организаций, предоставляющих услуги высшего образования. Они включают:

— принцип законности образовательных организаций, предоставляющих услуги высшего образования. Поскольку Российская Федерация является правовым государством, этот принцип имеет основополагающее значение для работы государственных органов. Поскольку, согласно ч. 2 ст. 15 Конституции РФ [1], органы государственной власти и, соответственно, работники этих органов должны соблюдать законы и Конституцию РФ, принцип законности можно назвать конституционным. Следовательно, этот принцип заключается в строгом соблюдении требований закона всеми учебными заведениями, предоставляющими образовательные услуги;

— принцип федерализма бюджетных расходов. Расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации определяются разграничением в полномочиях федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местных органов власти, исполнение которых происходит в следующем финансовом году за счет соответствующих бюджетов;

— принцип определения приоритетности государственных и муниципальных расходов [7, с. 5].

Экономические факторы, влияющие на образование, меняются на нескольких уровнях государственного управления. Во-первых, на государственном уровне: основная часть расходов на образование осуществляется из госбюджета. На государственном уровне могут быть приняты решения об увеличении финансирования образовательных учреждений, что положительно скажется на формировании как системы образования в целом, так и отдельных учебных заведений. На муниципальном уровне также могут приниматься решения о дополнительном финансировании. На финансирование образовательных учреждений можно выделить льготные средства.

Ранее основным источником финансирования бюджета были все учреждения, теперь источники финансирования учреждений можно представить следующим образом:

— бюджетные источники финансирования: субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, субсидии на иные цели, а также субсидии в виде субсидий;

— внебюджетные источники финансирования: результаты получения учреждениями собственных доходов при осуществлении предпринимательской деятельности; пожертвования; патронаж; поддержка. В качестве спонсора признается любое образование, однако для привлечения спонсора необходимо иметь положительную репутацию и четко знать, как действовать в сотрудничестве со спонсором, однако таких знаний среди государственных (муниципальных) учреждений чаще всего недостаточно.

Также стоит отметить дополнительное финансирование образовательной сферы в виде госпрограммы «Развитие образования» [4]. Целями этой программы являются: развитие потенциала молодого поколения в интересах инновационного социально ориентированного развития страны и обеспечение высокого качества российского образования в соответствии с меняющимися потребностями населения, а также обеспечение его конкурентоспособности на мировом рынке образования.

Финансирование образования осуществляется через механизм государственной (муниципальной) задачи, предполагающей повышение эффективности общеобразовательных учреждений, а также повышение качества предоставляемых ими услуг, поскольку именно в этом документе отражены основные количественные и качественные показатели службы [6, с. 127].

Субсидия на оказание услуг рассчитывается исходя из базового норматива затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг, а также корректирующих коэффициентов к базовому нормативу затрат.

Одним из основных методов планирования бюджетных расходов является нормативный метод, предполагающий расчет объема бюджетного финансирования на основе нормативов. Этот метод финансирования определяется для каждого учащегося. Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определяет, что органы государственной власти субъектов РФ рассчитывают и устанавливают нормативные затраты в расчете на одного ученика [2].

На рис. 1 представлены объемы бюджетного финансирования сферы образования Российской Федерации.

Объемы бюджетного финансирования сферы образования Российской Федерации, млрд. руб. [8, с. 25]

Рис. 1. Объемы бюджетного финансирования сферы образования Российской Федерации, млрд. руб. [8, с. 25]

Как показано на рис. 1, основную нагрузку по финансированию сферы образования несут субъекты РФ: их доля в расходах консолидированного бюджета РФ возрастает от 76,6 % в 2010 году до 78,6 % в 2018 году.

Государственное финансовое обеспечение сферы образования представлено в таблице 1.

Таблица 1

Государственное финансовое обеспечение сферы образования в России, млрд. руб. [ 10 ]

2000

2005

2010

2016

2017

2018

Консолидированный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов

214,7

801,8

1893,9

3103,1

3264,2

3668,6

Дошкольное образование

32,0

113,0

321,3

679,0

722,5

841,4

Общее образование

107,9

356,0

827,4

1488,4

1329,5

1471,7

Дополнительное образование детей

-

-

-

-

237,7

251,0

Начальное профессиональное образование

13,4

39,4

61,7

-

-

-

Среднее профессиональное образование

10,2

43,3

102,1

199,8

212,0

251,6

Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации

1,4

6,7

13,2

21,0

23,9

33,0

Высшее образование

24,4

125,9

377,8

505,3

511,0

554,2

Молодежная политика и оздоровление детей

24,8

49,5

65,1

68,5

72,8

Прикладные научные исследования в области образования

1,8

15,7

11,8

12,9

14,6

Другие вопросы в области образования

25,4

90,8

125,1

132,9

146,3

178,4

В анализируемом периоде расходы на образование незначительно возрастают в абсолютном выражении. На образование в 2018 году выделено 3668,6 млрд. руб., что по сравнению с 2017 г. на 12,4 %.

Нехватка бюджетных средств в рамках финансирования образовательных учреждений является как количественным, так и качественным показателем. Таким образом, распределение бюджетных ресурсов по уровням образования не является рациональным и эффективным. По этой причине должна быть решена проблема не только нехватки бюджетных средств в сфере образования, но и сама проблема совершенствования механизма бюджетного финансирования.

Для решения вышеуказанных проблем был разработан национальный проект «Образование», срок реализации которого составляет с 2019 по 2024 годы [9]. За весь период осуществления нацпроекта объем финансирования составит784,4 млрд руб., в т. ч. из федерального бюджета — 723,3 млрд руб., из бюджетов субъектов РФ — 45,7 млрд руб. и за счет внебюджетных источников — 15,4 млрд руб. Ежегодный размер финансирования мероприятий национального проекта представлены на рис. 2.

Планируемые объемы финансирования национального проекта «Образование» за 2019–2024 гг., млрд. руб.

Рис. 2. Планируемые объемы финансирования национального проекта «Образование» за 2019–2024 гг., млрд. руб.

Национальный проект «Образование» включает в себя 10 Федеральных проектов — это «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Поддержка семей, имеющих детей», «Цифровая образовательная среда», «Учитель будущего», «Молодые профессионалы», «Новые возможности для каждого», «Социальная активность», «Экспорт образования» и проект «Социальные лифты для каждого». Объем финансирования мероприятий Федеральных проектов представлен на рис. 3.

Объемы финансирования Федеральных проектов национального проекта «Образование», млрд. руб. [5]

Рис. 3. Объемы финансирования Федеральных проектов национального проекта «Образование», млрд. руб. [5]

Федеральный закон о федеральном бюджете на 2020 г. и на 2021–2022 гг. планового периода предусматривает финансирование следующих мероприятий национального проекта «Образование»

— создание ключевых центров развития детей;

— создание условий для занятий физкультурой и спортом в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности; создание детских технопарков «Кванториум»;

— создание центров по выявлению и поддержке одаренных детей;

— создание новых мест для дополнительного образования детей;

— создание центров непрерывного профессионального роста для преподавателей и аккредитационных центров для системы образования;

— создание сети ресурсных центров для поддержки добровольческой деятельности;

— проведение Всероссийского конкурса лучших региональных практик поддержки волонтерства «Регион добрых дел» и других мероприятий [3].

Вне рамках национального проекта «образование» предлагаются следующие направления решения проблем бюджетного финансирования в сфере образования:

  1. Законодательное разрешение на увеличение перечня поступлений от внебюджетных источников.
  2. Проведение конкурсов между образовательными учреждениями на выполнение государственных и частных заказов по подготовке специалистов.
  3. Предоставление государственных льгот и привилегий частных и спонсорских инвестиции в образовательной сфере.
  4. Расширение возможностей образовательного кредита (государственное софинансирование, увеличение срока погашения).
  5. Развитие государственно-частного партнерства в сфере образования.

Наиболее перспективным решением является современное частно-государственное партнерство, поскольку эта система отражает интересы большинства слоев населения, государства и бизнеса.

Государственно-частное партнерство позволит существенно увеличить финансирование нацпроектов и программ, которые направлены на развитие сферы образования, а также позволит ускорить и эффективно их реализовать. Такая форма сотрудничества в области образования предполагает качественное изменение роли и масштабов негосударственного сектора услуг. Например, частный партнер вкладывает деньги в инфраструктуру образовательной сферы, то есть помогает приобрести оборудование или помогает с ремонтом учебного заведения. А государство, в свою очередь, отвечает за оказание базовых образовательных услуг.

Для России это может быть многообещающим по следующим причинам:

  1. Частный партнер является более гибким с точки зрения набора преподавателей и выделения бюджетных средств.
  2. Частный партнер в проекте проходит строгий конкурсный отбор по критериям качества и экономичности. С частным партнером заключается договор, который, как правило, предписывает конкретные цифровые показатели его результативности.
  3. Государственно-частные партнерства разделяют риски между государственным и частным секторами.
  4. Такие партнерства способствуют развитию конкуренции в образовательной сфере. В частности, государственные школы могут конкурировать с частными школами в борьбе за одаренных учеников. Таким образом, повышается качество образования [8, с. 36].

Таким образом, разрабатывая и совершенствуя механизмы финансирования сферы образования, государство формирует основу для роста экономики в целом. Образование должно работать на опережение, создавая новые квалифицированные кадры в различных сферах деятельности, тем более что страна стремится к инновационному пути развития.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/.
  2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 25.05.2020) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (13.06.2020).
  3. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» от 02.12.2019 № 380-ФЗ (ред. от 18.03.2020) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_339305/.
  4. Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (ред. от 04.06.2020) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286474/cf742885e783e08d9387d7364e34f26f87ec138f/ (13.06.2020).
  5. Будущее России. Национальные проекты. Национальный проект «Образование» Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://futurerussia.gov.ru/obrazovanie (17.06.2020).
  6. Булатова Ю. Характеристика источников финансирования системы общего образования // Научный электронный журнал меридиан. — 2019. — № 16. — С. 126–128.
  7. Вершинина О., Москвитин Г. Основные аспекты финансирования современной сферы образования Российской Федерации // Вестник Российского нового университета. Серия: человек и общество. — 2019. — № 1. — С. 3–7.
  8. Лагуткина К., Тарита К. Проблемы финансирования сферы образования в Российской Федерации // Ростовский научный журнал. — 2019. — № 4. — С. 33–42.
  9. Национальный проект «Образование» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://edu.gov.ru/national-project/ (17.06.2020).
  10. Образование в цифрах. Краткий статистический источник [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://www.hse.ru/data/2019/08/12/1483728373/oc2019.pdf/ (13.06.2020).
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, национальный проект, сфера образования, бюджетное финансирование, образовательная сфера, частный партнер, высшее образование, область образования, общее образование, Россия.


Задать вопрос