Эмоции как основа поведения человека и животных. Структуры, отвечающие за развитие и восприятие эмоций | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №50 (392) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 11.12.2021

Статья просмотрена: 591 раз

Библиографическое описание:

Борисова, Ю. С. Эмоции как основа поведения человека и животных. Структуры, отвечающие за развитие и восприятие эмоций / Ю. С. Борисова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 50 (392). — С. 124-126. — URL: https://moluch.ru/archive/392/86719/ (дата обращения: 19.10.2024).



Эмоции — процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям. Они возникают за счёт первичной активации специализированных структур мозга. Выполняя функции отрицательного или положительного подкрепления, эмоции способствуют выработке, закреплению и сохранению или устранению форм поведения. Особенность их в том, что они отражают значимость объектов и ситуаций, действующих на субъект, обусловленную отношением их объективных свойств к потребностям субъекта.

Эмоции человека в основном социально детерминированы. Они, основаны на нормах морали и права, поэтому высшие формы эмоций возникают на основе социальных и духовных потребностей.

Эмоции человеком и животными не только испытываются, но и выражаются в виде мимики, пантомимики, тона голоса, ряда вегетативных явлений, биохимических изменений в организме.

Существует множество классификаций эмоций, наиболее значимые:

– Положительные и отрицательные,

– Стенические и астенические,

– Выраженные по интенсивности и слабые.

Основные функции эмоций:

– Подкрепляющая (способствуют формированию памяти),

– Закрепляющая (устанавливает социальные нормы и ценности),

– Переключающая (активируется при вступлении в конфликт инстинктов и социальных норм),

– Сигнальная (передача информации от одного организма к другому),

– Ориентировочная (оценка социального пространства),

– Побуждающая (создает готовность к действию).

В ходе эволюции у низших позвоночных значительного развития достигает только ствол мозга. Лимбическая система появляется позднее, также, как и относительное увеличение коры больших полушарий. Ствол и другие структуры заднего мозга обеспечивают поведение необходимое для выживания. Например, приподнимание шерсти на загривке с целью запугать противника и защитить территорию. У новорожденных при приближении другого человека появляется улыбка, которая, вероятно, аналогична «оскалу испуга», который некоторые обезьяны применяют как защитную реакцию или знак подчинения. Связь матери и ребенка, где воспитанием потомства занимается самка. Некоторые эмоциональные проявления, свойственные человеку, вероятно, аналогичны с таковыми у предков.

Чарльз Дарвин в учении «Выражение эмоций у человека и животных» доказывает, что у них нет принципиальной разницы в развитии и выражении эмоций. В пример он приводит покраснение кожи при гневе, прикосновения при наличии привязанности и расположения и др. Дарвин рассматривал способы выражения эмоций как сохранившиеся остатки действий, связанных с нападением и защитой. Этолог Тинберген называл их «интенциональными движениями» — фрагментами подготовки организма к действию. По мере того, как развивалось социальное устройство в животном мире, эти движения стали выполнять самостоятельную роль, сделали возможным коммуникацию на данном уровне и позволили существенно усложнить организацию группы.

В пользу того, что ряд основных эмоций имеет эволюционную основу, можно привести исследование, в котором представителям разных народов показывали фотографии, с запечатленными разнообразными эмоциональными состояниями. Несмотря на культуральные различия между людьми, большинство опрошенных верно распознавало основные типы. Кроме того, проводились исследования, в ходе которых испытуемым людям давали прослушать запись звуков, издаваемых обезьянами. В результате с точностью до 95 % было верно определено эмоциональное состояние животного.

Разработкой темы эмоций занимались многие выдающиеся ученые, такие как З. Фрейд и его последователи. Кроме них широко популярны были теории Фестингера, Симонова и других. Согласно фрейдизму эмоции являются результатом столкновения сознательного и бессознательного, что характерно только для человека. Когнитивисты утверждали, что эмоциональная сфера обладает динамическими свойствами. Согласно их учениям, эмоции интерпретируются в категориях сугубо человеческой действительности. Как пишет Симонов, эмоции человека — это прежде всего орудие познавательной деятельности, средство внесения новизны в окружающий мир.

На настоящий момент предполагается, что развитие когнитивных способностей животных по отношению к отражению внешней среды несколько отстает от уровня развития их деятельности, а возможности отражения внутреннего состояния отстают еще больше. Еще менее регулируемы собственные потребности и мотивы поведения.

Структуры мозга , принимающие участие в формировании и распознавании эмоций.

В первую очередь это лимбическая система. Некоторые ее отделы специфически влияют на вегетативную нервную систему, контролирует многие физиологические проявления, сопутствующие сильным эмоциям. Нервные импульсы, поступающие от всех сенсорных систем, проходят по путям ствола мозга в кору и из последней в ствол через одну или несколько лимбических структур — миндалину, гиппокамп или гипоталамус.

Первая наиболее стройная концепция, связывающая эмоции с функциями определенных структур головного мозга, была опубликована в 1937г. невропатологом Пейпецем. Изучая эмоциональные расстройства у больных с поражением гиппокампа и поясной извилины, он предположил, что существует единая система образований, создающая мозговой субстрат для эмоций. Она представляет собой замкнутую цепь: гипоталамус — передневентральное ядро таламуса — поясная извилина — гиппокамп — мамиллярные ядра гипоталамуса. Однако на настоящий момент гипотеза Пейпеца не находит подтверждения. Из всех указанных структур только гипоталамус и поясная извилина признаны, как являющиеся эмоциогенными.

Миндалина у высших животных расположена в коре, в основании височной доли. Она принимает участие в формировании агрессивного поведения и реакции страха. По данным Смирнова В. М., электрическая стимуляция этой зоны вызывает страх, гнев, ярость и редко удовольствие. При двустороннем удалении миндалины снижается агрессивное поведение. После такой операции у вожака стаи макак-резусов, он потерял агрессивность и переместился на самую низшую ступень зоосоциальной лестницы. Миндалина «оценивает» конкурирующие эмоции, порожденные конкурирующими потребностями, и тем самым определяет выбор поведения.

Гипоталамус принимает участие как в развитии мотивационного поведения, так и в появлении связанных с ним эмоций. В нем сосредоточены двойные центры, регулирующие запуск и прекращение основных типов врожденного поведения, инстинктов. Электрическое раздражение некоторых нервных центров, расположенных в гипоталамической области, сопровождается не только возникновением первичных мотиваций, но и соответствующим поведением, ведущим к их удовлетворению.

Области коры, играющие наибольшую роль в формировании эмоций –это лобные и височные доли. Значение лобных долей мозга для формирования типа реагирования и личности было известно по крайней мере с 1848г. Тогда в результате травмы мужчина утратил левую лобную долю. После выздоровления преобладающие эмоции у него сменились, он стал расторможенным, агрессивным и импульсивным. Экспериментально установлено, что поражение лобных долей приводит к глубоким нарушениям эмоциональной сферы, выражающимся в эмоциональной тупости и растормаживании влечений. При этом сначала страдают высшие эмоции. На основании таких опытов некоторое время использовался метод лечения психических заболеваний известный как лоботомия. Удаление у обезьян височных долей приводит к снижению агрессивности и чувства страха. Повреждение височной доли, затрудняет определение эмоциональной интонации речи. Доказано, что разрушение височной коры, также, как и миндалины, снижает реакции страха и стимулирует ориентировочно-исследовательское поведение, в норме подавляемое оборонительными реакциями.

Передняя поясная извилина, через которую проходит множество связующих путей головного мозга, контролирует эмоциональные интонации, выразительность речи. Изучение функций левого и правого полушария обнаружило существование эмоциональной асимметрии мозга.

Важную роль в формировании и проявлении эмоций играет ретикулярная формация. Она получает сенсорные импульсы по различным проводящим путям и действует подобно фильтру, пропуская только ту информацию, которая является значимой, новой, соответственно обеспечивая выборочное реагирование.

Вегетативная нервная система, еще одна область, связанная с эмоциями, имеет два анатомически различных отдела. Симпатический отдел мобилизует энергию и ресурсы тела (реакция по типу «бей или беги»). Парасимпатический отдел отвечает за сбережение энергии и ресурсов. Равновесие между их эффектами в каждый момент времени зависит от соотношения между требованиями ситуации и внутренним состоянием организма.

Вопросы этики

Эксперименты с использованием животных проводятся и в настоящее время. Это неизбежно, так как системы компьютерного моделирования не способны учесть всех протекающих процессов и их взаимодействия в живом организме. Однако, сейчас строго соблюдаются принципы, нацеленные на защиту животных — при возможности заменять их на математические модели, минимизировать количество участвующих животных, создать наиболее благоприятные условия содержания и принимать все меры для предотвращения их страдания. Так, методы вивисекции заменяются на функциональные, что приводит к уменьшению стресса у животных.

Литература:

  1. Белоусова Н. И., Петрова Е. В., Ткаченко П. В. Этические вопросы использования лабораторных животных глазами студентов медицинского ВУЗа. Азимут научных исследований: педагогика и психология. Т. 10. № 2 (35). 2021. Стр. 36–38.
  2. Вартанов А. В., Вартанова И. И. Потребность в филогенезе психики и мозга. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2005. № 3. стр. 20–35.
  3. Вартанов А. В., Косарева Ю. И. Эмоции человека и обезьян: субъективное шкалирование вокализаций. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2015. № 2. Стр. 93–108.
  4. Гиноян Р. В., Хомутов А. Е. Физиология эмоций (Учебное пособие). Нижний Новгород: Издательство Нижегородского госуниверситета. 2010. 66 стр.
  5. Иманалиева Г. К. Психологические и лингвистические понятия эмоции. Наука и современность. Раздел: Филологические науки. 2010. Стр. 14–19.
  6. Куликов С. Б. Философский анализ становления современной теории эмоций. Вестник ТГПУ. Выпуск 5 (95). 2010. Стр. 12–15.
  7. Подосокорская Л. Л., Полынская А. И., Сивак А. С., Капланская И. Л. Психология эмоций. Здоровье — основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. 70 лет Победы в ВОВ. 2015. Стр. 28–30.
  8. Симонова О. А. Базовые принципы социологии эмоций. Вестник СПбГУ. Серия 12. Выпуск 4. 2016. Стр. 12–27.
Основные термины (генерируются автоматически): эмоция, поясная извилина, агрессивное поведение, вегетативная нервная система, височная доля, выражение эмоций, животное, реакция страха, эмоциональная сфера, эмоция человека.


Похожие статьи

Формирование фонематических процессов, как основа коррекции нарушений письма у дошкольников с нарушением речи

Аудиовизуальные средства обучения. Характеристика видео как средства формирования коммуникативной компетенции

Формирование вербально-коммуникативных умений у дошкольников в домашних условиях. Преемственность в работе ДОУ и школы

Управленческие цепочки как средство управления познавательной и самостоятельной деятельности обучающихся в процессе обучения

Песенный фольклор как эффективное средство формирования вокальных навыков и речевого аппарата у дошкольников

Влияние поведения родителей на биологическое функционирование детей

В настоящей статье рассматриваются основные аспекты, отражающие развитие биологической регуляции ребенка под влиянием поведения родителей и типа воспитания, которое они получают в процессе взросления.

Стили воспитания в семье и их влияние на формирование личности дошкольников

Психологические особенности детей дошкольного возраста

В статье затрагивается тема психологических особенностей детей в детских дошкольных учреждениях. Личность человека, его самобытность, характер, восприятие окружающего мира и людей – это всё то, что формируется в его душе ещё в самом детстве.

Мультипликация как способ влияния на формирование социокультурной идентичности ребенка

Средства массовой информации как средство формирования стереотипов в обществе

В данной статье рассматриваются понятия массового сознания, стереотипа и его основных видов. А также проанализировано влияние СМИ на общество по отношению к событиям, действиям и образам через призму стереотипов.

Похожие статьи

Формирование фонематических процессов, как основа коррекции нарушений письма у дошкольников с нарушением речи

Аудиовизуальные средства обучения. Характеристика видео как средства формирования коммуникативной компетенции

Формирование вербально-коммуникативных умений у дошкольников в домашних условиях. Преемственность в работе ДОУ и школы

Управленческие цепочки как средство управления познавательной и самостоятельной деятельности обучающихся в процессе обучения

Песенный фольклор как эффективное средство формирования вокальных навыков и речевого аппарата у дошкольников

Влияние поведения родителей на биологическое функционирование детей

В настоящей статье рассматриваются основные аспекты, отражающие развитие биологической регуляции ребенка под влиянием поведения родителей и типа воспитания, которое они получают в процессе взросления.

Стили воспитания в семье и их влияние на формирование личности дошкольников

Психологические особенности детей дошкольного возраста

В статье затрагивается тема психологических особенностей детей в детских дошкольных учреждениях. Личность человека, его самобытность, характер, восприятие окружающего мира и людей – это всё то, что формируется в его душе ещё в самом детстве.

Мультипликация как способ влияния на формирование социокультурной идентичности ребенка

Средства массовой информации как средство формирования стереотипов в обществе

В данной статье рассматриваются понятия массового сознания, стереотипа и его основных видов. А также проанализировано влияние СМИ на общество по отношению к событиям, действиям и образам через призму стереотипов.

Задать вопрос