Теоретические основы развития эмоций у детей старшего дошкольного возраста средствами сказкотерапии. Подходы исследователей к изучению эмоций в отечественной и зарубежной психологии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 14 декабря, печатный экземпляр отправим 18 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №6 (110) март-2 2016 г.

Дата публикации: 18.03.2016

Статья просмотрена: 2821 раз

Библиографическое описание:

Каика, В. А. Теоретические основы развития эмоций у детей старшего дошкольного возраста средствами сказкотерапии. Подходы исследователей к изучению эмоций в отечественной и зарубежной психологии / В. А. Каика. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 6 (110). — С. 691-695. — URL: https://moluch.ru/archive/110/27221/ (дата обращения: 04.12.2024).



На современном этапе развития психологической науки проблема изучения эмоций продолжает сохранять свою актуальность, несмотря на достаточно глубокие исследования, которые уже имеются. Это обусловлено, прежде всего, ролью эмоций, их влиянием на человеческое поведение.

Проблема эмоций выступала предметом изучения на протяжении длительного времени. В отечественной и зарубежной психологии представлены различные взгляды, раскрывающие понимание сущности эмоций (таблица 1).

Таблица 1

Сравнительная таблица взглядов отечественных изарубежных ученых по вопросам теорий происхождения исущности эмоций

Отечественные подходы

Зарубежные подходы

1. Информационная теория эмоций, предложенная П. В. Симоновым. Согласно его теории, источником эмоции является расхождение между количеством наличной информации и информации, необходимой для решения стоящей перед человеком задачи.

Симонов П. В. разработал формулу эмоций: (Э = — П/Н–С) — где П — потребность, Н — необходимость, С — существующее отдельное эмоциональное явление. Формула выражает факторы, которые ведут к возникновению эмоции — потребность и вероятность её удовлетворения в данный момент, именно сейчас, сегодня.

С формулой эмоций Симонова

П.В. не соглашается Б. И. Додонов, который считает, что «...мы не видим сейчас возможности охватить все эмоции единой измерительной формулой». [2]

Б. И. Додонов подчёркивает, что психология должна изучать не отдельный эмоциональный процесс, а целостную психическую деятельность, насыщенную чувственными оценочными моментами, т. е. предметом изучения должна стать эмоционально-оценочная деятельность человека.

С этой точки зрения, Б. И. Додонов отмечает, что с одной стороны, эмоция — это оценка, необходимая «...для существования организма и личности, для организации их поведения»; с другой стороны — это положительная самостоятельная ценность, т. е. ценность цели деятельности.

1. Одним из первых детальных исследований в области эмоций и их сопроводительных реакций, являлась концепция Ч. Дарвина эволюционно-биологическая или «рудиментарная теория эмоций». В которой отмечалось, что развитие эмоций подчинено законам биологической эволюции. Основная функция, которую выполняют эмоции — приспособительная. Большая часть эмоциональных реакций, как полагал Ч. Дарвин, объясняется тем, что они являются пережитками действий, которые были бесполезны на предыдущей стадии эволюции. Он практически отождествлял эмоции человека и животных, игнорируя значение социального фактора в развитии эмоций людей. [1]

2. В теории отношения в. Н. Мясищева эмоция рассматривается как одна из важнейших сторон психических процессов, характеризующая переживанием человеком действительности. Существенным в определении эмоций является их связь с отношением человека к окружающему и самому себе, их значение в регуляции психических процессов.

Эмоциональные отношения характеризуют эмоциональную избирательность или связь эмоций определенного характера с определенными лицами, объектами или процессами.

2. Первая систематически разработанная трактовка эмоциональных явлений принадлежит интроспективной психологии, основоположником которой является Вильгельм Вундт.

На основе эмпирических данных Вундт выделил шесть главных компонентов чувственного процесса и предложил три основных измерения эмоций: удовольствие-неудовольствие, возбуждение-успокоение, направление-разрешение, что нашло своё отражение в его трёхмерной теории чувствований [5]

Теория Вундта критиковалась американским психологом Титченером, который подверг сомнению выдвинутый Вундтом тезис о неисчислимом множестве чувств. Титченер полагал, что существует только два вида чувств: удовольствие и неудовольствие, остальные все чувства Вундт выдумал.

3. Отечественные психологи С. Л.

Рубинштейн, А. Н. Леонтьев [4] и другие, критиковали К.Е Изарда за то, что важнейшим компонентом эмоций он не рассматривал отношение субъекта к объектам, явлениям, событиям, которые в отечественной психологии рассматривают как основу эмоций.

3. Центральная теория эмоциональных переживаний — «таламической теории Коннона и Барда», была выдвинута в противовес идеи отождествления эмоций с вегетативными изменениями. Согласно этой теории эмоции отождествляются с физиологическими процессами, происходящими в центральной нервной системе. Физиологический подход к эмоциям предполагает выяснение всего структурного аспекта этих явлений.

4. Отечественные психологи подчёркивают и значение тех физиологических механизмов, которые являются условием возникновения эмоциональных процессов. Крупнейшим специалистом в этой области являлся академик П. К. Анохин, который создал биологическую теорию эмоций. П. К. Анохин подчёркивал, что физиологическая характеристика эмоций связана прежде всего с распространением возбуждения из области гипоталамуса на все эффекторные органы. Возникновение потребностей приводит к возникновению отрицательных эмоций, которые играют мобилизирующую роль, способствуя наиболее быстрому удовлетворению потребностей оптимальным способом.

4. В зарубежной психологии одним из ведущих учёных в области эмоций является крупнейший американский психолог Керрол Е. Изард, который исследует человеческие эмоции во всех аспектах. К. Е. Изард старается объяснить, каким образом эмоции образуют существенную часть человеческого сознания, познания и действия. К. Е. Изард исследует человеческие эмоции в непосредственной связи с познавательной способностью и деятельностью человека. [3]

5. Физиологическая теория- «теория Джемса-Ланге». У. Джеймс развил тезис о том, что непосредственно за восприятием возбуждающего факта следует телесное изменение, а наше переживание этих изменений и есть эмоции. Подобную точку зрения разделял и датский исследователь К. Ланге: по его мнению, эмоции возникают в результате моторных изменений, вызываемых некоторыми раздражителями. Хотя позиции Джемса и Ланге не совсем идентичны, вследствие сходства и совпадения во времени их теорий, их стали рассматривать как единую теорию, известную ныне. Согласно ее, эмоциональное состояние является производным от состояния периферических органов. Джемс делит эмоции на «низшие» и «высшие». К «низшим» он относит эмоции, связанные с состоянием гнева, страха и т. д.; к «высшим» относит, например, эмоции, связанные с эстетическими потребностями. [5]

Большинство теорий, посвящённых эмоциям, были направлены на раскрытие сущности эмоций через понимание механизмов их возникновений и исследователи приходили к тому, что эмоции тесным образом взаимосвязаны с деятельностью нервной системы и другими психическими функциями.

Эмоции, по мнению С. Л. Рубинштейна, представляют собой процесс отражения субъективного отношения человека к различным объектам и явлениям окружающего мира, другим людям и самому себе в форме непосредственного переживания [6]. По сути, эмоции выражают состояние субъекта и его отношение к объекту.

Как указывает В. К. Вилюнас, эмоции имеют свои отличия от психических познавательных процессов, которые заключается в полярности, то есть эмоции обладают положительным и отрицательным знаком, а также энергетической насыщенностью. Не менее значимой отличительной характеристикой эмоций является их интегральность или целостность, которая указывает на то, что в эмоциональном переживании участвуют все психофизиологические системы человека и его личность. Именно поэтому индикаторами изменения эмоционального состояния могут выступать изменения, связанные с психофизиологическими реакциями человека. Также к числу особенностей эмоций, отличающих их от других процессов, относят неотделимость, которая свидетельствует о тесной взаимосвязи эмоций со всеми физическими процессами [1].

Эмоции представляют собой сложные образования, оказывающие влияние психическую деятельность человека.

Значение эмоций помогает понять рассмотрение их функций. R. Plutchik, выделяет следующие функции. Экспрессивные функции эмоций заключаются в том, что эмоции способствуют лучшему пониманию людьми друг друга. Отражательно-оценочная функция заключается в том, что эмоция выступает как деятельность, которая оценивает поступающую в мозг информацию и происходит кодировка этой информации в форме субъективных образов. Побуждающая функция эмоции заключается в том, что полное отстранение эмоций от функции побуждения обессмысливает и производимую ими функцию оценки. Эвристическая предвосхищающая функция эмоций отражает роль эмоций в актуализации закреплённого опыта, благодаря чему человек способен опережать развитие событий, предвидеть их исход. Синтезирующая функция отражает способность эмоциональных переживаний выступать в качестве синтезирующей основы образа, создавать целостное и структурированное отображение разных действующих раздражителей. Компенсаторная функция эмоций заключается в том, что эмоции влияют на разные церебральные системы, которые регулируют поведение. Суть переключающей функции заключается в сфере врождённых форм поведения и при осуществлении условно рефлекторной деятельности. Различные исследователи отмечают разный набор функций [7].

Структура эмоций является многокомпонентной. Это связано с тем, что эмоции представляют собой сложный процесс. К числу этих компонентов, по мнению С. Л. Рубинштейна относятся физиологические (представляет изменения физиологических систем, возникающих при эмоциях), психологический (собственно переживания) и поведенческий (экспрессия и различные действия). Физиологический и психологический компоненты эмоций представляют собой внутренние их проявления, которые замыкаются «внутри организма». Выход вовне и разрядка эмоциональной энергии осуществляется благодаря третьему компоненту — поведенческому [6].

На современном этапе развития общества культурные нормы таковы, что, как правило, требуют от человека сдержанных проявлений чувств, для физического и душевного здоровья человека необходимы отсроченные во времени сбросы лишней энергии. Это может происходить в виде любых приемлемых для самого человека и общества движений и действий.

В психологии неоднократно предпринимались попытки классифицировать эмоции и таких классификаций представлено достаточно много. Подходы к классификации эмоций представлены в таблице 1.2.

Таблица 2

Подходы отечественных изарубежных авторов кклассификации эмоций

Автор

Классификация

Подходы отечественных авторов.

П.В Симонов.

В основе классификации — отношение к своему состоянию и характер взаимодействия с объектами, способными удовлетворить имеющуюся потребность

Выделил 4 пары «базисных эмоций»:

1. удовольствие-отвращение;

2. радость-горе

3. уверенность страх

4. торжество-ярость.

Б. И. Додонов

Основой классификации являются потребности и цели, т.е мотивы которым служат эмоции.

1. Альтруистические эмоции (потребность в содействии, помощи, сопереживании);

2. Коммуникативные (потребность в общении);

3. Глорические (от лат.-gloria-слова) — (потребность в самоутверждении, превосходстве);

4. Праксические (желание добиваться успеха в работе, успешности);

5. Пугнические (от лат pugna-борьба) — (потребность в преодолении опасности, риск, интерес к борьбе);

6. Романтические (стремление к необычному, таинственному, неизведанному);

7. Гностические (от лат gnosis-знание) — (потребность в получении информации);

8. Эстетические (наслаждение красотой, изяществом);

9. Гедонистические (потребность в телесном и душевном комфорте);

10. Акизитивные (от франц.acquisition- приобретение) — (интерес к накоплению, приобретению вещей).

Л. В. Куликов

Подразделяет эмоции на:

  1. активационные (бодрость, радость, азарт);
  2. тензионные (эмоции напряжения) — (гнев, страх, тревога);
  3. самооценочные (печаль, вина, стыд, растерянность).

Подходы зарубежных авторов.

К. Изард

Называет 10 основных, фундаментальных эмоций:

  1. Гнев 6. Вина
  2. страх 7. интерес
  3. стыд 8. радость
  4. презрение 9. удивление
  5. отвращение 10. дистресс (горе-страдание)

Э. Титченер

По его мнению, существует только два вида эмоций:

  1. удовольствие;
  2. неудовольствие.

Р. Плутчик

Выделяет 8 базовых эмоций, деля их на 4 пары:

—гнев (разрушение) — страх (защита);

—одобрение (принятие)- отвращение (отвержение);

—радость (воспроизведение)- уныние (лишение);

—Ожидание (лишение)- удивление (ориентация).

В. К. Вилюнас отмечает, что эмоции у человека представлены в виде четырёх основных феноменов — это эмоциональные реакции, чувства, эмоциональные состояния и эмоциональные свойства [1].

Эмоциональные реакции представляют собой непосредственные переживания, протекание какой-либо эмоции и базируется на первичных потребностях, они тесным образом взаимосвязаны с текущими обстоятельствами, кратковременны и обратимы.

Чувства — это переживания, которые в отличие от эмоций носят долговременный характер и могут сохраняться на всю жизнь.

Эмоциональные состояния являются более длительными и устойчивыми, чем эмоциональные реакции, они согласовывают потребности и устремления с его возможностями в конкретный момент времени. Для эмоциональных состояний характерны изменения нервно-психического тонуса.

Эмоциональные свойства являются устойчивыми характеристиками человека, которые отражают индивидуальные особенности эмоционального реагирования, характерные для конкретного человека. К числу этих эмоциональных свойств относятся эмоциональная лабильность, эмоциональная монотонность, эмоциональная вязкость, эмоциональная ригидность, эмоциональное огрубление.

Таким образом, анализ литературы показывает, что эмоции играют важное значение в жизни человека. В рамках данного исследования мы определяем эмоции следующим образом: эмоция — это субъективная форма выражения потребностей, которые предшествуют деятельности по их удовлетворению, побуждая и направляя ее. По своей структуре эмоции являются трехкомпонентными и включают физиологический, психологический и поведенческий. Эмоции тесным образом взаимосвязаны со всеми психическими процессами и выполняют множество значимых функций. Огромную роль эмоции играют в становлении личности.

Литература:

1. Вилюнас, В. К. Психология эмоций [Текст] / В. К. Вилюнас. — СПб.: Питер, 2006. — 496 с.

2. Выготский, Л. С. Психология [Текст] / Л. С. Выготский. СПБ.: «Питер», 2009. — 920 с.

3. Дубовец, С. Развитие эмоций у детей [Текст] / С. Дубовец // Дошкольное воспитание. — 2008. — № 1. — С. 59–63.

4. Изард, К. Е. Психология эмоций [Текст] / К. Е. Изард. СПб.: «Питер», 2009. — 753 с.

5. Кошелева, А. Д. Эмоциональное развитие дошкольников: Уч. пособие для студентов [Текст] / А. Д. Кошелева. — М.: Академия, 2003. — 176 с.

6. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. СПб.: «Питер». 2010. — 820 с.

7. Plutchik, R. Emothion/ A psychoevolutionary synthesis. N.Y.,1980.

Основные термины (генерируются автоматически): эмоция, потребность, процесс, тесный образ, зарубежная психология, область эмоций, основа классификации, предмет изучения, роль эмоций, эмоциональное состояние.


Похожие статьи

Теоретические аспекты изучения проблемы коммуникативных компетенций детей младшего дошкольного возраста с алалией

Теоретические основы изучения переговорного процесса в современной психологии

Теоретические подходы к пониманию профилактики нарушений письменной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня

Методологические подходы к изучению личностной структуры в популяции здоровых школьников

Организация технологии развития эмоционального восприятия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой

Направления и методы изучения детской речи в отечественной и зарубежной лингвистике

Ритмопластика как средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста

В рамках данной статьи раскрыт вопрос развития музыкально-ритмических движений у детей дошкольного возраста в процессе выполнения пластических этюдов по ритмопластике.

Методы формирования социальных эмоций у детей младшего дошкольного возраста

Психолого-педагогический подход к развитию пространственных представлений у детей дошкольного возраста

Теоретическое изучение активизации словаря у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения в сюжетно-ролевой игре

Похожие статьи

Теоретические аспекты изучения проблемы коммуникативных компетенций детей младшего дошкольного возраста с алалией

Теоретические основы изучения переговорного процесса в современной психологии

Теоретические подходы к пониманию профилактики нарушений письменной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня

Методологические подходы к изучению личностной структуры в популяции здоровых школьников

Организация технологии развития эмоционального восприятия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой

Направления и методы изучения детской речи в отечественной и зарубежной лингвистике

Ритмопластика как средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста

В рамках данной статьи раскрыт вопрос развития музыкально-ритмических движений у детей дошкольного возраста в процессе выполнения пластических этюдов по ритмопластике.

Методы формирования социальных эмоций у детей младшего дошкольного возраста

Психолого-педагогический подход к развитию пространственных представлений у детей дошкольного возраста

Теоретическое изучение активизации словаря у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения в сюжетно-ролевой игре

Задать вопрос