Влияние эмоционального состояния человека на внешнюю жестикуляцию и мимику | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №51 (498) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 25.12.2023

Статья просмотрена: 197 раз

Библиографическое описание:

Чекунова, А. Е. Влияние эмоционального состояния человека на внешнюю жестикуляцию и мимику / А. Е. Чекунова, Ю. М. Бурец. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 51 (498). — С. 455-461. — URL: https://moluch.ru/archive/498/109567/ (дата обращения: 16.12.2024).



Любая деятельность человека связана с осуществлением потребностей. Эмоциональные переживания являются одним из способов выражения познавательной потребности.

Эмоции — это элементарные переживания, возникающие у человека под влиянием общего состояния организма и хода процесса удовлетворения актуальных потребностей. Такое определение эмоций дано в большом психологическом словаре.

Эмоциональные состояния являются одно из разновидностью эмоций, характеризуются большей длительностью, которая может измеряться часами и днями.

По своей модальности эмоциональные состояния могут представать в форме раздражительности, тревоги, благодушия, различных оттенков настроения — от депрессивных состояний до состояния эйфории. Однако чаще всего они представляют собой смешанные состояния. Поскольку эмоциональные состояния — это тоже эмоции, в них также отражаются отношения между потребностями субъекта и объективными или субъективными возможностями их удовлетворения, коренящимися в ситуации.

Знание психологических основ и природы эмоциональных состояний помогает человеку контролировать свое эмоциональное состояние.

Цель работы: определить взаимосвязь между эмоциями и эмоциональными, а также физиологическими состояниями человека.

Задачи:

  1. Определить сущность понятий эмоция и эмоциональное состояние.
  2. Систематизировать научные теории об эмоциональном мире человека.
  3. Провести и интерпретировать метод наблюдения.
  4. Выявить эмоцию и сопровождающие ее жесты.

Гипотеза: предположить, что определённые эмоции влекут за собой сопровождение их жестами и изменения внутреннего физиологического состояния человека.

Актуальность : заключается в том, чтобы диалог был эффективным. Умение считывать эмоции через жесты.

  1. Общая характеристика эмоций. Научные теории эмоций. Переход эмоций в эмоциональные состояния. Связанные с ними внешние проявления человека
    1. Общая характеристика эмоций. Научные теории эмоций

« Эмоции — это элементарные переживания, возникающие у человека под влиянием общего состояния организма и хода процесса удовлетворения актуальных потребностей». Такое определение эмоций дано в большом психологическом словаре [22].

Иными словами, эмоции — это субъективные психологические состояния, отражающие в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношение человека к миру и людям, к процессу и результату его практической деятельности.

Ряд авторов придерживается следующего определения. «Эмоции — это психическое отражение в форме непосредственного, пристрастного переживания, жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта». [23].

По мнению ученых, в этом определении содержится одна из основных особенностей эмоций, отличающая их, например, от познавательных процессов — непосредственная представленность в них субъекту отношения между потребностью и возможностью ее удовлетворения.

Алексей Львович Гройсман отмечает, что эмоции — это форма психического отражения, стоящая на грани (к содержанию познаваемого) с физиологическим отражением и представляющая собой своеобразное личностное отношение человека и к окружающей действительности, и к самому себе.

На простом языке, эмоции — более простое, непосредственное переживание в данный момент, это отчетливо выраженная реакция человека на определенную ситуацию, с которой он столкнулся в жизни, живая реакция на происходящее, такая, например, как удовлетворенность, разочарование и т. д.

В переводе с латинского слово « эмоция » означает «потрясаю» или «волную» , то есть это некий процесс, в котором человек не спокоен и оценивая нечто, он это как-то переживает.

Состояние переживания эмоции охватывает всего человека. Внутри запускаются различные органические реакции, снаружи меняется мимика, взгляд, голос, положение тела и поведение.

Если человек оценил произошедшее, как ущемляющее его личное достоинство, то в ответ может либо обидеться, либо впасть в раздражение, промолчать или пойти в словесную (а может и физическую) атаку на обидчика. Сколько людей — столько и реакций, которые зависят от характера каждого из них.

1.2. Переход эмоций в эмоциональные состояния. Связанные с ними внешние проявления человека

«Эмоциональные состояния — психические состояния, которые возникают в процессе жизнедеятельности субъекта и определяют не только уровень информационно-энергетического обмена, но и направленность поведения». [4]

Простыми словами, эмоциональное состояние — это понятие, объединяющее настроения, внутренние чувства, влечения, желания, и эмоции. Обида, раздражение, возбуждение, истерика, упадок сил, мечтательность, хочу или не хочу — все это эмоциональные состояния. Эмоциональные состояния могут длиться от нескольких секунд до нескольких часов и быть более или менее интенсивными [3]. В исключительных случаях интенсивное эмоциональное состояние может сохраняться дольше названных сроков, но в таком случае это может быть свидетельством психических нарушений. От эмоционального состояния человека зависит его жизнь, его здоровье, его семья, работа, все его окружение, а изменение эмоционального состояния человека приводит к коренным изменениям в его жизни.

В повседневной жизни люди расслаиваются по близким эмоциональным состояниям в группы. Разные группы плохо понимают друг друга, хуже происходит общение, внутри же группы дела обстоят несколько лучше. Как правило, цельная, сформировавшаяся группа принадлежит к одному эмоциональному состоянию. Каждый человек уникален и придерживается своего личного мнения о жизни, но его точка зрения обусловлена не рассуждениями или образованием, а его эмоциональным состоянием. Та или иная эмоция может вызывать эмоциональное состояние. К примеру, эмоция радости вызывает надолго хорошее настроение и некий эмоциональный подъем. И наоборот, эмоция грусти вызывает депрессивное состояние.

В своей жизни человек испытывает разнообразные эмоции, некоторые из которых даже с трудом поддаются описанию.

В то же время, различные исследователи попытались структурировать их. Единого подхода к этому вопросу до сих пор нет.

Если же рассматривать самую простую классификацию, то можно представить ее следующим образом [5]:

Положительные: ( Имеют приятный эмоциональный фон, выступают в качестве положительного подкрепления для человека.);

Отрицательные: ( Отличаются негативным эмоциональным фоном. Горе, страх, зависть, тревога, отчаянье, тоска, гнев, грусть и прочие);

Нейтральные: ( Не имеют эмоционального окраса, не влияют на настроение человека . Безразличие, удивление, любопытство и прочие).

Кроме этого списка, в психологии эмоции также подразделяют на следующие виды [9]:

Базовые . Присущи всем людям, вне зависимости от пола, возраста, места проживания и социального статуса;

Вариативные. Проявляются внешне разнообразно. Они как раз обусловлены культурными или личностными особенностями, определяются местом проживания;

Врожденные. Под врожденными понимаются те, которыми обладает младенец с самого рождения;

Приобретенные. Так называют эмоции, которые человек получает в процессе получения жизненного опыта и социализации, формируются в определенных ситуациях в течение жизни;

Элементарные . Максимально простые, которые невозможно разложить на еще более мелкие;

Составные. Представляют собой ту или иную комбинацию элементарных эмоций;

Культурные. Они формируются в процессе обучения.

Делая упор на базовый вид эмоций человека, можно выявить 10 основных эмоций, которые присущи каждому человеку [7]:

Интерес . Так как человек отличается социальным образом жизни, то интерес является для него одним из наиболее часто испытываемым чувством. Благодаря ему индивид приобретает новые навыки, умения, знания. Интерес помогает ему развиваться, причем как физически, так и интеллектуально. Он имеет особенное значение, так как влияет на развитие как самой личности, так и общества в целом;

Радость . Характеризуется положительным фоном и возникает в результате возможности удовлетворить актуальную для индивида потребность или ее непосредственного удовлетворения;

Удивление . Не имеет какого-либо окраса и проявляется в качестве реакции на внезапно произошедшее явление или действие. Основная задача удивления состоит в том, чтобы подготовить индивида к неожиданности, сосредоточить его внимание на этом событии;

Гнев . Негативное состояние, которое в основном возникает из-за невозможности удовлетворения значимой для индивида потребности или неудачи на пути к ее удовлетворению. Может быть также вызвано обманом или оскорблением. У гнева существует неконтролируемая форма — ярость, которая возникает при максимальном недовольстве сложившимися обстоятельствами;

Отвращение . Отрицательное состояние человека, которое появляется в результате взаимодействия с чем-то или кем-то неприятным. Отвращение характеризуется сильным желанием избавиться от факторов, которые непосредственно его же и провоцируют;

Презрение . Появляется из-за разногласий имеющихся убеждений и действий одного индивида с убеждениями и действиями другого. Функция его заключается в том, чтобы человек мог почувствовать себя лучше, чем тот, на кого направлено его презрение;

Стыд . Возникает в результате несоответствия внешности или поведения с собственными убеждениями и мнением общества;

Вина . Возникает на основе осуждения индивидом собственных действий. Сопровождается неуверенностью в себе, а также чувствами стыда и раскаяния;

Страх . Представляет собой негативное состояние. Оно появляется в результате получения сведение об угрозе для жизни человека, причем как реальной, так и мнимой. Имеет большое значение, так как влияет на внешний вид, поведение и мышление индивида;

Горе . Является реакцией на возникшие в жизни негативные ситуации, которые могут быть постоянными или временными.

Эмоции и чувства человека могут быть разнообразными по силе, глубине, продолжительности и форме выражения. В зависимости от сочетания скорости, силы и продолжительности различают следующие виды эмоциональных состояний:

1) настроение;

2) страсть;

3) аффект;

4) воодушевление;

5) стресс;

6) фрустрация [2].

1) Настроение — эмоциональное состояние, которое отличается слабой или средней силой выражения, но при этом его значительной устойчивостью [2].

То или иное настроение может продолжаться целые дни, недели, месяцы. Это не специальное переживание по поводу какого-либо конкретного события, а общее состояние человека, на которое влияют различные факторы: социально-психологическая атмосфера в его ближнем и дальнем окружении, степень удовлетворения материальных и духовных потребностей, социальная защищенность и т. д. Причиной определенного настроения может быть также какое-либо значительное событие в личной или общественной жизни, состояние нервной системы человека и общее состояние его здоровья. Настроение отражается на активности, действиях и поведении человека. Обычно по преобладающему у данного человека настроению мы называем его веселым, жизнерадостным либо грустным, апатичным.

2) Страсть — это также длительное и устойчивое эмоциональное состояние, но в отличие от настроения оно характеризуется сильным эмоциональным наклоном [9]. Страсть представляет собой сплав эмоций, чувств и мотивов, сконцентрированных вокруг определенной деятельности или человека. Возникая при сильном стремлении к достижению общественно и личностно значимой цели, страсть обогащает личность, служит стимулом к большой созидательной деятельности человека и ведет к выдающимся достижениям. Страсть, преследующая мелкую, корыстную цель, обедняет и искажает личность.

3) Аффект — это чрезвычайно сильное, быстро возникающее и бурно протекающее кратковременное эмоциональное состояние (отчаяние, ярость, ужас и т. д.) [3]. Действия человека при аффекте происходят в виде «взрыва». Аффект сопровождается видимыми изменениями в поведении человека и выражается в бурных движениях, беспорядочной речи. В таком состоянии у человека может наблюдаться временная потеря волевого контроля за своим поведением, он может совершить необдуманные поступки. Аффекты негативно сказываются на деятельности человека, они не только резко снижают уровень ее организованности, но и часто влекут за собой ощущение усталости, подавленности, депрессии. Любое чувство может переживаться в аффективной форме (не радость, а восторг, не горе, а отчаяние) [18]. Аффекты возникают при ослаблении воли и зачастую являются показателем несдержанности, неспособности человека к самообладанию.

4) Стресс это состояние чрезмерно сильного и длительного

психологического напряжения, которое возникает у человека в процессе деятельности в трудных условиях как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах. При стрессе нервная система человека получает эмоциональную перегрузку. Экстремальными для личности условиями, способными вызвать стресс, могут стать опасные условия для жизни и здоровья, большие физические и умственные перегрузки, необходимость принимать ответственные и быстрые решения. Однако стресс может оказывать как отрицательное, так и положительное влияние на деятельность. При слабом стрессе, так называемом оптимальном напряжении, появляются общая физическая собранность, ясность и четкость мысли, активность и сообразительность. При сильном стрессе возникает общая реакция возбуждения, может наблюдаться растерянность, трудности в переключении внимания, возможны ошибки восприятия, памяти, мышления. Сильный стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения, может привести к полной дезорганизации его деятельности. Частые и длительные стрессы оказывают негативное воздействие на физическое и психическое здоровье человека.

5) Фрустрация — это эмоциональное состояние дезорганизации сознания и деятельности личности, вызванное объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми и переживаемыми) препятствиями на пути к очень желаемой цели [12]. Фрустрация проявляется тогда, когда степень неудовлетворения выше того, что человек может вынести. В таком состоянии человек испытывает особо сильное нервно-психическое напряжение. Оно может проявляться как озлобленность, агрессия, раздражение (активная форма) или подавленность, полное безразличие к окружению, апатия (пассивная форма). Фрустрации больше всего подвержены эмоциональные натуры, люди с повышенной возбудимостью, плохо подготовленные к невзгодам либо люди с недостаточно развитой волей [12].

  1. Разоблачение эмоционального состояния собеседника через проявления у него жестикуляции. Классификация жестов. Использование языка тела в повседневной жизни. Метод наблюдения и его результаты
    1. Разоблачение эмоционального состояния собеседника через проявления у него жестикуляции

Каждому из нас свойственно интуитивно «разоблачать» собеседников и оценивать незнакомцев. Однако специальные знания по психологии мимики и жестов помогают делать это более эффективно. Они предоставляют возможность не только добиваться успехов в межличностных коммуникациях, но и защитить себя от обмана и манипуляций.

Тело человека уникально не только само по себе, но и по-другому — его языку. Тело — инструмент в руках знающего. Если изучить некоторые жесты, мимику и позы, можно всегда «раскусить» человека и понять, что он чувствует, пытается скрыть, хочет показать, как выражает радость… Очень важно знать язык тела и жестов в общении. Это может помочь во многих ситуациях. Уникальный язык тела довольно примитивен и одинаков для всех. Люди непроизвольно, «на уровне рефлекторного подсознания», принимают определённые позы, жестикулируют, выражают эмоции мимикой — это неосознанно [21]. Язык телодвижений обуславливается импульсивно самим подсознанием, ввиду чего отсутствует возможность их подделать. Поэтому языку телодвижения доверяют. Исходя из этих данных, мы можем вывести определение термина «язык тела».

Язык тела — знаковые элементы поз и движений различных частей тела, при помощи которых, осознанно или неосознанно передаются мысли, чувства и эмоции. К языку тела, в том числе, относят мимику, жесты, различные позы, походку и др.

Более научно определение звучит так:

Невербальное общение (язык тела) — это коммуникационное взаимодействие между индивидами без использования слов (передача информации или влияние друг на друга через образы, интонации, жесты, мимику), то есть без речевых и языковых средств, представленных в прямой или какой-либо знаковой форме [6].

Как было сказано ранее, язык тела строится из жестов и мимики.

Жест некоторое действие или движение человеческого тела или его части, имеющее определённое значение или смысл, то есть являющееся знаком или символом [14]. Широко используемые жесты включают в себя такое действие, как указывание на что-либо или кого-либо (это один из немногих жестов, чей смысл мало различается в разных странах), а также использование рук и тела синхронно с ритмами речи, чтобы подчеркивать некоторые слова или фразы.

Многие внешне схожие жесты имеют разный смысл в разных странах; один и тот же жест может быть безобидным в одной стране и вульгарным в другой стране [15]. Кроме того, даже однотипные или аналогичные жесты могут слегка отличаться в разных странах.

Мимика выразительные движения мышц лица, являющиеся одной из форм проявления тех или иных чувств человека или движения мускулатуры в координированных комплексах, отражающие разнообразные психические состояния человека [16].

2.2. Классификация жестов. Использование языка тела в повседневной жизни. Метод наблюдения и его результаты

Жесты — это движения различных частей тела (кистей рук, ног, головы), которые сопровождают речь человека [17]. Жесты можно классифицировать по разным принципам, но их смысл от этого не меняется. Они помогают сделать общение более живым и эмоциональным, дают дополнительную информацию собеседнику.

В зависимости от функции, жесты делятся на группы:

Жесты иллюстраторы. Это выразительные жесты, которые сопровождают повествовательную речь. Они помогают более полно передать описываемое событие, явление.

К ним относятся жесты сообщения:

1) указатели (жесты указательным пальцем);

2) пиктографы (жесты, которые помогают представить размер или форму описываемых предметов);

3) кинетографы (непроизвольные движения телом);

4) жесты-отмашки рукой, головой;

6) идеографы (движения рук, изображающие соединение различных предметов) [1];

Жесты регуляторы. Они отражают отношение собеседника к чему-либо [16]. Сюда относятся:

1) кивок;

2) улыбка;

3) направление взгляда;

4) осознанные движения руки;

Жесты –э мблемы. Представляют собой жесты-заменители слов или целых фраз [15]: рука, сжатая в кулак, может означать «держись!». Тот самый жест с разворотом кулака в другой ракурс будет означать «Берегись!», Сжатые поднятые над головой руки в Европе могут означать «Прощай! Успехов тебе!», в Америке «Победа!». Так же «Победа» будут означать два пальца, разведенные в форме латинской буквы «V» (англ.: victory );

Жесты адаптеры. Эти жесты отражают индивидуальные привычки человека. Их производят руками. К ним относятся:

1) касание собеседника;

2) почесывание или подергивание определенных частей тела;

3) перебирание в руках мелких предметов (авторучка, пуговица на одежде и др.) [1];

Жесты аффекторы. Эти жесты посредством движений различных частей тела, в первую очередь мышц лица (мимика), выражают определенные эмоции [1].

В повседневной жизни наибольшее значение имеют жесты, которые отражают степень доверия к собеседнику, эмоциональный настрой общающихся. Они в наибольшей степени помогают понять другого человека, а также оформить сложные идеи и наглядно передать их собеседнику.

Эксперименты американских психологов Марты Алибали [8] и Сьюзен Голдин-Мидоу [10] показали, что дети объясняют новые понятия с помощью рук. Маленький ребенок не знает слова «объем», но может объяснить, почему в одном стакане песка больше, чем в другом, — покажет руками. Другой американский исследователь жестов Дэвид Макнилл [11] наблюдал за математиками. Когда им нужно проиллюстрировать абстрактное понятие, например график функции, они рисуют его руками в воздухе.

Жесты полезны на этапе, когда мысль уже сформирована и осталось выразить ее вслух. Когда человек не может подобрать нужное слово, жестикуляция уменьшает количество речевых сбоев: движения рук помогают вспомнить слово или выбрать похожее.

Также жестикуляция помогает тому, кто слушает говорящего.

Когда человек говорит: «Я сегодня поймал вот такую рыбу» — он активно показывает в нужных местах руками. Слушатель его понимает.

Один ученый наблюдал, как люди воспринимают жесты, когда они противоречат словам. Если сказать: «Кот погнался за птичкой», но показать руками, как птичка напала на кота, собеседник скорее воспримет то, что увидел, а не то, что услышал.

Лишь малая часть того, что мы понимаем из разговора, приходится на речь. Остальное передается тоном голоса, мимикой, движениями. Именно по ним можно понять, надо ли начинать разговор, кому сейчас говорить, не пора ли закончить.

Изучив психолого-педагогическую литературу по данному вопросу, я провела собственное исследование, которое было заключено в методе наблюдения. В данном исследовании приняло участие 86 респондентов. Они посещали среднюю государственную школу и являлись учащимися 9–10 классов. Моё наблюдение длилось 1 месяц. Проводила я его, не предупреждая респондентов и не обсуждая с ними цель своей практической работы.

В процессе наблюдения за респондентами, мной были сделаны следующие выводы, результаты которых совпали с таблицей Макса Эггерта [13], книгами: Андерсена Питера «Как читать язык тела и жестов» [20]; Пола Экмона «Психология эмоций» [18]; Аллана Пиза — «Язык жестов» [15]:

– При радости у респондентов губы искривлены и их уголки оттянуты назад; вокруг глаз образовались мелкие морщинки; можно заметить «блеск» глаз; брови приподняты вверх; активная жестикуляция и мимика;

– При удивлении — рот открыт; глаза широко раскрыты; брови приподняты вверх; застывшее лицо; быстрый или резкий вдох;

– При печали, грусти — брови сведены; глаза тусклые; уголки губ опущены; не наблюдается активной мимики; руки скрещены, одна держит другую; сутулая осанка.

– При гневе — мышцы лба сдвинуты во внутрь и вниз, формируя угрожающее или нахмуренное выражение глаз; ноздри расширены и крылья носа приподняты; губы либо плотно сжаты, либо оттянуты назад, принимая прямоугольную форму и обнажая стиснутые зубы; лицо часто краснеет; легкий отклон головы назад; сжатие кулаков; пощипывание ладони; прямая стойка; руки на пояс; резкие движения;

– При стыде, вине — голова опущена вниз или отвернута в сторону; лицо отвернуто; взгляд отведен; глаза устремлены вниз или «бегают» из стороны в сторону; веки прикрыты, а иногда и сомкнуты; лицо довольно покрасневшее; пульс учащенный; дыхание с перебоями; высоко поднятые или согнутые вперед плечи и слегка сгорбленная спина; втянутый в себя подбородок и подтянутые к себе части тела; тесно стоящие ноги; лежащие рядом руки и верхняя часть тела подпирается руками, опирающимися на что-то внизу;

– При интересе — брови немного приподняты или опущены, тогда как веки слегка расширены или сужены; наклон вперед; движения вперед; голова наклонена набок; рука подпирает щеку;

– При неуверенности — взгляд разбегается; частые «смешки»; руки перед корпусом; прикосновения к одежде, аксессуарам, частям тела (к бровям, носу, подбородку, мочки уха и т. д.). Прикрывание рта пальцем или ладонью; скованность движений; перебирание в руках чего-то; постукивание пальцами; скрещивание рук и ног; покачивания ногой; прикусывание губ; привычка грызть или кусать ногти; сутулость; нахождение в одной позе.

– При страхе, тревоге — вытянутая вперед или втянутая в плечи голова; отклонение верхней части тела и головы назад; расширение зрачка; широко открытые глаза; резкое повторяющееся усиленное и неравномерное мигание; быстрые, торопливые движения глаз; палец касается края губ; кусание и облизывание губ; слишком быстрый, поспешный, торопливый и нервный темп движений, учащенное дыхание; частые прикосновения к себе.

– При лжи — неестественная улыбка; скрещенные ноги и руки; голова наклонена назад либо вниз; бегающий взгляд; касание руками лица; резкая смена движений; прикрывание рта; прикосновение к носу, ушным мочкам, шее потирая и почесывая их; оттягивание воротника; несинхронные жесты; прищуривание или потирание глаз; спрятанные ладони при разговоре (за спину, в карманы); поджатая нижняя губа; жестикуляция перед лицом; внезапное замедление речи; ухмылка; частая смена эмоций;

– При уверенности — прямой зрительный контакт; руки за спиной; сцепленные руки; поза во весь рост; прямая осанка; касание кончиками пальцев (жест «Пирамида»); широкие шаги ; твердая стойка на двух ногах, не переминаясь, не заваливаясь ни на одну ногу, ни на другую; демонстрация больших пальцев рук (пальцы могут выглядывать из карманов брюк, пиджака); руки на бедрах или открытые руки и ладони; руки за головой и сцеплены в замок; плечи расслаблены и разведены; подбородок высоко; четкие движения и мимика; легкая улыбка.

Изучив множество теорий по эмоциональным состояниям, мы пришли к выводу, что эмоции напрямую влияют на жизнь человека ежедневно. Это связано не только с настроением, но и со способностью работать, общаться, выполнять ежедневно свои непосредственные обязанности. Огромную роль играет гормональная система человека. Она, напрямую считывая эмоцию, вырабатывает тот или иной гормон, который непосредственно влияет на здоровье человека. Это отражается на всех процессах человеческой жизнедеятельности.

Литература:

  1. https://4brain.ru/blog/zhesty-adaptery-pomogajut-adaptirovatsja-ili-meshajut/
  2. https://ht-lab.ru/obuchenie/slovari/gipertekstovyy/emotsionalnye-sostoyaniya/
  3. https://psychologos.ru/articles/view/emocionalnoe-sostoyanie
  4. https://syntone.ru/psy_lib/emotsionalnye-sostoyaniya/
  5. https://damienmilay.com/basis/chto-takoe-emocii/
  6. http://health-ua.com/article/5830-neverbalnye-aspekty-vrabote-vracha--kak-chitat-zhesty-imimiku-patcienta
  7. https://peaasi.ee/ru/основные-эмоции/
  8. https://alibalilab.wiscweb.wisc.edu/wp-content/uploads/sites/371/2018/02/AlibaliYoungCrooksYeoWolfgramLedesmaNathanChurchKnuth2013.pdf
  9. https://vse-kursy.com/read/psychologies/865-chelovecheskie-emocii-vidy-funkcii-i-znachenie-dlya-cheloveka.html
  10. https://www.aaas.org/susan-goldin-meadow-what-gesture-says-about-how-our-minds-work
  11. https://mcneilllab.uchicago.edu/pdfs/gesture.thought.fundamentals.pdf
  12. https://www.forbes.ru/forbeslife/461871-obmanyvat-sa-rad-cto-takoe-frustracia-i-kak-ee-preodolet
  13. https://justcoolidea.ru/kak-ponyat-yazyk-zhestov-drugogo-cheloveka-ochen-interesnaya-tablitsa-maksa-eggerta/
  14. Биркенбил В. «Язык интонации, мимики, жестов». — С.-П.: «Питер», 1997.
  15. Аллан Пиз. «Язык жестов».
  16. Николай Равенский. «Как читать человека. Черты лица, жесты, позы, мимика».
  17. Пиз Аллан. «Язык телодвижений: как читать мысли людей по их жестам». — Новгород, 1992.
  18. Пол Экман. «Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь».
  19. Пол Экман. «Узнай лжеца по выражению лица».
  20. Питер Андерсен. «Как читать язык тела и жестов».
  21. Джо Наварро. «Словарь языка тела: Как правильно интерпретировать поведение людей».
  22. Мещеряков Б. Г. и Зинченко В. П. «Большой психологический словарь». — Прайм-Еврознак в 2007 г.
  23. Психология эмоций и мотивации: учеб.-метод. Пособие, дополненное / сост. Митина Г. В., Нугаева А. Н., Шурухина Г. А. — Уфа: Изд- во БГПУ, 2020. — 110 с.
Основные термины (генерируются автоматически): жест, эмоция, эмоциональное состояние, рука, язык тела, повседневная жизнь, метод наблюдения, деятельность человека, различная часть тела, часть тела.


Задать вопрос