В статье рассмотрены особенности формирования бюджетной политики и место в ней бюджетной политики субъекта РФ, рассмотрены основные направления бюджетной политики Тюменской области, структура доходов и расходов бюджета, проанализированы используемые в регионе инструменты управления бюджетной политики, даны рекомендации по ее оптимизации.
Ключевые слова: бюджетная политика, структура бюджета, бюджет субъекта РФ, инструменты бюджетной политики, формирование бюджета.
Бюджетная политика государства является важной составляющей процесса управления государством и отражает реализацию государственных мероприятий по использованию финансовых отношений при выполнении своих функций, более того бюджетная политика государства является ядром его финансовой политики. Бюджетная политика Российской Федерации является многоуровневой (рисунок 1) и состоит из Федерального бюджета, бюджета субъектов РФ и местных бюджетов [5].
Рис. 1. Уровни бюджетной политики и место в них бюджетов субъектов РФ [3]
Тюменская область является одним из стратегических субъектов Российской Федерации, на территории которого располагаются основные нефтегазодобывающие предприятия, являющиеся источником формирования федерального бюджета.
Основной целью бюджетной политики Тюменской области является обеспечение устойчивости бюджетной системы Российской Федерации и безусловное исполнение принятых обязательств наиболее эффективным способом. В соответствии с данной целью бюджетная политика региона решает следующие задачи:
— формирование нормативно-правовой базы для осуществления долгосрочного бюджетного планирования;
— развитие методов и инструментов управления бюджетной политикой региона;
— создание условий и обеспечение высокого качества предоставления государственных и муниципальных услуг;
— укрепление доходной базы бюджета;
— повышение эффективности государственных закупок и контрактов;
— содействие в обеспечении сбалансированности региональных и местных бюджетов;
— улучшение качества работы органов власти;
— повышение открытости, исполнительности и достаточности бюджета.
В законе Тюменской области от 12 октября 2001 года № 426 «О бюджетном процессе в Тюменской области» определены основные участники бюджетного процесса, а также их полномочия по разработке, реализации и контролю за ходом исполнения бюджетной политики в регионе [1].
Бюджетная политика Тюменской области реализуется за счет средств бюджета субъекта РФ и направлена на развитие основных отраслей и сфер жизнедеятельности, которые можно отследить по структуре расходов бюджета, представленной на рисунке 2.
Рис. 2. Структура расходов бюджета Тюменской области [4]
Согласно рисунка 2 можно сказать, что основным направлением бюджетной политики является национальная экономика, которая занимает 27,6 % расходов бюджета Тюменской области в 2019 году. В состав национальной экономики как направления реализации бюджетной политики региона относится сельское хозяйство, лесное и транспортное хозяйство, транспорт, топливно-энергетических комплекс, водное хозяйство и другие вопросы в области национальной экономики. Стоит так же отметить, что в данном направлении бюджетной политики, наибольший объем регионального бюджета направлен на дорожное хозяйство и сельское хозяйство, как один из приоритетных направлений развития региона и поддержания его конкурентоспособности. На втором месте по объему бюджетных расходов находится социальная политика региона — 15,1 %, среди которых социальное обеспечение населения играет важную роль. Так же бюджетная политика региона направлена на развитие внутреннего и въездного туризма, поддержку малого предпринимательства, развитие инфраструктуры для промышленности и развития информатизации Тюменской области [2].
Для исполнения положений бюджетной политики бюджет необходимо пополнять, то есть использовать активные инструменты управления бюджетной политикой, основным из которых для Тюменской области являются налоговые платежи. На рисунке 3 представлена структура доходной части бюджета Тюменской области по видам используемых инструментов.
Рис. 3. Структура бюджета Тюменской области по видам инструментов управления бюджетной политикой, % [4]
Больше 93 % бюджета Тюменской области сформировано за счет налоговых платежей жителей региона и организаций, которые осуществляют деятельность на территории области. Неналоговые доходы составляют в 2019 году только 2,8 %, что говорит о высокой зависимости бюджета Тюменской области от фискальных рычагов воздействия.
Среди фискальных инструментов управления бюджетной политикой Тюменской области преобладают налоги (рисунок 4).
Рис. 4. Структура фискальных инструментов управления бюджетной политикой, формирующих доходную часть бюджета, % [4]
Более 75 % бюджета области сформировано за счет налога на прибыль организации и еще 24 % за счет иных налоговых платежей. Таким образом, среди фискальных инструментов управления бюджетной политикой является налог на прибыль организации. Среди наиболее популярным неналоговым инструментом управления являются доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности, данный инструмент занимает более 58 % в составе неналоговых доходов бюджета (рисунок 5).
Рис. 5. Структура не фискальных инструментов управления бюджетной политикой, формирующих доходную часть бюджета, % [4]
Стоит так же отметить высокую долю доходов неналоговых поступлений, приходящийся на штрафы, санкции и возмещения ущерба, которые составляют 25,1 % неналоговых бюджетных поступлений региона. Также активным инструментом управления бюджетной политикой является пользование природными ресурсами, административные платежи и сборы о оказания государственных и муниципальных услуг.
Таким образом, бюджетная политика Тюменской области является составной частью бюджетной системы Российской Федерации и направлена преимущественно на обеспечение национальной экономики региона, то есть поддержание всех видов хозяйства и развитие дорожных объектов региона. Основным инструментом управления бюджетной политикой региона являются налоговые платежи, занимающие более 92 % доходной части бюджета. Стоит сказать, что региону необходимо активно популяризовать не фискальные инструменты пополнения бюджета, чтобы обезопасить его от незапланированного дефицита из-за упадка хозяйственной деятельности организаций области, что в текущий момент является наиболее актуальным. Для повышения эффективности бюджетной политики, а именно инструментов по ее управлению рекомендуется активно развивать сферу государственных контрактов и закупок [2].
Литература:
- Бандурин В. В. Анализ состояния бюджетного устройства Российской Федерации // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). — 2015. — № 2–1. — С. 8–13
- Данилов В. С. Повышение собираемости доходов бюджетов на муниципальном уровне // Молодой учёный. — 2014. — № 4. — С. 496–500.
- Закон Тюменской области от 02.06.2020 № 34 «Об исполнении областного бюджета за 2019 год»
- Проект основных направлений бюджетной и налоговой политики Тюменской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://admtyumen.ru/ogv_ru/finance/finance/bugjet/more.htm?id=11801925@cmsArticle
- Фейгельман, Н. В. Бюджетная политика РФ: анализ качества и векторы развития / Н. В. Фейгельман // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: Экономика и управление. 2014. — № 4. — С. 72 75