В статье цели, задачи и условия реализации основных направлений бюджетной и налоговой политики муниципального образования (сельского поселения), а также итоги их реализации.
Ключевые слова: бюджетная и налоговая политика, доходы и расходы местного бюджета, сбалансированность и устойчивость бюджетной системы, межбюджетные трансферты
Основные направления бюджетной иналоговой политики муниципального образования (сельского поселения)
Основные направления бюджетной политики и основные направления налоговой политики реализуются в соответствии со статьей 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Положением о бюджетном процессе, принятым представительным органом муниципального образования.
Целью Основных направлений бюджетной и налоговой политики является определение условий, учитываемых при составлении местногобюджета на предстоящий финансовый год и плановый период двух последующих годов, а также основных подходов к его формированию.
Основные итоги реализации бюджетной политики иналоговой политики впредшествующий период. Вцелях реализации бюджетной и налоговой политики на предстоящий финансовый год необходимо оценить её эффективность и результативность.
Принимая во внимание рекомендации Министерства финансов РФ по формированию бюджетной политики и регулированию межбюджетных отношений при формировании и исполнении бюджетов бюджетной системы в Российской Федерации, а также руководствуясь одобренными в муниципалитете направлениями, администрации муниципального образования необходимо в отчетном году безусловно исполнить действующие расходные обязательств без привлечения заемных средств и отсутствия муниципального долга.
В практике формирования бюджета и его корректировки применяется порядок обеспечения планируемых бюджетных ассигнований соответствующими обоснованиями на основе расходных обязательств муниципального образования, что обеспечивает повышение прозрачности бюджетных расходов.
На территории муниципального образования должно обеспечиваться исполнение налоговой политики и бюджетной политики в области доходов, проводимой на федеральном и региональном уровнях. При этом особое внимание уделяется содействию федеральным органам исполнительной власти в части сокращения задолженности и недоимки по платежам в местный бюджет путем взаимодействия с налогоплательщиками, а также обоснованности и эффективности применения льгот по местным налогам.
Условия реализации, цели изадачи бюджетной политики иналоговой политики. Основное влияние на формирование бюджетной политики и налоговой политики сельского поселения в ближайшей перспективе будут оказывать решения, принятые на федеральном и региональном уровне, влекущие изменения доходов и расходов местного бюджета и связанные с закреплением отдельных вопросов местного значения за муниципальным районом. Там, например, к ним относятся: Федеральный закон от 03.07.2016 № 334-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», Закон Ивановской области от 07.07.2016 № 54-ОЗ «О внесении изменения в статью 2 Закона Ивановской области «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями Ивановской области», и решения, принятые на уровне Ивановского муниципального района.
При этом большинство целей и задач в сфере бюджетной и налоговой политики, поставленных в предыдущие годы, сохраняют свою актуальность.
Основной целью бюджетной и налоговой политики остается обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы поселения, концентрация финансовых ресурсов на приоритетных для поселения направлениях. Это обеспечение потребностей граждан и общества в муниципальных услугах, повышение их доступности и качества, обеспечение комфортного проживания жителей, благоустройство территории поселения, сохранение муниципальной собственности и др.
Для минимизации угроз несбалансированности бюджета — использование «консервативного» сценария функционирования экономики при определении основных характеристик бюджета, что позволит повысить точность бюджетного планирования, и предотвратить часть рисков, связанных с принятием дополнительных, не обеспеченных финансовыми ресурсами, расходных обязательств.
На местном уровне содействовать исполнению налоговой политики и бюджетной политики в области доходов, проводимой на федеральном и региональном уровнях. При этом особое внимание уделять следующим направлениям:
– обеспечению обоснованности и эффективности применения налоговых льгот по местным налогам;
– содействие федеральным органам исполнительной власти по сокращению задолженности и недоимки по платежам в местный бюджет путем взаимодействия с налогоплательщиками и реализации контрольных функций главными администраторами доходов местных бюджетов;
– мобилизация дополнительных внутренних резервов роста налоговых и неналоговых доходов (выявление незарегистрированных или не поставленных на налоговый учет объектов недвижимого имущества на территории поселения, выявление работодателей, не уплачивающих НДФЛ по месту осуществления деятельности, вовлечение в экономический оборот неиспользуемых земельных участков и участие в мероприятиях по контролю за их целевым использованием и др.).
– обеспечение эффективного управления муниципальной собственностью.
Также одним из приоритетных направлений бюджетной политики поселения должны стать мероприятия по привлечению дополнительных финансовых ресурсов из других бюджетов (в виде субсидий и иных межбюджетных трансфертов) путем соблюдения условий и участия в мероприятиях государственных программ, что существенным образом повлияет на увеличение собственных доходов муниципалитета и степень его самостоятельности.
Основными задачами бюджетной политики являются:
– повышение эффективности и результативности имеющихся инструментов программно-целевого управления и бюджетирования;
– создание условий для повышения качества предоставления муниципальных услуг;
– повышение эффективности процедур проведения муниципальных закупок;
– ориентация бюджетных расходов на достижение конечных социально-значимых результатов;
– оптимизация расходов на обеспечение функций органов местного самоуправления;
– совершенствование системы межбюджетных отношений, действующей в муниципальном образовании;
– обеспечение широкого вовлечения граждан в процедуры обсуждения и принятия конкретных бюджетных решений, общественного контроля их эффективности и результативности.
При этом необходимым условием успешной реализации поставленных целей и задач является согласованная работа всех органов местного самоуправления муниципального образования.
Литература:
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 30.09.2017)//СЗ РФ, 03.08.1998, № 31, ст. 3823.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 18.07.2017)// СЗ РФ, № 31, 03.08.1998, ст. 3824.
3. Федеральный закон от 03.07.2016 № 334-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»// СЗ РФ, 04.07.2016, N 27 (часть II), ст. 4267.
4. Закон Ивановской области от 07.07.2016 № 54-ОЗ «О внесении изменения в статью 2 Закона Ивановской области «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями Ивановской области» // http://publication.pravo.gov.ru.
5. Решение Совета Озерновского сельского поселения Ивановского муниципального района Ивановской области третьего созыва от 27.10.2016 г. № 65 «Об утверждении Положения о бюджетном процессе в Озерновском сельском поселении»//Сборник нормативных актов Ивановского муниципального района, № 19 (154), 05.11.2016. С. 264.