В статье проанализированы проблемы управления муниципальными финансами, а также определение возможных перспектив их устранения посредством совершенствования государственных программ на региональном и муниципальном уровнях.
Ключевые слова: муниципальные финансы, региональная целевая программа, государственная политика, эффективность целевой программы.
Региональная целевая программа — это разработанный комплекс мероприятий, а также проектов, целью которых является достижение конкретных поставленных задач, которые носят экономический, социальный или иной характер и требуют согласованных действий между органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также хозяйствующими субъектами. Региональная целевая программа финансируются в полной или частичной степени из областного бюджета.
Следует отметить, что целью программно-целевого планирования является совершенствование территориальных, а также межотраслевых связей, которое позволяет в рациональной степени сочетать в себе интересы территорий, а также определенных отраслей, направленных на развитие всей социально-экономической системы. Кроме того, с помощью программно-целевого планирования повышается эффективность управления экономикой страны в целом, а также ее субъектов.
На современном этапе только правительство Российской Федерации осуществляет систематическую работу, направленную на разработку целевых программ. В связи с этим, был разработан и принят комплекс нормативных правовых актов [3], которые регламентируют порядок разработки, а также оценки государственных целевых программ, также утвержден перечень государственных целевых программ и назначены исполнители, которые ответственны за их исполнение. Министерством финансов Российской Федерации вместе с Министерством экономического развития Российской Федерации готовится аналитическое распределение бюджетных средств, которые из федерального бюджета должны быть распределены на цели, которые указаны в государственных целевых программах.
Что же касается разработки и исполнения целевых программ на региональном и муниципальном уровне, то следует отметить, что такого рода работа, направленная на переход к программно-целевому принципу формирования бюджетов, имеет некоторые проблемы.
Так, в ходе реализации и исполнения целевых программ на региональном и муниципальном уровне много сложностей возникает при осуществлении определения эффективности, а также результативности бюджетных средств. Так, под показателями эффективности целевой программы следует понимать соотношение степени достижения результатов, которые были запланированы в рамках данной программы, с использованием конкретного количества бюджетных средств, которые были предназначены для этого.
Как следствие, цель проводимой государственной политики — это достижение конечных результатов. Непосредственный инструмент реализации целевой программы — это процесс достижения указанных в целевой программе результатов (определенных общественных благ, таких как работы, товары и услуги) органами государственной власти. Изначальное измерение, а также оценка степени достижения конечных результатов, которые предполагает целевая программа, позволяют определить, способствовали ли бюджетные средства, которые были направлены на реализацию целевой программы, достижению долгосрочных указанных в ней целей, способствующих развитию государства или региона.
В качестве следующего недостатка региональной целевой программы можно называть отсутствие показателей определенной деятельности, направленной на то, чтобы достичь определенного результата. К примеру, к таким можно отнести [5]:
‒ общее количество транспортных проектов, которое было профинансировано
‒ повышение общественной мобильности, а также уменьшение перегруженности дорог;
‒ общее количество домов, которые были подготовлены к зимней эксплуатации
‒ объем электроэнергии, которую удалось сэкономить;
‒ общее количество рабочих мест, которые были профинансированы — общее количество рабочих мест, которые были созданы, а также которые удалось сохранить.
Вместе с тем, тщательная работа над процедурой оценки эффективности целевой программы позволяет обнаружить выявляет причинно-следственную связь, которая образовывается между результатами, обживаемыми от целевой программы, а также программными мероприятиями, которые проводились. При этом, проведение анализа результатов, а также эффективности мероприятий, необходимых для реализации целевой программы, позволяет выделить некоторые их недостатки. Так, основное преимущество — это получение достаточно подробной информации. Недостатки — это затраты финансового характера, а также затраты времени.
Также, в качестве недостатка следует отметить достаточно важный фактор, в соответствии с которым работа, которая направлена на переход к программно-целевому принципу осуществления расходования средств бюджета на региональном и муниципальном уровнях не ведется. Так, территориальные образования могут ограничиваться только принятием участия в целевых программах федерального значения. Это происходит в основном при осуществлении давления посредством переработок, а также перегрузок управленцев. В случае, если данный факт игнорируется, то возможен срыв мероприятий, направленных на реализацию целевой программы [4].
Осуществление реализации преимуществ, которые возможно получить от программно-целевого подхода, направленного на распределение средств бюджета, требует научного подхода к его организации, который следует анализировать как на федеральном уровне, так и на региональном. Вместе с тем, формирование системы управления, которая характеризовалась бы целостностью и ориентированностью на положительный результат в определенной сфере, направленной на социально-экономическое развитие Российской Федерации в целом, требует не только точной формулировки, а также и постановки четких целей, задач и прогноза ориентировочных показателей.
Продвижение программно-целевого принципа на региональном уровне необходимо обеспечивать организованно.
Таким образом, проанализировав некоторые проблемы, которые возникают при реализации региональных целевых программ, следует предложить комплекс практических мер, направленных на эффективный переход к программно-целевому принципу расходования средств бюджета.
- Разработать и сформировать нормативно-правовую базу, направленную на эффективную реализацию принципа распределения средств бюджета как в регионах, так и на местах. Такого рода изменения могут быть закреплены в положениях таких Федеральных законов, как «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [1], «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» [2]. Цель указанных изменений — это определение функций, направленных на эффективную реализацию перехода к программно-целевому принципу расходования средств бюджета.
- Министерством финансов Российской Федерации совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации должны быть разработаны типовые методические рекомендации, направленные на реализацию перехода к программно-целевому принципу расходования средств бюджета.
- Министерство экономического развития Российской Федерации должно разработать единый порядок осуществления взаимодействия между ведомствами на федеральном уровне, а также ведомствами на региональном уровне. Данный порядок должен быть направлен на реализацию мер по принятию участия регионов в целевых программах на федеральном уровне и, соответственно, федеральных органов — в реализации региональных программах.
- Представляется целесообразным также сократить процедуры сбора данных о регионах (муниципальных образованиях), которые создают бумажную волокиту, затягивание времени, и зачастую уже неоднократно были переданы ранее в федеральные или региональные органы. С этой же целью представляется целесообразным существенным образом упростить и сократить отчетность непосредственных получателей средств бюджета (муниципалитетов или хозяйствующих субъектов), выделяемых на реализацию мер, предусмотренных целевыми программами.
Литература:
- Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.08.2017) // Собрание законодательства РФ. — 2003. — № 40. — ст. 3822.
- Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.08.2017) // Собрание законодательства РФ. — 1999. — № 42. — ст. 5005.
- Постановление Правительства РФ от 26.06.1995 № 594 (ред. от 22.03.2016) «О реализации Федерального закона «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» (вместе с «Порядком разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация», «Порядком закупки и поставки продукции для федеральных государственных нужд», «Порядком подготовки и заключения государственных контрактов на закупку и поставку продукции для федеральных государственных нужд») // Собрание законодательства РФ. — 1995. — № 28. — ст. 2669.
- Копылова Е. П., Глотова И. И. Проблемы взаимодействия федеральных, региональных и муниципальных органов власти при разработке и реализации целевых государственных программ // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. — 2014. — № 1 (4). — С. 292–295.
- Шаш Н. Н., Бородин А. И. Повышение эффективности управления государственными программами: федеральный и региональный аспекты // Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право. 2014. № 2–4. С. 96–106.