Проблемы управления муниципальными финансами | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №1 (187) январь 2018 г.

Дата публикации: 05.01.2018

Статья просмотрена: 926 раз

Библиографическое описание:

Рафиев, Р. Б. Проблемы управления муниципальными финансами / Р. Б. Рафиев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 1 (187). — С. 67-69. — URL: https://moluch.ru/archive/187/47651/ (дата обращения: 22.12.2024).



В статье проанализированы проблемы управления муниципальными финансами, а также определение возможных перспектив их устранения посредством совершенствования государственных программ на региональном и муниципальном уровнях.

Ключевые слова: муниципальные финансы, региональная целевая программа, государственная политика, эффективность целевой программы.

Региональная целевая программа — это разработанный комплекс мероприятий, а также проектов, целью которых является достижение конкретных поставленных задач, которые носят экономический, социальный или иной характер и требуют согласованных действий между органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также хозяйствующими субъектами. Региональная целевая программа финансируются в полной или частичной степени из областного бюджета.

Следует отметить, что целью программно-целевого планирования является совершенствование территориальных, а также межотраслевых связей, которое позволяет в рациональной степени сочетать в себе интересы территорий, а также определенных отраслей, направленных на развитие всей социально-экономической системы. Кроме того, с помощью программно-целевого планирования повышается эффективность управления экономикой страны в целом, а также ее субъектов.

На современном этапе только правительство Российской Федерации осуществляет систематическую работу, направленную на разработку целевых программ. В связи с этим, был разработан и принят комплекс нормативных правовых актов [3], которые регламентируют порядок разработки, а также оценки государственных целевых программ, также утвержден перечень государственных целевых программ и назначены исполнители, которые ответственны за их исполнение. Министерством финансов Российской Федерации вместе с Министерством экономического развития Российской Федерации готовится аналитическое распределение бюджетных средств, которые из федерального бюджета должны быть распределены на цели, которые указаны в государственных целевых программах.

Что же касается разработки и исполнения целевых программ на региональном и муниципальном уровне, то следует отметить, что такого рода работа, направленная на переход к программно-целевому принципу формирования бюджетов, имеет некоторые проблемы.

Так, в ходе реализации и исполнения целевых программ на региональном и муниципальном уровне много сложностей возникает при осуществлении определения эффективности, а также результативности бюджетных средств. Так, под показателями эффективности целевой программы следует понимать соотношение степени достижения результатов, которые были запланированы в рамках данной программы, с использованием конкретного количества бюджетных средств, которые были предназначены для этого.

Как следствие, цель проводимой государственной политики — это достижение конечных результатов. Непосредственный инструмент реализации целевой программы — это процесс достижения указанных в целевой программе результатов (определенных общественных благ, таких как работы, товары и услуги) органами государственной власти. Изначальное измерение, а также оценка степени достижения конечных результатов, которые предполагает целевая программа, позволяют определить, способствовали ли бюджетные средства, которые были направлены на реализацию целевой программы, достижению долгосрочных указанных в ней целей, способствующих развитию государства или региона.

В качестве следующего недостатка региональной целевой программы можно называть отсутствие показателей определенной деятельности, направленной на то, чтобы достичь определенного результата. К примеру, к таким можно отнести [5]:

‒ общее количество транспортных проектов, которое было профинансировано

‒ повышение общественной мобильности, а также уменьшение перегруженности дорог;

‒ общее количество домов, которые были подготовлены к зимней эксплуатации

‒ объем электроэнергии, которую удалось сэкономить;

‒ общее количество рабочих мест, которые были профинансированы — общее количество рабочих мест, которые были созданы, а также которые удалось сохранить.

Вместе с тем, тщательная работа над процедурой оценки эффективности целевой программы позволяет обнаружить выявляет причинно-следственную связь, которая образовывается между результатами, обживаемыми от целевой программы, а также программными мероприятиями, которые проводились. При этом, проведение анализа результатов, а также эффективности мероприятий, необходимых для реализации целевой программы, позволяет выделить некоторые их недостатки. Так, основное преимущество — это получение достаточно подробной информации. Недостатки — это затраты финансового характера, а также затраты времени.

Также, в качестве недостатка следует отметить достаточно важный фактор, в соответствии с которым работа, которая направлена на переход к программно-целевому принципу осуществления расходования средств бюджета на региональном и муниципальном уровнях не ведется. Так, территориальные образования могут ограничиваться только принятием участия в целевых программах федерального значения. Это происходит в основном при осуществлении давления посредством переработок, а также перегрузок управленцев. В случае, если данный факт игнорируется, то возможен срыв мероприятий, направленных на реализацию целевой программы [4].

Осуществление реализации преимуществ, которые возможно получить от программно-целевого подхода, направленного на распределение средств бюджета, требует научного подхода к его организации, который следует анализировать как на федеральном уровне, так и на региональном. Вместе с тем, формирование системы управления, которая характеризовалась бы целостностью и ориентированностью на положительный результат в определенной сфере, направленной на социально-экономическое развитие Российской Федерации в целом, требует не только точной формулировки, а также и постановки четких целей, задач и прогноза ориентировочных показателей.

Продвижение программно-целевого принципа на региональном уровне необходимо обеспечивать организованно.

Таким образом, проанализировав некоторые проблемы, которые возникают при реализации региональных целевых программ, следует предложить комплекс практических мер, направленных на эффективный переход к программно-целевому принципу расходования средств бюджета.

  1. Разработать и сформировать нормативно-правовую базу, направленную на эффективную реализацию принципа распределения средств бюджета как в регионах, так и на местах. Такого рода изменения могут быть закреплены в положениях таких Федеральных законов, как «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [1], «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» [2]. Цель указанных изменений — это определение функций, направленных на эффективную реализацию перехода к программно-целевому принципу расходования средств бюджета.
  2. Министерством финансов Российской Федерации совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации должны быть разработаны типовые методические рекомендации, направленные на реализацию перехода к программно-целевому принципу расходования средств бюджета.
  3. Министерство экономического развития Российской Федерации должно разработать единый порядок осуществления взаимодействия между ведомствами на федеральном уровне, а также ведомствами на региональном уровне. Данный порядок должен быть направлен на реализацию мер по принятию участия регионов в целевых программах на федеральном уровне и, соответственно, федеральных органов — в реализации региональных программах.
  4. Представляется целесообразным также сократить процедуры сбора данных о регионах (муниципальных образованиях), которые создают бумажную волокиту, затягивание времени, и зачастую уже неоднократно были переданы ранее в федеральные или региональные органы. С этой же целью представляется целесообразным существенным образом упростить и сократить отчетность непосредственных получателей средств бюджета (муниципалитетов или хозяйствующих субъектов), выделяемых на реализацию мер, предусмотренных целевыми программами.

Литература:

  1. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.08.2017) // Собрание законодательства РФ. — 2003. — № 40. — ст. 3822.
  2. Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.08.2017) // Собрание законодательства РФ. — 1999. — № 42. — ст. 5005.
  3. Постановление Правительства РФ от 26.06.1995 № 594 (ред. от 22.03.2016) «О реализации Федерального закона «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» (вместе с «Порядком разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация», «Порядком закупки и поставки продукции для федеральных государственных нужд», «Порядком подготовки и заключения государственных контрактов на закупку и поставку продукции для федеральных государственных нужд») // Собрание законодательства РФ. — 1995. — № 28. — ст. 2669.
  4. Копылова Е. П., Глотова И. И. Проблемы взаимодействия федеральных, региональных и муниципальных органов власти при разработке и реализации целевых государственных программ // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. — 2014. — № 1 (4). — С. 292–295.
  5. Шаш Н. Н., Бородин А. И. Повышение эффективности управления государственными программами: федеральный и региональный аспекты // Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право. 2014. № 2–4. С. 96–106.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, целевая программа, муниципальный уровень, программа, региональная целевая программа, программно-целевой принцип расходования средств бюджета, федеральный уровень, экономическое развитие, государственная власть, местное самоуправление.


Ключевые слова

государственная политика, муниципальные финансы, региональная целевая программа, эффективность целевой программы

Похожие статьи

Финансовое планирование на предприятиях энергетического сектора: проблемы и пути решения

В статье рассматриваются вопросы организации финансового планирования на предприятиях энергетического сектора, а также исследуются проблемы неэффективности бюджетирования на предприятии и предлагаются меры по его совершенствованию.

Муниципальный финансовый контроль в РФ

В статье рассматриваются актуальные вопросы дефиниции и концепции муниципального финансового контроля. Исследованы его функции и способы их реализации. Автором предложены перспективы развития в соответствии с текущим положением.

Особенности правового регулирования финансового контроля

В работе рассмотрены основные теоретические аспекты правового регулирования финансового контроля. Автором определен финансовый контроль как часть финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Выделены основы правового регулирования...

Проблемы финансового планирования на предприятиях энергетического сектора и пути их решения

В статье рассматриваются принципы и организация краткосрочного финансового планирования на примере предприятия энергетического сектора, сформулированы основные проблемы, возникающие в процессе планирования, и предложены пути его совершенствования.

Проблемные аспекты правового регулирования муниципального финансового контроля

В настоящей статье осуществлен анализ нормативной основы в сфере регулирования муниципального финансового контроля, рассмотрены имеющиеся противоречия. Изучены наиболее острые проблемные вопросы контрольной деятельности в сфере муниципальных финансов...

Направления совершенствования муниципального финансового контроля в Российской Федерации

В настоящей статье изучены наиболее острые проблемные вопросы контрольной деятельности в сфере муниципальных финансов, произведена попытка разработки ряда мер по повышению эффективности муниципального финансового контроля.

Актуальные проблемы развития государственного финансового контроля

В статье рассматриваются правовые основы осуществления финансового контроля. Также освещены вопросы, возникающие при осуществлении государственного финансового контроля в Российской Федерации, и пути его развития.

Функционирование системы внутреннего контроля на примере бюджетных организаций

Рассмотрены основные критерии и методическое обеспечение для функционирования системы внутреннего контроля в бюджетных организациях.

Проблемы финансирования бюджетных учреждений сферы образования

В данной статье рассматриваются теоретические аспекты проблем финансирования бюджетных учреждений сферы образования: финансово-правовой аспект. Также обозначается то, с чем связано их появление. Предлагаются пути решения данных проблем, с помощью кот...

Государственный финансовый контроль в России: проблемы и перспективы

В статье рассматривается сущность и задачи государственного финансового контроля, затрагиваются проблемы государственного финансового контроля в России. Анализируется механизм осуществления ГФК на примере деятельности Счетной палаты, предлагаются осн...

Похожие статьи

Финансовое планирование на предприятиях энергетического сектора: проблемы и пути решения

В статье рассматриваются вопросы организации финансового планирования на предприятиях энергетического сектора, а также исследуются проблемы неэффективности бюджетирования на предприятии и предлагаются меры по его совершенствованию.

Муниципальный финансовый контроль в РФ

В статье рассматриваются актуальные вопросы дефиниции и концепции муниципального финансового контроля. Исследованы его функции и способы их реализации. Автором предложены перспективы развития в соответствии с текущим положением.

Особенности правового регулирования финансового контроля

В работе рассмотрены основные теоретические аспекты правового регулирования финансового контроля. Автором определен финансовый контроль как часть финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Выделены основы правового регулирования...

Проблемы финансового планирования на предприятиях энергетического сектора и пути их решения

В статье рассматриваются принципы и организация краткосрочного финансового планирования на примере предприятия энергетического сектора, сформулированы основные проблемы, возникающие в процессе планирования, и предложены пути его совершенствования.

Проблемные аспекты правового регулирования муниципального финансового контроля

В настоящей статье осуществлен анализ нормативной основы в сфере регулирования муниципального финансового контроля, рассмотрены имеющиеся противоречия. Изучены наиболее острые проблемные вопросы контрольной деятельности в сфере муниципальных финансов...

Направления совершенствования муниципального финансового контроля в Российской Федерации

В настоящей статье изучены наиболее острые проблемные вопросы контрольной деятельности в сфере муниципальных финансов, произведена попытка разработки ряда мер по повышению эффективности муниципального финансового контроля.

Актуальные проблемы развития государственного финансового контроля

В статье рассматриваются правовые основы осуществления финансового контроля. Также освещены вопросы, возникающие при осуществлении государственного финансового контроля в Российской Федерации, и пути его развития.

Функционирование системы внутреннего контроля на примере бюджетных организаций

Рассмотрены основные критерии и методическое обеспечение для функционирования системы внутреннего контроля в бюджетных организациях.

Проблемы финансирования бюджетных учреждений сферы образования

В данной статье рассматриваются теоретические аспекты проблем финансирования бюджетных учреждений сферы образования: финансово-правовой аспект. Также обозначается то, с чем связано их появление. Предлагаются пути решения данных проблем, с помощью кот...

Государственный финансовый контроль в России: проблемы и перспективы

В статье рассматривается сущность и задачи государственного финансового контроля, затрагиваются проблемы государственного финансового контроля в России. Анализируется механизм осуществления ГФК на примере деятельности Счетной палаты, предлагаются осн...

Задать вопрос