Исследование отношения обучающихся технических специальностей к дистанционному обучению | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №50 (392) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 11.12.2021

Статья просмотрена: 65 раз

Библиографическое описание:

Рудюков, В. А. Исследование отношения обучающихся технических специальностей к дистанционному обучению / В. А. Рудюков, М. А. Пашечко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 50 (392). — С. 547-551. — URL: https://moluch.ru/archive/392/86651/ (дата обращения: 22.01.2022).



В данной статье представлены результаты исследования отношения курсантов Рыльского АТК – филиала МГТУ ГА к дистанционному формату обучения. Результаты исследования получены посредством анализа мнений курсантов о преимуществах и недостатках дистанционного обучения. Авторами статьи сделан вывод об успешной адаптации обучающихся к использованию электронных цифровых технологий в образовательном процессе, выявлены отдельные проблемы дистанционного обучения и предложены рекомендации по их решению.

Ключевые слова: дистанционное обучение, образование, информационные технологии, коммуникации, современное информационное общество, электронная образовательная среда, Рыльский АТК – филиал МГТУ ГА.

Характерной чертой современного образования является использование информационных и телекоммуникационных технологий, которые становятся все более востребованными и качественными. Развитие и внедрение в систему образования таких коммуникативных средств, как обучающие платформы, мультимедиа, интернет, кабельное телевидение, электронные библиотеки и т. п., позволило сформировать новую технологию — дистанционное обучение.

Дистанционное обучение — это современный способ обучения в онлайн-формате, при котором преподаватель и обучающиеся не находятся в одной аудитории, но имеют возможность участвовать в видеоконференциях, проводить онлайн-лекции, семинары, консультации, общаться на форумах и т. п.

Информационные технологии позволяют обучающимся в дистанционном формате своевременно и полноценно получать новые знания в требуемом режиме. Они способствуют формированию у обучающихся нового стиля мышления, адекватного требованиям современного информационного общества, развивают коммуникационные навыки.

О. Л. Колесников выделяет следующие особенности дистанционного обучения: «осуществление процесса обучения с сохранением дистанции, основным средством коммуникации является Интернет, общение возможно в реальном времени и с использованием электронных площадок для коммуникации и передачи информации, необходимой для изучения дисциплины» [1].

Следует согласиться с мнением E. С. Полат в том, что при таком виде обучения люди, не имеющие возможности посещать традиционные очные занятия, могут получить полноценные знания по изучаемому предмету [3].

Таким образом, спецификой дистанционного обучения является то, что данная технология предоставляет обучаемым огромные возможности для углубления и расширения имеющихся знаний, самообразования, поиска и использования необходимой информации. Процесс обучения позволяет взаимодействовать с преподавателями более активно и результативно, чем при традиционной форме обучения.

Г. А. Краснова и А. О. Полушкина считают, что обучение в онлайн-режиме, электронное обучение с применением дистанционных образовательных технологий в перспективе позволят: удовлетворить запрос обучающихся и общества на подготовку кадров в условиях неопределенности будущего; благодаря информационным технологиям создать условия для активной познавательной и учебной деятельности обучающихся с целью их подготовки к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной деятельности в условиях информационного общества и перехода к цифровой экономике; обеспечить индивидуализацию обучения, превратить обучающегося в активного и равноправного участника учебного процесса [2].

В 2019–2020 годах люди во всех странах мира столкнулись с масштабной проблемой, вызванной распространением пандемии коронавирусной инфекции. Чрезвычайные меры, направленные на предотвращение распространения болезни затронули, в том числе, и систему образования.

Пандемия и связанная с ней самоизоляция ускорили глобальную трансформацию всей системы образования, форсировали сложные адаптационные процессы в образовании, прежде всего в дистанционном, связанные с изменениями не только форм и методов обучения, но и сознания преподавателей и обучающихся, что требует всестороннего изучения как самих этих процессов, так и условий их развития [4].

В марте 2020 года Рыльский авиационный технический колледж — филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный технический университет гражданской авиации» (МГТУ ГА) (сокращенно — Рыльский АТК – филиал МГТУ ГА) временно перешел на дистанционный формат обучения. Занятия проводились в удаленном режиме. Внезапный переход к дистанционному обучению потребовал достаточно серьезных усилий как от курсантов, так и от преподавателей нашего колледжа. В октябре 2021 года в связи со сложной эпидемиологической обстановкой обучающиеся Рыльского АТК – филиала МГТУ ГА на две недели были вынуждены снова вернуться к дистанционным занятиям.

В ноябре 2021 года нами проводилось исследование, целью которого было выявление проблем, связанных с дистанционным обучением, и анализ отношения обучающихся Рыльского АТК – филиала МГТУ ГА к данной форме обучения. Исследование проводилось в форме анкетирования. Для этого мы разработали ряд вопросов, оформление которых производилось через онлайн-платформу Google Forms. Ссылка для прохождения опроса распространялась среди обучающихся через социальную сеть «ВКонтакте».

В опросе приняли участие 40 обучающихся (курсантов) второго курса обучения Рыльского АТК — филиала МГТУ ГА.

Исследование проходило с 24 ноября по 1 декабря 2021 года.

Данные опроса показали, что, в целом, обучающиеся адаптировались к дистанционной форме обучения. 40 % опрашиваемых (16 человек) на вопрос: «Как Вы адаптировались к новым условиям дистанционного обучения?» ответили «отлично», 37,5 % (15 человек) — «хорошо», 17,5 % (8 человек) — средне. Один человек (2,5 %) не адаптировался к дистанционной форме обучения и еще один (2,5 %) отметил, что адаптировался не в полной мере.

Полученные данные представлены на рисунке 1.

Результаты ответов на вопрос «Как Вы адаптировались к новым условиям дистанционного обучения?»

Рис. 1. Результаты ответов на вопрос «Как Вы адаптировались к новым условиям дистанционного обучения?»

На вопрос: «Происходит ли своевременное информирование Вас об изменениях в процессе дистанционного обучения?» были получены следующие ответы (см. рисунок 2). 77,5 % опрашиваемых (31 человек) считают, что своевременно получают данный вид информации, 17,5 % (7 человек) ответили на этот вопрос «Иногда», 5 % (2 человека) не могут получить данную информацию.

Результаты ответов на вопрос «Происходит ли своевременное информирование Вас об изменениях в процессе дистанционного обучения?»

Рис. 2. Результаты ответов на вопрос «Происходит ли своевременное информирование Вас об изменениях в процессе дистанционного обучения?»

В качестве основных источников получения информации о ходе дистанционного обучения 67,5 % (27 человек) назвали «Беседы в соцсетях», 20 % (8 человек) получают информацию на официальном сайте колледжа, 10 % (4 человека) — в Личном кабинете, 2,5 % (1 человек) основным источником информации назвал Интернет.

Проиллюстрируем это на рис. 3.

Результаты ответов на вопрос «Откуда Вы, в первую очередь, получаете информацию о ходе дистанционного обучения?»

Рис. 3. Результаты ответов на вопрос «Откуда Вы, в первую очередь, получаете информацию о ходе дистанционного обучения?»

В ходе исследования выяснилось, что основная часть опрошенных считают дистанционную форму обучения более удобной в сравнении с традиционным. На вопрос «Удобно ли Вам обучаться в дистанционном режиме?» были получены следующие ответы. 32,5 % (13 человек) считают дистанционный формат более удобным, чем очный, 22,5 % (9 человек) считают, что им удобно, но сложно, 32,5 % (13 человек) не видят разницы между дистанционной и очной формой, 12,5 % (5 человек) дали ответ «нет, не удобно».

Результаты ответов на вопрос «Удобно ли Вам обучаться в дистанционном режиме?»

Рис. 4. Результаты ответов на вопрос «Удобно ли Вам обучаться в дистанционном режиме?»

На вопрос «Стали Вы учиться лучше в режиме дистанционного обучения?» были получены следующие ответы. 45 % (18 человек) не видят разницы между традиционным и дистанционным обучением, 25 % опрашиваемых (10 человек) считают, что их качество обучения в дистанционном формате значительно улучшилось, 15 % (6 человек) ответили утвердительно и такое же число опрашиваемых 15 % (6 человек) считают, что стали учиться хуже.

Полученные ответы проиллюстрированы на рис. 5.

Результаты ответов на вопрос «Стали Вы учиться лучше в режиме дистанционного обучения?»

Рис. 5. Результаты ответов на вопрос «Стали Вы учиться лучше в режиме дистанционного обучения?»

Представляют интерес ответы на вопрос: «Чего Вам не хватает на дистанционном обучении?» Выяснилось, что в первую очередь, они испытывают недостаток общения с друзьями и преподавателями. Это отметили 37,5 % опрашиваемых (15 человек). Для более половины курсантов 52,5 % (21 человек) значимым является невозможность получения опыта практической работы в аудиторных условиях. У 7,5 % (3 человек) нет сил для выполнения необходимых заданий, и 2,5 % (1 человек) ссылается на нехватку времени для работы.

Полученные результаты представлены на рис. 6.

Результаты ответов на вопрос «Чего Вам не хватает на дистанционном обучении?»

Рис. 6. Результаты ответов на вопрос «Чего Вам не хватает на дистанционном обучении?»

Опрос показал, что курсанты оказались удовлетворены тем, как организовано дистанционное обучения в колледже.

Из устного опроса следует, что при переходе на дистанционный формат обучения обучающиеся наиболее часто испытывали проблемы из-за недостатка общения со сверстниками, отсутствия очных занятий с преподавателями, отмечали проблемы с техникой и сложность обучения в домашней обстановке. Основные затруднения вызвали: техническое обеспечение, отсутствие личного общения, трудности с самоорганизацией и дисциплиной и др.

Исходя из этого, мы полагаем, что для повышения уровня удовлетворенности обучающихся и преподавателей качеством дистанционных образовательных технологий оптимальным будет вариант реализации смешанного обучения, соединяющий в себе традиционную и дистанционную форму обучения.

В целях развития технологий дистанционного обучения необходимо проводить работу в следующих направлениях: развитие информационного пространства колледжа и укрепление материально-технической базы; оптимизация уровня учебной нагрузки обучающихся в аудиториях за счет переноса части учебных курсов в режим дистанционного обучения; повышение успешности сдачи выпускных квалификационных работ; рост числа победителей и призеров олимпиад, конкурсов; повышение уровня профессиональной мотивации и компетентности преподавателей колледжа, их информационной культуры, что обеспечит эффективность использования технологии дистанционного обучения; создание виртуальных объединений педагогов-предметников на основе дистанционного обучения; публикация преподавателями колледжа своего опыта в научных и методических изданиях.

Обобщая результаты проведенного исследования, можно говорить о том, что внедрение технологий дистанционного обучения в настоящее время не только рационально, но и необходимо, поскольку вместе с традиционным обучением они повышают качество и доступность образования. Однако, дистанционные технологии никогда не компенсируют возможностей очного обучения, не заменят живого общения обучающихся и преподавателя.

Литература:

  1. Колесников, О. Л. Проблемы, связанные с реализацией дистанционных образовательных технологий [Текст] / О. Л. Колесников, Д. А. Колесникова, Ю. С. Шишкова // Мир науки, культуры, образования. — 2020. — № 4(83). — С. 243–246.
  2. Краснова, Г.А., Полушкина, А. О. Состояние и перспективы дистанционного обучения в период пандемии COVID-19 [Текст] // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. — 2021. — Т. 18. — № 1. — С. 36–44. — Режим доступа: URL: http://dx.doi.org/10.22363/2312–8631–2021–18–1-36–44 (дата обращения: 03.12.2021).
  3. Полат, Е. С. Дистанционное обучение: учебное пособие [Текст] / E. С. Полат, М. В. Моисеева, А. Е. Петров, М. Ю. Бухаркина, Ю. В. Аксенов, Т. Ф. Горбунькова. — М.: Издательство МЭСИ, 1998.
  4. Рогачёва, П.С., Семергей, C. B. Проблемы дистанционного образования в период пандемии [Текст] // Вестник Майкопского государственного технологического университета. — 2020. — Т. 12. — № 4. — С. 85–93. — https://doi.org/10.47370/2078–1024–2020–12–4-85–93 (дата обращения: 03.12.2021).
Основные термины (генерируются автоматически): дистанционное обучение, результат ответов, филиал МГТУ ГА, дистанционная форма обучения, дистанционный формат, дистанционный формат обучения, обучающийся, система образования, дистанционный режим, своевременное информирование.


Задать вопрос