Нарушения пищевого поведения у подростков | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №50 (392) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 13.12.2021

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Шарина, К. А. Нарушения пищевого поведения у подростков / К. А. Шарина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 50 (392). — С. 146-147. — URL: https://moluch.ru/archive/392/86625/ (дата обращения: 27.01.2022).



В данной статье рассматриваются типы отклонений в пищевом поведении, их основные причины и проявления. Также проводится исследование с участием подростков для выявления соотношения в проявлении рассматриваемых отклонений и проводится анализ полученных результатов.

Ключевые слова: нарушение пищевого поведения, ограничительное пищевое поведение, эмоциогенное пищевое поведение, экстернальное пищевое поведение.

С ростом социально-экономического благополучия населения общество всё чаще сталкивается с такой проблемой, как нарушение пищевого поведения (ПП). Проявление подобной проблемы чаще наблюдается в подростковом возрасте, так как в этом возрасте мы чаще подвергаемся критике со стороны, наиболее внушаемы к пропагандируемым стандартам красоты в социальных сетях и недовольны собственной внешностью.

Типы отклонений поведения в питании можно отнести к трем разным категориям. В настоящее время выделяются три категории, включающие в себя:

  1. Ограничительное пищевое поведение;
  2. Эмоциогенное пищевое поведение;
  3. Экстернальное пищевое поведение.

Чаще всего в различных источниках мы встречаемся с такими понятиями, как анорексия, булимия, компульсивные переедания и, понятие вошедшее недавно, орторексия. Всё перечисленное относится к ограничительному пищевому поведению — избыточные пищевые самоограничения и бессистемные строгие диеты, когда на фоне строгих диет развивается диетическая депрессия, сменяющаяся периодом переедания, новым интенсивным набором веса и снижением самооценки. Периоды пищевого вознаграждения чередуются с периодами пищевого наказания, в результате чего образуется порочный круг.

Перечисленное выше является диагнозами, которые ставятся врачами-психиатрами, и являются наиболее тяжелой формой проявления неадекватных отношений с едой. Также существуют и другие виды нарушений пищевого поведения — это эмоциональное пищевое поведение и экстернальное.

Экстернальное ПП — прием пищи носит неосознанный характер, «голод» наступает при виде пищи. Люди с экстернальным пищевым поведением едят вне зависимости от времени последнего приема пищи. Определяющее значение имеет доступность продуктов (переедание «за компанию», перекусы на улице, избыточный прием пищи в гостях, покупка излишнего количества продуктов). Появление сытости запаздывает по времени и ощущается как механическое переполнение желудка [1].

Эмоциогенное ПП — гипертрофированная реакция на стресс, эмоциональное переедание. Американский врач-гигиенист Г. М. Шелтон образно называл данный тип переедания «пищевое пьянство», считая, что стимулом к приему пищи является не голод, а эмоциональный дискомфорт: человек ест, не потому что голоден, а потому что неспокоен, тревожен, раздражен, подавлен, обижен или ему скучно [2].

Выделяется одна главная причина такого нездорового поведения, она представляется как подмена физиологической функции пищи чем-то другим, т. е. мы ищем причину в пище. Например, получением положительных эмоций, вознаграждением себя за какое-то достижение, вечернее времяпровождение и т. Д. С нашей точки зрения подобные примеры представляют собой скорее следствие, нежели причину, которая может быть неосознанной. Хоть мы и изучаем проблему именно пищевого поведения суть здесь совсем не в еде, если концентрироваться только на питании ничего не изменится.

Мы считаем, что в контексте данной проблемы следует говорить о важности эмоций в жизни каждого человека, особенно подростков. Наша эмоциональная жизнь держится на трех столпах, ими являются: понимание своих эмоций, их осознания и выражения. Это можно представить как три последовательных ступени.

Понимать эмоции — это умение определить её в любой момент времени, будто бы выбрать из списка и приложить к себе, а также не бояться прочувствовать. У людей с ОРПП этого нет, у них нет навыка эмоциональной саморегуляции, что является причиной расстройства у первой группы. Люди с эмоциональным пищевым поведением часто не могут свои эмоции выразить, они часто перерабатывают, чтобы казаться всем «хорошими», немного соотносится с «синдромом отличника». Такие люди редко могут защитить свои границы, выразив гнев, они просто накапливают в себе раздражение, которое заедают. Для этой категории еда выступает как единственная радость, способ получить удовольствие.

Исследование проводилось с помощью Голландского опросника пищевого поведения (англ. Dutch Eating Behavior Questionnaire, сокр. DEBQ) на базе школы № 25 г. Пензы, участие приняли 26 учеников в возрасте от 14 до 16 лет [5].

По результатам выявилось, что более высокий уровень, относительно нормы пищевого проведения, показал больший процент учащихся десятого класса по сравнению с восьмым. В особенности это можно проследить по второй характеристике опросника- эмоциональному пищевому поведению. Вначале хочется отметить, что у мальчиков, прошедших предложенный опросник, нарушений пищевого поведения не было выявлено, результаты представленные ниже относится, в частности, к девушкам. В десятом классе выше нормы оказались 50 % человек, а в восьмом 35 %. Также различия наблюдались в характеристике «Ограничительное расстройство пищевого поведения» показатели выше нормы в десятом классе были выявлены у 33 % учащихся, в восьмом же у 12 %. Различий по третьей характеристике «Экстернальное пищевое поведение» не обнаружено.

Полученные результаты могут говорить о том, что пищевые расстройства начинают наиболее ярко себя проявлять в возрасте 15–16 лет. В момент изменения среды, когда в школе дают большую нагрузку, проводится работа по профессиональному самоопределению и настает время для плотной подготовки к ЕГЭ, т. е. мы видим момент адаптации к новым требованиям социальной среды, в лице которой предстает главным образом образовательная организация. Именно в это время стоит уделить большее внимание эмоциональному состоянию подростка, научить его правильно выражать свои эмоции, которые могут перейти в нездоровые отношения с едой [4].

Мы считаем, что для действенной профилактики представленной проблемы нужно делать упор в первую очередь не на еду, а на эмоции. Это предусматривает проведение тренингов на тему понимания и осознания своего эмоционального состояния, правильного его выражения, стрессоустойчивости, сплочения школьного коллектива, а также комплексная работа с внутрисемейными конфликтами, которые, могут выражаться в форме гиперопеки и получать ответное сопротивление со стороны подростка [3].

Также проведение индивидуальной работы в сфере развития личностной сферы, включающей адекватное оценивание себя и своих способностей, независимо от других людей, самопринятия. Возможно, включение учащихся во внеурочную деятельность, связанной с волонтёрством, помощи неуспевающим ученикам т. П.

Во вторую очередь рекомендуется уделять внимание сфере отношений с едой, главная цель которой — формирование правильных пищевых привычек, посредством разъяснения основ здорового питания, причинно-следственных связей отсутствия еды в рационе, беседы с людьми, имеющими опыт пищевых расстройств.

Таким образом, в представленной работе мы говорим о комплексном подходе к профилактике нарушений пищевого поведения у подростков, включающий поиск глубоких причин проблемы и возможных путей решения с фокусом на эмоциональную жизнь учащихся. В статье рассматривались преимущественно легкие формы нарушений пищевого поведения, не требующих вовлечения психиатра в процесс работы с подростками.

Литература:

  1. Мищенкова Т. В., Звенигородская Л. А. Коррекция пищевого поведения в лечении пациентов с абдоминальным ожирением // Эффективная фармакотерапия. Гастроэнтерология — 2012 — № 2.
  2. Шелтон Г. М. Голодание и здоровье. Альтернативная медицина. // Грэгори-Пэйдж — 1998.
  3. Александрова Р. В. Некоторые особенности семей девочек c риском нарушений пищевого поведения // Коррекция и профилактика нарушений поведения у детей с ограниченными возможностями здоровья.
  4. Дурсунова А. И., Гайфуллина Н. Г. Особенности эмоционального развития в подростковом возрасте // Международный журнал экспериментального образования. — 2014. — № 6–1. — С. 80
  5. Голландский опросник пищевого поведения (англ. Dutch Eating Behavior Questionnaire, сокр. DEBQ) //// [Электронный ресурс] / Режим доступа https://psylab.info/ (дата обращения 4.12.2021)
Основные термины (генерируются автоматически): пищевое поведение, ограничительное пищевое поведение, эмоциональное пищевое поведение, DEBQ, время, десятый класс, еда, прием пищи, эмоция.


Задать вопрос