Дискуссионные клубы на уроках английского языка как один из способов развития речевых и коммуникативных навыков у учеников средних классов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №50 (392) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 09.12.2021

Статья просмотрена: 7 раз

Библиографическое описание:

Тоноян, Я. К. Дискуссионные клубы на уроках английского языка как один из способов развития речевых и коммуникативных навыков у учеников средних классов / Я. К. Тоноян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 50 (392). — С. 559-561. — URL: https://moluch.ru/archive/392/86546/ (дата обращения: 27.01.2022).



В статье рассматривается один из способов повышения эффективности развития речевых навыков при изучении английского языка .

Ключевые слова: развивающее обучение, диалогическая речь, познавательная деятельность, современный подход.

Наличие или отсутствие интереса у учащихся к развитию навыков общения — главный фактор их отношения к языку. По большей части, интерес — это сила, ведущая к изучению любого иностранного языка, в частности, английского. Это ядро всего познавательного процесса, если понять это, придёт осознание того, что любые проблемы, с которыми вы сможете столкнуться на пути изучения английского языка, не будут казаться нерешаемыми и отталкивать. Будет интерес — будет и лёгкий и интересный путь. Не будет интереса — не будут развиты в первую очередь речевые и грамматические навыки, не будет структурного понимания языка.

Формирование заинтересованности к общению на иностранном языке требует предварительной подготовки, а именно создания определенной методической системы. Одной из её составляющих являются разговорные и дискуссионные кружки в рамках школьного занятия.

О немаловажной роли подобных уроков в системе школьного образования говорит Г. В. Рогова в своей книге «Методика обучения иностранным языкам в средней школе». «Разговорный кружок» выполняет несколько функций: развитие навыков общения между учащимися; возможность свободно говорить на иностранном языке; не бояться возникновения языкового барьера; развитие общей эрудиции.

Целью нашего исследования является совершенствование систем в преподавании иностранного языка для средних классов и обеспечение комфортного входа в языковую среду.

Исходя из цели исследования, были поставлены задачи:

  1. Рассмотреть варианты проведения дискуссионных клубов в школе.
  2. Применить методику проведения подобных мероприятий на уроке английского языка в средних классах.

В ходе нашего исследования в качестве объекта исследования был взят пятый класс одной из областных школ г. Балашиха. На протяжении одного года обучения один раз в неделю для учащихся проводился дискуссионный кружок.

Прежде чем перейти к описанию нашего эксперимента, рассмотрим три основных способа проведения подобного урока:

  1. Дискуссия на заданную тему в аудитории между всеми участниками педагогического процесса: преподаватель в качестве модератора и учащиеся. Возможна в формате диалога и монолога.
  2. Обсуждение прочитанного иностранного текста, рассказа, статьи. Лучшим печатным источником будет являться школьный учебник.

В рамках данного исследования был взят учебник для общеобразовательных учреждений «Forward English» под редакцией проф. М. В. Вербицкой.

  1. Представление двух или трёх противоположных точек зрения на заданную тему посредством разделения учеников на несколько групп.

Остановимся на каждом из данных пунктов поподробнее в рамках нашего научного исследования.

  1. Главная задача: при помощи опорных слов, вводных фраз и личного словарного запаса высказать свое мнение на английском языке в рамках заданной темы.

Основная цель данного метода: научить пользоваться полученными грамматическими, стилистическими и речевыми навыками и применять их в реальной жизни.

В пятом классе общеобразовательной школы за год были взяты темы из школьной программы на основе тематического планирования. В начале урока ученикам предлагался объект обсуждения и давалось время на подготовку. Каждый из учащихся мог записать план своего ответа, после истечения времени, отведённого на подготовку, учитель-модератор беседы объявлял о начале дискуссии. Назначался первый говорящий, изолгавший свою точку зрения. После этого учитель задавал наводящие вопросы остальным участникам на основе монолога ученика. Таким образом каждый из участников разговорного клуба должен был презентовать своё видение темы, пользуясь теми знаниями, которые были получены вследствие трёхлетнего школьного обучения английскому языку.

Основная задача педагога: отслеживать и обеспечивать вовлеченность всех учеников с помощью дополнительных вопросов.

  1. Основная задача: на основе прочитанного уроком ранее иностранного текста составить своё мнение и отношение к нему.

Главная цель: привить навык анализировать прочитанное и научить правильно вычленять главную идею и мысль текста и рассказывать об этом на английском языке.

Учитель выписывает ключевые слова из прочитанного ранее материала. При помощи этих слов учащимся легче сориентироваться и подобрать нужные формулировки. Времени на подготовку не предусмотрено. Ученики в свободном порядке начинают излагать свои мысли.

Задача преподавателя: корректировать при необходимости ответ учащегося с точки зрения грамматических и лексических ошибок.

  1. Главная задача данного метода: разделившись на команды, разработать стратегию и структуру своего ответа на заданную тему. Коллективно презентовать свою точку зрения.

Основная цель: обучение работе в команде, прислушиваться к мнению друг друга и развитие коммуникативных и речевых навыков.

Преподаватель посредством жеребьёвки, в нашем исследовании были взяты карточки с номерами команды, которые учащиеся вытягивали из мешка, делит класс на несколько команд. Задаётся тема, и учитель-модератор обозначает, какая из команд будет выступать в поддержку данной тематики, а какая будет презентовать противоположную точку зрения.

Даётся время на подготовку для того чтобы ученики смогли обдумать свой ответ, подкрепить его фактами и примерами. После чего идёт презентация первой команды, по окончанию которой вторая команда должна задавать вопросы на основе услышанной информации и потом наоборот.

Основополагающая задача педагога: отслеживать процесс подготовки к выступлению команд и вовлекать тех, кто на фоне остальных менее увлечён процессом.

Таким образом, при регулярном проведении дискуссионного клуба в пятом классе общеобразовательной школы к концу года был замечен явный рост речевых навыков. Учащиеся тратили меньше времени на подготовку своего ответа, могли без труда выразить своё мнение, было также замечено, что грамматических ошибок в различных письменных работах и тестах стало меньше. Появилось осознанное использование полученных ранее знаний.

Помимо этого, интерес учащихся к урокам английского языка значительно вырос по сравнению с предыдущим годом обучения.

Наше исследование показало, что такой способ как дискуссионный или разговорный клуб в рамках урока английского языка не только полезен с точки зрения усвоения пройденного материала, но и прививает учащимся интерес к изучению английского языка, как на уроках, так и самостоятельно.

Литература:

  1. Рогова, Г. В. Методик изучения иностранным языкам в средней школе / Г. В. Рогова. — 2-е издание. — Москва: Просвещение, 1991. — 287 c.
  2. Вербицкая, М. В. Английский язык 5 класс «Forward» 1 часть / М. В. Вербицкая. — 2-е издание. — Тверская область: «Вентанта-Граф», 2013. — 210 c.
  3. Вербицкая, М. В. Английский язык 5 класс «Forward» 2 часть / М. В. Вербицкая. — 3-е издание. — Тверская область: «Вентанта-Граф», 2013. — 105 c.
Основные термины (генерируются автоматически): английский язык, иностранный язык, учащийся, главная задача, зрение, класс, команда, общеобразовательная школа, развитие навыков общения, разговорный клуб.


Задать вопрос