Продажа готового платья в Тюмени на рубеже XIX–XX веков | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 января, печатный экземпляр отправим 15 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №49 (391) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 05.12.2021

Статья просмотрена: 60 раз

Библиографическое описание:

Щепеткова, Е. В. Продажа готового платья в Тюмени на рубеже XIX–XX веков / Е. В. Щепеткова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 49 (391). — С. 68-71. — URL: https://moluch.ru/archive/391/86401/ (дата обращения: 30.12.2024).



Произошедшие во второй половине XIX — начале XX века в России перемены, несомненно, оказали влияние на формирование городского костюма. Он стал отражением меняющихся процессов в обществе, по нему мы имеем возможность реконструировать историко-культурную реальность. Таким образом, исследование истории городского костюма на региональных материалах способствует более глубокому пониманию различных аспектов жизни общества.

Литература, посвященная изучению городского костюма, довольно обширна. Среди исследователей Сибири по данной теме следует отметить Ю. М. Гончарова и В. А. Скубневского [1]. В работах Е. В. Гальских сосредоточено внимание на торговле текстилем и готовым платьем на территории Западной Сибири в пореформенное время [2]. Мода, господствующая в Тюмени во второй половине XIX в., рассматривается в одном из разделов монографии С. Н. Кубочкина [3]. Статьи Н. Ю. Калининой и О. А. Монастыревой дополняют общую картину, описывающую внешний облик городского населения Тюмени и Тобольской губернии середины XIX — начала XX века [4]. Однако исследования регионального характера не раскрывают полностью данную тему, затрагивая лишь какие-то отдельные аспекты проблемы, поэтому этот вопрос требует дальнейшего комплексного изучения.

Источниковую базу исследования составляют справочно-статистические материалы общероссийского и регионального характера («Памятные книжки Тобольской губернии», «Календари Тобольской губернии», тюменские справочные материалы в виде адрес-календарей, например, «Вся Тюмень»), материалы региональной периодической печати («Сибирская торговая газета», «Сибирский листок»), документы личного происхождения (Н. А. Лухманова, Н. М. Чукмалдин), фотоматериалы.

Во второй половине XIX в. в Тюмени начался активный рост торгово-промышленного населения. В купеческой среде торговля являлась основным видом деятельности. Она производилась на городских ярмарках, базарах, в торговых лавках и магазинах, где жители могли приобрести все необходимое для себя и домашнего обихода. Сибирская железная дорога сыграла значимую роль в расширении торговых связей, увеличению количества привозимых товаров. В связи с этим социокультурное пространство претерпевало значительные изменения. Большая часть торговых заведений находилась на центральной улице, где и была сосредоточена вся торговая жизнь города. Н. Калугин, вспоминая о торговой Тюмени начала XX в., писал: «Очень много было мелких торговцев, пристроившихся со своими лавочками в наиболее оживленных местах. Более крупная торговля размещалась на улице Царской. Там были сравнительно большие магазины»... [5, с. 64].

Магазинов, специализировавшихся только на продаже готового платья, было мало, видно, что их количество колебалось, но в основном можно наблюдать тенденцию к увеличению их числа (см. Таблица 1).

Таблица 1

Число торговых заведений г. Тюмени, специализировавшихся на продаже предметов одежды и обуви (конец XIX — начало XX в.) *

Товар

Количество

1897 г.

1913 г.

Готовое платье

3

7 (с учетом магазинов дамских и детских платьев — 10).

Обувь

5

9

Мануфактура

10

7

Галантерейные товары

7

5

Шубы и меховые товары

1

7

Ювелирные изделия

2

4

* Составлено по: Справочная книжка по г. Тюмени на 1898 г. Тюмень, 1898. С. 28–31; Тюмень. Справочник и адрес-календарь по городу и уезду. 1913 год. Тюмень, 1913. С. 165–169, 180–181; Сибирский торгово-промышленный ежегодник 1914–1915 гг. СПб., 1914. С. 540–548.

В основном, владельцы торговых заведений старались открыть универсальный магазин, где бы продавались одежда, обувь, ткани, галантерея и пр. Например, магазин Бр.Агафуровых мог предложить населению как шляпы, зонты, перчатки, галстуки и запонки, так и парфюмерию, косметику от русских и заграничных фабрик, а в 1905 г. даже отраву для истребления крыс [6]. Магазин М. Ефимова рекламировал цветы для шляп, носки, шарфы, корсеты, сумочки, а также липкую бумагу для мух, порошок для истребления насекомых, скрипки и гитары [7].

Согласно справочнику «Вся Тюмень», магазинами готового платья и обуви с «умеренными ценами» считались торговые заведения Бр. Шайчик, Оверштейна, Порховникова и Шмырова. Также Оверштейн принимал заказы на пошив одежды, в том числе из мехов и сукна, исполнение которых велось «под опытным наблюдением закройщика Н. М. Баранова». Мануфактуру и галантерею советовалось покупать у Вагапова, Стахеева, Костарева и Медведева. Лучшего качества ювелирные украшения в свои магазины предоставлял Брандт [8, с. 87].

Цены на товары в магазинах не были постоянными. Когда потенциальный покупатель заходил в торговое заведение, хозяин непременно хотел, чтобы он что-то приобрел, но покупка совершалась только после долгих споров о цене товара [5, с. 65]. К тому же, обмануть покупателя, повысив цену на товар, считалось хорошим тоном. Купец Н. М. Чукмалдин рассказывал, что торговля у Н. А. Решетниковой велась таким образом, что цены на товары запрашивались в два-три раза выше, чем были на самом деле [9, с. 81–84].

Для успешной продажи имеющихся в магазинах образцов одежды и обуви владельцы торговых заведений публиковали объявления и рекламные заметки в региональных газетах (см. Приложение 1).

Приложение 1.

Пример рекламного объявления *

Изображение выглядит как текст

Автоматически созданное описание

* Сибирская торговая газета. 1914. № 22.

Рекламы некоторых магазинов были постоянные, повторявшиеся из номера в номер того или иного издания. Кто-то ограничивался кратким оповещением о завозе новых изделий, как «Получены горжетки, накидки, дамские шляпы в магазин П. П. Воробейчиковой», а кто-то старался дать как можно большой список ассортимента его торгового заведения — «Большой выбор дамских, мужских, офицерских, детских и для официантов лайковых, замшевых, датской кожи, шелковых и фильдекосовых перчаток. Шелковые сумки, ридикюли, корсеты дамские и детские. Варшавской и французской фабрики. Модные отделки платьев, магазин М. Е. Ефимова» [10]. Рекламная деятельность, представляющая собой сложный и многогранный социокультурный феномен, находилась в зависимости от спроса и предложения. Чем больше магазинов открывалось, тем больше рекламных объявлений по продаже одежды и обуви появлялось в периодической печати. Конкуренцию торговцев видно по количеству заметок на первой и четвертой страницах газеты, где чаще всего размещались рекламные объявления. Если в 1897 г. на первой странице «Сибирской торговой газеты» было расположено в основном по 1 объявлению, дающему представление о выборе готового платья в данном магазине, то с 1904 г. таких объявлений было минимум 3.

Скидки в магазинах объявлялись в нескольких случаях. Избавление от накопившегося товара в конце года было одной из причин такого торгового хода: «По 29-е декабря распродаются мужские крахмальные сорочки по удешевленным ценам» [11]. Одна их распродаж была охарактеризована следующим образом: «Вчера закончилась распродажа в магазине. Торговля шла все время бойко. Распродали почти всю заваль и нельзя сказать, чтобы с низкими ценами…» [12]. Также скидки объявлялись в случае накопления бракованных изделий, как это было в магазине А. И. Шешуковой, или в случае ликвидации торгового заведения, как это произошло с магазином П. М. Флоринского в 1904 г., с магазином готового платья И. И. Макарова в 1908 г. и с магазином С. Брандта в 1917 году [13].

Таким образом, торговля предметами одежды и обуви во второй половине XIX — начале XX в. производилась на ярмарках, в торговых лавках, а позднее в магазинах. Часто торговцы старались открыть универсальный магазин, с целью расширить ассортимент и увеличить свой доход от продаж. Развитие индустрии готового платья не вытеснило шитье на заказ, многие модно-мануфактурные магазины принимали заказы на изготовление готового платья, которое шилось в собственных мастерских. Все это, безусловно, сыграло значимую роль в становлении рыночной инфраструктуры и развитии города в целом.

Литература:

  1. Гончаров Ю. М. Одежда горожанок Сибири во второй половине XIX — начале XX в. // Вестник НВГУ. 2010. № 4. С. 48–57; Скубневский В. А., Гончаров Ю. М. Города Западной Сибири во второй половине XIX — начале ХХ в. Барнаул: ИП Колмогоров И. А., 2014. 252 с.
  2. Гальских Е. В. К истории производства и торговли готовым платьем в Западной Сибири во второй половине XIX в. // Предприниматели и предпринимательство в Сибири (XVIII — начало XX в.). Барнаул, 1995. С. 94–106.
  3. Кубочкин С. Н. Тычковка, Сараи, Потаскуй...: из истории тюменских окраин XIX — начала XX века. Тюмень: Мандр и Ка, 2002. 296 с.
  4. Калинина Н. Ю. О воспроизводстве журнальной моды жителями Сибири на примере зимней Никольской ярмарки в конце XIX — начале XX века // Вестник Омского университета. 2014. № 4 (74). С. 112–117; Монастырева О. А. Модная одежда в сибирском городе на рубеже XIX–XX веков // Инновации. Интеллект. Культура. Тюмень, 2008. С. 127–130.
  5. Очерки старой Тюмени: воспоминания старожилов / сост. Л. В. Боярский. Тюмень: П. П. Ш., 2011. 143 с.
  6. Сибирская торговая газета (далее — СТГ). 1898. № 100, № 199; 1901. № 282; 1905. № 21.
  7. СТГ. 1903. № 59; 1905. № 141, № 89; 1907. № 11.
  8. Вся Тюмень: спутник пассажира, календарь и справочная книжка по г. Тюмени. Тюмень: Изд. А. М. Афромеев и А. А. Благинин, 1910. 144 с.
  9. Чукмалдин Н. М. Мои воспоминания. СПб.: Тип. А. Пороховщикова, 1899. 110 с.
  10. СТГ. 1901. № 180, 196.
  11. СТГ. 1898. № 280.
  12. СТГ. 1906. № 138.
  13. СТГ. 1898. № 280; 1908. № 165; 1909. № 214; 1917. № 6.
Основные термины (генерируются автоматически): Тюмень, готовое платье, магазин, половина XIX, городской костюм, торговое заведение, региональный характер, сибирская торговая газета, Тобольская губерния, универсальный магазин.


Задать вопрос