Городской костюм тюменцев в середине XIX — начале XX века | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №42 (280) октябрь 2019 г.

Дата публикации: 21.10.2019

Статья просмотрена: 1352 раза

Библиографическое описание:

Щепеткова, Е. В. Городской костюм тюменцев в середине XIX — начале XX века / Е. В. Щепеткова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 42 (280). — С. 150-154. — URL: https://moluch.ru/archive/280/63116/ (дата обращения: 16.12.2024).



Костюм способен создать образ человека и даже целой эпохи, поскольку он реагирует на изменения как в личной, так и в общественной жизни. Внешний вид позволяет сделать предположение о социальном положении человека, его вкусовых предпочтениях в одежде, даже уровне развития промышленного производства и пр. Таким образом, исследования по истории костюма способствуют более глубокому пониманию различных аспектов жизни общества.

Термин «городской костюм» рассматривается историками по-разному. Так, Т. О. Волобуева в понятие «городской костюм» включает костюм европейского типа, который, начиная с петровских реформ и до рубежа XIX–XX вв., распространялся в среде разных социальных слоев горожан [1]. Л. С. Ильичева раскрывает данное понятие как систему предметов одежды, аксессуаров и внешних способов самовыражения (макияж, прическа и т. д.). Она связывает его появление с указами Петра I, который законодательно ввел костюм европейского образца в повседневную жизнь горожан [2]. К. В. Ермакова и Б. Л. Шапиро придерживаются схожей точки зрения, понимая под «костюмом» комплекс одежды и обуви, а также различных костюмных аксессуаров (также прическу и косметику), т. е. все то, что формирует целостный внешний облик человека [3,4]. В представленной работе «городской костюм» будет рассматриваться с позиций двух последних исследователей и трактоваться как комплекс одежды, обуви, аксессуаров, который носили жители города Тюмени в пореформенный период.

Литература, посвященная изучению городского костюма, довольно обширна. Среди исследователей Сибири по данной теме следует отметить Ю. М. Гончарова, работы которого посвящены одежде горожан Сибири второй половины XIX — начала XX в., рассматриваемой в контексте повседневности [5]. Мода, господствующая в Тюмени во второй половине XIX в., освещается в одном из разделов монографии С. Н. Кубочкина [6]. Статьи Е. В. Гальских [7], Н. Ю. Калининой [8], О. А. Монастыревой [9] дополняют общую картину, описывающую внешний облик городского населения Тобольской губернии и Тюмени в частности середины XIX–начала XX века. Однако, несмотря на большой объем публикаций, проблема изменений во внешнем облике горожан на региональном уровне остается слабо изученной.

Типичная женская одежда в середине XIX в. представляла собой платье и юбку с блузой или рубашкой. Вместе с тем эти виды одежды сосуществовали с ее традиционными формами — рубахами и сарафанами, в комплекте с которыми носили пояс и головной убор. Как замечал Н. А. Абрамов, «женщины, даже некоторые и в купеческом быту, немолодые, носят дома рубашки с широкими рукавами и узкими запястьями и сарафаны, подпоясываясь шелковым поясом. Отличительный наряд старух низших сословий при выходе из дома — покрывало на голове или так называемая фата». При этом он подмечал, что молодые девушки купеческого звания «одеваются в платья круглые, очень щеголяют богатыми нарядами и подражают столичным модам» [10, с. 403]. И. И. Завалишин придерживался похожего мнения, отмечая, что «молодые купчихи усвоили себе петербургские моды» [11, c. 342]. Одежда для выхода на прогулку, в гости или на какое-либо мероприятие отличалась от «домашней». Путешественник Эдмон Котто был поражен, что «несмотря на утренний час, на ней [жене купца Колмогорова] было пышное шелковое платье небесно-голубого цвета» [12, с. 16]. Если никаких визитов не намечалось, и повода для выхода на прогулку не было, женщины дома надевали скромную практичную одежду.

Состоятельные дамы носили много украшений, об этом свидетельствуют воспоминания Н. А. Лухмановой: «Маменьки и тетушки, одна перед другой щеголяют самоцветными каменьями и бриллиантами, у них надето по три, по четыре брошки подряд, все пять пальцев унизаны кольцами, шея обвита золотыми веницейскими цепями из тонких золотых колец» [13, с. 157]. И. И. Завалишин также отмечал, как «на именинном балу у тюменского богача ярко блистали огни, гремела музыка, а барышни демонстрировали брильянты и жемчуг» [14, с. 47]. Таким образом, женщины и девушки старались продемонстрировать свою красоту и богатство.

С XIX в. в образе мужчин продолжала бытовать традиционная мужская рубаха — косоворотка. Наиболее распространенным верхним платьем в пореформенный период была кафтанообразная одежда: кафтаны, полукафтаны, поддевки. Популярным до конца 1890-х гг. был костюм, состоящий из косоворотки, брюк и поддевки, представляющей собой короткий кафтан с застежкой на крючках на левую сторону. Купцы носили сюртуки — длинные, застегивающиеся на четыре пуговицы по борту. Характерны были длиннополые, утепленные, из толстого сукна «сибирки». Они застегивались как поддевка, на левую сторону на крючках и имели отложной воротник. Брюки носили широкими, напоминающими шаровары, с напуском на голенище и, как правило, их заправляли в сапоги.

Во внешнем виде тюменского обывателя неожиданно совмещались как традиционные элементы, так и светский стиль одежды. Отмечалось, что здешние купцы и мещане, даже молодые, почти все носят бороду, но одеваются по-европейски [10, с. 403]. С. И. Карнацевича поразил внешний вид двух горожан, ранее приехавших из-за границы, о чем он написал в своих заметках: «В городе привлекал внимание гражданин, ходивший в шляпе, и вместо пальто в крылатке — особом плаще по фамилии Кох. <…> Второй такой фигурой, привлекавшей внимание жителей г. Тюмени, был тоже поляк Краевский <…> Он ходил в 30-ти градусный мороз в цилиндре и легком пальто» [11, с. 104–105].

На особенные визиты купцы одевались по европейской моде. В состав их городского костюма входили сюртук, жилетка, туфли, а также это могли быть фрак и цилиндр. Н. А. Лухманова вспоминала, каким впервые увидела своего свекра: «Передо мной в прекрасно сшитом фраке стоял улыбающийся, громадного роста, крепкий и жилистый старик…» [15, с. 81]. Купец Решетников в воспоминаниях Н. М. Чукмалдина представлен следующим образом: «На дрожках сидел верхом сам хозяин дома, одетый во фризовую шинель и шляпу цилиндр» [16, с. 62].

При сравнении фотографий столичного и тюменского городского костюма середины XIX в. очевидна нарядность, пышность и дороговизна первого, а второй выделяется своей простотой, неброскостью и скоромностью. Элементы мужского костюма схожи, включают в себя сюртук и брюки. Столичный женский костюм украшен бантами и оборками, создающими тяжесть образа. Женское платье жительницы Тюмени скромное: оно однотонно, лишено каких-либо украшений.

В 90-е гг. XIX в. в связи с работой Сибирской железной дороги, связавшей Тюмень с европейской частью России, и увеличением производства готового платья на российских фабриках, привоз товаров в Сибирь увеличился. Количество торговых домов, где можно было приобрести эти товары, росло. Как указывалось в справочнике за 1910 г., всё «что необходимо в жизни покупается в Тюмени, главным образом, в магазинах, расположенных на Царской улице и Базарной площади. Здесь есть галантерейные, мануфактурные, готового платья, ювелирные, технические и другие магазины» [17, с. 88]. В Тюмени действовали следующие магазины готового платья: «Дамское, мужское и детское готовое платье для всех сезонов, заготовленное по всем заграничным моделям, Л. Ч. Брандт», магазин Ш. М. Оверштейна, «Модный магазин А. И. Шешуковой» и др.

Развитие печати позволило получить доступ к информации о новинках в одежде, однако лишь часть их доходила до Сибири, в основном в виде приложений к журналам, о чем свидетельствуют издания, хранящиеся в фондах музеев и архивов. Например, такими журналами были «Вестник моды», в котором можно было найти зарисовки и краткое описание технологии изготовления костюма; «Нива», представляющая читателям рекламу модных магазинов и товаров; «Модный свет», публиковавший на своих страницах модные новинки. Очевидно, что распространение в провинции новинок было длительным процессом и было доступно лишь состоятельным людям.

Приобретение одежды для каждого социального слоя имело определенные особенности. Богатая купеческая верхушка могла позволить себе заказать наряд из столицы. Этому способствовали рекламные заметки, размещенные в местных газетах. Так, в «Сибирском листке» публиковался «прейскурант от знаменитого международного бюро мануфактур и мод Н. Мушкина», рекомендовавший каждой даме и мужчине приобрести у них мужское, дамское и детское готовое платье, суконные и шерстяные товары. При этом они предлагали отправку посылок иногородним заказчикам с обменом на другой товар или возвратом денег в случае, если товар не понравится [18]. В то же время, обычным делом было шитье одежды своими силами. Девушки готовили приданое, шили белье, платья и иную повседневную одежду. Н. А. Абрамов писал: «Женский пол в Тюмени занят частию торговлей, а более рукоделием: женщины ткут разные холсты, рогожи, вяжут сети, шьют из кожи башмаки, рукавицы, из замши — перчатки и целый день сиднем сидят за работой; зато в праздники их можно видеть разряженных в церкви или летом разгуливающих по городу, как маков цвет, и одна другой красивее и наряднее» [10, с. 403]. Пошив праздничной одежды более сложных фасонов могли поручить портному-ремесленнику.

Если в костюме начала XIX в. сказывалась отдаленность Сибири от модных веяний столиц, то с расширением экономических и культурных связей одежда высших слоев стала отличаться большим разнообразием форм. Как отмечалось, «в середине XIX в. в одежде большинства горожан господствовало сочетание традиционных и новых элементов. Далее довольно бурно шел процесс смешения и вытеснения старины» [19, с. 349]. Старые наряды преимущественно носило пожилое население, их наряды отличались тяжестью и массивностью. В подтверждение этого читаем воспоминание одной из жительниц Тюмени: «Бабушка была высокого роста и ходила так, как в моём воображении должна ходить царица…. Я помню на ней платья только трех цветов: в обычные дни — черное шелковое или бархатное, перламутровое и белое — в большие праздники и в дни её причастия; ни колец, ни золотых вещей она не носила, но кружева на ней вызывали завистливые похвалы и удивление» [15, с. 30].

В начале XX в. популярной выходной одеждой мужчин оставался сюртук (визитка). Его носили либо с рубашкой, либо с пристяжной манишкой. Кроме сапог широкое распространение получили ботинки на шнуровке (штиблеты) и туфли. Популярными головными уборами были котелки, фетровые шляпы, форменные фуражки. Получает распространение пиджачный костюм, состоящий из пиджака, жилета и брюк. Пиджаки шились удлиненными, рукава короткими на пару сантиметров, чтобы из-под них выступали манжеты. Брюки носили не широкими и могли быть сшиты из другого материала, отличного от пиджака.

Начало столетия можно охарактеризовать внедрением различных аксессуаров в жизнь городских жителей. С рубашками мужчины начинают носить галстуки, регаты (галстуки с готовым фабричным узлом) и «бабочки». На фотографиях появляются такие предметы, как трости, часы на цепочке.

Самым распространенным женским костюмом представительниц купеческого и мещанского сословий в начале XX в. было платье с длинными рукавами, которое могло быть сшито из шерсти, шелка, кисеи. Постепенно ношение головного платка уходит в традиции прошлого. Модными были платья с широкими юбками и рукавами реглан. Лиф платья украшался многочисленными оборками, рюшами из кружев. Женщины стали носить платья, которые шились разных цветов и фасонов, с нарядной манишкой. Широко были распространены украшения, но в начале XX в. носить драгоценности в большом количестве считалось признаком дурного тона, в отличие от середины XIX века. Обычно надевали серьги, брошь, браслет и кулон одного вида. Широко были распространены различные аксессуары, дополняющие внешний облик горожан. Среди них были популярны кружевные и шерстяные шарфы, горжетки из лисицы, песца, соболя [20, с. 58]. Женщины носили сумочки и ридикюли, украшенные вышивкой. Они могли похвастаться своим головным убором, поскольку те отличались широким разнообразием. Были шляпы как с широкими, так и со средними полями, отделанные перьями, цветами и другими украшениями, береты.

Таким образом, различие городского костюма середины XIX и начала XX в. налицо. Внешний облик тюменского жителя зависел от многих факторов: эстетических представлений, финансового достатка, продаваемых товаров. Анализ воспоминаний современников, относящихся к середине столетия, показывает единообразие форм одежды, что создавало ограниченные возможности для индивидуализации, которая могла проявляться только в качестве материала или покрое.

Происходящие изменения в одежде были связаны с развитием промышленного производства в России, печати, способствующей распространению журналов с модной тематикой, и рекламы, дающей городскому населению представление о широком ассортименте предлагаемых товаров. Изучение фотографий начала XX в. показывает, что на смену традиционным кафтанам и длиннополым сюртукам пришли современные пиджаки и короткие сюртуки, а прежние платья и юбки сменились более разнообразными формами. Шали, различные накидки уже почти не фигурируют на фотографиях XX в., что свидетельствует о вытеснении традиционных форм городского костюма новыми элементами в виде различных аксессуаров, делающих образ ярким и привлекательным. Даже в XX в. традиционный костюм не вышел из употребления; это можно было увидеть в деталях — в длине женской одежды и подпоясывании рубашек мужчинами.

Сословные отличия в одежде, достаточно заметные во второй половине XIX в., постепенно размывались. Стоит подчеркнуть, что предметы одежды сибирского купечества были в основном те же, что и у мещан и городских крестьян, только богаче и лучше по качеству. В мужском и в женском городских костюмах сохранялись возрастные и имущественные различия, а также особенности, обусловленные спецификой быта тех или иных социально-профессиональных групп населения. Это сказывалось на качестве материалов, покрое одежды, разнообразии гардероба, на характере отделки и украшений.

Литература:

  1. Волобуева Т. О. Эволюция городского костюма как отражение модернизационных процессов в российском обществе второй половины XIX — начала XX вв.: дис. … канд-та истор. наук. М.: Рос. гос. ун-т туризма и сервиса, 2008.
  2. Ильичева Л. С. Городской костюм в России XVIII–начала ХХ века: историографический аспект // Вестник МГУКИ. Выпуск № 6 (68). 2015. С. 134–141.
  3. Ермакова К. В. Костюм в повседневной жизни москвичей второй половины XIX в.: дис.... канд-та истор. наук. М.: МГУ, 2008;
  4. Шапиро Б. Л. Городской костюм в контексте культуры пореформенной России: дис.... канд-та истор. наук. М.: РГГУ, 2014.
  5. Гончаров Ю. М. Быт купечества Сибири второй половины XIX–начала XX вв. // Гуманитарные науки в Сибири. № 2. 1999. С. 21–26.; Одежда горожанок Сибири во второй половине XIX–начале XX вв. // Вестник НВГУ. 2010. № 4. С. 48–57.
  6. Кубочкин С. Н. Мода в Тюмени // Тычковка, Сараи, Потаскуй. Из истории тюменских окраин XIX — начала XX вв. Тюмень, 2002. С. 128–132.
  7. Гальских Е. В. К истории производства и торговли готовым платьем в Западной Сибири во второй половине XIX в. // Предприниматели и предпринимательство в Сибири (XVIII — начало XX вв.). Барнаул, 1995. С. 94–106.
  8. Калинина Н. Ю. Книги и журналы как средство распространения знаний о модных тенденциях на территории Тобольской губернии в конце XIX — начале XX в. // Известия Уральского федерального университета. 2014. № 4 (132). С. 81–85.; О воспроизводстве журнальной моды жителями Сибири на примере зимней Никольской ярмарки в конце XIX –начале XX века // Вестник Омского университета. 2014. № 4 (74). С. 112–117.
  9. Монастырева О. А. Модная одежда в сибирском городе на рубеже XIX — XX веков // Инновации. Интеллект. Культура: материалы XVI Всерос. науч.-практ. конф. ученых и студентов. Тюмень, 2008. С. 127–130.
  10. Абрамов Н. А. Город Тюмень: из истории Тобольской епархии. Тюмень: СофтДизайн, 1998. 576 с.
  11. Тюмень: образ, душа, судьба: историческая литература / ред. Н. П. Дворцова. Тюмень, 2004. 480 с.
  12. Путешествия Эдмона Котто из Екатеринбурга в Тюмень (27–30 мая 1881) // Лукичок. 2009. № 4. С. 3–21.
  13. Лухманова Н. А. Очерки из жизни Сибири. Тюмень: Софтдизайн, 1997. 464 с.
  14. Крекнина Л. И. Лик Тюмени в «Путевых заметках» Ипполита Завалишина // Филологический дискурс. 2001. № 2. С. 44–48.
  15. Колмогоров А. Г. Мне доставшееся: семейные хроники Надежды Лухмановой. М.: Аграф, 2013. 459 с.
  16. Чукмалдин Н. М. Записки о моей жизни. М.: [б. и.], 1902. 198 с.
  17. Вся Тюмень [Ксерокопия]: Спутник пассажира, календарь и справочная книжка по Г. Тюмени. Тюмень: Изд. А. М. Афромеев и А. А. Благинин, [1910]. 144 с.
  18. Сибирский листок. 1905. № 78.
  19. Русские / Отв. ред. В. А. Александров, И. В. Власова, Н. С. Полищук. М.: Наука, 1997. 828 с.
  20. Гончаров Ю. М. Быт горожан Сибири во второй половине XIX–начале XX в. Барнаул: Изд-во «Аз Бука», 2008. 178 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Тюмень, внешний вид, готовое платье, платье, половина XIX, середина XIX, Сибирь, внешний облик, головной убор, городское население.


Задать вопрос