Метод проектов, проектная деятельность в современной дошкольной педагогической науке занимают одно из центральных мест. Объясняется это тем, что при реализации проектов у педагогов и родителей появляется возможность не просто дать детям знания и представления, но и включить дошкольников в исследовательскую, поисковую, познавательную деятельность. При этом краеведческое содержание дошкольного образования (интегрированный курс «Белгородоведение») является наиболее близким и понятным детям дошкольного возраста, но вместе с тем и менее изученным, исследованным. Но для того чтобы краеведческие материалы стали средством дошкольного образования, они должны быть доступны детям по содержанию, лексике, наглядности.
Ключевые слова: проектная деятельность, метод проектов, устное народное творчество Ракитянского района, фольклорные жанры.
Чистоту, простоту мы у древних берем,
Саги, сказки — из прошлого тащим…
В. Высоцкий «Баллада о времени»
В современной дошкольной педагогической науке проектная деятельность заняла прочное место среди других форм и методов организации образовательной деятельности. Это связано с тем, что реализация проектов позволяет педагогам в условиях дошкольных образовательных организаций решать многие образовательные задачи. А именно: развивать познавательные интересы детей дошкольного возраста; формировать у них умения самостоятельно применять полученные знания и представления; расширять возможности современного информационного пространства для дошкольников; развивать элементы критического мышления [6, 188].
Возможно поэтому авторы программы «Белгороведение» одну из задач определяют как: приобщение детей к изучению родного края через элементы исследовательской и проектной деятельности совместно со взрослыми [2, 4].
Как известно, проекты классифицируются по разным основаниям: по предметно-содержательной области, по характеру доминирующей в проекте деятельности, по количеству участников, по продолжительности. При классификации по предметно-содержательной области различаются монопроекты, содержание которых ограничивается рамками одной образовательной области, и интегрированные проекты, в которых решаются задачи из разных образовательных областей [6, 189].
Автор статьи считает, что при организации образовательной деятельности по использованию устного народного творчества родного края наиболее эффективным являются проекты, позволяющие интегрировать образовательную деятельность. Так как чаще всего сами произведения устного народного творчества небольшие по объему и краткие по содержанию, но именно они позволяют подчеркнуть, или резюмировать основную мысль темы или образовательной ситуации.
О ценности фольклора для дошкольной педагогики писал Г. Н. Волков, автор учебника «Этнопедагогика»: «В устном народном творчестве получили отражение педагогические идеи, касающиеся рождения детей, их места в жизни народа, целей, средств и методов воспитания, поощрения и наказания, содержания обучения, трудового и нравственного воспитания, наследственности и наследования детьми черт поведения родителей, влияния окружающей среды и общественного мнения и т. д. и т. п».. [5, 69].
Более близкими для дошкольников являются фольклорные жанры устного народного творчества, характерные для местности, в которой они проживают. В данном случае речь идет об устном народном творчестве Ракитянского района Белгородской области. Ракитянский район довольно большой по площади и граничит не только с другими российскими областями, но и с украинскими селами и городами. Отсюда в устном народном творчестве района имеются элементы творчества украинского народа.
В науке фольклорные жанры классифицируют по-разному. Автор статьи использует в работе классификацию, в которой выделяются несколько основных жанровых групп:
— трудовые песни — сформировались в процессе работы, например, посева, вспашки, сенокоса. Представляют собой разнообразные выкрики, сигналы, напевы, напутствия, песенки. Календарный фольклор — заговоры, приметы;
— свадебный фольклор. Похоронные причитания, рекрутские причеты;
— необрядовый фольклор — это малые фольклорные жанры, пословицы, побасенки, приметы и поговорки. Устная проза — предания, легенды, былички и бывальщины;
— детский фольклор — пестушки, потешки, колыбельные;
— песенный эпос (героический) — былины, стихи, песни (исторические, военные, духовные);
— художественное творчество — волшебные, бытовые сказки и сказки о животных, баллады, романсы, частушки;
— фольклорный театр — раек, вертеп, ряжения, представления с куклами [4].
Как видим, жанровое разнообразие устного народного творчества очень многообразно, но в практической деятельности педагогов дошкольных организаций, систематически используется чаще всего лишь его небольшая часть: детский фольклор, художественное творчество, некоторые произведения из песенного эпоса и фольклорного театра.
Автор статьи считает, что реализация проектов со старшими дошкольниками позволяет эффективно использовать произведения почти всех фольклорных жанров. Так трудовые песни стали неотъемлемой частью ежемесячных музыкально-литературных гостиных «Народный месяцеслов», которые являются частью образовательных проектов, связанных со временами года, сезонными изменениями, земледельческим календарем: «Весенние развлечения», «Зимние забавы», «Осенины» и др.
Интересны дошкольникам такие трудовые песни как: «Не травушка, не трава», «Земляничка — земляна», «Как во горнице» и др. [3, 20–24]. Они используются для слушания и музыкально-ритмических движений.
С произведениями казачьего песенного (героического) эпоса старшие дошкольники знакомились при реализации проекта «Казачья станица». Его цель — знакомство с казачьей культурой на территории Белгородской области. Музыкальный диапазон таких казачьих песен как «Поехал казак на чужбину далёку», «Ехали казаки», «Шел казак на побывку домой» и др. позволяет использовать их в детском исполнении [7, 18–20]. При реализации этого долгосрочного исследовательского проекта дети также знакомились с песнями, относящимися к свадебному фольклору. Это не только песни, сопровождаемые сватовство, проводы невесты, свадебные торжества, но и так называемые причеты (причитания). Причитания — это древний жанр фольклора. Объект изображения в причитании — трагическое в жизни человека.
Известный писатель и собиратель фольклора XIX века П. И. Якушкин писал: «Выплакивание невыносимого, в обычных условиях непредставимого и даже недопускаемого горя было в народном быту чуть ли не физиологической потребностью. Выплакавшись, человек наполовину одолевал непоправимую беду. Слушая причитания, мир, окружающие люди разделяют горе, берут на себя тяжесть потери. Горе словно разверстывается по людям. В плаче, кроме того, рыдания и слезы как бы упорядочены, их физиология уходит на задний план, страдание приобретает одухотворенность благодаря образности» [10].
Такого рода фольклорные произведения, позволяют понять нелегкую жизнь предков родного края. Причитания собраны в экспедиционных тетрадях по Ракитянскому району [9]. А их лучшими исполнителями являются участники экспериментального ансамбля, созданного в 1973 году музыкантом, педагогом и учёным-исследователем Дмитрием Покровским при Фольклорной комиссии Союза композиторов РСФСР [1]. В репертуаре этого ансамбля более 2000 песен, в том числе и собранных в Ракитянском районе Белгородской области.
А в 1980 году этот ансамбль начал исследование и возрождение традиционного вертепного фольклора, народного представления, рождественского увеселения, чаще всего состоящего из двух частей: собственно рождественской мистерии и музыкальной комедии с региональным колоритом [1]. Этот вид фольклора относится к жанру фольклорного театра. В настоящее время автор статьи исследует певческий репертуар ансамбля Дмитрия Покровского, особенности построения вертепных представлений, возможности их использования в работе с дошкольниками, а также фольклорные традиции Ракитянского района.
Эта работа проводится в рамках долгосрочного исследовательского проекта «Рождественские традиции Ракитянского района» (срок реализации: 2017–2019 гг.). В настоящее время среди рождественских традиций более знакомыми детям и педагогам являются щедровки, колядки, гадания [9, 2–6].
Работа с фольклором Ракитянского района, с фольклорными произведениями различных жанров позволяет педагогам, по мнению автора статьи, из носителей готовых знаний, которые они стремится передать детям, превратиться в организатора увлекательной познавательной, исследовательской деятельности своих воспитанников.
Литература:
1. Ансамбль Дмитрия Покровского. URL https://ru.wikipedia.org/wiki/Ансамбль_Дмитрия_Покровского (дата обращения: 02.03.2018).
2. Белгородоведение: парциальная программа для дошкольного образования / Т. М. Стручаева, Н. Д. Епанчинцева, О. А. Брыткова, Я. Н. Колесникова, В. В. Лепетюха. Белгород: ООО «Эпицентр», 2015. 16 с.
3. Веретенников И. И. Народные песни Белгородской области для учащихся средних и старших классов: Переложения и обработки. — Белгород: издание ГБУК «БГЦНТ», 2015. 65 стр.
4. Виды фольклора. Виды русского народного фольклора. URL http://monateka.com/article/171403/ (дата обращения: 03.03.2018).
5. Волков Г. Н. Этнопедагогика. URL http://pedlib.ru/Books/1/0078/1_0078–69.shtml#book_page_top (дата обращения: 03.03.2018).
6. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. СПб.: Питер, 2013. 464 с.
7. Казачьи песни Белгородской области. — Экспедиционная тетрадь. Выпуск 24. 2010 г.
8. Традиционная культура Ракитянского района: Экспедиционная тетрадь / Ред.-сост. Н. В. Солодовникова, Г. А. Анищенко, Н. В. Кривчикова, Белгород: БГЦНТ, 2007. 55 с.
9. Фокеев А. Л. Неиссякаемый источник. Устное народное творчество URL http://licey.net/free/12-analiz_proizvedenii URL (дата обращения: 02.03.2018).