Автор статьи: Сергей Новгородский
Региональное продвижение — это процесс оптимизации сайта с учетом специфики и особенностей разных областей России, направленный на повышение видимости в поисковых системах для пользователей из определенных географических зон.
Гео-продвижение актуально для бизнесов, стремящихся расширить свою клиентскую базу за пределы одного города (сеть автосалонов, компания по аренде строительной техники, федеральная сеть медицинских центров, производитель строительных материалов и т. д.).
Если кратко ответить на вопрос из заголовка статьи, то продвижение по всей России – это реальность, но при условии, что у вас в регионах есть настоящие представительства / офисы, куда можно приехать или позвонить, чтобы клиент получил услугу или свой товар. Без представительств или с «левыми» адресами эффективно продвигаться не получится, так как для Яндекса важна гео-привязка, это приоритетный фактор ранжирования.
Запросы пользователей в поисковиках делятся на геозависимые и геонезависимые. Геозависимые запросы предполагают географическую принадлежность.
Примеры: «заказать пиццу», «рестораны», «купить авто».
Геонезависимые — не связаны с конкретным регионом.
Примеры: «Лучший смартфон 2023», «топ лучших фильмов», «рецепты салатов».
Поисковики определяют регион пользователя по IP-адресу и настройкам аккаунта в поисковой системе. Эта информация помогает SEO-специалистам адаптировать контент сайта под нужды жителей конкретного региона и улучшить видимость сайта в выдаче.
Особенности гео-продвижения в разных поисковиках
История геозависимости в поисковых алгоритмах начинается с Яндекса, который ввел первый алгоритм под названием «Арзамас» в 2012 году. Он учитывал геопозицию пользователя и формировал выдачу, соответствующую его местоположению. Вначале алгоритм работал для 19 регионов России.
В том же году Google внедрили алгоритм «Венеция», который учитывал геолокацию пользователя для формирования более релевантной выдачи. А в 2014 год году — «Голубь» — улучшение ранжирования локальных результатов и снижение влияния нескольких доменов на одном сайте.
Сегодня Яндекс лучше привязывает сайт к гео, что повышает региональную конкуренцию. В Google же проще попасть в топ по региону с «общим» проектом.
Стратегии продвижения
Все стратегии имеют место:
1. Один домен для всех регионов
Информация размещается на одном сайте с отдельными страницами для каждого региона (с ценами, условиями и контактами). Этот метод менее эффективен при высокой конкуренции.
2. Поддомены
Создание отдельных версий сайта на поддоменах. Примеры:
- spb.example.com
- msk.example.com
- ekb.example.com
- nsk.example.com
3. Разные сайты
Сеть отдельных доменов. Примеры:
- example-spb.ru
- example-msk.ru
- example-ekb.ru
- example-nsk.ru
4. Разные разделы сайта
Отдельные разделы (обычно каталога) для разных регионов с описанием уникальных контактов и условий.
Примеры адресов:
- example.com/spb/
- example.com/msk/
- example.com/ekb/
- example.com/nsk/
Выбор оптимальной стратегии зависит от ниши — как там сложилась конкуренция, как продвигаются конкуренты.
Как анализировать конкурентов
Основной принцип региональной SEO-оптимизации заключается в изучении лучших практик конкурентов и их улучшении. Поэтому полноценная аналитика — лучший инструмент продвижения.
Для гео-продвижения проверьте конкурентов на предмет:
- Указания адресов (что указывают в контактах, есть ли региональные представительства, как быстро дают обратную связь).
- Использования стратегий регионального продвижения.
- Лидеров по видимости (используйте инструменты, например, Serpstat, Ahrefs или SEMrush).
- Признаков сети сайтов (схожесть доменов, дизайна, структуры и текстов).
- Метрик лидеров регионов (ИКС сайта, Alexa Rank, Google PageRank, доля органического трафика).
Проверьте привязку в сервисах:
- Яндекс.Вебмастер и Google Search Console.
- Яндекс.Бизнес и Google Мой Бизнес.
- 2ГИС, Zoon, Яндекс.Карты и др.
Общие признаки в успешных кейсах конкурентов
- Хорошая общая посещаемость сайта: даёт возможность перенаправлять трафик на региональные версии проекта, улучшая их позиции.
- Наличие на Яндекс.Маркете с указанием регионов и товарным фидом: увеличивает видимость в региональной выдаче и привлекает потенциальных покупателей.
- Несколько источников трафика из данного региона и хорошие поведенческие факторы: указывает на релевантность сайта для региональных пользователей, повышая позиции в выдаче.
- Оптимизация проекта под коммерческие факторы (широкий ассортимент, удобная структура, учтены локальные теги, УТП под каждый регион и т. д.): закрывает потребности клиентов и увеличивает конверсию.
- Нет технических ошибок: дубли страниц, битые ссылки, некорректные перенаправления, медленная загрузка страниц, плохая мобильная адаптация.
- Есть региональные внешние ссылки.
Инструкция по региональному продвижению
- Проверьте региональный спрос. Используйте https://wordstat.yandex.ru/ для анализа спроса на ваш основной запрос в разных городах. Если по запросу нет просмотров, продвижение может быть нецелесообразным.
- Оцените технические характеристики сайта и мобильную версию.
- Убедитесь, что сайт готов к масштабированию (видимость в «домашнем» регионе более 10%, все страницы индексируются, высокая окупаемость на SEO-трафике).
- Проработайте геоданные выбранных регионов: контакты, адреса, условия доставки, цены, УТП для каждого региона и др.
- Определите предпочтительную, учитывая уникальные особенности вашего бизнеса.
Проект зависит от гео?
Да
Создайте один сайт с локальными страницами для тематик с низкой локализацией и инфопроектов.
Нет
Проанализируйте стратегии лидеров в вашей нише.
- Если вся локальная информация на одном сайте, просто подключите Яндекс Маркет и укажите локальные условия доставки.
- Если используют отдельные разделы для каждого региона, создавайте отдельные разделы каталога.
- Если используют поддомены для каждого региона, также создавайте поддомены под каждое гео с уникальным наполнением. Используйте топонимы в метатегах, добавьте локальные данные и адреса, удалите на уровне кода привязки к другим городам, удалите дубли текстов и все дубли страниц на поддомене.
Разверните стратегию на 1–2 областях. Для этого выберите города с наилучшими условиями для вашего бизнеса и максимальным спросом.
Добавьте разные версии сайтов в Яндекс.Вебмастер / Google Search Console и присвойте регион.
Определите метрики продвижения (трафик, позиции, видимость, CPA, ROI и др.) и отслеживайте изменения. Не начинайте продвижение в других районах, пока не увидите результаты в выбранных.
После получения результатов масштабируйте стратегию.
Что важно для гео-ранжирования
Большинство проектов не смогут успешно продвигаются по России, если не соответствуют хотя бы одному из этих критериев:
- Совпадение геопривязки страницы сайта и региона пользователя (сделать геопривязку в сервисах).
- Упоминание региона пользователя на странице (использовать название региона в тексте и URL).
- Hostrank внутри заданного региона, особенно важно для Google (покупать ссылки с учетом гео).
- Количество упоминаний региона в анкорах внешних ссылок (мониторить анкоры).
- «Ядро» аудитории внутри заданного региона (переливать гео-трафик с «общего» ресурса на целевые версии проекта).
- Высокий CTR в заданном регионе (настроить геоориентированные мета-теги для повышения кликабельности в выдаче).
- Поведенческие факторы по каждому региону (разработать дополнительный функционал для удовлетворения потребностей региональной аудитории).
Дополнительные рекомендации
Оценить потенциал области/города перед продвижением. Рассчитать процент трафика с региона от объема трафика по общему запросу.
(Гео-трафик / Общий трафик) × 100 = % трафика с гео
Исходя из полученного процента, определить инвестиции в продвижение.
Также реальное локальное представительство и контакты играют важную роль в продвижении по гео, так как их проверяют асессоры Яндекса. Необходимо указать точный адрес представительства и рабочие контакты в разделе контактов сайта.
Рекомендуется добавить на сайте функцию выбора города, если контент действительно разный для разных регионов. Это положительно скажется на поведенческих факторах и удовлетворит потребности аудитории.