Основные секреты оптимизации и продвижения сайтов в поисковых системах | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Рогов, В. Р. Основные секреты оптимизации и продвижения сайтов в поисковых системах / В. Р. Рогов, А. Б. Николаев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 4 (27). — Т. 3. — С. 47-53. — URL: https://moluch.ru/archive/27/3102/ (дата обращения: 17.12.2024).

Правильно построенная рекламная стратегия по реализации товаров и услуг в Интернете всегда приносит ощутимую выгоду фирмам и компаниям, непосредственно занятым в этом виде бизнеса. Одним из ключевых элементов современной рекламной стратегии является оптимизация сайтов, на которую в последнее время стали обращать внимание многие компании занимающиеся предоставлением разнообразных услуг в глобальной сети.
Прежде чем начать разговор об оптимизации сайтов необходимо определиться с основными терминами и спецификой сетевой аудитории.
Обращаем ваше внимание на то, что речь пойдёт исключительно про оптимизацию сайта без затрагивания таких сфер Интернет-рекламы как то:
  • контекстная реклама;
  • баннерная реклама;
  • медийная реклама;
  • реклама на тематических сайтах;
  • дорвеи;
  • спам.
Под оптимизацией сайта подразумевается комплексное выполнение работ направленных на повышение видимости сайта в поисковых системах, другими словами, его поднятие на первые позиции поисковых систем при вводе в строку поиска браузера определенных ключевых фраз по тематической направленности сайта.
Контекстной рекламой называют сообщение рекламного характера, которое размещается на странице поисковиков или порталов разнообразной тематики соответственно запросам или размещенным текстам на сайтах, посещаемых пользователями.
На баннерную рекламу возложена задача дополнительного привлечения внимания пользователей Интернета путём размещения на сайтах графических изображений (баннеров) соответствующей тематики, а также формирования имиджа сайта.
Под медийной рекламой в Интернете понимают текстово-графический рекламный материал (большой баннер с гиперссылками), который размещается на сайтах, являющихся крупными рекламными площадками.
Рейтинг наиболее посещаемых площадок для размещения медийной рекламы выглядит таким образом:

Яндекс – посещают приблизительно 6,7 млн. человек на протяжении недели;
Rambler – посещают приблизительно 2,8 млн. человек на протяжении недели;
РБК – посещают приблизительно 0,5 млн. человек на протяжении недели.


Ещё одно определение, на котором мы остановим своё внимание, это раскрутка сайта или, другими словами, его продвижение на первые позиции.
Раскрутка сайта представляет собой целый комплекс процедур направленных на привлечение целевой аудитории на тот или иной сайт глобальной сети. В составе этих процедур, как правило, объединены:
  • контекстная реклама;
  • поисковая оптимизация;
  • медийная реклама;
  • баннерная реклама;
  • дизайнерское оформление;
  • программирование.
Возможно применение и других законных методов рекламы в Интернете.
Кроме того, акцентируем Ваше внимание на том, что в нашей статье будут освещены секреты оптимизации сайтов именно для русскоязычных поисковых систем. Это связано с тем, что между мировыми поисковыми системами и поисковиками Рунета имеются существенные различия, требующие дополнительного внимания и которые невозможно охватить в одной статье.
Если поставить перед собой вопрос, какие поисковые системы являются наиболее популярными в Интернете, то ответ будет более чем предсказуем:
Yandex, Google, Rambler и Mail.ru.
Если же представить каким образом располагаются поисковые системы в пределах России по количеству передаваемого трафика, то лучше это сделать посредством следующей наглядной диаграммы:

Какой вывод можно сделать из этой диаграммы? Достаточно информативный: пользователи чаще всего используют поисковые системы Yandex и Google, как наиболее популярные, а затем уже Rambler и Mail.ru.
При этом, несмотря на очевидность данных, принимать их за аксиому всё же не следует. И это легко объясняется тем, что объём привлекаемого трафика находится в прямой зависимости от многих факторов, среди которых:
  • позиции в выдаче поисковых систем;
  • тематика сайта;
  • сниппет (под которым следует понимать не что иное, как выдаваемое поисковыми системами описание сайта);
  • число страниц сайта, которые известны поисковым системам или уровень индексации сайта.
Если выделять основные этапы оптимизации сайта, то следует остановиться на следующих:
  • первичный анализ сайта, который включает анализ конкурентов и самой сферы деятельности сайта;
  • составление семантического ядра, или иными словами подбор ключевых запросов для поисковой оптимизации сайта;
  • работа над структурой проекта и его содержимым;
  • оптимизация мета-данных проекта;
  • регистрация в топах, каталогах и поисковых системах, а также обмен ссылками (работа, ориентированная на ссылочную популярность ресурса).
Если выделять основные этапы продвижения, то они сводятся к вышеперечисленным. При этом мы остановимся более подробно на каждом отдельно.

Первичный анализ сайта, который включает анализ конкурентов и самой сферы деятельности сайта
Первый этап всегда подразумевает анализ не только структуры сайтостроения, но и тщательное изучение сферы деятельности компании/фирмы, а также мониторинг конкуренции, её оценку. Не меньшего внимания заслуживают текстовое наполнение ресурса и прогноз возможных сложностей, которые могут возникнуть в процессе оптимизации.
Следует отметить, что данный этап лучше проводить в совместной работе по составлению семантического ядра проекта. Однако прежде чем этим заниматься, хотелось бы более подробно остановиться на самом примере определения конкуренции сайта и для этого нет ничего лучше наглядной иллюстрации сайта и нескольких ключевых запросов, которые продвигаются с помощью поисковой системы.
Для этого в качестве прототипа представим, что имеется некий сайт www.Gelekt.ru , основной деятельностью которого является продажа бытовой техники и специализируется он на трёх направлениях: фотоаппараты, домашние кинотеатры и телевизоры.
На каких аспектах необходимо акцентировать внимание?
Сайтостроение
Если подобные товары разнести по отдельным рубрикам или папкам ресурса, то это станет отличной предпосылкой для удобного построения навигационной системы сайта. Плюс к этому на главную страницу портала лучше вынести общие ключевые запросы, такие как:
  • жк телевизоры
  • интернет магазин телевизоров
  • купить телевизор
  • фотоаппараты,
но только при условии, что на эти ключевые запросы делается акцент в продвижении.

Используя наш пример, сайт www.gelekt.ru имеет запросы (показанные ниже), которые не привязываются к моделям и направлениям:
В дальнейшем продвижение ресурса будет гораздо эффективнее, если для каждого ряда товара будут задаваться характеристики, по которым последует его дальнейшее распределение, а в перспективе – категоризация и по конкретным моделям.
Надо отдавать отчёт, что сайтостроение может быть иным, но рассматриваемый случай на наш взгляд является наиболее оптимальным, если рассматривать его с позиций крупномасштабного продвижения по максимальному числу ключевых запросов в поисковых системах.
Нередки случаи, когда встречаются интернет-ресурсы, которые не содержат на главной странице текстовой составляющей или же имеют узкоспециализированный текст. Это весьма наглядно, чтобы понять саму суть распределения поисковых запросов: вынос на главную страницу ресурса запросов общего характера, которые отражают широкомасштабную деятельность компании, а на внутренних страницах сайта проводится разделение различных направлений Интернет-магазина или компании с последующим дроблением по характеристикам и названиям моделей.
Если использовать именно такую структуру проекта, то с одной стороны процесс оптимизации сайта упрощается, а с другой – напротив, усложняется и, мало того, сам срок продвижения ресурса растягивается. Но при этом мы хотим заметить, если не выставлять рамок и мыслить действительно глобально, не бояться различных сложностей в работе и затраченного времени, а иметь целью долгосрочный результат, то данная стратегия является наиболее оптимальной.
Почему? Некоторые ответы на этот комплексный вопрос можно будет получить прямо сейчас, а остальные – при рассмотрении техники использования внутренних ссылок при ранжировании сайта.
Закономерен вопрос: какова реальная выгода от такого распределения и сайтостроения? Ответить на него можно следующее:

Целевая аудитория попадает строго на ту внутреннюю страницу, которая соответствует прописанному поисковому запросу. Для наглядного примера: пользователь при вводе запроса «жк телевизоры Sony» будет перенаправлен на страницу http://www.gelekt.ru/index.php?cPath=93_103, которая удовлетворит все его требования. Добавим ещё и то, что попадание на внутреннюю страницу сайта, соответствующую запросу, имеет значение и при определении эффективности поисковой оптимизации ресурса. Несложно догадаться, что если по заданному поисковому запросу пользователь попадает на главную страницу проекта или скажем на внутреннюю, которая никоим образом не соответствует требованиям, его действия более чем предсказуемы – уход с сайта.
Чёткое и равномерное распределение поисковых запросов по ресурсу. Сколько именно запросов должно быть выделено на странице – этого не скажет никто. Даже больше, гипотез и мнений по этому вопросу предостаточно. Проблема в том, что ключевые запросы бывают совершенно разные, поэтому лучше исходить из позиций пользователя, который должен зайти на эту страницу. И вновь наглядный пример: не думаем, что страница сайта http://www.gelekt.ru/index.php?cPath=93_103 будет выглядеть достаточно уместно по запросу «стиральная машина Bosch». Нет сомнений, что и вы согласитесь с этим. А что делать, если ключевых фраз больше 50 или, скажем, за сотню? И в самом деле, не будете же вы их размещать на одной странице. При этом необходим чёткий и правильный способ решения этой задачи, а наша схема успешно справляется с этим, можно сказать, на все 100%.
Несколько слов о текстовом наполнении проекта. Для ранжирования поисковыми системами текстовое содержание ресурса имеет немаловажное значение. И хотя этому будет уделено внимание дальше, сказать об этом следует уже сейчас. Резонно заметим, что для хорошего позиционирования ресурса поисковыми системами необходимо нахождение ключевых фраз. Вместе с тем невозможно чётко и логично прописать все услуги на одной странице с включением всех ключевых фраз и при этом донести для пользователя нужную информацию.
Предвидим несколько аргументов, среди которых основным будет следующий: имеется каких-то 6 ключевых запросов, поэтому вполне логично разместить их на главной странице. С логичностью можно поспорить, а вот то, что такое решение никак не способствует удобству пользователя, который перешёл на сайт, – очевидно. И вот теперь вопрос, каким будет следующий шаг пользователя? И тут же недоумение: хорошо, если эти 6 запросов у вас однокоренные; а если ресурс имеет страницы, которые специально отведены под них, то как раз логично спросить, почему бы этим не воспользоваться?
Увы, но такое мнение достаточно распространённое. Именно оно обуславливает проблемы, с которыми сталкивается большинство компаний, а именно: выбирая 10-20 ключевых запросов и выводя главную страницу по всему набору, они не получают должной отдачи. Результат более чем предсказуем: низкая отдача от оптимизации и впустую потраченные средства. Ещё один ключевой момент состоит в том, что в процессе ранжирования ресурса поисковая система берёт в расчёт «вхождение» поисковых запросов в тексте страницы. Думаем, что вы с нами согласитесь: нередко бывает затруднительно содержать на одной странице сайта до 20 поисковых фраз.
А теперь самое время перейти к анализу сайта.
На что необходимо обращать внимание:
подготовка robots.txt
С помощью файла robots.txt можно запретить разнообразным поисковым роботам проводить индексацию определенной части или же полностью всего сайта. Кроме того файл robots.txt размещают в корневом каталоге сайта, что позволяет при помощи директивы Host подобрать преимущественное зеркало сайта для некоторых поисковиков (к примеру, Яндекса).
применение JavaScript, Flash
Следует знать, что поисковые роботы могут обрабатывать ссылки на JavaScript не совсем корректно, именно поэтому рекомендуется уменьшать их численность. Анимация и интерактивные элементы контента сайта, созданные на Flash многими поисковыми системами также могут быть не проиндексированы. В случае, когда внутренние ссылки сайта оформляются на Flash, поисковые роботы попросту не смогут распознать эти страницы.
создание списков вновь созданных страниц или карты сайта
При появлении на сайте новых страниц, они становятся известными поисковикам только после того как её распознает поисковый робот. Для ускорения процесса индексации и переиндексации сайтов используют метод размещения карты сайта, что даст возможность поисковым роботам быстро находить страницы, расположенные в глубине сайта.
подвижные страницы
Поисковые системы очень плохо индексируют или не индексируют вообще динамические страницы, что вызвано рядом причин. Именно поэтому мы не рекомендуем проводить динамическое написание адресов страниц сайтов.
Анализ конкурентов
Ни для кого не секрет, что при проведении оптимизации того или иного сайта в первую очередь нас будут интересовать 10 первых позиций выданных поисковыми системами. Именно поэтому для проведения анализа конкурентов рекомендуется использовать показатели первой десятки сайтов определённой поисковиком. Первым делом определитесь с выбором интересующей Вас поисковой системы. К примеру, вы выбрали поисковую систему Yandex, выполняющую генерацию наибольшей доли трафика Рунета. Определим основные показатели первой десятки сайтов, на которые первым делом надо обращать своё внимание:
параметры авторитетности сайта
Оценивайте параметры PR для главных и внутренних страниц сайта, тематический индекс цитирования (тИЦ) сайта, и, конечно же, надо проверить его присутствие в таких престижных каталогах как Dmoz.org и Yaca.Yandex.ru. Наиболее полную информацию об тИЦе можно найти: http://help.yandex.ru.
ссылочная популярность проекта и присутствие ссылок на главные страницы сайта
Данную процедуру можно выполнить, используя команду: http://www.yandex.ru/yandsearch?Link=www.site.ru&iserverurl=www.site.ru. В поисковой системе Google используется другой поисковый запрос: link:www.site.ru.
При этом поисковой системой будут определены ссылки на сайт и указаны адреса их местонахождения. Проводя анализ ссылок на сайт, следует акцентировать свое внимание на таких показателях как:
  • тематика ссылок (схожесть тематичности вашего сайта и ссылок на него);
  • присутствие ссылок для переходов с главных страниц чужих сайтов (важно учитывать тематику, количество ссылок, показатель авторитетности сайта);
  • местонахождение страниц, на которых размещаются ссылки.

В большинстве случаев максимум ссылок означает их оптимальную приближенность к тематичности вашего сайта, а высокие показатели авторитетности информируют о высокой конкуренции в этой области деятельности. Таким образом, можно допустить, что для того, чтобы достигнуть такого результата, соблюдая при этом высокий уровень содержимого сайта, его построение, верстку, графику и другие характеристики, необходимо будет разместить значительное количество ссылок на сайт.
При оптимизации под поисковую систему Yandex нелишней будет проверка количества сайтов, которые имеют ссылки на наш сайт с соответствующим текстовым содержанием страничек. Это выполняется при помощи команды:
  • anchor#link="www.site.ru*"[ключевой запрос] – поиск ссылок по всему сайту целиком с наличием «ключевого запроса».
  • anchor#link="www.site.ru"[ключевой запрос] – поиск ссылок на главную страницу (возможность задавания адреса другой страницы) с наличием «ключевого запроса».
В результате вы получаете возможность оценки конкуренции по разнообразным запросам, узнавая характеристики авторитетности ссылающихся сайтов и источники ссылок.
Такую же процедуру по прямым запросам в поисковой системе Google выполнить невозможно.
Проанализируйте показатели десяти или, в крайнем случае, первых пяти сайтов, которые находятся в топ 10 поисковой системы. Определите те показатели авторитетности сайта, которые будут служить вам ориентиром в процессе продвижения этого проекта. Учитывая эти показатели, а также беря во внимание наличие знаний по продвижению сайтов и своих возможностей, вы можете легко спрогнозировать приблизительные сроки продвижения проекта.

Проведя анализ областей деятельности и конкуренции в отношении нашего сайта, можно переходить к следующему этапу – начать подбор ключевых слов, которые будут нужны при продвижении проекта.

Составление семантического ядра или, иными словами, подбор ключевых запросов для поисковой оптимизации сайта
Для того чтобы подбор поисковых фраз был более оптимален, лучше использовать следующие сервисы: статистика ключевых запросов Yandex - http://wordstat.yandex.ru/, плюс статистика ключевых запросов Rambler http://adstat.rambler.ru/wrds/. Справа прописывается число показов ключевых фраз за предыдущий месяц, а слева – сами поисковые запросы. При этом в средней колонке будет отображён показатель CTR (кликабельности), иными словами не что иное, как число переходов на сайт (обычно составляет 2-3%). Следовательно, можно подсчитать ориентированный трафик, который можно получить, если попасть в топ выдачи:

Пользователи = (число показов * 3%) / число дней в месяце

Заметим только, что число пользователей, которые перешли на сайт по прямому запросу находится в пропорциональной зависимости от занимаемой сайтом позиции или так называемого сниппета (см. ниже), популярности ресурса, уместности (релевантности) выдачи и выдаваемого тега Title ресурса.
Под сниппетом понимается описание сайта, которое отображается в поисковых системах при выдаче. Он представляет собой не что иное, как отрывок из текстового содержания или, как вариант, содержимого тега Description, вмещающего ключевой запрос.

Прежде чем заниматься продвижением сайта, необходимо чётко поставить цели или определить приоритеты: информационные или коммерческие. От этого будут зависеть и ключевые фразы, которые также подразделяются на информационные и коммерческие.
Для нашего примера коммерческими ключевыми фразами для главной страницы ресурса являются (для этого введём фразу бытовая техника в http://wordstat.yandex.ru/):


  • http://www.gelekt.ru – главная страница
  • интернет магазин жк телевизоров
  • продажа жк телевизоров
  • магазин бытовой техники

К информационным ключевым фразам также относим:
  • мелкая бытовая техника
  • рынок бытовой техники
  • бытовая техника
  • эксперт бытовая техника
  • бытовая техника видео
  • встроенная бытовая техника
  • форум бытовой техники
  • бытовая техника электроника

Безусловно, это не все поисковые запросы заслуживающие внимания, но для того чтобы не запутаться в их изобилии и при этом сохранить некоторую логическую ясность, мы не будем использовать весь набор и ограничимся только этими запросами, которые наиболее популярны среди пользователей.
Предупреждая возможные вопросы, отметим, что имеются запросы типа «телевизор жк lg» и «телевизор жк 42 sony», но данные ключевые фразы относятся к конкретным моделям телевизоров, и в нашем сайте для них отведены специальные страницы. Поэтому данным запросам следует уделить внимание при оптимизации этих страниц.
Анализ, подобный нашему, требуется провести для всего имеющегося у вас набора продукции, задавая при этом самые разнообразные фразы: «домашние кинотеатры», «фотоаппараты» (и даже такой неформальный «фотик»), «видео камеры» и т.д.
Рекомендуем осуществить полный анализ и составить весь перечень поисковых фраз для продвижения сайта. Не помешает обратить внимание и на правый столбец при подборе ключевых фраз в статистике Yandex. Он является отличной подсказкой, поскольку выводит наиболее частые запросы пользователей при поиске бытовой техники. Именно там можно встретить фразы-синонимы или же не менее актуальные запросы, касающиеся тематики вашего сайта и интересующие пользователя.
Уделяйте внимание различным мелочам: написание фирм-производителей латиницей и кириллицей (Самсунг и Samsung), различного рода сокращения, а также наличие ошибок. Другими словами, при выборе ключевых фраз вам необходимо оценивать их с точки зрения пользователя и клиента, учитывать его мышление при выборе товара и только оценив всевозможные варианты, проанализировать фразы при поиске различных видов продукции. Нелишним будет оценить, какие ключевые фразы используют конкуренты.
В том случае, если вы надеетесь на быструю результативность поисковой оптимизации, то не имеет смысла на ранних этапах увлекаться однословными запросами. Их высокая популярность не является свидетельством коммерческой выгоды – это раз, а во-вторых, таких поисковые слова чаще всего являются общими. Наш совет в этом случае прост: уделяйте внимание узконаправленным фразам. Для нашего примера это будут «sony жк телевизор купить» и «купить жк телевизор».
И стоит ли доказывать тот факт, что клиенты, которые перешли на ваш сайт по запросу «sony жк телевизор купить», будут вам более приятны (скажем так), чем покупатели, перешедшие по фразе «купить жк телевизор», если основной вид вашей деятельности – продажа жк телевизоров Sony. При этом мы вовсе не умаляем значение ключевой фразы «купить жк телевизор». Мы ставим перед собой иную цель, а именно: акцентировать ваше внимание на том, что с позиции коммерческой отдачи вторая фраза более практична, хотя и не так популярна.
Среди множества различных моментов играет роль и правильная расстановка акцентов. Зачастую неверно оценивая свои силы на продвижение проекта, много времени затрачивается на “проталкивание” одного или двух сильных запросов, например, «жк телевизор». А при этом всю энергию можно перенаправить на более узкоспециализированные 10 фраз, типа «купить недорого жк телевизор», и получить при этом высокую результативность при меньших затратах как времени, так и сил. Это ещё раз подтверждает тот факт, что узконаправленные фразы являются довольно простыми для продвижения. И к тому же они позволяют довольно быстро добиться высокой результативности, разумеется, с хорошей коммерческой составляющей.

При продвижении сайта по узконаправленным ключевым фразам есть одна проблема, а именно их число. Согласимся с тем, что удобно и проще продвигать проект по узконаправленным ключевым фразам, которых может быть до 10, чем работать со 100-200 более мелкими поисковыми запросами. Но прежде чем решать, что выгодно, задумайтесь о цели, которую вы поставили, а также о том, что качественный сайт с высоким целевым трафиком – это работа далеко не одного месяца. Поэтому всё же не стоит использовать на странице более трёх ключевых фраз. Но если вы сомневаетесь в своих силах и навыках, то лучше доверьте эту работу профессионалам веб-разработок http://www.dnsserv.ru.

Основные термины (генерируются автоматически): запрос, поисковая система, фраза, бытовая техника, сайт, система, телевизор, главная страница, страница, ваш сайт.


Задать вопрос