Школьный музей как средство гражданско-патриотического воспитания школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №48 (390) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 28.11.2021

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Шакалова, В. И. Школьный музей как средство гражданско-патриотического воспитания школьников / В. И. Шакалова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 48 (390). — С. 454-455. — URL: https://moluch.ru/archive/390/86099/ (дата обращения: 22.01.2022).



В последнее время как никогда остро встала проблема патриотического воспитания молодежи, она не только не утратила своей актуальности, но приобрела новую остроту и специфику. В содержании ФГОС отмечается необходимость активизации процесса воспитания патриотизма школьника.

Школьный музей призван сыграть важную роль в развитии патриотического, гражданского и общекультурного воспитания учащихся, в формировании личности гражданина России в процессе образовательной деятельности данного учреждения. Работа музея способствует развитию творческой самостоятельности учащихся в процессе освоения исторического прошлого. В результате сбора, исследования, обработки исторических материалов для музея у ребёнка закладываются основы формирования научного мировоззрения, начала исследовательской деятельности, развивается мышление. Школьники участвуют в оформлении материалов в экспозиции, это соответствует целям эстетического воспитания и формированию художественного вкуса, а также способствует развитию оформительских умений и навыков. Занимаясь пропагандой материалов музея, составлением мини-экскурсий по разделам экспозиций способствует развитию коммуникативных качеств личности, умение вести диалог с аудиторией, развивает способность к структурированию знания и его изложению. Это в дальнейшем помогает детям на уроках.

Деятельность музея сосредоточена не только на распространении знаний о прошлом, но и на актуализации, созидании и пропаганде традиций школы, села и страны среди учащихся.

Основными задачами музея являются:

1) Формирование патриотического сознания школьников, чувства любви к своей Родине, гордости и уважения к предшествующим поколениям созидателей и защитников Отечества.

2) Формирование гражданственности, чувства гордости за свою страну, стремление приносить пользу своему народу.

3) Воспитание на примере жизни и деятельности выдающихся людей, нашей Родины, а также своего города, села.

4) Расширение общекультурного кругозора обучающихся, углубление знаний и представлений об исторических событиях, быте и хозяйственной деятельности своего народа в прошлом и настоящем.

5) Формирование толерантного отношения к представителям других культур.

Для решения этих задач от педагогов школ требуется большой творческий потенциал, чтобы сформировать у своих воспитанников чёткую гражданскую позицию и чувство высокого патриотизма. Школьный краеведческий музей оказывает большую помощь педагогам в воспитании и развитии личности гражданина и патриота своей Родины, готового и способного отстаивать её интересы.

Школьный музей — это место, способствующее расширению кругозора, повышению образованности, воспитанности, приобщение к культурным ценностям детей.

Воспитание патриотизма подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач школы, а особенно на современном этапе. Ведь школьник формирующаяся личность, а это самая благодатная почва для привития священного чувства долга к своей Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у обучающихся любви к своей Родине, постоянная готовность к её защите. Вместе с тем, воспитание патриотизма — это постоянная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим подвигам и достойным уважения страницам прошлого. Но каждый гражданин и патриот начинается со школьной скамьи: прежде чем стать гражданином и патриотом Родины, школьник должен научиться быть гражданином и патриотом своего класса, школы, знать ее историю, активно участвовать во всех общешкольных делах и мероприятиях.

Сама обстановка музея, благоприятно воздействует на душу ребёнка. Здесь воспитание и обучение начинается с первых шагов по залам музея. Прошлое не исчезает бесследно, оно оставляет много отпечатков своего существования в виде тех предметов, которые находятся в музее и за пределами его. История является основой любого музея. Музей — школа знаний по интересам, школа, в которую дети идут с радостью и получают знания, которые хорошо и надолго запоминаются. Музей поведает нам множество разнообразных историй своим языком. Язык музея — это его экспонаты — документы, вещи, оружие, книги, фотографии. Они безмолвные свидетели прошлой жизни, они интересуют детей не меньше, чем то, что их окружает, так как способствуют пробуждению добрых, неведомых ранее чувств. Они появляются во время рассказа экскурсовода, проведения музейных уроков, встреч со знаменитыми людьми, инсценировок праздников, наполняя душу ребёнка чувством радости и гордости, любви к своему народу, к своей Родине. Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет то, чего нельзя вернуть, но благодаря музею можно вспомнить, соприкоснуться мыслями и душой с целой эпохой. Правильное использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе высокого патриотизма, гражданского самосознания является одной из задач, которую выполняет музей. Любой школьный музей с его разносторонней краеведческой, исследовательской и идейно-нравственной работой хороший помощник в деле воспитания подрастающего поколения. Это «мастерская» для формирования детский душ, хорошая и добрая, умная и содержательная.

Методическая работа музея разнообразна и это разнообразие поражает своей новизной и размахом в современных условиях, при использовании информационно-коммуникационных технологий. В такой работе легко внедряются новые формы и методы нравственного воздействия на душу и сердца посетителей. В музее, одновременно проявляются интерес посетителей, их реакция и переживания на увиденное и услышанное во время экскурсии. Конечно, у каждого восприятие увиденного и услышанного разное: у ученика начальной школы и выпускника, у ветерана Великой Отечественной войны и молодёжи села. Каждый видит и воспринимает близко то, что ему более понятно и дорого. Да, по-разному мы смотрим на всё, но едины в одном: музей всех заставляет вспоминать, волноваться и переживать. Здесь пробуждаются и воспитываются лучшие качества детской души. Поэтому школьные музеи должны действовать в память о прошлом ради нашего будущего!

Таким образом, именно школьный музей играет огромную роль в воспитании у подрастающего поколения таких качеств, как гражданственность и патриотизм, он способствует развитию их гражданской позиции, компетентности, самостоятельности. Главное, что дает школьный музей, это духовное, нравственное воспитание, чего так не хватает сегодня, учит быть людьми, помнящими своё прошлое, любящими свою Родину, свои корни, учит гордиться подвигами своих земляков и брать с них пример. Музейные экспонаты помогают детям прожить не одну свою жизнь, а сотни других жизней, погрузившись в прошлое, помогают задуматься над тем, что их окружает: над семейными ценностями и собственной родословной, кто он и зачем живет, что он оставит после себя своим потомкам. Школьникам нужны героические образы, ибо с детства в их сознании должны формироваться высокие понятия: долг, честь, совесть, ответственность, верность, подвиг, патриотизм. А это легко воплотить, показывая в музее экспонаты и рассказывая о различных подвигах нашего народа в годы Великой Отечественной войны и мирного времени. Жизнь подтверждает, что нельзя вдохновить человека на подвиг, не преклонившись перед подвигом, уже совершённым. Мы не имеем права предавать забвению то, что было нашей славой и по праву обязано перейти в память и дела последующих поколений.

Патриотическому воспитанию и деятельности музеев в настоящее время государство и общество уделяют большое внимание, что создаёт новые перспективы для их развития, вселяет надежду на то, что патриотизм, став основой нравственного и духовного воспитания, станет и основой возрождения всей России. Изучение истории родного края, истории нашего Отечества, трудовых, боевых и культурных традиций своего народа, было и остается основным направлением в работе музея по воспитанию у детей и подростков чувства гражданственности и патриотизма, любви к нашей великой Отчизне, к малой и большой Родине. Поле деятельности современного педагога в этом направлении очень разносторонне и глубоко. Это означает, что нам, россиянам, не безразлично, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли — роль гражданина и патриота. Нам есть чем гордиться, есть о чем рассказывать своим детям и внукам. И в этом нам оказывает большую помощь школьный музей.

Литература:

  1. Шалахова, Н. В. Музей и школа / Н. В. Шалахова. — М.: 1986.
  2. Гревс, Т. М. Экскурсионные методы. Формы познавательной деятельности./Т. М. Гревс. — М.: Наука, 2012.
  3. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности ражданина России в сфере общего образования» [Текст]. А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. М.: Просвещение, 2009.
Основные термины (генерируются автоматически): школьный музей, музей, подрастающее поколение, Родина, Великая Отечественная война, воспитание, воспитание патриотизма, высокий патриотизм, патриотическое воспитание, работа музея.


Задать вопрос