Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 17 августа, печатный экземпляр отправим 21 августа.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Образование: прошлое, настоящее и будущее» (Краснодар, май 2019)

Дата публикации: 13.04.2019

Статья просмотрена: 17 раз

Библиографическое описание:

Апсатаров В. Я. Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология [Текст] // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, май 2019 г.). — Краснодар: Новация, 2019. — С. 28-30. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/330/15010/ (дата обращения: 21.09.2019).



В последнее десятилетие в российских школах все больше становится паспортизированных музеев. Поэтому особое внимание в системе образования уделяется музейной педагогике как инновационной педагогической технологии. Она становится всё более привычной в практике историко-краеведческого, гражданско-патриотического, духовно-нравственного воспитания личности в едином образовательном процессе. Основной целью музейной педагогики является приобщение к музеям, изучению истории родного края, воспитанию патриотизма подрастающего поколения, творческое развитие личности.

Музейная педагогика — это интегративная область, которая включает в себя научно — исследовательскую и музейную практическую деятельность. Она тесно связана с такими дисциплинами, как история, музееведение, культурология и др.

Задачи музейной педагогики:

– развитие эмоциональной сферы детей и воспитание любви к малой родине;

– воспитание у школьников элементов исторического сознания;

– формирование конкретных знаний в области истории, воспитание чувства национального самосознания и любви к истории школы, города, родного края.

Использование музейной педагогики в образовательном процессе на данный момент во многом инициировано правительственными документами: Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273 — ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Постановлением Правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 795 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2017 г»..

Понятие «музейная педагогика» зародилось в Германии в начале XX в. Её становление связано с зарубежными исследователями, такими как А. Лихтварк, А. Рейхвен, Г. Фройденталь. В своих работах ученые описывали методику работы, которая, включает подготовку учащихся к посещению музея и последующее закрепление знаний. В нашей стране изучением музейной педагогики занимались такие педагоги как С. Т. Шацкий, Н. Ф. Федорова, А. У. Зеленко. По их инициативе в России был создан первый детский музей, в котором дети занимались творчеством на занятиях, в кружках.

Современная музейная педагогика использует различные формы, методы и технологии. Базовыми формами культурно — образовательной деятельности музея являются: экскурсии, лекции, консультации, конференции, клубы, кружки, конкурсы, встречи с интересным человеком, литературные вечера и праздники (по М. Ю. Юхневичу). Чтобы приобщить ребёнка к ценностям, накопленным и свято хранимым человечеством в мировой культуре, нужно погрузить школьника в культурно-историческое пространство. Особая роль в этом принадлежит музею.

Школьный музей позволяет комплексно решать вопросы воспитания, обучения, развития и духовно-нравственного оздоровления обучающихся на основе создания педагогически целесообразно организованной развивающей образовательной среды. Эта среда не только организация экскурсий, но и собирание, и изучение (исследование) музейных предметов и артефактов в процессе совместной краеведческой деятельности детей и педагогов. Развивающая образовательная среда школьного музея позволяет интегрировать содержание, формы организации общего и дополнительного образования, педагогические технологии и методы деятельности, знания различных научных областей, формировать предметные, метапредметные и ключевые компетенции школьников, развивать навыки межличностной коммуникации, обеспечивая поэтапное и последовательное развитее личности.

Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Эффективное использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности является одной из важнейших задач музея образовательного учреждения.

На современном этапе обучения инновационной технологий является музейно-педагогическая программа. В 2012 г. мною разработана авторская программа «Музееведение», которая включает музей как важный компонент в образовательном пространстве современной школы. Она предполагает тесную связь музея в рамках школьного учебно-педагогического процесса. Программа позволяет обогатить новым содержанием традиционные формы образовательной деятельности, как урок-лекция, семинар, и включить в образовательный процесс экскурсии, выставки, конференции.

Мой опыт работы в школе убедительно доказывает, что музей образовательного учреждения сегодня является важной частью преподавания предметов история, история Башкортостана и обществознание.

В средней общеобразовательной школе села Камеево музей был открыт в мае 2005 года, в день празднования 60-летия Победы в Великой Отечественной войне. На базе музея работает кружок «Музееведение» по авторской программе. Организует деятельность музея Совет музея, который проводит большую организационную, исследовательскую, краеведческую и патриотическую работу. Музей в школе становится средством творческой самореализации, инициирует личностно-ориентированное воспитание и образование, является маленьким исследовательским центром по сохранению, возрождению и развитию локальных культурно-исторических традиций, участвует в диалоге поколений и культур.

Музей реализует следующие направления работы:

  1. Поисково-исследовательская работа.

Участники поисковой группы занимаются исследовательской деятельностью. Ребята знакомятся с документами, литературой, работают с архивными материалами, обращаются за помощью в сборе материалов к односельчанам, ветеранам, приобретают навыки исследовательской деятельности, защищают свои проекты на школьных, районных, и республиканских научно-практических конференциях. С 2000 года юные музееведы школы являются победителями и призерами районного и республиканского конкурсов исследовательских работ участников туристско-краеведческого движения «Дорогами Отечества» и Малая Академия Наук. Исследовательские работы «Герой Одера — Орсаев Е. О». «Трудовой подвиг крестьянства Мишкинского района в годы Великой Отечественной войны», «История Камеевской ГЭС», «Покровская церковь д. Русское Байбаково» были удостоены дипломов на республиканской конференции «Дорогами Отечества». Работы «Топонимика села Камеево», «Быт марийцев», отмечены дипломами VII степени всероссийского конкурса «Человек на Земле». Благодаря участию в конкурсах был собран богатый материал для музея, на его основе оформлены новые экспозиции и стенды, которые часто используются на уроках истории и истории Башкортостана.

  1. Экскурсионная работа.

В музее работает группа юных экскурсоводов, которая проводит экскурсии по музею, историческим памятникам на территории сельского поселения Камеевский с/с. Обзорная экскурсия «На берегу реки Медовой» и «Топонимика села Камеево» были награждены дипломами III степени на республиканском конкурсе экскурсоводов «По малой Родине моей». Экскурсоводами разработана экскурсия для детей с ОВЗ.

Особое место занимает изучение подвига Советского народа в Великой Отечественной войне. К 70-летию Победы была проделана большая работа по сбору и систематизации материалов для создания книг «Они вернулись с Победой» и «Книга памяти». В результате этой работы была собрана информация с описанием биографических данных, наград, участия в боевых действиях участников Великой Отечественной войны, проживавших и проживающих на территории Камеевского сельского совета.

К 70-летие Победы Советского народа в Великой Отечественной войне и открытию мемориальной доски Героя Советского Союза Орсаева Е. О. в селе Камеево были организованы торжественные мероприятия.

Члены кружка «Музееведение» провели большую работу по изучению боевого пути и совершение подвига на Одерском плацдарме нашего земляка Героя Советского Союза Орсаева Егора Орсаевича. Ребята сняли видеофильм, подготовили буклет, создали презентацию о Герое, посетили музей Боевой славы.

15 февраля 2019 г. в день празднования 30-летия вывода советских войск из Афганистана на базе музея прошло мероприятие «Афганистан — наша память и боль». На мероприятии презентовалась книга «Закаленные Афганистаном». В книге использовались материалы о воинах — интернационалистах с. Камеево: Муртазине В. Е. и Кусюкбаеве В. Е.

Экспозиция музея систематически используется в учебном процессе. Подлинные материалы музея, используемые на уроках, оживляют учебный процесс, наполняют его более конкретным содержанием, способствуют прочному овладению знаниями, оказывают большое эмоциональное воздействие на учащихся.

Богатый накопленный материал и опыт работы в музее образовательного учреждения используется и при проведении мероприятий различного уровня. На базе музея неоднократно проводились совещания классных руководителей школы, родительские собрания по вопросу патриотического воспитания. Музей тесно сотрудничает с общественными организациями. Члены кружка «Музееведение» приняли активное участие в съемках передач «Распахнись душа» и «Бабушкин сундучок».

Музей образовательного учреждения является центром патриотического, гражданского, этнокультурного воспитания подрастающего поколения, центром жизни школы и села. Деятельность музея направлена на бережное сохранение прошлого, на сохранение наследия своего народа, восстановление традиций своего края и помогает детям расти настоящими гражданами и патриотами своего края, своей страны.

Литература:

  1. Бикмеев М. А. Школьные музеи Башкортостана, их задача, роль и значение в совершенствовании образовательной системы республики. Учебно-методическое пособие. Уфа: БИРО, 2006;
  2. Валиуллин Г. Ф. Музейно-педагогическая технология историко-краеведческого музея. Уфа, 2008;
  3. Гнедовский М. Б. Музей и образование: материалы для обсуждения // М. Б. Гнедовский, Н. Г. Макарова, М. Ю. Юхневич — М.: ВНИК «Школа». 1989.
  4. Столяров Б. А. Музейная педагогика: история, теория, практика. — М.: Высшая школа, 2004.
Основные термины (генерируются автоматически): музейная педагогика, Великая Отечественная война, музей, Афганистан, баз музея, образовательное учреждение, Советский народ, Российская Федерация, авторская программа, Советский Союз.

Похожие статьи

Музейная педагогика в школе | Статья в журнале...

Ключевые слова:музейная педагогика, школьный музей, виртуальный музей, виртуальная

музейная педагогика — научная дисциплина на стыке музееведения

Важно, чтобы работа музея велась по специально отработанной, рассчитанной на длительный срок программе...

Музей боевой славы как инновационная форма работы по...

Как научная дисциплина музейная педагогика, на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривает музей как образовательную систему, то есть она способна решать образовательную, развивающую, просветительскую и воспитательную задачи.

Компонент гражданско-патриотического воспитания — музейная...

Музей общеобразовательного учреждения — это прежде всего центр всей воспитательной

Через исследование и изучение предметов музейного быта, встреч с ветеранами

Суворовцы активно участвуют в беседах, творческих вечерах с ветеранами войны и труда, бывшими...

Морская доблесть континентального города: региональный фактор...

школьный музей, музей, Российская Федерация, музейный фонд, историко-культурный стандарт, Великая Отечественная война, воспитательная работа, локальная история, образовательное учреждение, отечественная...

Музей как инновационное образовательное пространство школы

музей, экскурсия, музейная педагогика, музейная экскурсия, ценность, образовательная деятельность, музейное учреждение, мировая

школьный музей, музей, Российская Федерация, музейный фонд, историко-культурный стандарт, Великая Отечественная война...

Патриотическое воспитание детей с ОВЗ посредством музейной...

детский сад, музейная педагогика, Великая Отечественная война, музей, ребенок, Боевая слава, ветеран ВОВ, патриотическое воспитание

музейная педагогика — научная дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как...

Музей сельской школы — центр патриотического воспитания

В музее представлен богатый материал по истории Великой Отечественной войны. Причем его тематика напрямую связана с историей

Основные термины (генерируются автоматически): Великая Отечественная война, музей, ученик, история, родная школа, патриотическое...

Роль музея как образовательного учреждения в формировании...

школьный музей, музей, Российская Федерация, музейный фонд, историко-культурный стандарт, Великая Отечественная война, локальная история, образовательное учреждение, отечественная история, воспитательная... Музейная педагогика в школе | Статья в журнале...

«Музейная акция» как средство формирования гражданской...

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на

Основные термины (генерируются автоматически): школьный музей, Советский Союз

С огромным желанием посещаем Государственный музей Маршала Советского Союза Г. К...

Похожие статьи

Музейная педагогика в школе | Статья в журнале...

Ключевые слова:музейная педагогика, школьный музей, виртуальный музей, виртуальная

музейная педагогика — научная дисциплина на стыке музееведения

Важно, чтобы работа музея велась по специально отработанной, рассчитанной на длительный срок программе...

Музей боевой славы как инновационная форма работы по...

Как научная дисциплина музейная педагогика, на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривает музей как образовательную систему, то есть она способна решать образовательную, развивающую, просветительскую и воспитательную задачи.

Компонент гражданско-патриотического воспитания — музейная...

Музей общеобразовательного учреждения — это прежде всего центр всей воспитательной

Через исследование и изучение предметов музейного быта, встреч с ветеранами

Суворовцы активно участвуют в беседах, творческих вечерах с ветеранами войны и труда, бывшими...

Морская доблесть континентального города: региональный фактор...

школьный музей, музей, Российская Федерация, музейный фонд, историко-культурный стандарт, Великая Отечественная война, воспитательная работа, локальная история, образовательное учреждение, отечественная...

Музей как инновационное образовательное пространство школы

музей, экскурсия, музейная педагогика, музейная экскурсия, ценность, образовательная деятельность, музейное учреждение, мировая

школьный музей, музей, Российская Федерация, музейный фонд, историко-культурный стандарт, Великая Отечественная война...

Патриотическое воспитание детей с ОВЗ посредством музейной...

детский сад, музейная педагогика, Великая Отечественная война, музей, ребенок, Боевая слава, ветеран ВОВ, патриотическое воспитание

музейная педагогика — научная дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как...

Музей сельской школы — центр патриотического воспитания

В музее представлен богатый материал по истории Великой Отечественной войны. Причем его тематика напрямую связана с историей

Основные термины (генерируются автоматически): Великая Отечественная война, музей, ученик, история, родная школа, патриотическое...

Роль музея как образовательного учреждения в формировании...

школьный музей, музей, Российская Федерация, музейный фонд, историко-культурный стандарт, Великая Отечественная война, локальная история, образовательное учреждение, отечественная история, воспитательная... Музейная педагогика в школе | Статья в журнале...

«Музейная акция» как средство формирования гражданской...

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на

Основные термины (генерируются автоматически): школьный музей, Советский Союз

С огромным желанием посещаем Государственный музей Маршала Советского Союза Г. К...