Взаимодействие ДОУ и семьи по проблеме защиты прав детей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №4 (39) апрель 2012 г.

Статья просмотрена: 2232 раза

Библиографическое описание:

Шигапова, Н. Р. Взаимодействие ДОУ и семьи по проблеме защиты прав детей / Н. Р. Шигапова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 4 (39). — С. 308-310. — URL: https://moluch.ru/archive/39/4616/ (дата обращения: 17.12.2024).

Судьба каждого человека неповторима, индивидуальна. Его жизнь наполнена разнообразными событиями. Но, несмотря на абсолютные различия, природа распорядилась таким образом, что людям предназначено прожить основные периоды детства, испытать возрастные кризисы. Детство - одно из самых незабываемых, ярких периодов жизни, оставляющее неизгладимые впечатления, события которого могут наложить отпечаток на всю дальнейшую жизнь.

Период дошкольного детства является наиболее насыщенным, важным периодом, так как в это время ребенок воспринимает окружающую его действительность очень непосредственно, интенсивно развиваются все системы его организма, происходит процесс начального формирования, становления его личности. У детей дошкольного возраста происходит нарастание силы и подвижности нервных процессов, закладывается основа для высшей нервной системы. Педагоги, ученые определяют дошкольный период детства как критический в жизни человека. В этой связи взрослым необходимо особо бережно и трепетно относиться к детям этого возраста, проявлять заботу, тактичность в общении с ним [1].

Ребенок очень уязвим, он полностью зависит от взрослых и защитить себя самостоятельно не способен. Чаще всего наблюдается незащищенность детей в социальном плане, а именно они не застрахованы от наказаний, угроз, систематического проявления агрессии со стороны взрослых, что в свою очередь порождает в детях ответную агрессию или же вызывает состояние подавленности, отчужденности. Неадекватные проявления взрослых по отношению к детям встречаются как в семьях, так и на практике в ДОУ.

С целью профилактики нарушения прав дошкольников необходимо и целесообразно организовывать взаимодействие семьи и ДОУ.

Проблема неккоректного отношения педагогов к детям, наказаний в процессе работы с детьми корнями уходит в глубокую древность. В Древней Месопотамии к середине III тысячелетия по всему Шумеру было много школ. В школе царила суровая дисциплина. ПО свидетельству текстов, учеников били на каждом шагу: за опоздания на уроки, за разговоры во время занятий, за вставание без разрешения, за плохой почерк и т.д. [2].

Несмотря на установившуюся систему строгого воспитания в древних государствах, были люди, которые высказывались против наказаний и развивал идеи и взгляды, основанные на гуманном отношении к воспитанникам.

Эпоха Ренессанса (XIV-нач.XVII вв.), когда появилось понятие «гуманизм» (от лат. homo, humanus-человек, человечный), имеющее непосредственное отношение к педагогической науке, связана с образованием гуманистических школ Гуарино да Верона и Витторино да Фельтре. Также Возрождение связывают с именами ведущих деятелей науки, писателей, таких как Франческо Петрарка (1304-1374), Маттео Пальмиери, Леон Батиста Альберти, Эразм Роттердамский. Все они высказывались против различного рода наказаний и призывали общество к гуманному, достойному отношению к детям.

Например, Мишель Монтень - крупнейший французский педагог позднего гуманизма – призывал –«…Откажитесь от насилия и принуждения; нет ничего, по моему мнению, что так бы уродовало и извращало натуру с хорошими задатками…..».

Необходимо сказать о чешском мыслителе Я.А. Коменском, английском философе Дж. Локке, французском философе Ж.Ж. Руссо, швейцарском педагоге И.Г. Песталоцци, немецких педагогам Ф.Фребеле и А.В. Дистерверге, которые были активными продолжателями гуманистических идей [2].

В отличие от Европы, в педагогических взглядах России вплоть до XVIII в. присутствовал дух суровости воспитания. Лишь с приходом к власти Петра I началась «европеизация» российского воспитания и образования вообще.

Из отечественных педагогов, чьи идеи основывались на принципах демократии и гуманизма, можно выделить выдающегося ученого, писателя, первого русского академика, педагога XVIII М.В, Ломоносова; И.И. Бецкого – последователя Дж. Локка; К.Д. Ушинского – подлинного гуманиста и демократа. Так же разделяли гуманистические взгляды великий писатель, педагог Л.Н. Толстой, А.С. Симонович. В уважении личности ребенка видел важнейшее средство для воспитания доброты и душевной чуткости, веры в свои силы известный отечественный педагог В.А. Сухомлинский. Он говорил, что «….дети заслуживают уважения, доверия и дружеского отношения…»[6, с. 43].

В советское время воспитание в дошкольных учреждениях начали рассматривать как средство компенсации недостатков семейного воспитания, а часто даже и как средство борьбы со «старой семьей». А.В. Луначарский полагал, что желаемых результатов в воспитании можно получить лишь в объединении усилий школы, общественности и семьи при направляющей роли школы и ее влияния на семью.

А.С. Макаренко анализировал условия, определяющие успешность воспитания детей в семье, и на конкретных примерах показывал влияние уклада семейной жизни на успешность воспитательного воздействия на ребенка. А признание роли семьи в воспитании ребенка вело к стремлению найти способы воздействия на родителей с тем, чтобы семейное воспитание подчинялось тем же принципам, что и общественное, то есть не противодействовало общественному воспитанию, а помогало ему, чтобы семейное воспитание зависело от «заказа общества» [2].

Таким образом, обратившись к педагогическим воззрениям прошлых веков, можно сделать вывод, что передовые мыслители в педагогике того периода высказывались против любых наказаний, признавали роль семьи в воспитании дошкольников, но вопрос необходимости активного сотрудничества с семьей по вопросам защиты детей не раскрывался. Семью скорее рассматривали как социальный институт, который противостоит обществу в целом и дошкольному образованию в частности. Считалось, что семью надо изучать, но изучать не как потенциального или реального союзника, а скорее как некий мешающий правильному воспитанию детей фактор, который желательно подчинить обществу и с влиянием которого надо бороться.

Проблема реализации прав детей рассматривается в двух условно выделяемых аспектах.

Первым является социально-правовой аспект, заключающийся в принятии законодательных актов, создании разветвленной системы социальных, образовательных, медицинских, культурных и других учреждений, что является в первую очередь прерогативой правительства, местных властей.

И второй аспект – психолого-педагогический, который предусматривает создание теплой, дружеской атмосферы, подбор соответствующего стиля общения (в семьях - родителями, в дошкольных образовательных учреждениях – педагогами), условий для развития творческой и здоровой личности (разработка образовательных программ, методик).

Из современных исследователей в системе дошкольного образования над решением проблемы работает Т.Н. Доронова. Она подробно рассматривает проблему взаимодействия ДОУ и семьи по проблеме защиты прав детей дошкольного возраста. С 1996 г. под ее руководством проводились исследования, на основе результатов которых дана оценка соблюдению прав детей на охрану здоровья, образование, защиту и помощь в систем дошкольного образования. Дает рекомендации руководителям дошкольных образовательных учреждений по координации усилий семьи и ДОУ по реализации прав ребенка [1].

Проблемой защиты прав детей занимается так же Л.И. Смагина. В своих исследованиях она раскрывает сущность и актуальность проблемы защиты прав детей и описывает пути решения проблемы нарушений прав детей, раскрывает теорию и методику работы педагогов по правам ребенка.

В современных условиях проблема защиты прав детей рассматривается как одна из важных в развитии правовых взаимоотношений в обществе. Особо актуальным является взаимодействие институтов воспитания: семьи, ДОУ, школы – их сотрудничество в целях соблюдения прав детей. Поэтому чтобы продолжить работу по этому вопросу, необходимо сначала определить организационно-педагогические условия взаимодействия ДОУ и семьи по проблеме защиты прав детей, а затем совершенствовать формы и методы взаимодействия ДОУ и семьи по защите прав детей [5].

Родители являются законными представителями своих детей и должны выступать в защиту их прав и интересов. Семья ответственна за ребенка, за соблюдение его прав. Воспитание гармонично развитой личности – задача не только педагогов, но и родителей.

Привлекая родителей к правовому воспитанию детей, педагоги формируют у них понимание того, что родители являются гарантом прав маленького ребенка [5].

Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека. Это период, когда ребенок находится в полной зависимости от взрослых – родителей и педагогов. Ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к серьезным проблемам в будущем.

Информирование и просвещение родителей и педагогов о правах ребенка поможет повысить уровень их осведомленности. Для успешного решения этой проблемы, в свою очередь, необходим сознательный и серьезный подход родителей и педагогов, а также активное взаимодействие обеих сторон. В соответствии с законом РФ «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка. Очевидно, что семья и ДОУ, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать, взаимодополнять для обеспечения защиты прав детей [4].

Таким образом, если общество поймет значение детства как формообразующего, порождающего начала в культуре и истории, как перспективу безграничного становления человека, то это поможет взрослым определить меру своего влияния, подкрепленную опасениями не нанести вред ребенку. Состояние радости от встречи с детством, желание обменяться жизненным опытом, установление единого семантического пространства даст возможность уменьшит разрыв между миром детей и миром взрослых, повысить их ответственность за реализацию прав детей, и, возможно, тогда отпадет надобность в правовых нормативных документах.


Литература:

  1. Доронова, Т.Н., Жичкина, А.Е., Голубева, Л.Г. Защита прав и достоинств маленького ребенка: координация усилий семьи и детского сада: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений//

  2. История педагогики и образования: от зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учеб. Пособие для пед. Учеб. Заведений /под ред. Академика РАО А.И. Пискунова.- 2-е изд., испр.:- М., «Сфера», 2001.

  3. Мячина, Л.К., Зотова, Л.М., Данилова, О.А. Маленьким детям - большие права.- учебно-методическое пособие по ознакомлению старших дошкольников с Конвенцией ООН о правах ребенка, -Спб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010

  4. Права ребенка: Нормативные правовые документы /[Текст]/- 3-е изд., дополн.- М., «Сфера», 2008.

  5. Правовое просвещение родителей. Управление дошкольным образовательным учреждением./[Текст]/-2010,- №3.

  6. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям/[Текст]/. Изд. 2-е. Киев: «Радяньска школа», 1972.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, семья, проблема защиты, дошкольное образование, педагог, семейное воспитание, III, дошкольное детство, дошкольный возраст, жизнь человека.


Похожие статьи

Взаимодействие семьи и детского сада в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников

Экологическое воспитание дошкольников в условиях ДОУ

Влияние руководителя на развитие корпоративной культуры ДОУ

Проблемы формирования культуры здорового образа жизни в семье

Актуальные проблемы организации патриотического воспитания в системе дополнительного образования детей

Сотрудничество комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав с органами системы профилактики

Изучение особенностей корпоративной культуры дошкольного образовательного учреждения (ДОУ)

Система и роль комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав Саратовской области в профилактике детской безнадзорности

Управленческая культура руководителя образовательного учреждения в современных условиях

Проблемы формирования профессиональной компетенции педагога-психолога в области общения с подростками

Похожие статьи

Взаимодействие семьи и детского сада в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников

Экологическое воспитание дошкольников в условиях ДОУ

Влияние руководителя на развитие корпоративной культуры ДОУ

Проблемы формирования культуры здорового образа жизни в семье

Актуальные проблемы организации патриотического воспитания в системе дополнительного образования детей

Сотрудничество комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав с органами системы профилактики

Изучение особенностей корпоративной культуры дошкольного образовательного учреждения (ДОУ)

Система и роль комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав Саратовской области в профилактике детской безнадзорности

Управленческая культура руководителя образовательного учреждения в современных условиях

Проблемы формирования профессиональной компетенции педагога-психолога в области общения с подростками

Задать вопрос