Социально-правовая защита детей в детском саду
Автор: Горовая Марина Сергеевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Статья просмотрена: 2464 раза
Библиографическое описание:
Горовая, М. С. Социально-правовая защита детей в детском саду / М. С. Горовая. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2013 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2013. — С. 34-36. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/72/4098/ (дата обращения: 16.11.2024).
Современные условия, связанные с глобальными процессами внедрения в жизнедеятельность человека информационных процессов, которые требуют от человека, особенно от детей, большого напряжения, поэтому актуализируется важность обеспечения комфортных условий для познавательной деятельности детей, вливания детей в современную социальную среду. Эта работа должна проводиться на всех уровнях образования, но особенно ее важно начинать на ранних этапах развития детей, чтобы ребенок мог постепенно привыкать к новым условиям деятельности в современном обществе.
Первой ступенью целенаправленного воспитания является дошкольное учреждение. Социально-педагогическая работа в образовательном учреждении является одним из важнейших компонентов создания оптимальной развивающей среды.
Социальный педагог — педагог, основная деятельность которого направлена на помощь родителям (законным представителям) воспитанников ДОУ в воспитании и защите прав детей. Социальный педагог — это профессионально подготовленный специалист.
Цель его работы — создание благоприятных условий для личностного развития ребёнка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального), оказание ему комплексной социально-психологической помощи, а также защита ребёнка в его жизненном пространстве. Социальный педагог выступает посредником между ребёнком и взрослым, ребёнком и его окружением, а также в роли наставника при непосредственном общении с ребёнком или его окружением.
Общие вопросы становления и развития социально-педагогической служб в образовательных учреждениях раскрыты в трудах А. И. Акуловой, Н. Е. Бекетовой, Т. А. Васильковой, Ю. В. Васильковой, М. А. Галагузовой, В. Н. Гурова, И. Н. Закатовой, П. А. Шептенко и др.
Проблемы психолого-педагогической помощи в процессе воспитания и формирования личности ребенка раскрыты в исследованиях О. С. Газмана, А. В. Гордеевой, В. В. Морозова, Л. Я. Олифиренко, Л. К. Сидоровой и др.
В работе руководствуемся Законом «Об образовании», Конвенцией о правах ребенка, федеральными законами «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».
Сопоставительный анализ отечественного и зарубежного опыта оказания социально-педагогической помощи детям показывает, что она принципиально отличается от социальной помощи любым категориям взрослого населения тем, что обязательно должна иметь педагогическую составляющую, связанную с воспитанием и образованием ребенка, его развитием и успешной социализацией. Следовательно, деятельность, направленная на оказание социальной помощи детям, является социально-педагогической и представляет собой разновидность деятельности педагогической [7].
Социально-педагогическая деятельность как разновидность деятельности педагогической имеет общие с ней черты и отличительные особенности. Большинство исследователей к общим чертам относят тождество основной функции, которую и педагогическая, и социально-педагогическая деятельности выполняют в обществе — социальное наследование, социокультурное воспроизводство и развитие человека.
М. А. Галагузова отмечает, что если педагогическая деятельность носит нормативно-программный характер, то социально-педагогическая всегда является адресной, направленной на конкретного ребенка и решение его индивидуальных проблем. Если педагогическая деятельность имеет непрерывный характер, то социально-педагогическая в ряде случаев ограничена тем временным промежутком, в течение которого решается проблема. Профессиональная деятельность педагога, как правило, осуществляется в учреждении системы образования, тогда как социально-педагогическая деятельность имеет намного более широкую сферу применимости [5].
Л.А. и М. А. Беляевы считают, что ключевым в определении социально-педагогической деятельности является понятие «адаптация». В современных условиях человеку на протяжении жизни неоднократно приходится сталкиваться с изменением социальной среды. Он может оказаться в ситуации, характеризующейся необходимостью изменять себя, либо среду, либо и то и другое вместе, то есть оказывается перед необходимостью адаптироваться к изменившимся условиям. Одни люди способны самостоятельно разрешить проблемную ситуацию, приспособиться к изменившимся социальным условиям. Другие, не сумев адаптироваться, утрачивают социально значимые качества, становятся объектом профессиональной помощи. По мнению педагогов Л. А. и М. А. Беляевых, основная отличительная особенность социально-педагогической деятельности заключается в том, что потребность в ней возникает в случае, если у человека (группы людей) складывается проблемная ситуация во взаимоотношениях со средой [6].
Таким образом, социально-педагогическую деятельность можно рассматривать как целенаправленную работу профессионала по социальному воспитанию личности в конкретном социуме с целью успешной ее социальной адаптации.
Социально-педагогическая деятельность реализуется в виде комплекса профилактических, реабилитационных, коррекционно-развивающих мероприятий, а также путем педагогически целесообразной организации различных сфер жизнедеятельности подопечных [8].
В условиях эмоциональной поддержки и комфорта постепенно исчезает чувство страха. Ребёнок, начав действовать, обнаруживает, что реальной угрозы нет. Вместо неё осталась страшилка, которой не стоит бояться.
Газман О. С. считает, что основная сфера, в которой ребёнку нужна социально-педагогическая помощь — это сфера общения [2]. Отношения, складывающиеся со сверстниками, общение с ними являются самыми важными в жизни детей, определяя их поведение и деятельность. Им необходимо знать мнение друзей и приятелей о себе, испытывать чувство принятия себя товарищами, иметь совпадение мнений по различным вопросам.
Войти в сферу общения детей, понять положение в ней каждого, научиться корректировать отношения между людьми — важнейшая функция социального педагога.
Зачастую, права ребенка нарушаются самыми близкими и дорогими людьми. «Проблемные» родители — не вина ребенка, а его беда и несчастье. Жестокое обращение с детьми — это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат тело ребенка. Это — унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу.
Задача социальных педагогов состоит в поиске способов изменения установки родителей на агрессивное поведение в отношении ребенка.
В чем же причина нарушения прав ребенка? Безусловно, не в отсутствии соответствующих законов, а в неудовлетворительном использовании правовой базы. Кроме того, дети и многие взрослые не знают Конвенции о правах ребенка и, следовательно, не имеют возможности реализовать ее статьи в жизнь. Имеет значение также и то, что зачастую родители не знакомы с конструктивными методами воздействия на ребенка [3].
Для реализации создания системы работы по защите прав ребенка в ДОУ рекомендуются следующие мероприятия:
- разработка системы планирования;
- обеспечение научно-методического сопровождения этого направления;
- подготовка дидактического материала;
- определение содержания работы;
- создание формы ее организации на уровне всех участников образовательного процесса.
Реализация положений Конвенции лучше всего начать с диагностики, выявления различных аспектов проблемы путем анкетирования, тестирования и др.
Проблема защиты прав ребенка имеет многоаспектный характер, однако ясно одно: ее невозможно решить только на уровне ДОУ, очень важно наладить общую систему работы, вовлекая в нее детей, родителей, педагогов, психологов.
Можно определить следующие формы их взаимодействия:
- сюжетно-ролевые игры;
- конкурсы;
- инсценировки;
- встречи с интересными людьми;
- дискуссии (цикл мероприятий дискуссионного зала) [4].
Деятельность социального педагога очень разнообразна и требует приложения многих усилий, терпения и творчества. Организуя свою работу, социальный педагог направляет усилия на создание здорового, эмоционально стабильного и благополучного микроклимата как во взрослом, так и в детском коллективах, способствует гуманизации межличностных отношений (педагог — педагог, педагог — ребенок, ребенок — сверстник, ребенок — группа, ребенок — родитель, педагог — родитель), защищает права и интересы каждого ребенка, участвует в организации досуга и отдыха детей, помогает раскрыться способностям каждого воспитанника.
Социально педагогическая деятельность в условиях ДОУ — это та работа, которая включает педагогическую и психологическую деятельность, направленную на помощь ребенку, педагогу и родителю в развитии собственной индивидуальности, организации себя, своего психологического состояния; помощь в решении возникающих проблем и их преодолении в общении; а также помощь в становлении маленького человека в обществе.
Литература:
1. Беличёва С. А. Социально-педагогическая поддержка детей и семей группы риска; межведомственный подход. — М.: 2006.
2. Газман О. С., Иванов А. Е., Содержание деятельности и опыт работы освобождённого классного руководителя (классного воспитателя) — М., 1922.
3. Гуров В. Н. Социальная работа образовательных учреждений. — М.: 2006.
4. Защита прав и достоинства маленького ребёнка (пособие для работников ДОУ). — М.: «Просвещение», 2006.
5. Михайлова Н. Н., Юсфин С. М.. Педагогика поддержки: учебно-методическое пособие — М.: Ленпрос, 2002.
6. Никитина Н. И., Глухова М. Ф. Методика и технология работы социального педагога. — М., ВЛАДОС, 2005. С. 10.
7. Овчарова, Р. В. Справочная книга социального педагога / Р. В. Овчарова. — М., 2001.
8. Шептенко П. А. Г. А. Воронина. Методика и технология работы социального педагога.- М., ACADEMA, 2001, стр.180
9. Шнекендорф З. К. Путеводитель по Конвенции о правах ребёнка. — М.: 1997.