Осмысленные действия учителя в настоящем создают и воплощают в жизнь будущие некие возможности человека.
В статье идет речь о воспитании и формировании личности, рассматривается понятие «закона времени». Перечисляются проблемы, с которыми сталкивается человек, рассматривается способ человека раскрыть свой заложенный генетический потенциал.
Ключевые слова: кризис, человек, психология, «закон времени».
Актуальность. Наше общество после распада СССР и длящийся более десятилетия кризис становления современной России показывает, что проблема реорганизации системы образования в стране актуальна.
Цель: проследить становление личности обучающихся в психологическом аспекте.
Научная новизна: сегодня ни в одних специальных, ни политических публикациях нет ни одного материала, который бы выражал взгляд на проблемы реорганизации системы образования во всех её жизненно значимых аспектах. Вся тематика публикаций о реформах образования посвящена в большей степени преподаванию учебных дисциплин, распределению часов в программах, но до сих пор нет единого ответа на следующие вопросы:
— Каким должен выходить из системы базового (т. е. обязательного) и специального образования человек для того, чтобы в последующем его жизнь и труд протекали бы в ладу с жизнью и трудом всех остальных людей?
— Что надо сделать в системе образования, чтобы люди с её помощью становились именно такими? Т. е. необходимо ответить на вопросы:
— Чему учить?
— Как учить?
Прежде всего, следует признать, что:
1) проблема нашей страны и человека в целом не заключаются в том, что химия или геометрия развиты недостаточно;
2) современный характер жизни общества и человека в целом основан на научно-техническом прогрессе, но, к сожалению, это прогресс при нынешнем характере жизни цивилизации уходит:
— в гонку вооружений,
— в гонку ненасытного потребления ради получения удовольствия,
— техногенное давление глобальной цивилизации на биосферу Земли и природу в целом.
В настоящее время, как никогда в прошлом, можно выявить, что для воспитания и формирования человека будущего нужна главная — ключевая наука — психология (личностная и коллективная), которая проникала бы во все практические формы деятельности человека, выводя его на новый уровень понимания своего места и своей роли в построении будущего для человечества.
Этот факт можно доказать следующим образом: если брать в расчет далёкое прошлое (на заре цивилизации) через технико-технологический неизменный мир проходило множество поколений, то в настоящее время на протяжении жизни одного поколения успевает сменить друг друга несколько поколений разнородной техники и технологий.
Каждое новое поколение техники и технологий создается на основе новых знаний, по этой причине для того, чтобы быть успешным в какой-либо профессии человек должен на протяжении всей жизни вырабатывать и осваивать новые знания и навыки. В отличии от современного времени, в прошлом человеку нужно было единожды освоить какие-либо знания и умения, чтобы ему хватило на основе этих знаний «кормиться» всю жизнь.
Таким образом, школе прошлого достаточно было однократно загрузить в психику человека определенные знания и алгоритмы для осуществления навыков, необходимых ему для взрослой жизни, в практике неизменяемой технико-технологической среде. На этих же принципах освоение определенных знаний и навыков строилась и система оценок успеваемости.
В настоящее время многие знания и навыки, которые являются сейчас актуальными, к окончанию обучения устареют, и владение ими перестанет быть жизненно важным. Можно сказать, что система образования, унаследованная нами, зашла в тупик, сейчас от этой системы требуется уже сегодня давать обучающимся то, что им может пригодиться завтра для того, чтобы определить их актуальность в будущем.
Это парадокс системы образования возникает в результате «закона времени».
Закон времени — это изменение соотношения частот биологического и социального времени. Биологическое время понимается как период смены поколений. В среднем смена поколений происходит раз в 25 лет. Эта частота постоянная, поэтому её взяли за основу в законе времени. Изобразим этот процесс в виде графика (рис. 1)
Рис. 1
На оси координат получим синусоиду с равными промежутками между спадами и подъёмами.
Социальное время — это развитие технологий и информационные процессы. Изобретение каменного топора позволило пользоваться этим инструментом сотням поколений. А вот изобретение паровоза прослужило десятилетия и сменилось тепловозом, а позднее появились поезда и на электрической тяге.
Быстро меняются технологии с развитием электроники. Токарные станки считались вершиной инженерной мысли. На смену пришли станки с числовым программным управлением. Технологию развили до того, что роботу задаются параметры нужной детали, и станок без участия человека вытачивает то, что требуется.
Ещё нагляднее увеличение частоты социального времени видно на скорости распространения информации. Во времена оные пользовались голубиной почтой для передачи важной информации. Были почта и телеграф. Сегодня скорость распространения информации через интернет составляет секунды.
На заре развития человечества знания передавались от отца сыну, от сына — внуку и так на много поколений вперёд. Теперь, по признанию японцев, человек переучивается раз в 5 лет, иначе безнадёжно отстанет от производителей-конкурентов.
Если изобразить этот процесс в виде графика, то синусоида сначала растянется во времени, но при этом с каждым периодом будет сжиматься больше и больше. Сравнение двух графиков даёт наглядное соотношение частот биологического и социального времени.
Люди сейчас сталкивают с такими проблемами что при смене места работы, при обновлении техники, технологий организационного принципа им нужно в короткие сроки осваивать новые знания и навыки, к чему они психологически не готов: их личностная культура чувств, внимания, мыслительной деятельности не позволяет им с этим справиться в короткие сроки.
Школа по-прежнему пытается загрузить в психику обучающихся уже готовые к употреблению знания и навыки актуальные для прошлых эпох, тем самым готовя неумеющего осваивать, вырабатывать новые навыки в темпе возникновения их потребности.
Учитель школы будущего должен стать качественно другим, способным осваивать новые знания и навыки самостоятельно для того, чтобы учить.
Школа также должна претерпеть изменения и стать школой для обучения людей будущего:
— на основе их личностного потенциала — это поможет в будущем человеку вырабатывать самостоятельно новые знания и навыки в меняющемся мире.
— навыку самообразования для самостоятельного дальнейшего освоения навыков.
Нужно также понимать то, что способность человека к освоению знаний, к реализации творческих способностей лежит через организацию психической деятельности личности, и, организуя эту деятельности во всяком возрасте, мы даем возможность для нравственно-психологического развития, тем самым раскрепощаем врожденный потенциал личности.
Именно поэтому одна из составляющих для преодоления кризиса образования в России лежит в области «гуманитарных дисциплин» и прежде всего — в области психологической науки: она должна дать человеку теорию и практики, которые способны раскрыть генетически заложенный потенциал человека.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что без выработки и внедрения в школьную повседневность такого рода теорий и психологических практик невозможна и жизненно полезная реформа системы образования.
Т. е. в школе будущего освоение знаний и навыков должно быть основано на владении психологическими практиками, которые позволяют человеку произвольно создавать необходимое для успеха его деятельности настроение.
Литература:
- Образование для сложного общества http://vcht.center/wp-content/uploads/2019/06/Obrazovanie-dlya-slozhnogo-obshhestva.pdf.
- Концепция Общественной Безопасности. Закон времени: https://tatianaleonova.ru/kobzakon-vremeni.
- Нам нужна иная школа: https://booksonline.com.ua/view.php?book=67130.