Искусственный интеллект в контексте социальных и философских вопросов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Философия

Опубликовано в Молодой учёный №49 (548) декабрь 2024 г.

Дата публикации: 07.12.2024

Статья просмотрена: 24 раза

Библиографическое описание:

Слюсарь, Н. А. Искусственный интеллект в контексте социальных и философских вопросов / Н. А. Слюсарь, У. О. Миляева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 49 (548). — С. 680-683. — URL: https://moluch.ru/archive/548/120229/ (дата обращения: 19.12.2024).



Статья посвящена рассмотрению внедрения искусственного интеллекта в рамках социальных и философских аспектов. Рассмотрена социальная динамика, связанная с развитием ИИ. Описана возможность появления безработицы на рынке труда, а также негативные и позитивные стороны в сфере образования. Поднят вопрос этических проблем наряду с модернизацией систем искусственного интеллекта. Описана проблема ценностей и принципов, которые должны лежать в системе работы ИИ. Проанализирована теория о том, что такое сознание, и имеет ли его ИИ, а также что ждет человечество в дальнейшем в условиях развития автоматизированных систем.

Ключевые слова: искусственный интеллект, риски, этика, автоматизация, социальные изменения, сознание.

Изучение роботизированных машин и искусственного интеллекта в качестве инновационной исследовательской отрасли возобновились в 1950 году английским информатиком, логиком и один из первых ученных в сфере квантовой теории и вычислительной техники Аланом Тьюрингом [8].

Сегодня искусственный интеллект (ИИ) уже не является абстрактным понятием из области научной фантастики. В последние десятилетия он стал неотъемлемой частью нашей повседневной жизни, начиная от голосовых ассистентов и заканчивая сложными системами, управляющими производственными процессами и медицинскими исследованиями. Однако развитие ИИ поднимает не только технические и экономические вопросы, но и целый ряд социальных и философских проблем. В данной статье мы рассмотрим ключевые аспекты влияния ИИ на общество, а также философские вопросы, которые возникают в связи с его развитием.

Социальные изменения, вызванные развитием искусственного интеллекта

Одним из наиболее очевидных социальных последствий внедрения ИИ является его влияние на рынок труда. Автоматизация и использование интеллектуальных систем в производстве, здравоохранении, финансах и других сферах могут привести к значительным изменениям в трудовой сфере. Многие профессии, особенно те, которые связаны с рутинной и повторяющейся работой, могут быть заменены алгоритмами и роботами. В то же время, появляются новые рабочие места, связанные с разработкой, обслуживанием и управлением ИИ-системами.

Однако на фоне этих изменений возникают проблемы, связанные с безработицей и перераспределением рабочих мест. Существует опасение, что автоматизация может привести к росту социального неравенства, поскольку высококвалифицированные специалисты будут иметь возможность адаптироваться к новым условиям, в то время как менее квалифицированные рабочие окажутся в уязвимой ситуации. В некоторых странах уже обсуждаются меры по перераспределению богатства и доходов, такие как универсальный базовый доход, чтобы смягчить последствия массовой автоматизации.

Другим значимым аспектом является влияние ИИ на образование. Современные образовательные системы должны адаптироваться к новым условиям, где ИИ может стать не только инструментом для улучшения процесса обучения, но и средой для формирования новых подходов к обучению и подготовке специалистов для новых профессий. Это требует пересмотра программ и подходов, поскольку навыки, связанные с критическим мышлением, креативностью и решением проблем, становятся все более важными в мире, где многие традиционные задачи уже решаются машинами.

В цифровом мире наряду с овладением профессиональными навыками (hard skills) приобретение soft skills становится неотъемлемой частью образования. Непрерывный рост потока информации и знаний оказывает колоссальное влияние на когнитивные способности человека. Полное усвоение такого количества данных практически невозможно. Но несмотря на это, искусственный интеллект может стать ценным инструментом в решении разнообразных задач, способствуя развитию критического мышления и креативности у учащихся. В настоящее время сквозные технологии расположены к эффективному использованию в сборе и отборе информации, что позволит студентам повысить эффективность обучения, а преподавателям — максимизировать усвоение образовательного материала [10].

Этические проблемы искусственного интеллекта

Стремительное развитие ИИ опережает его гуманитарное осмысление. По мере расширения применения ИИ в различных областях, растёт число этически спорных ситуаций. Важность изучения использования ИИ обусловлена рядом факторов, включая радикальную новизну аспектов этой технологии.

Одним из таких вопросов является вопрос о том, какие ценности и принципы должны лежать в основе работы искусственного интеллекта. ИИ-системы, как и другие технологии, могут быть использованы в положительном и отрицательном ключе, и вопрос этики в их разработке и применении становится важнейшим. Одной из наиболее актуальных тем является создание «этических алгоритмов», которые бы обеспечивали справедливость, прозрачность и ответственность в работе ИИ [4].

Примером этической проблемы является алгоритм принятия решений в судебной системе или в здравоохранении. Если ИИ-система будет использоваться для определения степени вины человека или назначения лечения, возникает вопрос: как избежать предвзятости, основанной на данных, которые были использованы для обучения системы? Например, если алгоритм обучался на данных, отражающих расовые или социальные стереотипы, это может привести к несправедливым решениям. Эта проблема требует разработки подходов, которые обеспечат этичное использование ИИ, а также постоянного мониторинга и корректировки алгоритмов [1].

Не менее важной проблемой является приватность и защита личных данных.

ИИ активно используется для анализа огромных массивов информации, включая данные о личных предпочтениях и поведении людей. Это создает угрозу для конфиденциальности и может привести к манипуляциям с личной информацией, если она будет использована неправомерно. Вопросы защиты частной жизни и регуляции использования данных становятся особенно актуальными в условиях глобализации и повсеместного распространения цифровых технологий.

Философские вопросы: что такое сознание и может ли его иметь ИИ?

Одним из самых глубоких и сложных философских вопросов, связанных с развитием ИИ, является вопрос о сознании. Если ИИ когда-нибудь станет настолько сложным, что будет проявлять признаки осознанности или самостоятельного мышления, то возникает вопрос: может ли искусственный интеллект иметь сознание, как человек? Является ли сознание уникальной характеристикой человека, или оно может быть воспроизведено в машинах?

Это вопрос имеет несколько аспектов. С одной стороны, существует теория, что сознание связано с биологическими процессами в мозге и что никакая машина не сможет им обладать.

Согласно теории, основа человеческого начала в человеке — это сознание. В его основе лежит расширение через восприятие реальности. Способен ли интеллект расширять эту реальность? Нет, его функция заключается в расчете, а не в расширении. Расширение реальности происходит через создание иллюзий [2].

С другой стороны, есть гипотезы, которые утверждают, что если мы создадим достаточно сложную модель обработки информации, она может развить нечто, что будет похожим на сознание. Эти вопросы касаются не только философии разума, но и более широких дискуссий о том, что такое «быть живым» и что означает «осознанно существовать».

Интересный подход предлагает философия функционализма, согласно которой сознание — это не что-то уникальное для человеческого мозга, а состояние, которое может быть достигнуто любым устройством, выполняющим соответствующие функции. С этой точки зрения, ИИ, который будет выполнять функции обработки информации и реагировать на стимулы, может быть признан обладающим сознанием [5].

ИИ и будущее общества: утопия или дистопия?

С развитием ИИ возникает также вопрос о будущем общества в условиях повсеместной автоматизации и внедрения интеллектуальных систем. Некоторые футуристы и философы видят в этом возможность создания утопического общества, где технологии освободят людей от тяжелого труда и обеспечат высокий уровень жизни для всех. В этом сценарии люди смогут заниматься творческими и интеллектуальными задачами, а ИИ будет отвечать за выполнение рутинных задач.

Однако, наряду с утопическими прогнозами, существует и опасение, что развитие ИИ может привести к дистопическим сценариям. Одной из таких угроз является концентрация власти и богатства в руках нескольких крупных корпораций, которые будут контролировать технологии и использовать их в своих интересах. Это может привести к усилению социального неравенства и потере рабочих мест для большинства людей. Кроме того, ИИ может быть использован в военных целях или для манипуляции с общественным мнением, что может привести к глобальной нестабильности [7].

Философы и социологи призывают к осторожности и внимательному подходу в разработке и внедрении ИИ, чтобы избежать угроз и максимизировать его положительное влияние на общество.

В современных реалиях развития робототехники, можно выделить 2 вида рисков. Первый из них связан с нормативами создания подобных роботов. Данный процесс может быть обезопасен нормативно-правовым регулированием при помощи процедур планирования и оценки. Вторая категория риска совместна с автономным функционированием машин. Работа современных роботизированных устройств подразумевает наличие многообразных, непредвиденных и непостоянных рисков, контроль которых требует нестандартного метода оценивания рисков [6].

Заключение

Искусственный интеллект оказывает глубокое влияние на современное общество и ставит перед нами важнейшие социальные и философские вопросы. Он меняет рынок труда, вызывает этические проблемы, связанные с использованием алгоритмов и личных данных, а также ставит вопросы о природе сознания и возможностях создания разумных машин. Важно, чтобы мы не только развивали ИИ, но и внимательно следили за его воздействием на общество, регулируя его развитие с учетом социальных и этических стандартов. Искусственный интеллект имеет потенциал как для создания утопии, так и для порождения новых угроз, и от нас зависит, в какую сторону мы его направим.

Литература:

  1. Брызгалина, Е. В. (кандидат философских наук). Ключевые проблемы, риски и ограничения применения ИИ в медицине и образовании / Е. В. Брызгалина, А. Н. Гумарова, Е. М. Шкомова // Вестник Московского университета. Серия 7, Философия: научный журнал. Москва. 2022. N 6. С. 93–108. ISSN 0201–7385. ISSN 0130–0091.
  2. Гиренок, Ф. И. (доктор философских наук; профессор). Почему сознание — это не интеллект? / Ф. И. Гиренок // Вестник Московского университета. Серия 7, Философия: научный журнал. Москва. 2023. N 2. С. 19–32. ISSN 0201–7385. ISSN 0130–0091.
  3. Дятлов, С. А. Искусственный интеллект и ловушки цифровой трансформации / С. А. Дятлов // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета: периодический научный журнал / С.-Петерб. гос. экон. ун-т. Санкт-Петербург. 2022. N 6 (138). С. 30–33. ISSN 2311–3464.
  4. Клюева, Н. Ю. (кандидат философских наук). Этико-прикладные аспекты применения технологий искусственного интеллекта / Н. Ю. Клюева // Вестник Московского университета. Серия 7, Философия: научный журнал. Москва. 2021. N 5. С. 52–66. ISSN 0201–7385. ISSN 0130–0091.
  5. Коптелов А. О. Функционализм как объяснительный принцип сознания // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021. № 3–2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/funktsionalizm-kak-obyasnitelnyy-printsip-soznaniya (дата обращения: 02.12.2024).
  6. Люгер Дж. Ф. Искусственный интеллект: стратегии и методы решения сложных проблем: Пер. с англ. 4-е изд. — М.: Вильямс, 2003. — 864с.
  7. Мартыненко Т. С., Добринская Д. Е. Социальное неравенство в эпоху искусственного интеллекта: от цифрового к алгоритмическому разрыву // Мониторинг. 2021. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnoe-neravenstvo-v-epohu-iskusstvennogo-intellekta-ot-tsifrovogo-k-algoritmicheskomu-razryvu (дата обращения: 02.12.2024).
  8. Тюринг А. Computing Machinery and Intelligence. Mind. Глазва. LIX, # 236. Октябрь 1950. С. 433–460
  9. Фалёв, Е. В. (доктор философских наук). Понятие искусственного интеллекта и его перспективы с точки зрения философии Живой Этики / Е. В. Фалёв // Вопросы философии: научно-теоретический журнал / Рос. акад. наук. Москва. 2021. N 10. С. 175–186. ISSN 0042–8744.
  10. Шобонов Н. А., Булаева М. Н., Зиновьева С. А. Искусственный интеллект в образовании // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 79–4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/iskusstvennyy-intellekt-v-obrazovanii-1 (дата обращения: 02.12.2024).
Основные термины (генерируются автоматически): искусственный интеллект, развитие, рынок труда, сознание, возможность создания, данные, критическое мышление, проблема, система, социальное неравенство.


Похожие статьи

Задать вопрос