Вопросы разграничения полномочий прокурора и органов процессуального (ведомственного) контроля на досудебных стадиях российского уголовного процесса | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №46 (388) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 12.11.2021

Статья просмотрена: 107 раз

Библиографическое описание:

Краева, А. А. Вопросы разграничения полномочий прокурора и органов процессуального (ведомственного) контроля на досудебных стадиях российского уголовного процесса / А. А. Краева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 46 (388). — С. 185-187. — URL: https://moluch.ru/archive/388/85410/ (дата обращения: 27.04.2024).



Анализ положений уголовно-процессуального и профильного законодательства в области регулирования полномочий прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие и дознание, в том числе и магистральной нормы, предусмотренной частью 2 статьи 30 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации», которая гласит: «Указания Генерального прокурора РФ по вопросам дознания, не требующим законодательного закрепления, являются обязательными для исполнения», позволяет сделать вывод о том, что прокурор обладает исключительным правовым статусом и уникальными полномочиями и правами в отношении органов дознания и дознавателей [1].

Указанное детально раскрывается в положениях Приказа Генерального прокурора от 26 января 2017 г. № 33 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания» [2].

Таким образом, складывается ситуация, в которой прокурор, не обладая административно-распорядительными полномочиями руководителя и не являясь прямым начальником дознавателей, тем не менее наделен широчайшим спектром прав и полномочий в отношении последних, осуществляя тем самым процессуальное руководство деятельностью органов дознания, что образует двоевластие в указанной сфере, поскольку дознаватель одновременно помимо прокурора подчинен указаниям непосредственных руководителей — начальника подразделения дознания и начальника органа дознания.

Проблема процессуальной самостоятельности дознавателя, разграничения контрольно-надзорных полномочий прокурора и процессуальных функций начальника органа дознания многие годы остается в центре внимания как ученых-процессуалистов, так и правоприменителей.

Ряд авторов высказывает мнение о том, что полномочия прокурора на данный момент времени представляются недостаточными и требуют детализации и расширения. Другие придерживаются позиции о том, что контрольно-надзорные функции прокурора за соблюдением установленного законом порядка и формы расследования и руководство деятельностью следователя и дознавателя имеют сущностно различную природу и не должны быть сосредоточены в руках одного субъекта уголовного процесса. Так, Мусеибов У. А. в своих работах проводит детальный анализ правового статуса субъектов ведомственного (процессуального) контроля и надзора, разграничивает их полномочия и функции и утверждает, что режим осуществления полномочий прокурора в отношении всех должностных лиц и органов предварительного расследования — как следователей, так и дознавателей — необходимо унифицировать и свести к одному знаменателю, оставив лишь надзорный характер [3].

Теоретики уголовного процесса обоснованно выносят на обсуждение следующие вопросы. Является ли дознаватель по-настоящему процессуальной самостоятельным при производстве процессуальных действий и принятии процессуальных решений (п. 1 ч. 3 ст. 41 УПК РФ)? Не представляется ли излишним по отношению к дознавателю количество «руководителей» и не избыточен ли объем их полномочий? Не возникает ли ситуация дублирования полномочий между разными руководящими субъектами? Каким образом решается вопрос процессуальных конфликтов и разногласий?

И, в конце концов, насколько обоснованным является различие в объеме полномочий прокурора в указанной сфере в зависимости от формы (вида) предварительного расследования?

Не уходя в дискуссию о сущностных различиях имеющихся в российском уголовном процессе форм предварительного расследования, тем не менее, следует отметить, что аргументированной и обоснованной представляется позиция Н. С. Мановой, которая утверждает, что дифференциация форм обязана производиться в первую очередь в связи с сущностными различиями в процедуре деятельности, качественными различиями, неповторимыми особенностями в форме деятельности <4>.

Так, вероятными отличиями представляется дифференциация процессуальных средств и способов установления обстоятельств совершенного преступления и доказывания виновности лица, срок и порядок принятия решений, их виды, состав должностных лиц.

Через призму изложенного различия между следствием и дознанием не представляются принципиальными, более того, они являются формальными и в некотором роде искусственно созданными, однако полномочия прокурора по отношению к должностным лицам, производящим следствие и дознание, существенно качественно различны.

В чем причина подобного дифференцированного подхода законодателя? В данном случае можно подойти к указанной проблеме с разных сторон.

Так, Лазарева В. А. высказывает позицию о том, что руководство дознанием и надзор за ним по сей день остаются в одних руках (имея в виду, разумеется, сотрудников прокуратуры), в связи со следующим. Так, органы дознания многочисленны, а исполняемые ими функции еще более множественны и не ограничены лишь производством предварительного расследования, в связи с чем в некоторых из данных органов отсутствуют специальные подразделения по расследованию, что сказывается на качестве процессуального руководства [5].

Кроме того, с учетом личного практического опыта следует добавить, что существенным аргументом в пользу указанного подхода является довольно низкий уровень профессиональной квалификации подавляющего большинства сотрудников органов дознания, что наглядно отражается в неуклонно возрастающем количестве актов прокурорского реагирования и выявляемых нарушений закона при производстве дознания.

Также обоснованным представляется утверждение о том, что дознание — будучи «упрощенной» по отношению к предварительному следствию формой расследования с более короткими сроками — требует более быстрого и качественно иного реагирования на нарушения законности и прав субъектов при его производстве.

Тем не менее, является ли разумным подход, при котором в качестве инструмента решения организационных проблем задействуется уголовно-процессуальный закон? Так ли необходимо решать уголовно-процессуальными нормами проблемы, имеющими организационно-управленческую природу, или они имеют сущностно другую цель и назначение?

Соглашаясь с позицией тех авторов, которые не видят оснований для подобного разграничения полномочий прокурора по отношению к следствию и дознанию, следует отметить, что в качестве пути совершенствования уголовно-процессуального и профильного законодательства в целях усиления дознания и деятельности прокурора при его производстве как отдельных видов правовой защиты публичного, общественного интереса и прав человека следует углубить именно собственно надзорные полномочия прокурора, отвечающие и не противоречащие природе прокурорского надзора, которые будут достаточными для своевременного выявления, устранения и превенции нарушений уголовного и уголовно-процессуального законодательства при производстве расследования вне зависимости от его формы, а также постепенно в несколько этапов вывести дознание из-под по сути непосредственного руководства прокуратуры, в первую очередь поставив целью повышение качественной подготовки корпуса дознавателей и решения управленческо-организационных проблем, как, например, реорганизация структуры органов дознания.

Следует детально разграничить и повысить действенность механизмов руководства деятельностью дознавателей, процессуально-ведомственного контроля за их деятельностью и надзора, как средств обеспечения законности уголовного процесса, повысив в своей части процессуальную самостоятельность дознавателей, а также прокурорский надзор — в своей части — при этом не лишая прокурора действенных рычагов воздействия на качество и законность различных форм предварительного расследования, поскольку именно он выступает лицом, представляющим публичный интерес в данной среде, а также связующим звеном между двумя видами стадий уголовного процесса — судебными и досудебными.

Литература:

  1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174 — ФЗ: по сост. на 08.12.2020 // Собрание законодательства РФ, 24.12.2001, № 52 (ч. I), ст. 4921.
  2. Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания: приказ Генеральной прокуроры Российской Федерации от 26.01.2017 № 33 // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 23.12.2020)
  3. Мусеибов Д. А. Процессуальные функции и полномочия прокурора / У. А. Мусеибов // Российский следователь. 2016. № 21. С. 6–10.
  4. Манова Н. С. Теоретические проблемы уголовно-процессуальных производств и дифференциации их форм: Дис.... д. ю. н. / Н. С. Манова. М., 2005. 443 с.
  5. Лазарева В. А. Прокурор в уголовном процессе: Учеб. пособие / В. А. Лазарева. М.: Юрайт, 2011. 296 с.
Основные термины (генерируются автоматически): предварительное расследование, уголовный процесс, дознаватель, отношение, полномочие прокурора, прокурорский надзор, процессуальное руководство, указанная сфера, форма расследования.


Похожие статьи

Сущность и специфика прокурорского надзора за...

Прокурорский надзор за процессуальной деятельностью дознавателей является предпочтительной для Российской Федерации формой контроля государства, а сущность и специфика данного направления надзора до сих пор вызывает некоторые вопросы.

Понятие и сущность прокурорского надзора за исполнением...

Ключевые слова: прокурор, прокурорский надзор, дознание, предварительное следствие, законность, права и свободы человека. Прежде чем перейти непосредственно к вопросу понятия и сущности прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими...

Теоретические и практические аспекты полномочий прокурора...

Ключевые слова: прокурор, стадия предварительного расследования, принцип разумного срока уголовного судопроизводства, правовой

Стадия предварительного расследования является наиболее важной досудебной стадией уголовного судопроизводства, на которой...

Роль прокурора на стадии предварительного расследования

Ключевые слов: прокурор, предварительное расследование, реформа предварительного расследования, руководитель следственного

Уголовно-процессуальное законодательство наделяет их схожими полномочиями в ходе предварительного расследования.

О проблемах функций прокурорского надзора при соотношении...

Следует отметить, что прокурорский надзор и процессуальный контроль руководителями

В отношениях следователя и надзирающего за законностью предварительного

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от...

Акты прокурорского реагирования на нарушения закона...

определяют правовое отношение прокурора к деятельности поднадзорных государственных органов

О наличии у прокурора полномочий по применению данного акта прокурорского

В свою очередь, деятельность прокурора по надзору за соблюдением прав и свобод человека...

К вопросу о целях и задачах прокурорского надзора за...

Ключевые слова: прокурор, уголовное судопроизводство, прокурорский надзор, предварительное следствие, дознание, прокурорский надзор за производством предварительного расследования. Установить цели и задачи прокурорского надзора за...

Прокурорский надзор за деятельностью органов дознания...

Ключевые слова: прокурорский надзор, органы дознания, предварительное следствия, полномочия, прокурорское реагирование.

Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими дознание, следствие и оперативно-розыскную деятельность является...

Отличительные черты предварительного следствия и дознания

Основной формой расследования является предварительное следствие, поскольку она

Разграничение предварительного следствия и дознания идет по нескольким направлениям.

Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР 1960 г. наделял прокурора широкими...

Похожие статьи

Сущность и специфика прокурорского надзора за...

Прокурорский надзор за процессуальной деятельностью дознавателей является предпочтительной для Российской Федерации формой контроля государства, а сущность и специфика данного направления надзора до сих пор вызывает некоторые вопросы.

Понятие и сущность прокурорского надзора за исполнением...

Ключевые слова: прокурор, прокурорский надзор, дознание, предварительное следствие, законность, права и свободы человека. Прежде чем перейти непосредственно к вопросу понятия и сущности прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими...

Теоретические и практические аспекты полномочий прокурора...

Ключевые слова: прокурор, стадия предварительного расследования, принцип разумного срока уголовного судопроизводства, правовой

Стадия предварительного расследования является наиболее важной досудебной стадией уголовного судопроизводства, на которой...

Роль прокурора на стадии предварительного расследования

Ключевые слов: прокурор, предварительное расследование, реформа предварительного расследования, руководитель следственного

Уголовно-процессуальное законодательство наделяет их схожими полномочиями в ходе предварительного расследования.

О проблемах функций прокурорского надзора при соотношении...

Следует отметить, что прокурорский надзор и процессуальный контроль руководителями

В отношениях следователя и надзирающего за законностью предварительного

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от...

Акты прокурорского реагирования на нарушения закона...

определяют правовое отношение прокурора к деятельности поднадзорных государственных органов

О наличии у прокурора полномочий по применению данного акта прокурорского

В свою очередь, деятельность прокурора по надзору за соблюдением прав и свобод человека...

К вопросу о целях и задачах прокурорского надзора за...

Ключевые слова: прокурор, уголовное судопроизводство, прокурорский надзор, предварительное следствие, дознание, прокурорский надзор за производством предварительного расследования. Установить цели и задачи прокурорского надзора за...

Прокурорский надзор за деятельностью органов дознания...

Ключевые слова: прокурорский надзор, органы дознания, предварительное следствия, полномочия, прокурорское реагирование.

Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими дознание, следствие и оперативно-розыскную деятельность является...

Отличительные черты предварительного следствия и дознания

Основной формой расследования является предварительное следствие, поскольку она

Разграничение предварительного следствия и дознания идет по нескольким направлениям.

Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР 1960 г. наделял прокурора широкими...

Задать вопрос