Сущность и специфика прокурорского надзора за процессуальной деятельностью дознавателей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 20 марта, печатный экземпляр отправим 24 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №20 (258) май 2019 г.

Дата публикации: 19.05.2019

Статья просмотрена: 628 раз

Библиографическое описание:

Пинаева, В. А. Сущность и специфика прокурорского надзора за процессуальной деятельностью дознавателей / В. А. Пинаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 20 (258). — С. 348-350. — URL: https://moluch.ru/archive/258/59173/ (дата обращения: 08.03.2021).



Многочисленные выявленные нарушения позволяют сказать, что в современный период времени в Российской Федерации состояние законности в области прокурорского надзора за процессуальной деятельностью дознавателей не отвечает предъявляемым требованиям. Эффективность надзора, осуществляемого прокурором, может быть достигнута путем тщательной и всесторонней проверки соблюдения и исполнения дознавателями норм и требований законодательства. Прокурорский надзор за процессуальной деятельностью дознавателей является предпочтительной для Российской Федерации формой контроля государства, а сущность и специфика данного направления надзора до сих пор вызывает некоторые вопросы.

Ключевые слова: прокурорский надзор, органы прокуратуры, дознание, органы дознания, дознаватель, предварительное расследование.

Общеизвестно, что основным направлением деятельности органов прокуратуры является прокурорский надзор, который представляет собой деятельность, соответственно, органов прокуратуры, осуществляемую от имени Российской Федерации, состоящую в проверке точности соблюдения Конституции Российской Федерации, а также исполнения законов, действующих на территории Российской Федерации.

В положениях Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202–1 (ред. от 27.12.2018 г.) «О прокуратуре Российской Федерации» (далее — Федерального закона о прокуратуре) выделяется несколько видов прокурорского надзора, одним из которых является надзор органами прокуратуры за органами, осуществляющими оперативно–розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. Целесообразнее данное направление разграничить на три отдельных, в целях всестороннего рассмотрения каждого. Таким образом, данное направление разветвляется на: надзор за органами, осуществляющими оперативно–розыскную деятельность, надзор за органами, осуществляющими дознание, и надзор за органами, осуществляющими предварительно следствие.

Прокурор есть должностное лицо, уполномоченное в пределах компетенции, предусмотренной Уголовно–процессуальным кодексом Российской Федерации от 18 декабря 2001 года № 174–ФЗ (ред. от 01.04.2019 г.) (далее — УПК РФ), осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания [2, ч.1 ст.37].

Что же понимается под прокурорским надзором за органами дознания? Прокурорский надзор за органами дознания — одно из направлений надзорной деятельности органов прокуратуры, заключающееся в надзоре за процессуальной деятельностью органов дознания и дознавателей, в обеспечении законности и обоснованности действий и решений, принимаемых ими на досудебных стадиях уголовного процесса, а также в охране прав и законных интересов лиц, каким–либо образом «пострадавших» от незаконно принятого решения органом дознания и дознавателем.

В соответствии с вышесказанным можно отметить, что органы прокуратуры в лице прокурора обязаны быть постоянными надзирателями за процессуальной деятельностью дознавателей для того, чтобы до́лжно обеспечивать конституционные права граждан. Для этого прокурор наделен такими полномочиями, которые доступны и принадлежат только ему, в том числе и некоторыми властно–распорядительными полномочиями.

Прокурорский надзор за процессуальной деятельностью дознавателей, а также за исполнением ими законодательства Российской Федерации, разрешает две основные задачи:

  1. Прокурорский надзор служит, в данном случае, выступает как средство обеспечения верховенства Конституции Российской Федерации, в частности защиты провозглашаемых в Конституции Российской Федерации прав и свобод граждан.
  2. В случаях нарушения законодательства органами дознания и дознавателями, полученные в ходе досудебных стадий, в ходе уголовного преследования данные и сведения не будут иметь дальнейшего доказательственного значения, в том числе и затруднят движение дела в уголовном процессе. Именно поэтому прокуратура, в частности прокурор, осуществляет надзор за правильным соблюдением, исполнением законодательства, что позволяет более эффективно проводить уголовное преследование.

Если говорить о значении деятельности, осуществляемой органами прокуратуры по надзору за процессуальной деятельностью дознавателя, можно выявить такую закономерность: нарушений прав граждан, если бы надзорная деятельность прокурора не была выделена в отдельную, было бы намного больше, так как общий надзор всё равно не дал бы такого результата, какой мы имеем сейчас. Прокурор проверяет действия и решения органов дознания, дознавателей, что дает возможность осуществить гражданам свои права, предусмотренные законодательством, дает право на вынесение правильного и обоснованного решения, на непривлечение к уголовной ответственности без обоснований, а, также, право на привлечение к уголовной ответственности того человека, который совершил преступное деяние.

Следовательно, можно сказать, что основным значением надзора за процессуальной деятельностью дознавателей выступает достижение баланса между интересами публичными и интересами, признаваемыми законодательством Российской Федерации, в частности, Конституцией Российской Федерации, являющимися приоритетными интересами в уголовном процессе.

Приоритетность данных интересов вытекает из целей прокурорской деятельности, а именно, из обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства [3, ч.2 ст.1].

Если говорить о специфике надзорной деятельности органов прокуратуры, прокурора за исполнением законов органами дознания, дознавателем, то следует, что обусловлена она, во–первых, задачами, решение которых возложено именно на данные органы; во–вторых, по каким делам эти органы осуществляют свои функции.

Как известно, дела делятся на два вида [4, с.410]:

1) дела, предварительное следствие по которым является обязательным;

2) дела, по которым предварительное следствие не обязательно, то есть предварительное расследование может производиться в форме дознания.

В соответствии с этим, прокурор должен обеспечить правильное производство неотложных следственных действий, которые производит дознаватель при наличии признаков преступления, по которому обязательно производство предварительного следствия. Также, прокурор обязан проследить, чтобы не было укрывательства преступлений от учета, так как дознаватели могут не зарегистрировать заявление или сообщение о преступлении, либо произвести отказ в возбуждении уголовного дела.

Не стоит забывать, что прокурор должен обеспечить быстроту принимаемого решения (трое суток со дня поступления сообщения о совершенном или готовящемся преступлении), что, несомненно, является одним из аспектов, отражающих специфику деятельности прокурорских работников в данном направлении надзора.

Индивидуальность прокурорского надзора за деятельностью дознавателей еще и в особенностях деятельности прокурора при надзоре за дознанием в сокращенной форме.

Специфика данного направления прокурорского надзора отличается от других направлений тем, что оно имеет наступательный характер [5, с.28].

Наступающий характер, в данном случае, характеризуется тем, что меры прокурорского реагирования могут применяться прокурором по его собственной инициативе, даже тогда, когда у него отсутствует прямая информация о фактах нарушения законодательства дознавателями.

Прокурор, при осуществлении надзора за процессуальной деятельностью дознавателей проверяет законность и обоснованность принятых ими решений, начиная от возбуждения уголовного дела, и, заканчивая подписанием обвинительного акта. Помимо принятых решений, прокурор надзирает за обоснованностью совершаемых процессуальных действий, за соблюдением процессуальных сроков, не вмешиваясь в процессуальную деятельность органа дознания.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: принята всенар. голосованием от 12 дек. 1993 г.: (с учетом поправок от 5 февр. 2014 г. № 2–ФКЗ) // КонсультантПлюс: справ. правовая система. — Версия Проф. — Электрон. дан. — М., 2019.
  2. Уголовно–процессуальный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: от 18 дек. 2001 г. № 174–ФЗ: (ред. от 01 апр. 2019 г.) // КонсультантПлюс: справ. правовая система. — Версия Проф. — Электрон. дан. — М., 2018.
  3. О прокуратуре Российской Федерации [Электронный ресурс]: федеральный закон Российской Федерации от 17 янв. 1992 г. № 2202–1: (ред. от 27 дек. 2018 г.) // КонсультантПлюс: справ. правовая система. — Версия Проф. — Электрон. дан. — М., 2019.
  4. Шилов Р. Е. Предварительное расследование и соотношение его форм // Актуальные проблемы российского права. 2009. — № 1. — с. 407–414.
  5. Махов В. Н. Роль прокурора и органов дознания в уголовном преследовании / В. Н. Махов // Вестник РУДН. — 2005. — № 2. — с. 26–30.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, прокурорский надзор, орган дознания, процессуальная деятельность дознавателей, орган прокуратуры, предварительное следствие, прокурор, дознаватель, надзор, уголовное преследование.


Похожие статьи

Прокурорский надзор за деятельностью органов дознания...

Статья посвящена анализу сложившейся системы полномочий, которые применяются прокурорами в досудебной уголовно-процессуальной деятельности для выявления и пресечения нарушений закона со стороны органов дознания.

К вопросу о целях и задачах прокурорского надзора за...

Статья посвящена определению целей и задач прокурорского надзора за производством предварительного расследования. На основе проведенного анализа норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и Закона Российской...

Значение и проблемы прокурорского надзора за производством...

Ключевые слова: прокурор, уголовное судопроизводство, прокурорский надзор

Однако в связи с введением в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации [3]

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации были внесены еще в 2012 г...

Роль прокурора на стадии предварительного расследования

Ключевые слова: прокурорский надзор, органы дознания, предварительное следствия, полномочия, прокурорское реагирование. Законодатель в Уголовно-процессуальном кодексе РФ наделяет прокурора весьма значительными полномочиями для реагирования на...

Рассмотрение жалоб на действия и решения органов...

Уголовно-процессуальный закон в статье 124 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее — УПК РФ) предусматривает право прокурора рассматривать и разрешать жалобы на действия органов уголовного преследования [1]. Работа по...

История развития надзора прокуратуры за законностью...

Первые упоминания о прокурорском надзоре за деятельностью органов дознания относятся к

в ходе расследования; изымать из производства дознавателя дела и передавать их

надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия

Роль прокурора на стадии возбуждения уголовного дела

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 18 декабря 2001 г. №

Шадрин В. С. Надзор военного прокурора за законностью отказа в возбуждении

возбуждение уголовного дела, РФ, уголовное преследование, следственный орган...

Актуальные проблемы участия прокурора на стадии возбуждения...

Харебава Г. Д. Эффективность прокурорского надзора за органами предварительного

уголовное преследование, возбуждение уголовного дела, уголовное судопроизводство

предварительное следствие, РФ, возбуждение уголовного дела, следственный орган...

Прокурорский надзор и процессуальная самостоятельность...

Прокурор уполномочен требовать от органов дознания и следственных органов устранение нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия (п. 3 ч. 2 ст. 37 УПК РФ). Орган дознания выполняет это...

Похожие статьи

Прокурорский надзор за деятельностью органов дознания...

Статья посвящена анализу сложившейся системы полномочий, которые применяются прокурорами в досудебной уголовно-процессуальной деятельности для выявления и пресечения нарушений закона со стороны органов дознания.

К вопросу о целях и задачах прокурорского надзора за...

Статья посвящена определению целей и задач прокурорского надзора за производством предварительного расследования. На основе проведенного анализа норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и Закона Российской...

Значение и проблемы прокурорского надзора за производством...

Ключевые слова: прокурор, уголовное судопроизводство, прокурорский надзор

Однако в связи с введением в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации [3]

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации были внесены еще в 2012 г...

Роль прокурора на стадии предварительного расследования

Ключевые слова: прокурорский надзор, органы дознания, предварительное следствия, полномочия, прокурорское реагирование. Законодатель в Уголовно-процессуальном кодексе РФ наделяет прокурора весьма значительными полномочиями для реагирования на...

Рассмотрение жалоб на действия и решения органов...

Уголовно-процессуальный закон в статье 124 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее — УПК РФ) предусматривает право прокурора рассматривать и разрешать жалобы на действия органов уголовного преследования [1]. Работа по...

История развития надзора прокуратуры за законностью...

Первые упоминания о прокурорском надзоре за деятельностью органов дознания относятся к

в ходе расследования; изымать из производства дознавателя дела и передавать их

надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия

Роль прокурора на стадии возбуждения уголовного дела

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 18 декабря 2001 г. №

Шадрин В. С. Надзор военного прокурора за законностью отказа в возбуждении

возбуждение уголовного дела, РФ, уголовное преследование, следственный орган...

Актуальные проблемы участия прокурора на стадии возбуждения...

Харебава Г. Д. Эффективность прокурорского надзора за органами предварительного

уголовное преследование, возбуждение уголовного дела, уголовное судопроизводство

предварительное следствие, РФ, возбуждение уголовного дела, следственный орган...

Прокурорский надзор и процессуальная самостоятельность...

Прокурор уполномочен требовать от органов дознания и следственных органов устранение нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия (п. 3 ч. 2 ст. 37 УПК РФ). Орган дознания выполняет это...

Задать вопрос