Прокурорский надзор и процессуальная самостоятельность следователя | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №48 (234) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 28.11.2018

Статья просмотрена: 1228 раз

Библиографическое описание:

Асташова, Ю. И. Прокурорский надзор и процессуальная самостоятельность следователя / Ю. И. Асташова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 48 (234). — С. 97-99. — URL: https://moluch.ru/archive/234/54227/ (дата обращения: 19.04.2024).



Вопрос процессуальной независимости и самостоятельности следователя является одним из ключевых в уголовном процессе и имеет важное практическое значение.

Процессуальная самостоятельность и независимость следователя служит гарантом объективности в осуществлении им уголовного преследования и способствует достижению целей уголовного судопроизводства.

Существует огромная необходимость обеспечения процессуальной самостоятельности следователя.

Однако, имеются некоторые проблемы и формируется достаточно негативная обстановка с обеспечением процессуальной самостоятельности данного участника уголовного судопроизводства.

С принятием Федерального закона от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» [1] произошло перераспределение полномочий между руководителем следственного органа и надзирающим прокурором. Это положило начало обеспечению процессуальной самостоятельности следственных органов. При этом Закон в полном объеме гарантирует защиту прав участников уголовного судопроизводства путем предоставления возможности обжалования действий следователя руководителю следственного органа и в суд.

Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР 1960 г. наделял прокурора широкими полномочиями в сфере руководства, контроля и надзора за деятельностью следователя. Указания прокурора, данные в письменной форме, были обязательны для следователя (ст. 211–212 УПК РСФСР).

УПК РФ, сохранив существовавшие ранее полномочия, предоставил прокурору право давать согласие следователю и дознавателю на возбуждение уголовного дела (ст. 37 УПК РФ). На практике эта новелла привела к массовой нераскрываемости преступлений, поскольку без возбуждения уголовного дела нельзя было провести неотложные следственные действия в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления.

Федеральный закон от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ лишил прокурора ряда полномочий, позволявших проводить уголовное преследование на стадии предварительного расследования, а также многих функций в области надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия. Те же полномочия, которые сохранились, не имеют достаточных гарантий осуществления. Так, если прокурор признает постановление следователя о возбуждении дела незаконным или необоснованным, он вправе в срок не позднее 24 часов с момента получения материалов, послуживших основанием возбуждения уголовного дела, отменить постановление о возбуждении уголовного дела, о чем выносит мотивированное постановление, копию которого направляет должностному лицу, возбудившему уголовное дело. В свою очередь, следователь может с согласия руководителя следственного органа обжаловать решение прокурора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела вышестоящему прокурору (п. 5 ч. 2 ст. 38, п. 4 ст. 221 УПК РФ). Аналогично поступает следователь, когда прокурор принимает решение о возвращении уголовного дела для производства дополнительного следствия при рассмотрении поступившего к нему уголовного дела с обвинительным заключением (п. 2 ч. 1, ч. 4 ст. 221 УПК РФ).

Прокурор уполномочен требовать от органов дознания и следственных органов устранение нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия (п. 3 ч. 2 ст. 37 УПК РФ). Орган дознания выполняет это требование, а следователь, не согласившийся с требованием прокурора, не выполняет их и передает свои письменные возражения руководителю следственного органа (ч. 3 ст. 38 УПК РФ). Если руководитель следственного органа не согласится с указанными требованиями прокурора, прокурор вправе обжаловать это решение вышестоящим руководителям следственных органов и Генеральному прокурору (ч. 6 ст. 37 УПК РФ).

Будучи уполномоченной осуществлять от имени государства уголовное преследование, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия, прокуратура России с внесением Федеральным законом от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» изменений в УПК РФ лишилась функции предварительного следствия, а также ряда ключевых властно-распорядительных полномочий, которые были переданы руководителю следственного органа. В частности, прокурор уже не вправе возбуждать уголовное дело; давать следователю обязательные для исполнения указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий; отменять незаконные или необоснованные постановления следователя; давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, о продлении, об отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения; продлевать срок предварительного расследования и др. В результате доминирующее положение на этапе досудебного следствия занял ведомственный (процессуальный) контроль, а роль прокурора, по мнению ряда юристов, стала схожей с той, которую он выполняет при осуществлении общего надзора. С оставшимся минимумом полномочий проблематичной стала и эффективная реализация функции надзора, не говоря уже об уголовном преследовании, которую с прокуратуры никто не снимал (п. 45, 47, 55 ст. 5, ст. 37 и др. УПК РФ).

В российской юридической науке законодательные новации были восприняты неоднозначно: как положительно, так и отрицательно. После их введения практика выявила ряд проблем, следствием чего стало внесение Федеральными законами от 28 декабря 2010 г. № 404-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов предварительного следствия», от 5 июня 2012 г. № 53-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» и другими корректив в УПК РФ. Согласно этим поправкам прокурор уполномочен истребовать и проверять законность и обоснованность решений следователя или руководителя следственного органа об отказе в возбуждении, приостановлении или прекращении уголовного дела и принимать по ним решение в соответствии с УПК РФ, при наличии оснований возбуждать перед судом ходатайство о продлении срока домашнего ареста или срока содержания под стражей по уголовному делу, направляемому в суд с обвинительным заключением или обвинительным актом, и др. В этом решении усматривается последовательная и положительная тенденция усиления роли прокуратуры в досудебном производстве. Ведущими учеными и практиками Российской Федерации обосновывается необходимость восстановления полномочий прокурора, необходимых для полноценного осуществления надзора на досудебных стадиях уголовного процесса. [2]

Осуществленная на основании Федерального закона от 5 июня 2007 г. «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» трансформация полномочий прокурора хотя и не ослабила процессуальные позиции прокурора как должностного лица органов прокуратуры, выполняющего функции надзора за исполнением законов и уголовного преследования, тем не менее значительно осложнила его отношения с предварительным следствием.

Прежде всего это проявилось в информационном обеспечении работы прокурора. После вступления в силу Федерального закона от 5 июня 2007 г. прокурор формально вообще был лишен доступа к главному источнику информации — материалам уголовного дела. Лишь более чем через год Федеральным законом от 2 декабря 2008 г. «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» прокурору была предоставлена возможность знакомиться с материалами находящегося в производстве уголовного дела (но только после направления мотивированного запроса руководителю следственного органа). Правда, за прокурором все-таки сохраняется возможность ознакомиться с материалами уголовного дела в полном объеме и без мотивированного запроса, но лишь когда оно ложится к нему на стол с обвинительным заключением, то есть после окончания расследования. [4]

Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. № 404-ФЗ были введены новые полномочия прокурора по надзору за законностью решений следователя (п. 5.1 ч. 2 ст. 37 УПК РФ). В настоящее время прокурор уполномочен истребовать и проверять законность и обоснованность решений следователя или руководителя следственного органа об отказе в возбуждении, приостановлении или прекращении уголовного дела и принимать по ним решения в соответствии с УПК РФ.

Анализ ч. 6 ст. 148, ч. 1.1 ст. 211, ч. 1 ст. 214 УПК РФ свидетельствует о том, что прокурор, признав соответствующее постановление незаконным и необоснованным, в определенный срок с момента получения материалов уголовного дела отменяет соответствующее постановление, о чем выносит мотивированное постановление с изложением конкретных обстоятельств, подлежащих дополнительной проверке, которое вместе с указанными материалами дела незамедлительно направляется руководителю следственного органа. Соответствующий руководитель следственного органа вправе отменить постановление следователя об отказе в возбуждении, приостановлении или прекращении уголовного дела, если сам признает их незаконными или необоснованными, и принять соответствующее решение о возбуждении уголовного дела либо о направлении материалов для дополнительной проверки со своими указаниями, о возобновлении приостановленного предварительного следствия в связи с отменой соответствующего постановления следователя, о возобновлении производства по прекращенному делу (ч. 6 ст. 148, ч. 2 ст. 211, ч. 1 ст. 214, ч. 4 ст. 39 УПК РФ).

Законодатель ввел дополнительные полномочия прокурора в сфере надзора за законностью и обоснованностью решений следователя для того, чтобы исключить нарушения закона. Однако эти полномочия также необязательны для исполнения руководителями следственных органов: последние могут согласиться или не согласиться с решением прокурора. Оставляя в силе решение следователя, которое прокурор признал незаконным или необоснованным, руководитель следственного органа не обязан излагать мотивы своего решения. [4]

Объективная необходимость наличия самостоятельности у следователя послужила одной из главных причин формирования единого следственного органа в нашей стране — Следственного комитета Российской Федерации.

Литература:

  1. Федеральный закон от 05.06.2007 № 87-ФЗ (ред. от 22.12.2014) «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 11. 06.2007. — № 24. — С. 2830.
  2. Дворник А.А Правовой статус прокурора в досудебном производстве в соответствии с УПК РФ // «Законодательство». — апрель 2013. — № 4.
  3. Ульянова Л. Т. Новеллы УПК РФ //«Законодательство». — июнь 2012. — № 6.
  4. Ястребов В. Б. Взаимосвязь полномочий прокурора, следователя, руководителя следственного органа (научно-практический анализ) // «Законодательство». — май 2012. -№ 5.
Основные термины (генерируются автоматически): РФ, следственный орган, Российская Федерация, внесение изменений, предварительное следствие, возбуждение уголовного дела, прокурор, Уголовно-процессуальный кодекс, уголовное преследование, руководитель.


Похожие статьи

Существенные нарушения уголовно-процессуального кодекса

Ключевые слова: Существенные нарушения уголовно-процессуального закона, существенные нарушения УПК РФ, нарушения

Под существенным нарушением уголовно-процессуального закона следует понимать нарушение, выражающееся в отступлении государственных органов...

О полномочиях прокурора на заключительном этапе...

Полномочия прокурора в досудебной стадии уголовного судопроизводства существенно изменил Федеральный закон от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О...

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (в ред. Федерального закона РФ от 23 апреля 2018 г

уголовное преследование, возбуждение уголовного дела, уголовное судопроизводство, следственный орган, РФ, прокурор...

Актуальные проблемы участия прокурора на стадии...

Кругликов А.П. Уголовный процесс Российской Федерации: учебник.

Основные термины (генерируются автоматически): возбуждение уголовного дела, РФ, уголовное

уголовное преследование, возбуждение уголовного дела, уголовное судопроизводство...

Роль прокурора на стадии предварительного расследования

Уголовно-процессуальное законодательство наделяет их схожими полномочиями в ходе предварительного расследования.

Роль прокурора на стадии возбуждения уголовного дела. уголовное преследование, возбуждение уголовного дела, уголовное...

Некоторые проблемы реализации полномочий прокурора на...

Действующий Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации содержит следующее положение, касающееся данного вопроса.

Роль прокурора на стадии возбуждения уголовного дела. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации...

Рассмотрение жалоб на действия и решения органов...

Уголовно-процессуальный закон в статье 124 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее — УПК РФ) предусматривает право прокурора рассматривать и разрешать жалобы на действия органов уголовного преследования [1]. Работа по...

Исключение недопустимых доказательств прокурором

предварительное следствие, РФ, возбуждение уголовного дела, следственный орган, прокурор, уголовное судопроизводство, прокурорский

Прокурор был лишен возможности возбуждать уголовные дела; лично производить предварительное следствие по делу в...

Роль прокурора на стадии возбуждения уголовного дела

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации

возбуждение уголовного дела, РФ, уголовное преследование, следственный орган, уголовный процесс

Возбуждение уголовного дела является одной из стадий уголовного процесса, которая на...

предварительное следствие, РФ, возбуждение уголовного...

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (в ред. Федерального закона РФ от 23

уголовное преследование, возбуждение уголовного дела, уголовное судопроизводство, следственный орган, РФ, прокурор, предварительное...

Похожие статьи

Существенные нарушения уголовно-процессуального кодекса

Ключевые слова: Существенные нарушения уголовно-процессуального закона, существенные нарушения УПК РФ, нарушения

Под существенным нарушением уголовно-процессуального закона следует понимать нарушение, выражающееся в отступлении государственных органов...

О полномочиях прокурора на заключительном этапе...

Полномочия прокурора в досудебной стадии уголовного судопроизводства существенно изменил Федеральный закон от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О...

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (в ред. Федерального закона РФ от 23 апреля 2018 г

уголовное преследование, возбуждение уголовного дела, уголовное судопроизводство, следственный орган, РФ, прокурор...

Актуальные проблемы участия прокурора на стадии...

Кругликов А.П. Уголовный процесс Российской Федерации: учебник.

Основные термины (генерируются автоматически): возбуждение уголовного дела, РФ, уголовное

уголовное преследование, возбуждение уголовного дела, уголовное судопроизводство...

Роль прокурора на стадии предварительного расследования

Уголовно-процессуальное законодательство наделяет их схожими полномочиями в ходе предварительного расследования.

Роль прокурора на стадии возбуждения уголовного дела. уголовное преследование, возбуждение уголовного дела, уголовное...

Некоторые проблемы реализации полномочий прокурора на...

Действующий Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации содержит следующее положение, касающееся данного вопроса.

Роль прокурора на стадии возбуждения уголовного дела. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации...

Рассмотрение жалоб на действия и решения органов...

Уголовно-процессуальный закон в статье 124 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее — УПК РФ) предусматривает право прокурора рассматривать и разрешать жалобы на действия органов уголовного преследования [1]. Работа по...

Исключение недопустимых доказательств прокурором

предварительное следствие, РФ, возбуждение уголовного дела, следственный орган, прокурор, уголовное судопроизводство, прокурорский

Прокурор был лишен возможности возбуждать уголовные дела; лично производить предварительное следствие по делу в...

Роль прокурора на стадии возбуждения уголовного дела

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации

возбуждение уголовного дела, РФ, уголовное преследование, следственный орган, уголовный процесс

Возбуждение уголовного дела является одной из стадий уголовного процесса, которая на...

предварительное следствие, РФ, возбуждение уголовного...

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (в ред. Федерального закона РФ от 23

уголовное преследование, возбуждение уголовного дела, уголовное судопроизводство, следственный орган, РФ, прокурор, предварительное...

Задать вопрос