Рассмотрение жалоб на действия и решения органов предварительного расследования как средство реализации правозащитной функции прокурора
Отправьте статью сегодня! Электронный вариант журнала выйдет 14 августа,печатный экземпляр отправим18 августа.

Рассмотрение жалоб на действия и решения органов предварительного расследования как средство реализации правозащитной функции прокурора

Поделиться в социальных сетях
866 просмотров
Библиографическое описание

Мурзагалиева, Л. Р. Рассмотрение жалоб на действия и решения органов предварительного расследования как средство реализации правозащитной функции прокурора / Л. Р. Мурзагалиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 47 (181). — С. 128-130. — URL: https://moluch.ru/archive/181/46522/ (дата обращения: 04.08.2021).



Уголовно-процессуальный закон в статье 124 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее — УПК РФ) предусматривает право прокурора рассматривать и разрешать жалобы на действия органов уголовного преследования [1]. Работа по рассмотрению жалоб на действия и решения дознавателей и следователей является важной составной частью прокурорского надзора за исполнением уголовно-процессуального закона органами дознания и предварительного следствия. Приоритетным направлением в этой деятельности является защита прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, а равно защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения.

На необходимость осуществления правозащитной функции в досудебном производстве указал и Конституционный суд в своем постановлении от 29 июня 2004 № 13-П, в соответствии с которым осуществление прокурором своих процессуальных функций, в том числе и по рассмотрению и разрешению жалоб, «обеспечивает в рамках уголовного судопроизводства выполнение государством своей обязанности по признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина, их обеспечению правосудием» [2].

Порядок рассмотрения жалоб на действия органов предварительного расследования помимо уголовно-процессуального кодекса предусмотрен и в приказе Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 1 ноября 2011 г. № 373 «О порядке рассмотрения жалоб на действия (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора». В п. 4 указанного приказа генеральный прокурор Российской Федерации обязывает прокурорских работников занимать активную позицию по защите нарушенных прав, свобод и законных интересов участников уголовного судопроизводства и иных заинтересованных лиц, принимать действенные меры к их восстановлению [3].

Срок рассмотрения жалоб на действия и решения органов предварительного расследования составляет 3 суток со дня поступления в прокуратуру, в течение этого времени прокурору необходимо обеспечить всестороннюю и полную проверку изложенных в жалобе доводов, используя для этого все средства, предоставленные ему как должностному лицу, осуществляющему надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия и дознания. В исключительных случаях, когда для проверки жалобы необходимо истребовать дополнительные материалы либо принять иные меры для ее объективного рассмотрения, допускается продлевать срок проверки до 10 суток [3].

В соответствии с частью 2 статьи 124 УПК РФ по результатам рассмотрения прокурор выносит постановление о полном или частичном удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении [1]. При наличии достаточных оснований прокурор удовлетворяет жалобу, при этом в его обязанности входит направление требований об устранении нарушений федерального законодательства руководителю следственного органа при жалобе на действия/бездействия следователя или же отмена незаконного и необоснованного постановления дознавателя. Все полномочия прокурора, связанные с разрешением жалоб, можно разделить на полномочия, непосредственно связанные с принятием и рассмотрением жалоб (вынесение постановлений об удовлетворении, частичном удовлетворении или об отказе в удовлетворении жалобы, регламентированное ч. 1 ст. 124 УПК РФ) и опосредованно связанные с разрешением жалоб (полномочие участвовать в апелляционном пересмотре решения суда о применении меры пресечения, предоставленное ч. 1 ст.389.12 УПКРФ). При этом нередко реализация полномочия по разрешению жалоб на действия/бездействие органов предварительного расследования является поводом для инициирования уголовного преследования. Так, прокуратурой Еравнинского района Республики Бурятия проведена проверка по жалобе местной жительницы на бездействие сотрудников полиции. В ходе проверки установлено, что 22 мая 2015 г. бывший сожитель заявительницы Б. высказал в отношении нее слова угрозы убийством, сопровождая свои слова демонстрацией ножа и применением физической силы. В связи, с чем имелись основания опасаться осуществления этой угрозы. В этот же день по поступившему в дежурную часть сообщению участковый отдела полиции по Еравнинскому району МО МВД РФ «Хоринский». Ц. выехал на место происшествия, провел проверочные мероприятия, однако, заявления от сожительницы не принял, проверку в полном объеме не провел, правовое решение в установленном законом порядке не принял, факт совершенного преступления укрыл. 19 июня 2015 г. Б. в состоянии алкогольного опьянения вновь пришел домой к сожительнице и нанес ножевые ранения ей и ее сожителю, от которых тот скончался на месте происшествия, сожительнице причинен тяжкий вред здоровью. Прокурором района материал проверки по факту укрытия преступления от учета направлен в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании, по результатам рассмотрения которого руководителем Еравнинского межрайонного следственного отдела следственного управления Следственного комитета РФ по Республике Бурятия в отношении участкового уполномоченного полиции Ц. возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями) [4]. Также в качестве примера можно привести практику прокуратуры Республики Марий Эл. В 2015 году прокуратура удовлетворила жалобу юриста Комитета по предотвращению пыток, отменив постановление следователя об отказе в возбуждении уголовного дела по факту причинения телесных повреждений сотрудниками ДПС гражданину В. Прокурор в своем постановлении об удовлетворении жалобы указал на многочисленные недочеты и имеющиеся противоречия в работе следствия. Результатом дополнительной проверки, инициированной прокурором, стало возбуждение уголовного дела в отношении сотрудников ДПС и защита прав гражданина [5].

На важное значение разрешения жалоб прокурором, как гарантии законности на этапе досудебного производства указывает и статистика, приведенная Генеральной прокуратурой РФ.

Статистика разрешенных прокурорами жалоб при осуществлении надзора на досудебной стадии уголовного судопроизводства [6].

Количество разрешенных прокурором жалоб

2011

2012

2013

2014

2015

2016

На действия (бездействие) и решения дознавателя, органа дознания и следователя при принятии, регистрации и рассмотрении сообщения о преступлении

326888

333032

352598

362072

397616

405317

% (+/-) в сравнении с аналогичным периодом прошлого года

1,9

5,9

2,7

9,8

1,9

По вопросам следствия и дознания

265186

258193

257830

245373

252168

256296

% (+/-) в сравнении с аналогичным периодом прошлого года

-2,6

-0,1

-4,8

2,8

1,6

Как видно из приведенных данных, количество разрешенных прокурором жалоб неуклонно растет, причем, если цифры статистики по вопросам следствия и дознания колеблются, то жалоб на качество принятия, регистрации и рассмотрения сообщений о преступлениях с каждым годом становится все больше. Данное обстоятельство нацеливает на более тщательный подход к осуществлению надзора на стадии возбуждения уголовного дела, а также на более детальную законодательную регламентацию действий прокурора на данном этапе, определение сроков предоставления всех необходимых материалов для качественного разрешения жалоб, поскольку одной из главных задач деятельности прокурора в уголовном процессе является защита прав и свобод как потерпевших от преступления, так и лиц, в отношении которых осуществляется уголовное преследование.

Литература:

  1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 29.07.2017) // Российская газета. 22.12.2001 № 249; Российская газета, 04.08.2017. № 172.
  2. Постановление Конституционного Суда РФ от 29.06.2004 № 13-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 7, 15, 107, 234 и 450 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы» // Российская газета. 07.07.2004. № 143.
  3. Приказ Генпрокуратуры РФ от 01.11.2011 № 373 «О порядке рассмотрения жалоб на действия (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора» // Законность. 2012. № 1.
  4. Интернет-сайт прокуратуры Республики Бурятия // URL: http://prokuratura-rb.ru/?p=10599 (дата обращения: 22.04.2017).
  5. Прокуратура Республики Марий Эл отменила незаконное постановление об отказе в возбуждении уголовного дела // URL: http://president-sovet.ru/members/blogs/post/2310// (25.10.2017).
  6. Статистические данные об основных показателях деятельности органов прокуратуры Российской Федерации за январь-декабрь 2011,2012,2013,2014,2015, 2016 г. // URL: http://genproc.gov.ru/stat/data/1162324/. (дата обновления: 20.03.2017).
Похожие статьи
Бурнашев Геннадий Алексеевич
Проблема реформирования предварительного следствия в российском уголовном процессе
Юриспруденция
2017
Белобородова Евгения Сергеевна
О полномочиях прокурора на заключительном этапе предварительного следствия
Уголовное право и процесс
2018
Мкртчян Владимир Гагикович
Совершенствование полномочий прокурора на стадии предварительного следствия
Юриспруденция
2015
Баринова Елена Владимировна
Роль прокурора на стадии предварительного расследования
Юриспруденция
2016
Мурзагалиева Лейла Равильевна
О способах и формах подачи жалобы прокурору в порядке ст. 124 УПК РФ
Юриспруденция
2017
Титовец Ирина Витальевна
Исключение недопустимых доказательств прокурором
Спецвыпуск
2016
Луговская Кристина Олеговна
Роль прокурора на стадии возбуждения уголовного дела
Юриспруденция
2016
Шабанова Анна Константиновна
Прокурорский надзор за деятельностью органов дознания, расследующих уголовные дела
Юриспруденция
2018
Еликбаев Аскар Курмангалиевич
Актуальные проблемы участия прокурора на стадии возбуждения уголовного дела
Юридические науки
2017
дата публикации
ноябрь 2017 г.
рубрика
Юриспруденция
язык статьи
Русский
Опубликована
Похожие статьи
Бурнашев Геннадий Алексеевич
Проблема реформирования предварительного следствия в российском уголовном процессе
Юриспруденция
2017
Белобородова Евгения Сергеевна
О полномочиях прокурора на заключительном этапе предварительного следствия
Уголовное право и процесс
2018
Мкртчян Владимир Гагикович
Совершенствование полномочий прокурора на стадии предварительного следствия
Юриспруденция
2015
Баринова Елена Владимировна
Роль прокурора на стадии предварительного расследования
Юриспруденция
2016
Мурзагалиева Лейла Равильевна
О способах и формах подачи жалобы прокурору в порядке ст. 124 УПК РФ
Юриспруденция
2017
Титовец Ирина Витальевна
Исключение недопустимых доказательств прокурором
Спецвыпуск
2016
Луговская Кристина Олеговна
Роль прокурора на стадии возбуждения уголовного дела
Юриспруденция
2016
Шабанова Анна Константиновна
Прокурорский надзор за деятельностью органов дознания, расследующих уголовные дела
Юриспруденция
2018
Еликбаев Аскар Курмангалиевич
Актуальные проблемы участия прокурора на стадии возбуждения уголовного дела
Юридические науки
2017