О проблемах функций прокурорского надзора при соотношении с процессуальным контролем в процессе проведения предварительного расследования по уголовному делу | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №25 (263) июнь 2019 г.

Дата публикации: 19.06.2019

Статья просмотрена: 155 раз

Библиографическое описание:

Столбов, М. В. О проблемах функций прокурорского надзора при соотношении с процессуальным контролем в процессе проведения предварительного расследования по уголовному делу / М. В. Столбов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 25 (263). — С. 354-356. — URL: https://moluch.ru/archive/263/60836/ (дата обращения: 27.04.2024).



На данный момент специфическим показателем обеспечения законности и обоснованности при производстве предварительного расследования является количество лиц, в отношении которых прекращены уголовные дела по не реабилитирующим основаниям.

Следует отметить, что прокурорский надзор и процессуальный контроль руководителями следственных органов в Российской Федерации обладают общей целью — обеспечение защиты прав и законных интересов потерпевших от преступлений. Указанные функции имеют особое значение на стадии возбуждения уголовного дела. А отмеченная цель заключается в обеспечении оперативного реагирования на факт совершенного преступления и своевременного предоставления гражданам доступа к правосудию. Помимо этого, существующие у прокурора полномочия позволяют ему системно оказывать влияние на соблюдение норм законодательства, а также на предупреждение и пресечение нарушения прав и свобод человека и гражданина на стадии предварительного следствия.

Проведенный анализ деятельности прокурора и руководителя следственного органа показывает, что ежегодно выявляется большое количество, допускаемых следователем, нарушений действующего УПК РФ.

Несмотря на определенное количество полномочий у прокурора, мы считаем, что он не может в полной мере реализовать эффективный надзор за соблюдение законности в деятельности участников уголовного судопроизводства. В частности, с принятием Федерального закона Российской Федерации от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» и Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202–1 (в ред. от 07.03.2017 г.) «О прокуратуре Российской Федерации» полномочия прокурора по своевременному устранению, допущенных следователями, нарушений законности в стадии возбуждения уголовного дела существенно ограничены.

Согласно нашей точке зрения, указанные ограничения не позволяют прокурору эффективно осуществлять надзор. Считаем, что данный факт связан с тем, что прокурор необоснованно лишен права возбуждения уголовного дела, а также права отменить, в установленном УПК РФ, порядке незаконные и необоснованные постановления следователя, руководителя следственного органа.

Следует отметить, что за прокурором сохранено только право вынесения мотивированного постановления о направлении соответствующих материалов в следственных орган для решения вопроса об уголовном преследовании. Кроме того, за ним также сохранилось право требования устранения, допущенных в ходе предварительного расследования, нарушений федерального законодательства.

Федеральным законом от 5 июня 2007 года № 87-ФЗ УПК РФ дополняется правовой нормой, согласно которой руководитель следственного органа был наделен дополнительными процессуальными полномочиями. Кроме того, были расширены полномочия и следователя и необоснованно ограничены права прокурора.

При осуществлении производства по уголовному делу, следователь находится во взаимодействии с органами дознания. Он полномочен давать им обязательные для выполнения письменные поручения и получать содействие сотрудников оперативных подразделений.

В соответствии с положениями УПК РФ процессуальный контроль за уголовно-процессуальной деятельностью следователя осуществляет руководитель следственного органа. Также осуществляются процессуальный надзор прокурора и судебный контроль. В этой ситуации процессуальная самостоятельность следователя исключается в его независимости от органов государственной власти, политических, общественных объединений и др.

Руководитель следственного органа не правомочен лишить следователя его процессуальной самостоятельности. Однако указания данного руководителя имеют важное значение для принятия законного и обоснованного процессуального решения. В тех случаях, когда следователь с данными указаниями не согласен, он вправе представить свои письменные возражения руководителю вышестоящего следственного органа [4].

Согласно ч. 3 ст. 38 УПК РФ в случаях, если следователь не согласен с указанием прокурора, он должен предоставить свое письменное возражение руководителю следственного органа, который, в свою очередь, должен проинформировать об этом прокурора. В отношениях следователя и надзирающего за законностью предварительного расследования прокурора руководитель следственного органа играет важную роль. В частности, он дает следователю согласие на обжалование указаний прокурора. При этом решение прокурора следователь с согласия руководителя следственного органа может обжаловать вышестоящему прокурору, а при несогласии с его решением — Генеральному прокурору Российской Федерации.

Следовательно, у прокурора отсутствует право рассмотрения и разрешения разногласий, возникших между следователем и руководителем следственного органа.

На основании п. 3 ч. 3 ст. 37 УПК РФ основной способ устранения нарушений, допущенных на стадии предварительного расследования, является требование прокурора к органам предварительного расследования об устранении выявленных нарушений УПК. При этом, прокурор должен поручить следователю подготовить конкретные предложения по его исполнению или обоснованного возражения. В результате рассмотрения анализируемого требования руководитель следственного органа правомочен дать письменное поручение об исполнении либо же информировать прокурора о несогласии с его требованиями, что нам кажется существенным упущением законодателя.

Указанный выше алгоритм действий по управлению следственным органом, как нам представляется, способствует обеспечению как процессуальной независимости следователя в принципиальных вопросах процесса расследования, так и в принятии руководителем следственного органа наиболее оптимальных и эффективных процессуальных, а также организационных решений.

На основании всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что отсутствие эффективного правового механизма у прокурора не может, в полном объеме, обеспечивать права и законные интересы граждан. Полномочия прокурора в области осуществления надзора за деятельностью органов предварительного следствия почти полностью уравнивается с правомочиями руководителя следственного органа. Следует отметить, что принимаемые прокурор меры на выявленные нарушения уголовно-процессуального законодательства не могут являться эффективными еще и потому, что в законодательстве Российской Федерации не содержится обязанности руководителя следственного органа их устранить. Он остается правомочным не согласиться с требованиями, которые содержатся в представлении прокурора.

Литература:

  1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 27.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2019).
  2. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202–1 (последняя редакция).
  3. Федеральный закон «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 05.06.2007 № 87-ФЗ (последняя редакция).
  4. Поторыкина Евгения Юрьевна Роль и значение функций процессуального контроля и прокурорского надзора в обеспечении законности при производстве предварительного следствия // Вестник экономической безопасности. 2018. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-i-znachenie-funktsiy-protsessualnogo-kontrolya-i-prokurorskogo-nadzora-v-obespechenii-zakonnosti-pri-proizvodstve-predvaritelnogo (дата обращения: 28.01.2019).
Основные термины (генерируются автоматически): следственный орган, РФ, Российская Федерация, предварительное расследование, руководитель, следователь, прокурор, предварительное следствие, процессуальный контроль, стадий возбуждения уголовного дела.


Похожие статьи

Роль прокурора на стадии предварительного расследования

В данной статье анализируется изменение полномочий прокурора в ходе предварительного расследования с учетом исторического опыта и изменений нормативно-правовых актов Российской Федерации.

Процессуальная самостоятельность следователя

предварительное следствие, судебный следователь, уголовное судопроизводство, следственный судья, РФ

Роль прокурора на стадии возбуждения уголовного дела.

предварительное следствие, РФ, возбуждение уголовного дела, следственный орган...

Совершенствование полномочий прокурора на стадии...

Основные термины (генерируются автоматически): предварительное следствие, РФ, возбуждение уголовного дела, следственный орган

Уголовно-процессуальный закон в статье 124 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее — УПК РФ)...

Роль прокурора в обеспечении законности на стадиях...

Предварительное следствие по 38 % уголовных дел проводилось в срок свыше

Рост процессуальных нарушений органами предварительного расследования на стадиях

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации «Уголовно-процессуальный...

предварительное следствие, РФ, возбуждение уголовного...

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ

уголовное преследование, возбуждение уголовного дела, уголовное судопроизводство

Предварительное следствие завершается принятием следователем процессуального...

Типичные нарушения, допускаемые органами предварительного...

В статье описываются типичные ошибки при расследовании уголовных дел, которые повлекли за собой необходимость возвращения уголовного дела прокурором для дополнительного расследования...

предварительное следствие, РФ, возбуждение уголовного...

– Наделить прокуратуру правом расследования уголовных дел в следователей и их

«Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред

РСФСР, РФ, предварительное следствие, орган дознания, уголовное судопроизводство...

О полномочиях прокурора на заключительном этапе...

Ключевые слова: предварительное следствие, заключительная стадия; рассмотрение уголовного

Предварительное следствие — это одна из двух форм предварительного

Предварительное следствие завершается принятием следователем процессуального...

Проблемы процессуального статуса следователя

Следователи работают в Следственном комитете РФ. Это следственный орган, который был

Все следователи при расследовании уголовных дел, не зависимо от ведомства

Следователь — фигура самостоятельная, так как он является должностным лицом, то это...

Похожие статьи

Роль прокурора на стадии предварительного расследования

В данной статье анализируется изменение полномочий прокурора в ходе предварительного расследования с учетом исторического опыта и изменений нормативно-правовых актов Российской Федерации.

Процессуальная самостоятельность следователя

предварительное следствие, судебный следователь, уголовное судопроизводство, следственный судья, РФ

Роль прокурора на стадии возбуждения уголовного дела.

предварительное следствие, РФ, возбуждение уголовного дела, следственный орган...

Совершенствование полномочий прокурора на стадии...

Основные термины (генерируются автоматически): предварительное следствие, РФ, возбуждение уголовного дела, следственный орган

Уголовно-процессуальный закон в статье 124 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее — УПК РФ)...

Роль прокурора в обеспечении законности на стадиях...

Предварительное следствие по 38 % уголовных дел проводилось в срок свыше

Рост процессуальных нарушений органами предварительного расследования на стадиях

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации «Уголовно-процессуальный...

предварительное следствие, РФ, возбуждение уголовного...

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ

уголовное преследование, возбуждение уголовного дела, уголовное судопроизводство

Предварительное следствие завершается принятием следователем процессуального...

Типичные нарушения, допускаемые органами предварительного...

В статье описываются типичные ошибки при расследовании уголовных дел, которые повлекли за собой необходимость возвращения уголовного дела прокурором для дополнительного расследования...

предварительное следствие, РФ, возбуждение уголовного...

– Наделить прокуратуру правом расследования уголовных дел в следователей и их

«Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред

РСФСР, РФ, предварительное следствие, орган дознания, уголовное судопроизводство...

О полномочиях прокурора на заключительном этапе...

Ключевые слова: предварительное следствие, заключительная стадия; рассмотрение уголовного

Предварительное следствие — это одна из двух форм предварительного

Предварительное следствие завершается принятием следователем процессуального...

Проблемы процессуального статуса следователя

Следователи работают в Следственном комитете РФ. Это следственный орган, который был

Все следователи при расследовании уголовных дел, не зависимо от ведомства

Следователь — фигура самостоятельная, так как он является должностным лицом, то это...

Задать вопрос