Возможности выбора творческих методов при обучении дошкольной математике | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 января, печатный экземпляр отправим 2 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №46 (388) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 16.11.2021

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Цацрал, Монгонхуу. Возможности выбора творческих методов при обучении дошкольной математике / Монгонхуу Цацрал. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 46 (388). — С. 318-321. — URL: https://moluch.ru/archive/388/85318/ (дата обращения: 20.01.2022).



Метод обучения — это система познавательных действий обучаемого и практической педагогической деятельности обучающего. Методы обучения предполагают наличие определенных способов приобретения знания учащимися как главного субъекта учебного процесса. Выбор метода обучения является одной из актуальных исследовательских проблем в современной педагогике. Единого мнения среди специалистов не существует, авторы предлагают разные подходы, содержание которых зависит как от выбранной формы обучения, так и от возраста учащихся. В работе предпринята попытка определения оптимальных методов обучения математике в рамках дошкольного обучения — в детских садах. Представлены результаты системного анализа результатов опроса воспитателей детских садов Ховдского аймака. Выяснено, что предпочтение, как самым эффективным, отдается игровым методам, проблемному методу и методу поощрения. Подчеркивается важность стимулирования у детей творческого мышления, использование в воспитании местных ресурсов и повышения участия родителей в учебно-воспитательной деятельности.

Ключевые слова: методы обучения, интенсивные методы, методология, дошкольная математика, учебная деятельность, занятие, взаимосвязь.

The teaching method is a system of cognitive actions of a student and a practical pedagogical activity of a teacher. Teaching methods presuppose the use of certain ways of knowledge acquisition by students as the main subject of the educational process. A choice of a teaching method is one of the urgent research problems in modern pedagogy. There is no consensus among specialists, the authors propose different approaches, the content of which depends both on the chosen form of education and on the age of students. An attempt is made in the work to determine the optimal methods of teaching mathematics in the framework of preschool education — in kindergartens. The results of a systematic analysis of the results of a survey of kindergarten teachers in the Khovd Aimag are presented. It was found that the most effective methods are considered gaming techniques, the problem method, and the method of encouragement. The importance of stimulating children’s creative thinking, the use of local resources in education, and increasing the participation of parents in educational activities are emphasized.

Keywords: teaching methods, intensive methods, methodology, preschool mathematics, educational activities, occupation, interconnection.

Известный педагог Ю. К. Бабанский пишет: «Методы обучения — это приемы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение определенных дидактических и воспитательных задач». С 1990 года Монголия стала на путь демократического развития, в связи с чем была поставлена задача изменения в образовании его содержания, технологии и методологии, доведения его уровня до мировых стандартов. Технология образования обновилась в соответствии с потребностями учащихся и общественными требованиями. К примеру, главной целью обучения теперь является переход учебного процесса в личностно-ориентированное образовательное пространство, развитие у детей творческий инициативы и умения самостоятельно усваивать новые знания. Использование того или иного метода обучения характеризует учителя как специалиста в своей области, демонстрирует его способность организовать учебный процесс. Исследователь М. Н. Скаткин дает следующее определение методу: «Методы обучения — система целесообразных обучающих действий учителя, направленных на осуществление познавательной и практической деятельности учащихся». В соответствии с программой личностно-ориентированного подхода, целесообразным считается акцент на обучение путем формирования единства обучающей работы учителя и учебно-познавательной деятельности учащихся.

Во многих странах мира распространен опыт организации учебного процесса с учётом потребностей и интересов учащихся. Образовательные организации и отдельные педагоги в начале и в конце учебного года изучают потребности и интересы учащихся путем проведения опросов и собеседования самих учеников и их родителей. На основе результатов данного исследования разрабатываются учебные программы, и учащиеся выбирают из них те, которые соответствуют их интересам. Есть высказывание восточных мудрецов: «Не давайте рыбу голодному — она будет едой один день, а учите его рыбу ловить». Только тогда он сможет обеспечивать себя едой всю жизнь.

Для того, чтобы обучение было эффективным, учитель должен готовиться к занятию и организовать его так, чтобы оно смогло привлечь учащихся к различным формам учебным деятельностям. В каких условиях учащийся сознательно относится к учебной деятельности, с интересом участвует в учебном процессе? Это зависит от нескольких условий. Для учеников очень важно, получены ли знание и умение, усвоенные в ходе обучения, из повседневной жизни или окружающей среды, основаны ли они на жизненном опыте, связаны ли с их жизненными потребностями и обеспечивают ли их интересы, соответствуют ли их требованиям.

Учащиеся активно участвуют в учебной деятельности и обучение является успешным там, где нет страха получить плохую оценку и выслушать порицания учителя, где есть психологическое спокойствие и комфортная обстановка.

Учащиеся активно и охотно участвуют в процессе обучения, а их учеба завершается успехом тогда, когда перед ними открывается возможность выбора — что изучать и как учиться. Они становятся активными, а их активность становится осмысленной, когда учащиеся задают себе вопрос: «Кем я стану в будущем?», «Что мне надо знать и чему мне надо научиться?».

В данной работе мы попытаемся определить оптимальный набор методов обучения при организации занятий по дошкольной математике. В научном эксперименте приняло участие 40 воспитателей детских садов № VIII, III, II, X, XIV, VII Ховдского аймака. На основе сделанных наблюдений за учебной деятельностью этих воспитателей были подведены итоги и сделаны выводы.

В самом начале исследования нами был проведен анализ содержания и методологии программ дошкольного образования. Это и не случайно: учитель, прежде всего, должен выбрать приемлемые методы обучения, учебный инструментарий, и на полученной теоретической основе базировать весь свой учебный процесс.

Воспитателям были предложены следующие вопросы. Какие методы Вы используете в обучении? Какие функции выполняют данные методы? Какие из данных методов больше используются в учебных деятельностях при обучении математике? Какие из этих методов являются более эффективными? Полученные результаты были сведены в несколько таблиц.

Таблица 1

Частотность применения методов обучения

Результаты данного исследования показывают, что все воспитатели применяют на занятиях игровые методы, раздаточные материалы, метод наблюдения и реальные наглядные пособия. Другие методы применяются не так часто, причиной чему могут быть возрастные и психологические особенности учащихся, а также содержание планируемых занятий. Безусловно, многое зависит и от подхода воспитателей к выбору оптимальных методов, и от их умения применять какой-либо метод обучения.

Таблица 2

Итоги исследования представлений воспитателей о функциональности методов обучения

Итоги опросов показывают, что большинство воспитателей (95 %), участвующих в иследовании считают, что игровые методы развивают у детей самостоятельность, прививают умение знакомиться с окружающей средой и развивают у них когнитивные навыки (61 %). А метод использования раздаточных материалов еще больше развивает их когнитивные навыки. Из этого видно, что каждый из методов имеет в обучении конкретное назначение.

Таблица 3

Частота применения воспитателями методов обучения

Из таблицы видно, что обучая детей математике, воспитатели чаще всего проводят игры и ответно-вопросную работу, применяют метод поощрения и проблемный метод. Нами были проведены опросы по выяснению того, какой из данных методов преподаватели считают наиболее оптимальным при изучении математики. Итоги опросов показаны в таблице 4. Исходя из результатов исследования и наблюдения за учебным процессом, можно сказать, что немалое количество воспитателей не учитывает важность выбора оптимального метода обучения и его творческого использования. По всей видимости, им не хватает необходимых для этого знаний. Результаты исследования показывают и значительное влияние на выбор методов обучения финансового фактора, и окружающих условий.

Таблица 4

Эффективные методы, применяемые при обучении дошкольной математике

Из таблицы видно, что все воспитатели считают самыми эффективными и полезными в обучении математике игры, проблемный метод и метод поощрения.

Таким образом, результаты проведенного опроса позволяют утверждать, что воспитатели, обучая детей математике, готовы применять на занятиях разные методы, но из-за финансовых затруднений не всегда могут выбирать методы по своему желанию. Они сталкиваются с соответствующими трудностями, применяя игровые методы и методы частичного поиска. Тем не менее, стремление найти выход путем использования местных ресурсов, вызывает уважение и порождает оптимизм. Результаты исследования позволяют отметить важность и высокую эффективность применения методов творческого мышления в сочетании с уже традиционными методами обучения. Велико значение использования местных ресурсов, повышения активности учащихся и участия родителей в учебной деятельности своих детей.

Литература:

  1. Алтансувд Л. Бага насны хүүхдийн математикийн энгийн төсөөллийг хөгжүүлэх арга зүй. — УБ, 2012.
  2. Алтанцэцэг Ж. Хүүхдийн цэцэрлэгт тоолол заах арга зүйн зөвлөмж. — УБ, 1994.
  3. Баасандорж Ц. Сургалтын арга: Эрэл, олз. — УБ, 2014.
  4. Идэвхитэй сургалтын 101 арга. — УБ, 1990.
  5. Ичинхорлоо Ш. Сургалтын арга. — УБ, 2006.
  6. Норжхорлоо Ш. Бага насны хүүхдийн сургалтын хөтөлбөр. — УБ, 2001.
Основные термины (генерируются автоматически): метод обучения, учебный процесс, учебная деятельность, дошкольная математика, метод поощрения, проблемный метод, таблица, учащийся, оптимальный метод обучения, творческое мышление.


Задать вопрос