В этой статье описаны проблемы управления материальными ресурсами с которыми сталкиваются строительные организации во время реализации строительных проектов.
Ключевые слова: проблемы управления, материальные ресурсы, управление проектами, ресурсы строительной организации.
Управление материальными ресурсами является одной из главных проблем для большинства строительных организаций, поскольку затраты на материальные ресурсы составляют основную часть общей стоимости проекта строительства здания или сооружения [1]. Но несмотря на всю важность этого вопроса, зачастую проблемам управления материальными ресурсами уделяется недостаточно внимания, как следствие, снижается производительность, возникают задержки, повышается уровень отходов. Проблемы, связанные с управлением материальными ресурсами, можно разделить на две категории:
- Проблемы, связанные с закупкой и поставкой материалов — эта категория включает проблемы, связанные с несоответствием между планируемыми и фактическим условиями доставки материалов.
- Логистические проблемы, то есть проблемы, связанные с перемещением и транспортировкой материалов.
К первой категории проблем можно отнести ситуацию, когда материалы поступают на площадку, например, в неподходящее время. Так запоздание поставки приводит к задержкам на каком-либо участке производственной цепи, и как следствие, к отставанию по проекту. Раннее прибытие, с другой стороны, требует дополнительных складских помещений, двойной обработки и иногда использования дополнительного оборудования. Двойная обработка может привести к повреждению материала и увеличению отходов и затрат.
Второй проблемой, связанной с закупкой и поставкой, можно назвать несоответствие материалов. В случае если партия несоответствующих материалов будет обнаружена вовремя и их можно будет заменить, ущерб останется минимальным. Однако в случае, если несоответствующий материал не был осмотрен по прибытию, хранился без проверки или дополнительной обработки и был распакован только тогда, когда понадобился, происходит задержка, которая влечет за собой значительные убытки.
В эту же группу проблем входит несвоевременное формирование заказа или слишком маленький объем заказа. В этих случаях последствия аналогичны последствиям позднего прибытия. С другой стороны, если количество материала превышает требуемый лимит, то либо материал должен быть отправлен обратно, либо сохранен для последующего использования. В этом случае эффект аналогичен раннему прибытию.
Еще одной проблемой является отсутствие полной информации о заказе. В этом случае поставщик может неправильно истолковать условия поставки или обработки и, следовательно, поставить материалы в неправильном количестве или в несоответствии с различными спецификациями.
Зачастую при заказе материалов также игнорируются конкретные условия складского хранения. При заказе материалов должны учитываться такие условия как: наличие транспортного оборудования, доступность, погодные условия и т. д. Так как, например, отсутствие крана на месте потребует, чтобы материалы доставлялись на место грузовиком, имеющим собственную разгрузочную способность или же подъездные дороги, которые могут быть пригодны летом, могут нуждаться в различном оборудовании зимой.
Даже при правильном управлении закупкой и поставкой материалов все равно могут возникнуть проблемы, связанные с контролем на месте, например:
1. Потеря материалов — основными причинами являются: неподходящие условия хранения, двойная (или даже многократная) обработка, кража и потеря материалов.
2. Нехватка места для хранения — эта проблема часто возникает в строительных проектах, реализуемых в условиях тесной городской среды. Решением обычно являются формирование стратегии доставки «точно в срок», которая не допускает возникновения задержек и учитывает изменения в рабочем графике [2]. Однако, реализация и разработка этой стратегии достаточно трудоёмкий процесс и требуют высокого объема управленческих ресурсов.
3. Отсутствие полной и актуальной информации о запасах на площадке — это типичная проблема для крупных проектов, где материалы не сосредоточены в одном месте. Зачастую соответствующие материалы доступны на месте, но поскольку информация о поставках и местоположении недоступна, одни и те же материалы заказываются повторно, что приводит к высокому уровню отходов.
4. Неполная или ошибочная информация обо всех материалах, поступающих на площадку — материалы, поступающие на площадку, иногда не регистрируются или регистрируются ошибочно. В результате, когда приходят счета поставщиков, приходится использовать дополнительные ресурсы для проверки того, что именно поступило, что приводит к задержкам в оплате и последующим проблемам с поставщиками.
5. Нецелевые материалы — иногда материалы попадают на площадку, и никто не знает, кто их заказал или каково их назначение. Лицо, получающее материалы, не знает, следует ли принимать или возвращать их.
Логистика строительных проектов, как и любая деятельность, активно потребляющая ресурсы, но не создающая ценность, является проблемным направлением для многих строительных организаций [3]. Наиболее распространенными логистическими проблемами в строительстве являются:
- Нехватка профессиональных водителей в грузоперевозках — явление глобальное. Из ежегодного опроса Международного союза автотранспорта (IRU) следует, что в прошлом году в Европе и Азии не удалось найти водителей на 20 % вакансий, в России — 17 % [5].
- Ограниченность городской транспортной системы. Издержки, связанные с заторами, возникают из-за городской транспортной системы, так как это сложная транспортная сеть, в которой физические лица и организации используют одну и ту же ограниченную инфраструктуру. Так транспортная система заполнена сочетанием различных типов транспортных средств и участников дорожного движения, что повышает риск несчастных случаев. Это приводит к тому, что система городского грузового транспорта не так эффективна, как могла бы быть.
- Отсутствие координации и коммуникации между заинтересованными сторонами проекта, которое должно быть налажено для создания наилучших условий перемещения материалов на объект и с объекта. Так, например, консолидируя товары от нескольких поставщиков в одну партию, можно сократить количество перемещений товаров в пределах городов.
Для устранения вышеперечисленных проблем организациям следует разработать модель контроля и управления материалами, которая поможет решить большинство проблем, которые возникают перед строительными организациями [5]. Модель должна включать в себя закупку материалов, отслеживание статуса заказов, формирование реестра материалов после их получения и мониторинг перемещения по площадке. При разработке модели должны быть учтены следующие критерии:
— гибкость — модель должна быть неотъемлемой частью процесса управления материальными ресурсами. Поскольку различные производственные процессы требуют разного подхода к осуществлению закупок, модель должна быть достаточно гибкой, чтобы удовлетворять потребности на каждом участке производственной цепи;
— организованность баз данных. Отслеживание, мониторинг и контроль материалов требуют больших и сложных баз данных. Эти базы данных должны быть организованы таким образом, чтобы было легко хранить, систематизировать и анализировать данные, а также представлять их таким образом, чтобы это способствовало принятию решений;
— проверка полноты информации. Модель должна иметь возможность осуществлять проверку ввода данных, их согласованность и целостность, для того чтобы свести к минимуму вероятность возникновения ошибки. Проверка может осуществляться двумя способами: во-первых, путем сравнения плановых и фактических показателей с заявленными нормами (заданными «вручную» или продиктованные ГОСТами и стандартами); во-вторых, путем внедрения технологий автоматизированного сбора данных;
— непрерывное обновление модели в режиме реального времени. Это позволит, например, получать достоверную и актуальную информацию об отгрузке, чтобы сравнить с данными в заказе на поставку. За счет этого появится возможность снизить финансовые и временные потери, возникающие при некорректной поставке;
— модель должна иметь возможность сравнивать запланированные и фактические значения, чтобы предупреждать о несоответствиях и своевременно принимать корректирующие меры. Не менее важным является обновление баз данных, в которых будут регистрироваться «проблемные» поставщики, или возникновение условий, позволяющих получить более выгодные предложения по цене (например, скидку за оптовый заказ).
Очевидно, что важно управлять всеми материалами от стадии проектирования до стадии строительства. Нерациональное обращение со строительными материалами влияет на общую производительность строительных проектов с точки зрения времени, бюджета (стоимости), качества и производительности. Потери материалов также должны быть сведены к минимуму, чтобы избежать потери прибыли строительными организациями. Существует необходимость в разработке новых подходов к управлению материалами в строительных проектах с целью повышения эффективности производственного процесса.
Литература:
1. Журавлев П. А., Сборщиков С. Б. К вопросу использования ресурсно-технологического моделирования при формировании инвестиционных программ //Вестник Белгородского государственного технологического университета им. ВГ Шухова. — 2017. — №. 7.
2. Терюхов Я. И. Логистические стратегии в международной системе поставок just-in-time (точно в срок) //Современный ученый. — 2017. — №. 3. — С. 217–224.
3. Дюкова О. М., Локтионова Е. В. Логистика строительства. — 2017.
4. Новый опрос IRU: в 2021 году проблема нехватки водителей усугубится [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.iru.org/ru/ %D0 %A0 %D0 %B5 %D1 %81 %D1 %83 %D1 %80 %D1 %81 %D1 %8B/ %D0 %9D %D0 %BE %D0 %B2 %D0 %BE %D1 %81 %D1 %82 %D0 %B8/novyy-opros-iru-v-2021-godu-problema-nekhvatki-voditeley-usugubitsya.
5. Куликова А. А., Солодовникова Л. С. Оптимизация управления ресурсами предприятия //Прорывные экономические реформы в условиях риска и неопределенности. — 2017. — С. 165–167.