Кинофильм как разновидность аудиовизуального произведения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №45 (387) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 06.11.2021

Статья просмотрена: 590 раз

Библиографическое описание:

Анипенко, Е. Д. Кинофильм как разновидность аудиовизуального произведения / Е. Д. Анипенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 45 (387). — С. 29-32. — URL: https://moluch.ru/archive/387/85182/ (дата обращения: 19.11.2024).



Ключевые слова: аудиовизуальное произведение, произведение, Гражданский кодекс РФ, правовая охрана, фильм, кинофильм, кинематографическое произведение, правовая природа

Законодатель относит аудиовизуальные произведения к числу сложных объектов [1]. Аудиовизуальные произведения охватывают весьма широкий круг кино-, теле- и видеопроизведений (независимо от их жанра, назначения, объема и исполнения), рассчитанных на одновременное слуховое и визуальное восприятия.

Преимущественно все аудиовизуальные произведения представляют собой органическое соединение разных видов искусств в единое художественное целое, не сводимое к сумме составляющих его компонентов. «Особенность аудиовизуального произведения, отличающая его от других форм творческой деятельности, состоит в том, что оно объединяет в себе множество результатов интеллектуальной деятельности разных лиц, при этом имеет форму единого целого объекта» [2, с.52].

В доктрине и правоприменительной практике (отечественной и зарубежной) большое внимание уделяется вопросам правовой охраны. Вместе с тем остаются неопределенные моменты, связанные с правовой природой аудиовизуального произведения.

Аудиовизуальное произведение является сравнительно молодым объектом авторских прав. Считается, что исторически первой его разновидностью является кино.

С кинематографом человечество познакомилось XIX — нале XX столетия. Появление кинематографа связывают с именем братьев Люмьер: 28 декабря 1895 г. состоялся первый платный кинопоказ [3].

Первые кинофильмы были весьма примитивные в сравнении с современным кино, «и представляли скорее «визуальное» произведение» [4]. Поэтому правовая охрана им не предоставлялась. По мнению А. О. Радоминовой, на тот момент при создании кинематографических постановок речь могла идти только о заимствовании сюжета, но не об охраняемой форме произведения [5].

В скором времени, необходимость правового регулирования кинематографических произведений стала очевидна. Однако наличие правового пробела создавало ряд сложностей. В связи с этим с тало высказываться мнение, что фильмы по своей природе схожи с фотографиями [6]. Заметим, что в XIX–XX столетии не все государства признавали фотографии объектами творческого труда. И в зависимости от такого признания предоставляли разную правовую охрану. В целом, европейские государства «негласно» разбились на три лагеря:

— страны первого — это Франция и страны, находившиеся под влиянием французского права — признавали фотографии объектами авторского права и предоставляли им полную правовую охрану, а кинематографические охранялись по аналогии с фотографиями;

— второй лагерь представляли страны, также признававшие фотографии объектом авторских прав, но предоставляющие более узкую правовую охрану — Германия и страны немецкого права, а также Великобритания.

— третий — государства, не распространяющие авторские права на фотографию.

Распространения режима правой охраны фотографий на кинематографические произведения породили новый дискурс.

В этот период (XIX–XX веке) отсутствовали международные акты, регламентировавшие правовую охрану кинематографических произведений. Решить возникшую проблему помогли поправки к Бернской конвенции в 1908 г в рамках Берлинской конференции по пересмотру положений Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений 1886 г. [7]

Положения Бернской конвенции 1886 г. действуют и сегодня. В тексте Конвенции 1886 г. (ст.4, 14, 14 bis) не используется термин «аудиовизуальное произведение», а прямо говориться об охране кинематографических произведений.

Ранее мы уже говорили, что кинематографическое произведение — это разновидность аудиовизуального произведения. Полагаем, что термин «аудиовизуальное произведение» шире, поскольку включает в свое содержание не только произведения кинематографа. Так, Французский кодекс интеллектуальной собственности также упоминает аудиовизуальное произведение: «Les oeuvres cinématographiques et autres oeuvres consistant dans des séquences animées d'images, sonorisées ou non, dénommées ensemble oeuvres audiovisuelles (Кинематографические произведения и другие произведения, состоящие из анимированных последовательностей изображений, со звуком или без звука, вместе именуемые аудиовизуальными произведениями)» [8].

В отечественном законодательстве до 1991 г. термин аудиовизуальное произведение не использовался. Так, в ГК РСФСР 1964 г. в ст. 475 закреплял «кинофильм, телефильм, радиопередачи» [9]. Однако развитие кинематографии выдвинуло необходимость появления более широкого термина, который мог бы охватить динамическую аудиовизуальную сферу [2, с.53].

Впервые термин «аудиовизуальное произведение» употребляется в ст.134 Основах гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г. [9], и к нему относились кинематографические, теле- и видеопроизведения. Наиболее развернутое определение появилось в Законе РФ «Об авторском праве» от 9 июля 1993 г. [12]

Действующий Гражданский кодекс имплементировал термин аудиовизуальное произведение из закона «Об авторском праве». Аудиовизуальное произведение — произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств. Аудиовизуальные произведения включают кинематографические произведения, а также все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле- и видеофильмы и другие подобные произведения), независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации [13, п.1 ст.1263 ГК РФ].

Определение кинофильма дано в Федеральном законе «О государственной поддержке кинематографии» [14]. Фильм — это аудиовизуальное произведение, состоящее из изображений, зафиксированных на кинопленке или на иных видах носителях и соединенных в тематическое последовательно связанных между собой кадров и предназначенное для восприятия с помощью соответствующих технических устройств.

Вместе с этим фильм — это сложный объект, сосредоточивший в себе несколько охраняемых результатов творческого труда [15]. Как правило в фильме используются самостоятельные объекты исключительных прав, как сценарий, литературное произведение, положенное в основу фильма, музыкальное произведение (музыкальная композиция) с тестом или без него, художественное произведение, созданное специально для фильма либо вошедшие в него, исполнение роли (например, актерская игра, закадровое озвучивание персонажей) и иное.

Согласно ст.1240 ГК РФ, кинематографическое произведение представляет собой сложный объект, включающим несколько самостоятельных результатов интеллектуальной деятельности.

Кинематографическое произведение получает охрану нормами об авторском праве только в своей совокупности [16, с.43]. Нередко возникают дискуссионные вопросы, по поводу «стоп-кадров», а также, споры относительно того, что фильм рассматривается, как составное произведение.

«Стоп-кадр» — это специальный кинематографический прием изложения событий, при котором возникает эффект остановки движущегося события [17]. Так, при рассмотрении дела, связанного с мультфильмом «Маша и Медведь», суд указал, что стоп-кадр является неотъемлемой частью мультфильма, однако отдельно от фильма не может быть признан объектом авторского права, т. к. не обладает признаками оригинальности [18].

На результаты интеллектуальной деятельности распространяются интеллектуальные права:

— Исключительное право (ст. 1229 ГК РФ) — право использования и распоряжения результатом интеллектуальной деятельности любым непротиворечащим закону способом;

— Личные неимущественные права (ст.1228 ГК РФ) — право признаваться автором, право на имя и иные права.

Поскольку в фильмы объединены сразу несколько самостоятельных результатов творческого труда, на каждый из них распространяются интеллектуальные права.

Субъектный состав правообладателей включает несколько групп правообладателей:

— авторы кинофильма в целом: режиссер-постановщик, сценарист, композитор музыкального произведения (с текстом или без), специально созданным для фильма;

— обладатели прав смежных с авторскими на объекты, созданных в процессе создания фильма: исполнители ролей, чтецы, актеры-озвучки (закадровая озвучка текста), художник-постановщик, художник по костюмам, звукорежиссер;

— авторы и правообладатели первоначальных объектов, положенных в основу фильма: автор литературного произведения, по мотивам которого снят фильм, композитор музыкального произведения, созданного не для фильма, художник и т. п.

— кинопродюсер (изготовитель) — это лицо, которое организовало создание (съемку фильма), финансировало его и осуществляет дальнейшее продвижение. Кинопродюсер является правообладателем фильма, к нему переходят исключительные права по договорам, заключенными с другими участниками процесса. Однако, продюсер может быть и автором фильма, если примет участие в нем еще и в качестве режиссера, сценариста или композитора.

Итак, фильм получает правовую охрану, как аудиовизуальное произведение, если обладает следующими характеристиками:

1) состоит из зафиксированной серии связанных между собой изображений;

2) имеет тематическую последовательность связанных между собой кадров

3) может быть, как с сопровождением звуком, так и без него (немое кино)

4) воспринимается с помощью соответствующих технических устройств зрительно, а при наличии звукового сопровождения — и на слух;

5) создан творческим трудом авторов [19]

Несмотря на законодательное регулирование, вопросы, затронутые на заре становления аудиовизуального произведения и кинематографа остаются актуальными и сегодня. В доктрине, как отечественной, так и зарубежной, до сих пор ведется дискуссия о правовой природе аудиовизуального произведения: по мнению одних специалистов аудиовизуальное произведение является самостоятельны оригинальным произведение, вторые — относят аудиовизуальное произведение к числу производных, использующим элементы отдельных произведений. Есть и третья группа авторов, полагающая, что аудиовизуальное произведение является составным, поскольку объекты, входящие в него, проявляются в подборе и определенном расположении материалов.

И в зависимости о точки зрения на аудиовизуальное произведение, будет изменяться и точка зрения на кинопроизведения.

Литература:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвёртая) от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ (ред. от 11 июня 2021 г.) — ст.1240 // СПС «КонсультантПлюс» URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64629/e074d06dd4e5b8c9a4c969a84d6521e8bb172928/
  2. Мельник Е. А., Селютина О. Г. Аудиовизуальные произведения как объект гражданских правоотношений. Вестник Московского университета МВД России. 2019;(6):52–55 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/audiovizualnye-proizvedeniya-kak-obekt-grazhdanskih-pravootnosheniy/viewer (дата обращения: 02.11.2021).
  3. Садуль Ж. Всеобщая история кино. Том 1 (Изобретение кино 1832–1897, Пионеры кино 1897–1909). М.: Искусство, 1958
  4. Ульянова Е. В. Исторический аспект правовой охраны аудиовизуальных произведений // «Журнал Суда по интеллектуальным правам», № 17, сентябрь 2017 г., с. 14–18 URL: http://ipcmagazine.ru/asp/the-historical-aspect-of-the-legal-protection-of-audiovisual-works (дата обращения: 02.11.2021).
  5. Радоминова А. О. Гражданско-правовое регулирование создания и использования аудиовизуальных произведений: история и современность. Дисс. на соискание ученой степени к. ю.н. М., 2012
  6. Бернская Конвенция по охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г. (ред. от 28.09.1979 г.) // СПС «КонсультантПлюс» URL: https://wipolex.wipo.int/ru/text/283702 (дата обращения: 02.11.2021).
  7. Code de la propriété intellectuelle (version consolidée au 1er janvier 2021) Chapitre II: Oeuvres protégées — Article L112–2 URL: https://wipolex.wipo.int/ru/text/582998 (дата обращения: 02.11.2021).
  8. Гражданский кодекс РСФСР, утв. ВС РСФСР 11 июня 1964 г. (утратил силу) // СПС «КонсультантПлюс» URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1838/6072955dd309baf7690888c8f4d076be516330fd/ (дата обращения: 02.11.2021).
  9. Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик, утв. ВС СССР 31 мая 1991 г. № 2211–1 (в ред.от 26.11.2001) (утратил силу) — ст.134 // СПС «КонсультантПлюс» URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_972/(дата обращения: 02.11.2021).
  10. Закон РФ от 9 июля 1993 № 5351–1 (ред. от 20.07.2004) «Об авторском праве и смежных правах» (утратил силу) — ст. 4// СПС «КонсультантПлюс» URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2238/1f3d77430f29f576c313fa5d5da2edd001989555/ (дата обращения: 02.11.2021).
  11. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвёртая) от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ (ред. от 11 июня 2021 г.) — ст.1263 // СПС «КонсультантПлюс» URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64629/bcdb3bad76a5cc627f036c9e23135e25579d3635/ (дата обращения: 02.11.2021).
  12. Федеральный закон «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» от 22.08.1996 N 126-ФЗ (ред. от 28 ноября 2018) — ст. 3// СПС «КонсультантПлюс» URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_11454/9371abf6b81551d7cf96db61478966ba2fd88505/ (дата обращения: 22.10.2021).
  13. Дорофеева А. М. Интеллектуальная собственность в шоу-бизнесе, моде и спорте: учебное пособие / под.общ. ред. Л. А. Новоселовой. — Москва: Проспект, 2021–144 с.
  14. https://cinema.academic.ru/4352/ %D0 %A1 %D1 %82 %D0 %BE %D0 %BF- %D0 %BA %D0 %B0 %D0 %B4 %D1 %80
  15. Постановление Суда по интеллектуальным правам от 7 апреля 2016 г. № С01–172/2016 по делу № А51–945/2015 URL: http://ivo.garant.ru/#/document/71375710/paragraph/81:0 (дата обращения: 02.11.2021).
  16. Постановление Суда по интеллектуальным правам от 30 января 2017 г. № С01–1029/2016 по делу N А40–14248/2016 URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71504402/?prime (дата обращения: 02.11.2021).
Основные термины (генерируются автоматически): аудиовизуальное произведение, правовая охрана, произведение, ГК РФ, интеллектуальная деятельность, кинематографическое произведение, фильм, Бернская конвенция, музыкальное произведение, правовая природа.


Похожие статьи

Название как часть произведения, охраняемая авторским правом

В научной статье рассмотрено понятие части произведения как объекта авторских прав. Особое внимание в статье уделяется рассмотрению категории «название произведения».

Некоторые различия произведений науки и литературы в контексте авторско-правовой охраны

Статья посвящена произведениям литературы и науки как объектам авторского права. Рассмотрены некоторые вопросы регулирования произведений науки.

Земельный участок в системе объектов гражданских прав

Формат аудиовизуального произведения как результат интеллектуальной деятельности

В представленной статье автор рассматривает доступные на данный момент способы охраны формата аудиовизуального произведения, а также необходимость законодательного закрепления потенциально охраноспособного объекта авторского права.

Обусловленность правовой охраны товарного знака его использованием

В статье рассматривается правовая природа товарного знака. Определены критерии, характеризующие смысловое содержание термина «товарный знак». Представлены условия прекращения правовой охраны товарного знака. Проанализированы особенности правового рег...

К вопросу о правовом статусе субъектов авторского права

Статья посвящена вопросу правового статуса субъектов авторского права. Автор анализирует основные особенности структуры и содержания правового статуса субъектов первоначального и производного авторского права

К вопросу о правовой охране производных произведений в сфере интеллектуальной собственности

В статье рассматриваются отдельные вопросы правовой охраны производных произведений как объектов авторского права, определяются основные характеристики производного произведения и условия предоставления правовой охраны. Проводится анализ гражданского...

Работодатель как субъект трудового права

В данной статье охарактеризован работодатель как субъект трудового права.

Проблемы определения понятия «объект преступления» в современном уголовном праве

Подсудность дел, связанных с защитой интеллектуальных прав

Похожие статьи

Название как часть произведения, охраняемая авторским правом

В научной статье рассмотрено понятие части произведения как объекта авторских прав. Особое внимание в статье уделяется рассмотрению категории «название произведения».

Некоторые различия произведений науки и литературы в контексте авторско-правовой охраны

Статья посвящена произведениям литературы и науки как объектам авторского права. Рассмотрены некоторые вопросы регулирования произведений науки.

Земельный участок в системе объектов гражданских прав

Формат аудиовизуального произведения как результат интеллектуальной деятельности

В представленной статье автор рассматривает доступные на данный момент способы охраны формата аудиовизуального произведения, а также необходимость законодательного закрепления потенциально охраноспособного объекта авторского права.

Обусловленность правовой охраны товарного знака его использованием

В статье рассматривается правовая природа товарного знака. Определены критерии, характеризующие смысловое содержание термина «товарный знак». Представлены условия прекращения правовой охраны товарного знака. Проанализированы особенности правового рег...

К вопросу о правовом статусе субъектов авторского права

Статья посвящена вопросу правового статуса субъектов авторского права. Автор анализирует основные особенности структуры и содержания правового статуса субъектов первоначального и производного авторского права

К вопросу о правовой охране производных произведений в сфере интеллектуальной собственности

В статье рассматриваются отдельные вопросы правовой охраны производных произведений как объектов авторского права, определяются основные характеристики производного произведения и условия предоставления правовой охраны. Проводится анализ гражданского...

Работодатель как субъект трудового права

В данной статье охарактеризован работодатель как субъект трудового права.

Проблемы определения понятия «объект преступления» в современном уголовном праве

Подсудность дел, связанных с защитой интеллектуальных прав

Задать вопрос