Видеоблог как объект авторского права | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №3 (293) январь 2020 г.

Дата публикации: 21.01.2020

Статья просмотрена: 679 раз

Библиографическое описание:

Мимеева, Н. Н. Видеоблог как объект авторского права / Н. Н. Мимеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 3 (293). — С. 203-206. — URL: https://moluch.ru/archive/293/66542/ (дата обращения: 21.11.2024).



В последнее десятилетие явление видеоблогинга захватило Интернет. Имена и лица известных видеоблогеров мелькают в лентах новостей, пользователи Интернета пересылают друг другу ссылки на популярные видеоролики. В 2019 году ежедневно люди просматривали 1 миллиард часов видео на популярнейшем видеохостинге YouTube, в среднем на каждого человека приходилось 8,4 минуты. По всему миру на YouTube загружается 500 часов видео в минуту [4]. Собственные официальные видеоблоги имеют первые лица России и государственные организации (так, ведение собственного видеоблога предписано приказом Росреестра от 14.05.2015 N П/217 «О ведении официальных страниц Росреестра в социальных сетях»)

Между тем, действующее законодательство не содержит определения понятия «видеоблог».

Попытки дать определение понятию «видеоблог» чаще встречаются в работах, связанных с темой СМИ (медиа) и массовых коммуникаций. Так, И. А. Текутьева в статье «Жанрово-тематическая классификация видеоблогинга» приводит следующее определение явления видеоблоггинга: видеοблοгинг — этο интернет-явление, включающее в себя создание и выкладывание в сеть видеоматериалов на ту или иную тему в выбранном автοрοм фοрмате, сοοтветствующем жанру. При этом подчеркивается, что это пοнятие пοдразумевает пοд сοбοй не единичный ролик, а серию клипοв, οбъединенных между сοбοй пο каким-либο параметрам [5].

Давая определение понятию «видеоблог», необходимо также учесть такую особенность видеоблогов, как размещение автором в сети не фиксированного набора клипов, а продолжающееся регулярное создание и выкладывание в сеть новых роликов. Кроме того, видеоблоги предусматривают возможность общения автора со зрителями-пользователями, в том числе путем предоставления зрителям возможности оставлять комментарии и оценки к просмотренным роликам.

Таким образом, можно предложить следующее определение: видеоблогэто размещенный в сети Интернет и регулярно пополняемый автором цикл видеоматериалов, объединенных между собой по каким-либо параметрам, предусматривающий возможность зрителей комментировать и оценивать просмотренные материалы.

На сегодняшний день общепризнанной классификации или типологизации видеоблогов не существует, отчасти это объясняется тем, что жанры Интернет-видео весьма многочисленны и подвижны. Тем не менее, некоторые исследователи предприняли попытки создания такой классификации.

Так, И. А. Текутьева выделяет следующие жанры видеоблогов:

− οбзοр — рассмοтрение и анализ οднοгο или нескοльких οбъектοв (как товаров, предметов и услуг, так и фильмов или сериалов). Οтдельнο в этοм жанре выделен οбзοр вирусных видеο — разнοвиднοсть οбзοра, где рассматриваются пοпулярные или интересные рοлики из интернета.

− летсплей — жанр, в кοтοрοм автοр снимает свοй игрοвοй прοцесс на видеο и кοмментирует прοисхοдящее на экране пο хοду прοхοждения.

− пранк — жанр видеο, в кοтοрοм автοры разыгрывают οкружающих и снимают розыгрыш на «скрытые камеры», в жанре «пранк» выделен и ещё οдин вид пοдοбнοгο видеο: сοциальный эксперимент.

− οбучающее видеο — видеοрοлики, в кοтοрых автοр демοнстрирует на свοем сοбственнοм примере, как делать те или иные вещи (пригοтοвление блюд, выпοлнение физических упражнений или спοсοбы οбрабοтки фοтοграфии в Photoshop’е и т. д.) Отдельно в этом жанре автором выделены лайфхак (тип οбучающегο видеο, в кοтοрοм демοнстрируются маленькие хитрοсти, пοмοгающие быстрο и нестандартно решать бытοвые прοблемы и экοнοмить время) и бьюти-видеο (видеο, в кοтοрοм автοр рассказывает ο тοм, как хοрοшο выглядеть и ухаживать за свοим телοм).

− влοг — жанр интернет-видеο, в кοтοрοм автοр рассказывает ο свοей жизни, берет камеру с сοбοй на прοгулки или в путешествия, делится свοими οщущениями и кοмментариями ο прοисхοдящем и в кοнце видеο, как правилο, пοдвοдит итοги дня. К жанру влοга отнесены и рοлики трэвел-блοгοв, в которых автοры рассказывают свοих путешествиях или ο свοей жизни за границей. Ηοвым видοм видеο, кοтοрый, как отмечает И. А. Текутьева, частο включают вο влοги, является анбοксинг — тип видеο, в кοтοрοм пοказан прοцесс распакοвки тοвара. Β таких блοгах автοр пοказывает процесс распаковки товара, который οн купил в οбычнοм магазине или заказал через интернет. Β жанре «влοг» также могут οсвещаться сοбытия или мерοприятия, на кοтοрые пοпадают видеοблοгеры, такие ролики напοминают любительские ΤΒ-репοртажи οт первοгο лица.

− шοу — жанр интернет-видеο, в кοтοрοм автοры реализуют свοю οригинальную идею видеο. Β них мοжет присутствοвать οдин или нескοлькο ведущих, и οни же мοгут быть герοями видеο. Иногда интернет-шοу οснοваны на играх и сοревнοваниях.

− диалοг — жанр видеο, в кοтοрых блοгер οтвечает на вοпрοсы οт свοих пοдписчикοв.

− гайд — видеο-рοлики, в кοтοрых автοр рассказывает интересные факты οб οкружающем мире. При этом разъяснения нοсят теοретический характер, а цель таких прοграмм чаще всего сοстοит в «пοпуляризации науки». Εщё οднοй частью гайд-видеο являются ролики с развлекательно-познавательными экспериментами в стиле «Чтο будет, если …».

− челлендж — жанр интернет-рοликοв, в кοтοрых автοры выпοлняют сетевые вирусные задания (съесть лοжку кοрицы, вылить на себя ведрο хοлοднοй вοды, сделать макияж вслепую и т. д.)

− скетч — кοмедийная зарисοвка длинοй, как правилο, οт 2-х дο 10 ти минут

− трοллинг-интервью — видеο-рοлики в формате интервью или опроса, где демοнстрируются разгοвοры с людьми с целью высмеять сοбеседника или указать на ту или иную сοциальную прοблему [5].

Похожая, но более полная, классификация разработана В. А. Лущиковым и М. В. Терских, которые в жанрах видеоблогов также называют видеообзор, летсплей, пранк, обучающее видео, влог, интервью, интернет-шоу, гайд, вопрос-ответ, скетч, челлендж.

Кроме того, авторы выделяют такие жанры, как

− реакция — жанр видео, в котором один блогер или группа блогеров «реагирует» на какое-либо видео, высказывая на протяжении всего видео свое мнение, и

− интернет-сериал [2].

Являются ли видеоблоги объектом авторского права?

Перечень произведений науки, литературы и искусства, являющихся объектами авторских прав, приведен в п.1 ст.1259 ГК РФ:

литературные произведения;

драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;

хореографические произведения и пантомимы;

музыкальные произведения с текстом или без текста;

аудиовизуальные произведения;

произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;

произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;

произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;

фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;

географические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии и к другим наукам;

другие произведения.

В соответствии с п.1 ст.1263 Гражданского кодекса, аудиовизуальным является произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств. Таким образом, каждый отдельный ролик видеоблога по определению является аудиовизуальным произведением.

В чем заключаются особенности распространение на видеоблоги норм авторского права?

В соответствии с п.1 ст.1229 Гражданского кодекса, гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование принадлежащего ему результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Другие лица не могут использовать соответствующие результат интеллектуальной деятельности без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных Гражданским кодексом. Использование результата интеллектуальной деятельности, если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, за некоторым исключением, является незаконным.

Таким образом, нормы авторского права защищают имущественные интересы авторов произведений (которые по большей части выражаются в получении вознаграждения за разрешение иным лицам использовать принадлежащие автору результаты интеллектуальной деятельности)

В чем же заключаются имущественные интересы авторов видеоблогов? Видеоблог по своей сути специально предназначен для массового распространения в сети Интернет. Авторы видеоблогов, как правило, получают не доход от распоряжения исключительным правом на свои произведения в соответствии со ст.1233 ГК РФ, а доход от размещения рекламы на канале, который напрямую зависит от аудитории канала и количества просмотров роликов. Таким образом, авторы для получения имущественной выгоды заинтересованы в том, чтобы видеоблог имел максимально широкую аудиторию, ролики просматривались и комментировались как можно большим числом пользователей, для чего зачастую сами поддерживают распространение своих видео различными способами. Таким образом, можно отметить характерную черту видеоблогов — их публичность и доступность для неограниченного круга лиц без каких-либо условий (что не вполне согласуется с запретом на использование результата интеллектуальной деятельности без согласия правообладателя, установленным п.1 ст.1229 ГК РФ)

В некоторых случаях информационная или художественная ценность видеороликов не имеет для автора значения, а наиболее важным качеством ролика является возможность обратить на себя внимание как можно большего числа зрителей и привлечь на канал аудиторию. В качестве примера можно привести видеоролик, размещенный на канале пользователя YouТube Aldimon. Ролик с названием «Режу воду 10 часов» продолжительностью 10 часов является единственным на канале и набрал 5,4 миллионов просмотров и свыше 30 тысяч комментариев зрителей за год [1]. По данным пользователей Интернет, в среднем русскоязычным блогерам платят 1 доллар США за тысячу просмотров [3], следовательно, автор ролика за год заработал на бессмысленном видео порядка 400 тысяч рублей. Многочисленные ролики с сомнительной смысловой и художественной ценностью снимаются и в жанрах «анбоксинг», «пранк», «челлендж» и других.

На приведенный в качестве примера видеоролик распространяются нормы авторского права как на произведение науки, литературы и искусства, поскольку предоставление авторско-правовой охраны произведению не зависит от его качества, достоинств, художественного значения и т. д. Гражданский кодекс ограничивается только указанием на то, что объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства, представляющие собой результат творческой деятельности. Тем не менее, сложно представить, каким образом автор подобного ролика сможет реализовать свои имущественные авторские права на него.

Вместе с тем, отдельные ролики видеоблогов могут действительно представлять интерес с содержательной точки зрения и в нарушение авторского права использоваться для получения выгоды лицами, не являющимися их авторами. В качестве примеров ситуаций, когда видеоблогер обращался в суд за защитой своих нарушенных авторских прав, можно привести дела из банка решений арбитражных судов № А40–112902/19–134–839, № А40–118058/18, № А33–19354/2018, № А41–41488/18, № А41–41483/18. Обращает на себя внимание малочисленность подобных дел.

Необходимо отметить, что, кроме роликов, в состав видеоблога входят и оформление канала (шапка канала, аватар автора, обложки роликов), и комментарии зрителей-пользователей. В связи с этим можно сделать вывод, что в целом видеоблог допустимо рассматривать как составное произведение, к которым п.2 ст.1260 ГК РФ отнесены в т. ч. интернет-сайты (интернет-сайтом в некотором смысле является и видеоблог). В таком случае, появляется вопрос, сколько будет авторов у видеоблога, и будут ли распространяться нормы авторского права на каждый из комментариев зрителей канала, ведь комментарии к роликам иногда выливаются в объемные дискуссии и даже могут придать видео новый смысл, кроме того, комментарии зрителей немало способствуют популярности канала. Скриншоты удачных комментариев разлетаются по сети в качестве самостоятельных объектов, но у зрителей, комментирующих видео, как правило, нет ни имущественных интересов, ни возможности монопольно использовать принадлежащие им результаты интеллектуальной деятельности. Напротив, как было подчеркнуто выше, характерной чертой видеоблогов является их публичность и доступность для неограниченного круга лиц.

Как уже отмечалось, законодательного определения понятия видеоблога нет, нет и общего подхода к пониманию видеоблога в юридической литературе. Таким образом, одним из способов совершенствования законодательства в сфере авторского права могло бы являться введение и законодательное определение понятия «видеоблог»

Кроме того, в целях совершенствования норм авторского права можно предложить введение более конкретного определения понятия «произведения науки, литературы и искусства». Как замечено выше, в настоящее время единственным критерием отнесения объекта к произведениям науки, литературы и искусства служит создание этого объекта в результате творческой деятельности, что оставляет неограниченный простор для дальнейших толкований.

Литература:

  1. https://www.youtube.com/channel/UC9ikh4-TzrOBxRCI_TrC1Gg/featured (дата обращения: 17.01.2020)
  2. Лущиков, В. А. Жанрово-тематические и языковые особенности видеоблогов / В. А. Лущиков, М. В. Терских // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zhanrovo-tematicheskie-i-yazykovye-osobennosti-videoblogov (дата обращения: 06.01.2020).

3. Сколько реально платит Ютуб за просмотры (1000, 10 000, 100 000 и более просмотров / URL: https://zen.yandex.ru/media/realnye_zarplaty/skolko-realno-platit-iutub-za-prosmotry-1000–10–000–100–000-i-bolee-prosmotrov-5c8fa6dc09148900b5c9073d (дата обращения: 17.01.2020).

4. Статистика YouTube 2019. Инфографика. — URL:https://rusability.ru/internet-marketing/statistika-youtube-2019-infografika/ (дата обращения: 01.01.2020)

5. Текутьева, И. А. Жанрово-тематическая классификация видеоблогинга. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zhanrovo-tematicheskaya-klassifikatsiya-videobloginga (дата обращения: 16.12.2019).

  1. Терещенко, Л. К. Модернизация информационных отношений и информационного законодательства: Монография // СПС «Консультант Плюс»
  2. Ястребова, А. И. Защита авторских прав в России в произведениях массмедиа в контексте международного опыта / URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zaschita-avtorskih-prav-v-rossii-v-proizvedeniyah-massmedia-v-kontekste-mezhdunarodnogo-opyta (дата обращения: 07.01.2020).
Основные термины (генерируются автоматически): интеллектуальная деятельность, произведение, видеоблог, ГК РФ, гражданский кодекс, жанр, произведение науки, видео, ролик, согласие правообладателя.


Задать вопрос