Формат аудиовизуального произведения как результат интеллектуальной деятельности | Статья в журнале «Новый юридический вестник»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Авторское право и смежные права

Опубликовано в Новый юридический вестник №2 (16) февраль 2020 г.

Дата публикации: 02.02.2020

Статья просмотрена: 736 раз

Библиографическое описание:

Маратканова, А. А. Формат аудиовизуального произведения как результат интеллектуальной деятельности / А. А. Маратканова. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2020. — № 2 (16). — С. 31-34. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/156/4874/ (дата обращения: 17.12.2024).



В представленной статье автор рассматривает доступные на данный момент способы охраны формата аудиовизуального произведения, а также необходимость законодательного закрепления потенциально охраноспособного объекта авторского права.

Ключевые слова: формат, аудиовизуальное произведение, авторское право.

Темпы развития современного общества за последние годы заметно ускорились, что послужило причиной стремительного роста инновационной активности, возрастания количества разработок в различных сферах жизнедеятельности, в том числе и в информационной среде, в связи с чем некоторые отношения еще не урегулированы нормами законодательства.

Так, несмотря на предоставление всеобъемлющей правовой охраны аудиовизуальному произведению и произведениям, входящим в его состав, законодательством Российской Федерации не предусмотрена правовая охрана так называемому «формату аудиовизуального произведения».

Вопрос правового регулирования формата аудиовизуального произведения возник в поле зрения иностранных ученых уже более 40 лет назад, однако в Российской Федерации начал рассматриваться лишь недавно.

Прежде чем рассматривать проблематику вопроса, необходимо внести ясность с точки зрения терминологии. Так, А. Ананьева определяет «формат аудиовизуального произведения» как «уникальную совокупность устойчивых элементов телешоу, на основе которой возможно создание самостоятельной серии аудиовизуальных произведений в любой точке мира с учетом национальных (локальных) особенностей конкретного региона» [4].

По мнению И. Н. Кемарской, формат аудиовизуального произведения — это система договоренностей со зрителем каждой конкретной программы, то, что делает её уникальной, не похожей на другие и похожей в каждом выпуске на саму себя [5].

В данном случае необходимо обратить внимание на то, что институт охраны авторских прав существует для недопущения копирования формы произведения, а не его содержания.

Следует разделять такие понятия как форма аудиовизуального произведения, ее содержание и формат. На основе анализа приведенных выше дефиниций можно сделать вывод, что форма и содержание аудиовизуального произведения являются составляющими его форма, то есть замысел автора, идея не охраняемая авторским правом в соответствии со ст. 1259 Гражданского кодекса Российской Федерации [3], содержание имеет внешнее выражение — форму, которые при условии их целостности определяют формат аудиовизуального произведения, то есть если идея имеет конкретную форму, то она является уже не просто идеей или содержанием произведения, а становится частью его формы.

При этом, как было сказано ранее, множество элементов, составляющих аудиовизуальное произведение, таких как сценарий, персонажи, музыка, дизайн костюмов, грима и декораций, являются объектами авторского права. Однако, получая доступ к формату аудиовизуального произведения и корректируя его для своей страны и соответствующей целевой аудитории, изготовитель контента приобретает существенное преимущество, так как избегает необходимости начинать с нуля поиск идеи, исследовать рынок и возможно ошибаться. Вместо колоссальных денежных затрат изготовитель контента может с полной уверенностью, используя чужую задумку, внедрять удачную разработку с полной уверенностью получения прибыли.

При рассмотрении вопроса о возможности предоставления формату аудиовизуального произведения правовой охраны необходимо комплексно рассмотреть все элементы формата, так как выделение формы и содержания среди все составляющих формата не является основанием для предоставления ему правовой охраны. Данные элементы делятся на более мелкие ввиду масштабности рассматриваемого объекта.

Так, основная идея, например, телепрограммы, реализуется через более мелкие идеи, выраженные в объективной форме — оформление студии, костюмы участников, музыкальное сопровождение сценарий программы и речь ведущих — и охраняемые авторским правом. Однако, по нашему мнению, «частичной» охраны формата аудиовизуального произведения недостаточно, так как именно совокупность конкретных мелких идей образуют конкретный формат, используемый сразу нескольким производителями и принимаемый зрителями.

На основании вышеизложенного, на наш взгляд, формат аудиовизуального произведения может быть охраняем в качестве составного произведения, являющиеся результатом творческого труда по подбору и расположению материалов [3]. То есть, при создании аудиовизуального произведения, продюсер при участии иных лиц, задействованных создании аудиовизуального произведения, занимается компоновкой уже существующих или созданных специально для конкретного аудиовизуального произведения, результатов интеллектуальной деятельности, получая в итоге новый и оригинальный результат творческого труда.

Перечень составных произведений, предусмотренный ст. 1260 Гражданского кодекса Российской Федерации, открытый, в связи с чем возможно говорить о дополнении его иными элементами. Однако, правовая охрана авторских прав на составное произведение не препятствует созданию иных составных произведений путем иного подбора или расположения тех же материалов. Так, простое перегруппирование используемого при создании, например, телепрограммы, материала влечет создание нового произведения и признание соответствующего произведения оригинальным. Соответственно можно сделать вывод о том, что правовая охрана формата аудиовизуального произведения в качестве составного произведения крайне неэффективна.

Рассмотрим иные возможности предоставления правовой охраны формату аудиовизуального произведения. Следует учитывать, что непосредственно процесс придания объективной формы идее автора аудиовизуального произведения, например, процесс съемок, переговоров с участниками и спонсорами телепрограммы, может включать в себя этапы, которые неизвестны широкому кругу лиц, то есть методы реализации авторских идей не могут быть выявлены при обычном просмотре аудиовизуального произведения, в связи с чем несут в себе определенную коммерческую ценность. В данном случае мы можем говорить о введении в отношении данных методов режима коммерческой тайны (ноу-хау), однако при избрании данного способа охраны потребуется заключение соглашения о конфиденциальности с каждым лицом, принимающим участие в создании аудиовизуального произведения на конкретном охраняемом этапе.

Еще один вариант «частичной» охраны формата аудиовизуального произведения — фиксация прав на логотип, слоган и название, однако в контексте правовой охраны формата данный способ недостаточно эффективен, так как придумать новое название телепередаче или сериалу гораздо легче, нежели полностью придумать идею шоу.

Учитывая тот факт, что заимствование иностранных идей происходит гораздо чаще, нежели использование отечественных идей, наличие норм национального законодательства, ограничивающих использование чужих форматов аудиовизуальных произведений, будет недостаточно для урегулирования спорных вопросов.

В конвенции, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности, содержится положение, причисляющее телевизионную передачу к объектам интеллектуальной собственности [1], а вопрос причисления формата телепередачи не урегулирован ни данной, ни Бернской конвенцией, оставляя данный вопрос на усмотрение государств [2].

На практике существование двух аналогичных аудиовизуальных произведений возможно в двух основных случаях: во-первых, при полном копировании формата аудиовизуального произведения без каких-либо согласований с автором идеи, а во-вторых, при переработке аудиовизуального произведения и создании производного произведения.

В соответствии с положениями российского законодательства, автор производного произведения осуществляет свои права при условии соблюдения прав автора оригинального произведения [3]. Соответственно, на практике, при использовании формата аудиовизуального произведения изготовители нередко прибегают к практике заключения лицензионных договоров между правообладателями оригинальных аудиовизуальных произведений и изготовителями аудиовизуальных произведений аналогичного формата на переработку оригинального продукта. Таким образом происходит отождествление формата аудиовизуального произведения с самим аудиовизуальным произведением.

Значительным минусом таких договорных отношений являются рамки, устанавливаемые правообладателем оригинала, а также возможное необходимое согласование с ним итога, что значительно замедляет процесс производства продукта, а также существенно ограничивает замысел нового производителя контента. Соответствующие обстоятельства приводят к нежеланию изготовителей аудиовизуальных произведений использовать данный способ, так как простое заимствование основной идеи с внесением необходимых корректировок не влечет за собой никаких правовых последствий ввиду отсутствия правовой охраны формата аудиовизуального произведения.

Представляется, что пробел, существующий в законодательстве, касающийся отсутствия правового регулирования вопроса использования формата аудиовизуального произведения порождает возможность использования чужих идей без разрешения их авторов. Лица, желающие пойти более правильным, честным путем, создания аналогичного аудиовизуального произведения прибегают к аналогии права и заключают лицензионные договоры на создание производных произведений, что говорит о желании правоприменителей использовать чужой труд с согласия его автора, а также о том, что фактически уже существует способ, которым можно восполнить пробел в праве.

На сегодняшний день авторам форматов аудиовизуальных произведений доступны все известные способы охраны своих идей, а в связи отсутствием ответственности за копирование форма, авторам необходимо сочетать все известные способы охраны.

Литература:

  1. «Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности» (Подписана в Стокгольме 14.07.1967, изменена 02.10.1979)
  2. Бернская Конвенция по охране литературных и художественных произведений от 09.09.1886 (ред. от 28.09.1979);
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ (ред. от 18.07.2019) // Собрание законодательства РФ. 2006. № 52;
  4. Формат аудиовизуального произведения / Ананьева А. / ИС. Авторское право и смежные права. 2017. № 4;
  5. Формат и телесценарий / Кемарская И. Н. / Журналист. 2009. № 6. С. 40.
Основные термины (генерируются автоматически): аудиовизуальное произведение, правовая охрана, формат, идея, правовая охрана формата, произведение, Российская Федерация, создание, составное произведение, Гражданский кодекс.

Похожие статьи

Использование товарных знаков в контексте реализации технологии AR

В статье автор исследует вопрос о соотношении реализации технологии AR с правовым регулированием использования средств индивидуализации, в частности, товарных знаков. Использование товарных знаков посредством реализации технологии AR с высокой долей ...

О некоторых аспектах регистрации товарных знаков, включающих объекты авторского права

В статье рассматривается проблема регистрации товарных знаков, содержащих объекты авторского права. Анализируется действующее законодательство и правоприменительная практика.

Некоторые проблемы правовой охраны товарных знаков в сети Интернет

В статье авторы пытаются определить возникающие проблемы правовой охраны товарных знаков в сети Интернет и описать способы их решения с помощью рекомендаций Всемирной организации интеллектуальной собственности.

Понятие и признаки объектов авторского права

Статья посвящена вопросу понятия и признаков объектов авторского права, служащих критерием «охранноспособности» произведений.

Информационный посредник как участник гражданских споров в сфере авторских прав

В статье автором рассматривается проблема правового регулирования информационного посредничества в цифровых авторских отношениях, критикуется обобщенный подход к определению информационного посредника, отраженный в ст. 1253.1 ГК РФ, а также предлагаю...

О музыкальном произведении как объекте авторского права и о его признаках

В статье автор пытается дать определение понятию «музыкальное произведения» и рассмотреть его основные признаки.

К вопросу о правовом статусе субъектов авторского права

Статья посвящена вопросу правового статуса субъектов авторского права. Автор анализирует основные особенности структуры и содержания правового статуса субъектов первоначального и производного авторского права

Перспективы наделения интернет-сайта статусом объекта авторского права

В статье проанализирована правовая природа интернет-сайта. Сделан вывод об отношении его к мультимедийному продукту. Выявлены элементы, составляющие авторское право на интернет-сайт.

Правовое регулирование совокупности общественных отношений, возникающих в процессе создания и реализации мультимедийного продукта

Проблематике регулирования исключительных прав на мультимедийный продукт в составе сложного объекта уделено мало внимания, из-за чего научных исследований на данную тему немного. В статье автор анализирует правовое регулирование совокупности обществе...

Сущностные особенности объектов авторского права в Интернете

В статье исследованы особенности правового регулирования объектов авторского права в сети Интернет, рассмотрены проблемы в данной сфере, предложено их решение.

Похожие статьи

Использование товарных знаков в контексте реализации технологии AR

В статье автор исследует вопрос о соотношении реализации технологии AR с правовым регулированием использования средств индивидуализации, в частности, товарных знаков. Использование товарных знаков посредством реализации технологии AR с высокой долей ...

О некоторых аспектах регистрации товарных знаков, включающих объекты авторского права

В статье рассматривается проблема регистрации товарных знаков, содержащих объекты авторского права. Анализируется действующее законодательство и правоприменительная практика.

Некоторые проблемы правовой охраны товарных знаков в сети Интернет

В статье авторы пытаются определить возникающие проблемы правовой охраны товарных знаков в сети Интернет и описать способы их решения с помощью рекомендаций Всемирной организации интеллектуальной собственности.

Понятие и признаки объектов авторского права

Статья посвящена вопросу понятия и признаков объектов авторского права, служащих критерием «охранноспособности» произведений.

Информационный посредник как участник гражданских споров в сфере авторских прав

В статье автором рассматривается проблема правового регулирования информационного посредничества в цифровых авторских отношениях, критикуется обобщенный подход к определению информационного посредника, отраженный в ст. 1253.1 ГК РФ, а также предлагаю...

О музыкальном произведении как объекте авторского права и о его признаках

В статье автор пытается дать определение понятию «музыкальное произведения» и рассмотреть его основные признаки.

К вопросу о правовом статусе субъектов авторского права

Статья посвящена вопросу правового статуса субъектов авторского права. Автор анализирует основные особенности структуры и содержания правового статуса субъектов первоначального и производного авторского права

Перспективы наделения интернет-сайта статусом объекта авторского права

В статье проанализирована правовая природа интернет-сайта. Сделан вывод об отношении его к мультимедийному продукту. Выявлены элементы, составляющие авторское право на интернет-сайт.

Правовое регулирование совокупности общественных отношений, возникающих в процессе создания и реализации мультимедийного продукта

Проблематике регулирования исключительных прав на мультимедийный продукт в составе сложного объекта уделено мало внимания, из-за чего научных исследований на данную тему немного. В статье автор анализирует правовое регулирование совокупности обществе...

Сущностные особенности объектов авторского права в Интернете

В статье исследованы особенности правового регулирования объектов авторского права в сети Интернет, рассмотрены проблемы в данной сфере, предложено их решение.

Задать вопрос