Защита прав интеллектуальной собственности в сфере бизнес-образования с применением дистанционных технологий | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 12. Авторское право и смежные права

Опубликовано в

V международная научная конференция «Право: история, теория, практика» (Санкт-Петербург, июль 2017)

Дата публикации: 25.04.2017

Статья просмотрена: 1392 раза

Библиографическое описание:

Валкирный, С. С. Защита прав интеллектуальной собственности в сфере бизнес-образования с применением дистанционных технологий / С. С. Валкирный. — Текст : непосредственный // Право: история, теория, практика : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2017 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2017. — С. 73-76. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/227/12311/ (дата обращения: 21.11.2024).



Исследуется современное состояние нормативно-правовой базы в части охраны прав интеллектуальной собственности в сфере образования c применением дистанционных технологий.

Ключевые слова: авторское право, защита интеллектуальной собственности, дистанционные технологии, бизнес-образование

Российское законодательство о защите интеллектуальной собственности развивается динамично и постоянно претерпевает значительные трансформации. Задачи по конструированию новой правовой системы, вызванное интеграцией России в мировое экономическое и правовое пространство заставляет снова и снова возвращаться к комплексу вопросов, связанных с защитой интеллектуальной собственности.

На VII съезде Торгово-промышленной палаты Российской Федерации Президент РФ В. В. Путин уделил особое внимание вопросу интеллектуальной собственности и назвал важнейшим направлением деятельности государства, а также обозначил необходимость «принимать долгосрочную концепцию государственного развития» [7]. Отечественные нормативно-правовые акты базируются на принципах защиты прав интеллектуальной собственности с учетом лучших мировых практик, заложенные во «Всемирной декларации по интеллектуальной собственности» от 26 июня 2000 г. и «Соглашении по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности» (ТРИПС) от 15 апреля 1994 года.

Между тем система правовой охраны прав интеллектуальной собственности в России достаточно сложна. «…У нас 22 ведомства и министерства, функции по управлению, по координации, по развитию интеллектуальной собственности распределены» — отметил Президент В. В. Путин [7] Создана обширная нормативно-правовая база для организации правоохранной деятельности в сфере предупреждения нарушений авторских и смежных прав, и тем не менее по-прежнему имеются существенные пробелы.

Одной из таких сфер является «дополнительное профессиональное образование», которое «осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки)» (далее Бизнес-образование). [2]. Мировой рынок бизнес-образования развивается в условиях высокой защищенности прав интеллектуальной собственности его субъектов, то в Российской Федерации нормативная правовая база по охране интеллектуальной собственности только формируется [8].

Согласно статье 1259 4-й части ГК РФ, объектами авторского права являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения.

Согласно пп. 5–6 статьи 1259, «авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования». «Не являются объектами авторских прав официальные документы, государственные символы и знаки, фольклор, сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (новости, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное)».

Рассмотрим объекты интеллектуальной собственности в более масштабной перспективе, с целью убедиться, не вводит ли новое информационное поле интернета каких-либо иных объектов интеллектуальной собственности, использование которых тесно переплетается с авторскими правами. В статье 1225 4-й части ГК РФ определенны результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации в этом, установленном законом перечне можно чётко различить три составляющие:

– произведения искусства и культуры, включающие объекты авторского права и смежных прав;

– технологические инновации, относящееся к объектам патентного права;

– средства коммерческой индивидуализации.

Дистанционные технологии широко применяются в образовательной среде, в том числе и в сфере бизнес-образования. Их способность охватить бóльшую аудиторию, нацелена на обеспечение всеобщего доступа к получению и обновлению знаний, необходимых для социальной адаптации личности, в течение всей жизни человека [7]. Однако, остро возникает получения качественного образовательной продукта в интернет-среде. Так, Премьер-министр Д. А. Медведев отметил, что «нет никаких гарантий, что полученная в Сети информация является достоверной и безопасной. Существует реальный дефицит качественного образовательного контента» [8]

Одним из ключевых критериев развития бизнес-образования в условиях глобальной интеграции в Интернет-пространство является развитие вопросов, связанных с защитой прав интеллектуальной собственности авторов образовательных программ для бизнеса. Не соблюдение правил цитирования и оформления библиографических данных, наличие риска плагиата и «пиратского» использования обучающих материалов снижает количество и качество разрабатываемых и внедряемых инновационных образовательных продуктов.

Сложность данного вопроса обусловливается спецификой бизнес-образования с применением дистанционных технологий с точки зрения правовой защиты интеллектуальной собственности, которая заключается в следующем.

  1. Сложность четкого определение объектов защиты в сфере бизнес-образования и подтверждения их уникальности и новизны.

Анализ широкого спектра продуктов, предлагаемых на данном рынке в настоящее время, показывает существующее разнообразие форматов обучения:

– краткосрочные образовательные программы (on-lain курсы и практикумы, вебинары, семинары, тренинги);

– долгосрочные образовательные программы (курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки, MBA);

– корпоративное обучение (образовательные программы, адаптированные для нужд отдельных компаний (отрали));

– выездные программы, бизнес-форумы;

– коучинг (бизнес-обучение по индивидуальным образовательным траекториям, вектору).

Выше описанные векторы обучения являются компилятивными, поскольку в каждой образовательной программе сочетаются авторские и заимствованные методики, печатные, видео и фото-материалы, презентационное сопровождение публичные выступления, и т. д.

В этой связи вопрос о конкретизации объекта защиты прав интеллектуальной собственности в сфере бизнес-образования является дискуссионным, так как, согласно ст. 1259 ГК РФ, «авторское право распространяется на произведения являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения.

Авторские права распространяются, как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме. Авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования, геологическую информацию о недрах».

Интеллектуальная собственность по определению Всемирной организации интеллектуальной собственности это «творения человеческого разума: изобретения; литературные и художественные произведения; символику, названия и изображения, используемые в коммерческих целях» [1].

В образовательных программах, разрабатываемых для бизнеса с применением дистанционных технологий, необходимым является корректное определение объекта защиты прав. В Интернет-среде это могут стать электронные книги семинары, тренинг, курсы, видео-контент и т. п. Также объектом права может быть авторская компиляция уже имеющихся образовательных методик и технологий. Ключевым является издание образовательного контента в какой-либо объективной форме и подтверждение их уникальности и новизны [3].

  1. Защита авторских прав образовательных продуктов в сети Интернет сталкивается с определенными трудностями, которые обусловлены следующими обстоятельствами

В настоящее время сеть Интернет, является основной площадкой для организации бизнес обучения -on-lain. Образовательные продукты, созданные на различные, на различных площадках, в соответствии с действующим законодательством РФ относятся к аудиовизуальным произведениям. Следовательно, произведений авторы и создатели данных, имеют право на авторство, имя, обнародование и неприкосновенность произведения. Следует подчеркнуть, что весь комплекс мер по защите данных прав в сети Интернет требует более глубокой проработки и уточнения положений нормативных правовых актов.

Тем не менее, согласимся с утверждением Д. В. Грибанова, что «на практике авторские права в сети Интернет часто игнорируются», что вызывает необходимость более внимательного рассмотрения данного аспекта [4].

  1. Сложность контроля за нарушениями авторских прав в сфере бизнес-образования с сети Интернет.

Как справедливо указывает Е. В. Шипова, одной из основных функций норм авторского права является «создание правовых, имущественных и иных условий для эффективной творческой деятельности в сфере науки, литературы и искусства, обеспечение реальных возможностей автору для признания и защиты его права на созданное им творческим трудом произведение» и в то же время «создание правовых, материальных и иных условий для использования произведения науки, литературы и искусства максимально широким кругом лиц» [10].

Следовательно, основная сложность по контролю за соблюдением авторского права в сфере бизнес–образования, является доступности и популяризация образовательного контента, с одной стороны, и необходимость спутывающей охраны авторских прав, с другой стороны. Предполагается, что действенным способом решения данной проблемы выступает предупреждение авторами бизнес-программ слушателей о том, что предлагаемый контент защищен авторским правом, и их использование может быть осуществлено только для личных целей.

Подчеркивая определенную аутентичность защиты прав интеллектуальной собственности в сфере бизнес-образования в Интернет-среде, обозначим следующие рекомендации:

1) заключение международных соглашений и принятие международных законодательных актов по охране интеллектуальной собственности с учетом специфики бизнес-образования и национальных правовых режимов.

И. Ю. Мирских справедливо утверждает, что право на интеллектуальную собственность имеет территориальный характер, «преодолеть который можно с помощью специальных международных договоров» [6].

Согласно Всемирной декларации по интеллектуальной собственности, «следует поощрять сотрудничество правительств в вопросах всемирной охраны и использования интеллектуальной собственности как в традиционных, так и во вновь возникающих областях» [1];

2) существенное значение для результативности инновационной деятельности в сфере бизнес-образования имеет порядок регулирования авторских прав на служебные произведения, т. е. произведения, созданные в порядке выполнения служебных обязанностей или служебных заданий работодателя.

Служебные произведения создаются авторами, работающими на предприятии, в силу чего создание и использование таких произведений имеет определенные особенности. Согласно ст. 1295 ГК РФ авторское право на служебное произведение принадлежит его автору. Вместе с тем введена презумпция принадлежности работодателю исключительных прав на использование служебного произведения (если в договоре между ним и автором не предусмотрено иное). Автору же выплачивается авторское вознаграждение, размер которого за каждый вид использования служебного произведения и порядок выплаты устанавливаются договором между автором и работодателем.

3) создание неправительственных организаций, осуществляющих консультативную поддержку разработчикам образовательных программ для бизнеса;

4) создание площадок по обмену опытом по защите прав интеллектуальной собственности в сфере бизнес-образования с применением дистанционных технологий, спикеров, коучеров и потребителей данных услуг.

5) Одним из типичных нарушений прав на образовательный бизнес-контент, является создание дополнений к нему без согласия правообладателя. В связи с этим автор предлагает понимать под переработкой, как способом использования мультимедийного продукта любое его изменение за исключением адаптации.

В качестве выводов следует отметить, что защита прав интеллектуальной собственности в сфере бизнес-образования является не простым, но очень актуальным вопросом, требующим развития подходов к его решению.

При этом вопрос об охране интеллектуальной собственности образовательных продуктов в Интернет-среде недостаточно проработан и законодательно оформлен. Укрепление правовой базы в данной области позволит авторам ресурсов в сфере образования создать значительное число высококачественных и инновационных продуктов, а потребителям образовательного контента, быть более конкурентоспособными в современной бизнес-среде.

Литература:

1. Всемирная декларация по интеллектуальной собственности от 26 июня 2000 г. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.rupto.ru/docs/interdocs/worldwide_declaration.

2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. 19.12.2016))

3. Иванченко И. В. Проблема повышения качества образования в вузе // Молодой ученый. — 2016. — № 5.1. — С. 18–21.

4. Интеллектуальная собственность в рамках евразийской интеграции / под ред. С. Б. Алиев // Евразийская экономическая комиссия. 2015. Режим доступа: http://www.eurasian- commission.org/ru/Documents/

5. Об интеллектуальной собственности / Всемирная организация интеллектуальной собственности. // Режим доступа: http://www.wipo.int/about-ip/ru.

6. Грибанов Д. В. Авторское право в науке, образовании и издательском бизнесе // Российский юридический журнал. 2009. № 4.

7. Мирских И. Ю. Охрана интеллектуальной собственности в условиях глобализа- ции // Вестник Пермского университета. 2012. № 3(17).

8. Официальный сайт Президента Российской Федерации [Электронный ресурс] / Администрация Президента РФ. — Москва, 2016. — Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/51413

9. Официальный сайт Правительства Российской Федерации [Электронный ресурс] — Москва, 2016. — Режим доступа: http://government.ru/news/24274/

10. Требования работодателей к системе профессионального образования / Е. М. Авраамова, И. Б. Гурков, Т. Л. Клячко, Г. А. Краснова, А. Г. Левинсон, М. В. Михайлюк, Е. А. Полушкина, О. И. Стучевская. — М.: РУДН, 2006. 125 с.

11. Шипова Е. В. Проблемы защиты авторских прав в области тренинговых технологий. URL: http://www.htex.ru/copyright/problemy-zashchity-avtorskih-prav-v-oblasti- treningovyh-tehnologiy.

12. Яхонтова Е. С. Ключевые аспекты управления знаниями // Менеджмент сегодня. 2014. № 3(81).

Основные термины (генерируются автоматически): интеллектуальная собственность, сфера бизнес-образования, авторские, защита, образовательный контент, программа, произведение, служебное произведение, Всемирная декларация, Российская Федерация.

Похожие статьи

Применение дистанционных образовательных технологий в процессе преподавания правовых дисциплин в системе среднего профессионального образования

Практика и правовое регулирование интеллектуальной собственности в мире

Основной целью статьи является анализ проблем правового регулирования и защиты интеллектуальной собственности. Исследование основано на междисциплинарном методе анализа в экономической и юридической сферах. Авторы раскрывают основные факторы, влияющи...

Образовательный контент как объект авторского права

Рассматриваются вопросы, связанные с защитой прав интеллектуальной собственности в сфере образования. Образовательный контент — сложный объект интеллектуальных прав. Проанализируем данный результат интеллектуальной деятельности с учетом правового рег...

Перспективы использования технологий дистанционного обучения в юридических вузах

В статье рассмотрена роль дистанционных образовательных технологий в юридических вузах. Проведен анализ данных технологий, выявлены положительные и отрицательные стороны дистанционного обучения.

Особенности гражданско-правового механизма защиты авторских прав в сети Интернет

Изучена в статье специфика использования гражданско-правового механизма защиты авторских прав в информационно-телекоммуникационном пространстве. Выявлена специфика использования гражданско-правовых способов защиты прав автора в сети Интернет.

Современные тенденции в конституционно-правовой политике защиты интеллектуальной собственности за рубежом

В научной работе рассмотрена международная основа защиты интеллектуальной собственности за рубежом. Изучены существующие современные тенденции в конституционно-правовой политике защиты интеллектуальной собственности. Выявлены общие международные тенд...

Использование дистанционных технологий в образовательной деятельности дошкольной организации

В статье автором рассмотрено использование современных информационных и дистанционных технологий, которые составляют основу организации работы современной дошкольной образовательной организации, открывают новые возможности взаимодействия педагогов до...

Дистанционное обучение как современное средство интегрирования информационных технологий в образовательный процесс

В статье автор исследует применение дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе средней общеобразовательной школы.

Перспективы развития инновационной образовательной технологии дистанционного обучения в системе среднего профессионального образования

В статье рассматривается дистанционное обучение как одно из перспективных и инновационных направлений работы при подготовке высококвалифицированных кадров в условиях среднего профессионального образования, сущность, особенности организации, методы ко...

Правовые основы дистанционного обучения в вузах России

Автором статьи исследовано современное состояние правового обеспечения дистанционного обучения в высших учебных заведениях России. Выявлены пробелы нормативного регулирования, предложены направления повышения качества правового обеспечения дистанцион...

Похожие статьи

Применение дистанционных образовательных технологий в процессе преподавания правовых дисциплин в системе среднего профессионального образования

Практика и правовое регулирование интеллектуальной собственности в мире

Основной целью статьи является анализ проблем правового регулирования и защиты интеллектуальной собственности. Исследование основано на междисциплинарном методе анализа в экономической и юридической сферах. Авторы раскрывают основные факторы, влияющи...

Образовательный контент как объект авторского права

Рассматриваются вопросы, связанные с защитой прав интеллектуальной собственности в сфере образования. Образовательный контент — сложный объект интеллектуальных прав. Проанализируем данный результат интеллектуальной деятельности с учетом правового рег...

Перспективы использования технологий дистанционного обучения в юридических вузах

В статье рассмотрена роль дистанционных образовательных технологий в юридических вузах. Проведен анализ данных технологий, выявлены положительные и отрицательные стороны дистанционного обучения.

Особенности гражданско-правового механизма защиты авторских прав в сети Интернет

Изучена в статье специфика использования гражданско-правового механизма защиты авторских прав в информационно-телекоммуникационном пространстве. Выявлена специфика использования гражданско-правовых способов защиты прав автора в сети Интернет.

Современные тенденции в конституционно-правовой политике защиты интеллектуальной собственности за рубежом

В научной работе рассмотрена международная основа защиты интеллектуальной собственности за рубежом. Изучены существующие современные тенденции в конституционно-правовой политике защиты интеллектуальной собственности. Выявлены общие международные тенд...

Использование дистанционных технологий в образовательной деятельности дошкольной организации

В статье автором рассмотрено использование современных информационных и дистанционных технологий, которые составляют основу организации работы современной дошкольной образовательной организации, открывают новые возможности взаимодействия педагогов до...

Дистанционное обучение как современное средство интегрирования информационных технологий в образовательный процесс

В статье автор исследует применение дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе средней общеобразовательной школы.

Перспективы развития инновационной образовательной технологии дистанционного обучения в системе среднего профессионального образования

В статье рассматривается дистанционное обучение как одно из перспективных и инновационных направлений работы при подготовке высококвалифицированных кадров в условиях среднего профессионального образования, сущность, особенности организации, методы ко...

Правовые основы дистанционного обучения в вузах России

Автором статьи исследовано современное состояние правового обеспечения дистанционного обучения в высших учебных заведениях России. Выявлены пробелы нормативного регулирования, предложены направления повышения качества правового обеспечения дистанцион...