Гендерные особенности поведения в конфликтных ситуациях у студентов-психологов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №45 (387) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 08.11.2021

Статья просмотрена: 590 раз

Библиографическое описание:

Зиброва, Д. В. Гендерные особенности поведения в конфликтных ситуациях у студентов-психологов / Д. В. Зиброва. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 45 (387). — С. 283-285. — URL: https://moluch.ru/archive/387/85139/ (дата обращения: 27.04.2024).



Ключевые слова: гендер, гендерные особенности поведения, маскулинность, фемининность, андрогиния, конфликт, конфликтная ситуация, студенты, студенты-психологи.

Keywords: gender, gender features of behavior, masculinity, femininity, androgyny, conflict, conflict situation, students, students psychologists.

Данная работа посвящена одной из важных проблем современной психологической науки — исследованию гендерных особенностей поведения в конфликтных ситуациях. Актуальность исследования обусловлена значимостью проблемы конфликтов в современном мире, повышенным вниманием современного общества к гендерным особенностям поведения человека, а также существующему различию в предъявляемых мужчинам и женщинам ожиданиях и требованиях со стороны окружающих. Кроме того, актуальность обусловлена необходимостью разработки психологических рекомендаций студентам-психологам и их преподавателям с целью применения данных рекомендаций в других науках и широкими слоями населения, важностью предоставления психологической поддержки людям, сталкивающимся с конфликтными ситуациями в процессе социального взаимодействия, а также потребностью в эффективных методах обучения студентов-психологов.

Ключевыми понятиями в данной работе являются гендерные особенности поведения и конфликтная ситуация.

По мнению таких ученых, как А. Я. Анцупов и А. И. Шипилов, конфликтная ситуация является частным понятием по отношению к конфликту. Конфликтная ситуация представляет собой эпизод, часть конфликта, какой-либо определенный фрагмент его развития. Другими словами, конфликтная ситуация представляет собой конфликт в определенный момент времени [1, с. 230–231].

Конфликтная ситуация по Ф. И. Шаркову — это латентная часть конфликта, социальная напряженность. [10, с. 181]

Под конфликтной ситуацией также может пониматься относительно устойчивое несоответствие намерений человека с условиями их достижения. [7, с. 45] Для перехода конфликтной ситуации в конфликт необходим инцидент, повод. Поводом может являться внутреннее или внешнее побуждение: мимика, резкое слово, пренебрежительный жест, недоброжелательный взгляд, оскорбление и т. д. [7, с. 48]. Инцидент может возникнуть как намеренно (участники конфликтной ситуации сознательно находят повод для конфликта) или ненамеренно, случайно.

О. Н. Громова в свою очередь определяет конфликтную ситуацию как стремление двух сторон к противоположным целям, несовпадение интересов и желаний, противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу [4, с. 13]. Психолог пришла к выводу, что возникшее в общении противоречие перерастает в конфликтную ситуацию по двум причинам: а) препятствие одной стороны достижению целей другим участником взаимодействия, б) превышение степени личной или общественной терпимости одной из сторон к появившемуся препятствию.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что конфликтная ситуация — это краткосрочное столкновение мнений двух и более оппонентов, не обязательно приводящая к порче отношений между ними. Не каждое несогласие между людьми или столкновение взглядов является конфликтом. Споры и дискуссии могут переходить в конфликты только в том случае, если их участники уходят от изначального предмета обсуждения и не стремятся к поиску истины и конструктивному разрешению разногласий.

Теперь обратимся к понятиям «гендер» и «гендерные особенности».

По мнению О. И. Ключко, гендер не является синонимом понятиям «пол» и «социополовая роль». Биология человека не всегда определяет мужские и женские социальные роли, психологические характеристики, сферу занятий и т. д. [6, с. 34]. Смысл понятия «гендер» заключен в идее социального определения различий мужчин и женщин. Гендер определяется обществом как социальные модели женственности и мужественности, которые предписывают нормы поведения мужчин и женщин в обществе и социальных институтах [6, с. 35].

Ученые выделяют три гендерные модели личности: биполярную модель личности, мультиполярную модель и андрогинную модель личности.

1) Согласно биполярной модели личности, мужчина должен обладать маскулинным поведением, а женщина фемининным.

2) В мультиполярной модели личности гендер рассматривается как более сложная система, включающая в себя гендерные представления стереотипы, интересы и установки.

3) Андрогинность описывает личность, сочетающую в себе как традиционно мужские, так и традиционно женские психологические качества. Концепция андрогинного поведения призывает отказаться от паттернов поведения, присущих представителям мужского или женского пола [6, с. 41–42].

Так каким же образом взаимосвязаны понятия «гендер» и «конфликтная ситуация»? Для этого стоит подробно рассмотреть понятие гендерного конфликта. По мнению таких ученых как В. А. Луков и В. Н. Кириллина гендерный конфликт — это социокультурный феномен, связанный с развитием общества. Именно в конфликте обнаруживается конкретный социокультурный способ выражения гендерных разногласий современного мира [8, с. 87]. Ученые считают, что гендерный конфликт — это особый тип социальной связи, который основывается на различиях мужского и женского начал, а также на социальном неравенстве, основанном на половой принадлежности [8, с. 98].

Т. В. Бендас имеет другую точку зрения. По ее мнению понятие гендерного конфликта связано не только с гендерными различиями, но и с гендерными стереотипами: «Гендерный подход к разрешению конфликтов состоит в учете гендерных различий по личностным характеристикам и социальному поведению участников конфликта, в учете гендерных стереотипов, на основе которых строятся представления участников конфликта друг о друге, а также в коррекции этих представлений и ожиданий в соответствии с данными научных исследований и практикой общения с конкретным участником» [2, с. 325].

Т. В. Бендас считает, что половые различия поведения в конфликтной ситуации проявляются:

1) в наличии гендерных стереотипов, влияющих на восприятие участника конфликта;

2) в существовании у мужчин и женщин личностных черт, которые могут провоцировать и приводить к конфликту;

3) в предпочитаемых способах разрешения конфликта;

4) в использовании разных речевых паттернов, которые могут вести к взаимному непониманию обоих полов [2, с. 325].

Говоря о гендерном конфликте, стоит также отметить, что В. А. Луков и В. Н. Кириллина связывают понятие гендерного конфликта с понятием гендерного неравенства. Гендерный конфликт является противоречием, в основе которого находится социальное неравенство мужчин и женщин. «Гендерным неравенством мы называем иерархическое отношение между мужским полом (признаваемым в обществе ведущим, главным, первым и т. д.) и женским полом (признаваемым в обществе ведомым, подчиненным, вторым и т. д.)» [8, с. 98].

Кроме гендерного конфликта, авторы также вводят дефиницию ситуации гендерного конфликта. Ситуация гендерного конфликта — это целостная конфигурация внешних различных для человека условий и факторов, которые определяются им как связанные с разницей полов, которые побуждают участника конфликта к проявлению активности, направленной на поддержку той или иной гендерной нормы, ценности или позиции [8, с. 99].

И. С. Клецина придерживается похожей точки зрения. Психолог опирается на теорию гендерной схемы, разработанную Сандрой Бэм в 1977 году, и пишет: «В зависимости от особенностей использования гендерных схем люди делятся на полотипизированных и неполотипизированных. Полотипизированные личности воспринимают мир исключительно в дихотомических терминах противостояния мужского и женского, неполотипизированные личности почти не используют гендерные способы категоризации мира, вы-ходя за пределы стереотипного мировосприятия и самооценки» [5.]. Любой человек будет в большей или меньшей степени придерживаться гендерных ролей и установок, это зависит от степени его личностного развития и социального окружения, в котором он находится. Все эти факторы будут способствовать или препятствовать возникновению гендерных конфликтов.

Теперь рассмотрим гендерные особенности поведения в конфликтных ситуациях у студентов-психологов.

Любой студент во время обучения в высшем учебном заведении, так или иначе, сталкивается с обстоятельствами, которые могут выбить его из привычного психоэмоционального состояния и спровоцировать стресс. Одним из таких обстоятельств является конфликтная ситуация. Конфликты и конфликтные ситуации являются неизбежным результатом социального взаимодействия студентов друг с другом. Именно поэтому особенности поведения студентов в конфликтных ситуациях требуют разностороннего изучения.

Гендерные особенности поведения в конфликтных ситуациях у студентов-психологов изучались многими исследователями-психологами, такими как С. Л. Евенко, О. Е. Никуленкова, А. Н. Неврюев и др.

Ученые Л. К. Будукоол и Ш. В. Куулар в своем исследовании гендерных различий в выборе стратегии поведения в конфликтных ситуациях у студентов пришли к выводу о том, что преобладающей стратегией поведения оказалась стратегия приспособления, а второй приоритетной стратегией является компромисс. В то же время у юношей преобладает стратегия приспособления, а девушки чаще используют стратегию сотрудничества [3, с. 15].

А. Н. Неврюев и С. Б. Мохова в своем исследовании пришли к следующим выводам: «для студентов психологических специальностей наиболее распространенной является тактика избегания конфликта, а для студентов непсихологических специальностей — сотрудничества» [9, с. 96].

Выводы:

В данной работе нами были изучены гендерные особенности поведения в конфликтных ситуациях у студентов-психологов и выявлена специфика их поведения в конфликтных ситуациях. На основании проведенного исследования мы пришли к выводам о том, что:

  1. Конфликтная ситуация — это краткосрочное разногласие между двумя или несколькими людьми.
  2. Конфликтные ситуации могут переходить в конфликты только в том случае, если их участники выбирают те стратегии поведения, которые препятствуют конструктивному разрешению разногласий.
  3. Анализ причин гендерного конфликта показал, что в его основе могут лежать различные явления: личностные качества человека, провоцирующие конфликтную ситуацию, взаимоотношения участников конфликта, их внутриличностные проблемы и др. Однако одной из главных причин возникновения гендерного конфликта являются гендерные стереотипы.
  4. В работах различных ученых по теме нашего исследования были получены разные результаты. Проблема гендерных особенностей поведения студентов-психологов в конфликтной ситуации требует дальнейшего исследования.

Литература:

  1. Анцупов А. Я. Конфликтология: [учебник для вузов] / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. — Москва: Юнити, 2000. — 551 с.
  2. Бендас Т. В. Гендерная психология: учебное пособие / Т. В. Бендас. — Санкт–Петербург: Питер, 2009. — 431 с.
  3. Гендерные различия в выборе стратегии поведения в конфликтных ситуациях у студентов ТУВГУ. [Электронный ресурс]. — https://cyberleninka.ru/article/n/gendernye-razlichiya-v-vybore-strategii-povedeniya-v-konfliktnyh-situatsiyah-u-studentov-tuvgu
  4. Громова О. Н. Конфликтология. Курс лекций. Москва: Экмос, 2000. — 151 с.
  5. Клецина И. С. Аналитические подходы к определению причин гендерных конфликтов и путей их преодоления. Копилка публикаций. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://humanpsy.ru/taxonomy/term/205?page=1
  6. Ключко О. И. Гендерная психология и педагогика: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / О. И. Ключко. — Москва: Юрайт, 2017–404 с.
  7. Ложкин Г. В. Практичекая психология конфликта/ Г. В. Ложкин, Н. И. Повякель. — Киев: Межрегиональная Академия управления персоналом, 2002. — 256 с.
  8. Луков В. А., Кириллина В. Н. Гендерный конфликт: система понятий // Знание. Понимание. Умение. — 2005. — № 1. — С. 86–101.
  9. Неврюев А. Н., Мохова С. Б. Особенности стратегий конфликтного поведения студентов (психологических и непсихологических специальностей) // Экспериментальная психология. 2013. Том 6. № 1. С. 87–97.
  10. Шарков Ф. И. Общая конфликтология / Ф. И. Шарков. — Москва: Дашков и Ко, 2015. — 240 с.
Основные термины (генерируются автоматически): конфликтная ситуация, гендерный конфликт, гендерная особенность поведения, конфликт, ситуация, биполярная модель личности, гендерное неравенство, конструктивное разрешение разногласий, современный мир, стратегия приспособления.


Похожие статьи

Гендерные особенности стилей поведения в условиях...

Для описания поведения в конфликте, он предложил двухмерную модель регулирования конфликта, основополагающими измерениями которой являются: кооперация — направленность на интересы другого человека, вовлеченного в конфликт, и напористость — направленность на собственные интересы. Соответственно этим двум измерениям выделятся пять основных способов (стилей) поведения в конфликтной ситуации: соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание и приспособление. В тесте каждый способ поведения в конфликте описывается с помощью 12 суждений. В различных сочетаниях они представлены в 30 парах, в каждой из которых обследуемому предлагается выбрать только одно суждение, которое в наибольшей степени соответствует его поведению в конфликтной ситуации.

Гендер как фактор развития супружеских конфликтов

Гендерный конфликт вызван противоречиями между различными нормативными представлениями о чертах личности, особенностями поведения женщин и мужчин, невозможностью или, наоборот, желанием личности соответствовать представлениям.

В основе гендерного конфликта между супругами лежит расхождение реально используемых и ожидаемых стилей поведения. Несовпадение тех или иных представление приводит к возникновению негативной атмосферы в семье.

Современные гендерные конфликты зачастую вызваны потребностью в перераспределении традиционных мужских и женских ролей. Как правило, мужчинам характерна установка на традиционный тип семейных отношений в быту. Считают, что женщина должна быть зависима от семьи, решать определенные хозяйственные...

Роль гендерных стереотипов в возникновении трудовых...

В статье автор рассматривает роль гендерных стереотипов и гендерных норм (маскулинности и феминности) в возникновении трудовых конфликтов в организации. Автор дает определение «трудовым конфликтам».

В основании гендерных стереотипов лежат гендерные нормы. Гендерные нормы формируют и интеграцию индивида в трудовую сферу. В результате чего и в трудовой сфере формируются гендерные стереотипы как у работодателя, так и у сотрудников [4, с. 468].

Стоит отметить, что определенные гендерные нормы отражаются и в поведении соискателя. Соискатель будет пробовать попасть на ту работу, которая, по его мнению, больше подходит мужчинам или женщинам. У женщин существует стимул попасть на «мужскую» работу, так как, по их мнению, она больше оплачивается и требует больших умственных затрат.

Современные исследования влияния гендерных различий на...

На материалах социологического исследования показаны особенности гендерных различий в коммуникативном поведении мужчины и женщины. Представлен сравнительный анализ двух групп разделенных в соответствии с гендерным признаком.

 В статье рассмотрены сущность и свойства коммуникативной личности. На материалах социологического исследования показаны особенности гендерных различий в коммуникативном поведении мужчины и женщины.

Любое общество производит и закрепляет в коллективном общественном сознании полоролевые модели поведения, которые фиксируются в процессе социализации личности. Довольно сложно вычленить из общего культурного контекста сведения о том, где, кем, когда и как создаются эталонные для этого общества представления мужественности и женственности.

Определение гендерного психотипа в структуре половых...

В структуре гендерных взаимоотношений – этот психотип определяется ведомостью. Для поддержания половых связей необходима жесткая рука со стороны партнера, чтобы сдерживать мятущуюся натуру в строгих поведенческих и морально-нравственных рамках.

Это значит, что с увеличением числа гендерных взаимоотношений в интимной и межличностной сферах мужчина и женщина будут проявлять в ряде случаев то одну, то другую модель поведения, присущую разным психологическим формам, но зачастую в рамках одного психотипа.

Отклонение черт характера и поведение женщины формируются в результате отклонений в семейных отношениях. Изменение линии поведения или прессинг со стороны мужчины приводят к развитию конфликтных ситуаций в паре, и создают проблемы в развитии отношений...

Особенности гендерных различий | Статья в журнале...

В исследовании гендерных различий занимают ведущее место такие вопросы, как природа различий, индивидуальный путь жизни, самореализация и социализация. Консервативность и традиционность взглядов не редко загоняет в рамки самореализацию личности.

В гендерной психологии изучают не только различия и особенности мужчин и женщин, особенное внимание уделяется дифференциации, стратификации и иерархизации пола. Изучение психологических отличий мужчин и женщин это изучение не только человека, но и общества в целом.

Набор гендерных характеристик личности представляет собой многофункциональный организм, состоящий из гендерной идентичности, маскулинных и феминных черт личности, стереотипов и установок, связанных с неоднозначными формами и моделями поведения.

Влияние гендерных особенностей на проявление агрессивного...

Ключевые слова: гендерные особенности, подростковый возраст, агрессия, агрессивное поведение. В настоящее время, в условиях развития современного общества особую актуальность приобретает проблема гендерной идентичности в подростковом возрасте.

По данным Э. Маккоби гендерные роли матери и отца по отношению к детям подросткового возраста различаются в следующих аспектах: разделение видов ответственности за детей; стили поведения матери и отца; демонстрация в поведении гендерно-типических черт своего пола; различие

Каждая гендерная роль сопровождается определенным набором качеств, которые являются отражением существующих стереотипов мужественности и женственности. В узкой связи с поиском смысла жизни лежит и стремление узнать самого себя, свои возможности и...

Влияние социальных стереотипов на межличностные отношения

Изучение личности нельзя отделять от общества, так как личность, с одной стороны, является продуктом социальных изменений, а с другой — сама их инициирует и создаёт. Особым видом общественных отношений являются межличностные отношения.

Исследование социальных стереотипов необходимо для того, чтобы понимать особенности развития и действия механизмов регуляции социального поведения и многих общественных процессов, таких как различные виды коммуникации, манипулирование сознанием человека и общественным мнением.

Для того чтобы выяснить, как социальные стереотипы влияют на межличностные отношения в современном обществе, было проведено три исследования. Первое исследование было призвано узнать, насколько стандартные стереотипы, сформированные в 20 веке и ранее...

Похожие статьи

Гендерные особенности стилей поведения в условиях...

Для описания поведения в конфликте, он предложил двухмерную модель регулирования конфликта, основополагающими измерениями которой являются: кооперация — направленность на интересы другого человека, вовлеченного в конфликт, и напористость — направленность на собственные интересы. Соответственно этим двум измерениям выделятся пять основных способов (стилей) поведения в конфликтной ситуации: соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание и приспособление. В тесте каждый способ поведения в конфликте описывается с помощью 12 суждений. В различных сочетаниях они представлены в 30 парах, в каждой из которых обследуемому предлагается выбрать только одно суждение, которое в наибольшей степени соответствует его поведению в конфликтной ситуации.

Гендер как фактор развития супружеских конфликтов

Гендерный конфликт вызван противоречиями между различными нормативными представлениями о чертах личности, особенностями поведения женщин и мужчин, невозможностью или, наоборот, желанием личности соответствовать представлениям.

В основе гендерного конфликта между супругами лежит расхождение реально используемых и ожидаемых стилей поведения. Несовпадение тех или иных представление приводит к возникновению негативной атмосферы в семье.

Современные гендерные конфликты зачастую вызваны потребностью в перераспределении традиционных мужских и женских ролей. Как правило, мужчинам характерна установка на традиционный тип семейных отношений в быту. Считают, что женщина должна быть зависима от семьи, решать определенные хозяйственные...

Роль гендерных стереотипов в возникновении трудовых...

В статье автор рассматривает роль гендерных стереотипов и гендерных норм (маскулинности и феминности) в возникновении трудовых конфликтов в организации. Автор дает определение «трудовым конфликтам».

В основании гендерных стереотипов лежат гендерные нормы. Гендерные нормы формируют и интеграцию индивида в трудовую сферу. В результате чего и в трудовой сфере формируются гендерные стереотипы как у работодателя, так и у сотрудников [4, с. 468].

Стоит отметить, что определенные гендерные нормы отражаются и в поведении соискателя. Соискатель будет пробовать попасть на ту работу, которая, по его мнению, больше подходит мужчинам или женщинам. У женщин существует стимул попасть на «мужскую» работу, так как, по их мнению, она больше оплачивается и требует больших умственных затрат.

Современные исследования влияния гендерных различий на...

На материалах социологического исследования показаны особенности гендерных различий в коммуникативном поведении мужчины и женщины. Представлен сравнительный анализ двух групп разделенных в соответствии с гендерным признаком.

 В статье рассмотрены сущность и свойства коммуникативной личности. На материалах социологического исследования показаны особенности гендерных различий в коммуникативном поведении мужчины и женщины.

Любое общество производит и закрепляет в коллективном общественном сознании полоролевые модели поведения, которые фиксируются в процессе социализации личности. Довольно сложно вычленить из общего культурного контекста сведения о том, где, кем, когда и как создаются эталонные для этого общества представления мужественности и женственности.

Определение гендерного психотипа в структуре половых...

В структуре гендерных взаимоотношений – этот психотип определяется ведомостью. Для поддержания половых связей необходима жесткая рука со стороны партнера, чтобы сдерживать мятущуюся натуру в строгих поведенческих и морально-нравственных рамках.

Это значит, что с увеличением числа гендерных взаимоотношений в интимной и межличностной сферах мужчина и женщина будут проявлять в ряде случаев то одну, то другую модель поведения, присущую разным психологическим формам, но зачастую в рамках одного психотипа.

Отклонение черт характера и поведение женщины формируются в результате отклонений в семейных отношениях. Изменение линии поведения или прессинг со стороны мужчины приводят к развитию конфликтных ситуаций в паре, и создают проблемы в развитии отношений...

Особенности гендерных различий | Статья в журнале...

В исследовании гендерных различий занимают ведущее место такие вопросы, как природа различий, индивидуальный путь жизни, самореализация и социализация. Консервативность и традиционность взглядов не редко загоняет в рамки самореализацию личности.

В гендерной психологии изучают не только различия и особенности мужчин и женщин, особенное внимание уделяется дифференциации, стратификации и иерархизации пола. Изучение психологических отличий мужчин и женщин это изучение не только человека, но и общества в целом.

Набор гендерных характеристик личности представляет собой многофункциональный организм, состоящий из гендерной идентичности, маскулинных и феминных черт личности, стереотипов и установок, связанных с неоднозначными формами и моделями поведения.

Влияние гендерных особенностей на проявление агрессивного...

Ключевые слова: гендерные особенности, подростковый возраст, агрессия, агрессивное поведение. В настоящее время, в условиях развития современного общества особую актуальность приобретает проблема гендерной идентичности в подростковом возрасте.

По данным Э. Маккоби гендерные роли матери и отца по отношению к детям подросткового возраста различаются в следующих аспектах: разделение видов ответственности за детей; стили поведения матери и отца; демонстрация в поведении гендерно-типических черт своего пола; различие

Каждая гендерная роль сопровождается определенным набором качеств, которые являются отражением существующих стереотипов мужественности и женственности. В узкой связи с поиском смысла жизни лежит и стремление узнать самого себя, свои возможности и...

Влияние социальных стереотипов на межличностные отношения

Изучение личности нельзя отделять от общества, так как личность, с одной стороны, является продуктом социальных изменений, а с другой — сама их инициирует и создаёт. Особым видом общественных отношений являются межличностные отношения.

Исследование социальных стереотипов необходимо для того, чтобы понимать особенности развития и действия механизмов регуляции социального поведения и многих общественных процессов, таких как различные виды коммуникации, манипулирование сознанием человека и общественным мнением.

Для того чтобы выяснить, как социальные стереотипы влияют на межличностные отношения в современном обществе, было проведено три исследования. Первое исследование было призвано узнать, насколько стандартные стереотипы, сформированные в 20 веке и ранее...

Задать вопрос