О возможности участия некоммерческих организаций в договоре коммерческой концессии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №44 (386) октябрь 2021 г.

Дата публикации: 28.10.2021

Статья просмотрена: 603 раза

Библиографическое описание:

Копанова, А. Е. О возможности участия некоммерческих организаций в договоре коммерческой концессии / А. Е. Копанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 44 (386). — С. 115-117. — URL: https://moluch.ru/archive/386/84942/ (дата обращения: 22.11.2024).



В настоящее время коммерческая концессия является одним из востребованных и эффективных инструментов ведения предпринимательской деятельности. В условиях современной российской рыночной экономики, которая, к слову, не может похвастаться обширной и богатой историей, правовому регулированию подобных правовых конструкций уделяется особое внимание законодателем и органами судебной власти. В частности, такое внимание уделяется исходя из важности развития различных способов ведения предпринимательской деятельности, эффективность которой является ключевым элементом развития экономики государства и благосостояния граждан. С учетом вышеизложенного актуальность научного исследования подобных правовых конструкций представляется достаточно очевидной и обоснованной.

Предметом настоящей статьи, в свою очередь, будет являться правовое регулирование участия таких юридических лиц, как некоммерческие организации, в отношениях, возникающих в рамках коммерческой концессии. Несмотря на то, что действующее законодательство Российской Федерации не предусматривает участия некоммерческих организаций в договоре коммерческой концессии, данный вопрос, на наш взгляд, должен являться объектом научной дискуссии в связи с изменяющимися условиями рыночных и иных социально-экономических процессов, протекающих в Российской Федерации.

Прежде чем переходить к непосредственному рассмотрению заявленного вопроса, необходимо обратиться к основным началам регулирования таких общественных отношений, как коммерческая концессия. Основной для подобного обращения будут являться положения Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 1027 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау) [2].

Необходимо выделить следующие элементы определения договора коммерческой концессии, которые представляют наибольшее значение для рассмотрения ранее заявленного вопроса.

Во-первых, в рамках договора коммерческой концессии можно передать комплекс прав исключительно в целях осуществления предпринимательской деятельности;

Во-вторых, в рамках договора коммерческой концессии допустима передача только комплекса исключительных прав, которые, в свою очередь, обладают особой значимостью при ведении предпринимательской деятельности.

Логичным продолжением понятия договора коммерческой концессии являются законодательно закрепленные возможные стороны договора коммерческой концессии.

Согласно части 3 статьи 1027 Гражданского кодекса Российской Федерации сторонами по договору коммерческой концессии могут быть коммерческие организации и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей [2].

В этой связи необходимо вспомнить, что является предпринимательской деятельностью и в чем заключаются различия между коммерческой и некоммерческой организациями.

В силу абзаца 3 части 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг [1].

Соответственно, действующее российское законодательство выделяет получение прибыли как основной критерий, отличающих предпринимательскую деятельность от иных видов деятельности.

Говоря о различии между коммерческими и некоммерческими организациями, необходимо отметить, что часть 1 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации, давая определение обоим видам юридических лиц, выделяет в качестве критерия различия между ними извлечение прибыли в качестве основного вида деятельности юридического лица [1]. Указанное положение предполагает, что и коммерческие, и некоммерческие организации имеют право осуществлять предпринимательскую деятельность.

В свою очередь, ограничения в части ведения предпринимательской деятельности некоммерческими организациями устанавливаются в статье 24 Федерального закона от 12 января 1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», а также принимаемыми в ее развитие иными актам законодательства Российской Федерации [3]. Вместе с тем необходимо отметить, что основным ограничением в этой части является необходимость прямой связи между предпринимательской деятельностью некоммерческой организации и основным видом ее деятельности.

Так или иначе, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации ограничения напрямую не обуславливают ограничения, установленного для некоммерческих организаций в части участия в договоре коммерческой концессии в статусе стороны.

На наш взгляд, первопричиной такого ограничения является низкий уровень потребности самих некоммерческих организаций на участие в таком договоре. Учитывая, что договор коммерческой концессии чаще всего используется в таких сегментах предпринимательской деятельности, как торговля, сфера общественного питания, производство товаров и услуг, направления деятельности некоммерческих организаций могут попросту не нуждаться в подобных правовых инструментах.

Кроме того, зачастую деятельность некоммерческих организаций в меньшей степени сталкивается с высоким уровнем конкуренции, что также не способствует возникновению производственно-хозяйственной потребности у таких организаций в использовании такой правовой конструкции как договор коммерческой концессии.

Также одной из вероятных причин такого ограничения может быть формирование законодателем альтернативных способов для ведения предпринимательской деятельности, в число которых входит, например, лицензионный договор.

Помимо этого, отсутствие у некоммерческих организаций права выступать стороной в договоре коммерческой концессии позволяет федеральному органу исполнительной власти по интеллектуальной собственности при проведении процедур государственной регистрации предоставления права использования в предпринимательской деятельности комплекса исключительных прав сосредоточить свою деятельность исключительно на деятельности коммерческих организаций.

Наряду с этим вышеуказанные возможные причины отсутствия у некоммерческих организаций права выступать стороной по договору коммерческой концессии представляется немотивированным ограничением правоспособности такой категории юридических лиц. Наличие у некоммерческих организаций права выступать стороной по договору коммерческой концессии не ограничивает и не препятствует задачам, поставленным законодателем при формировании такой правовой конструкции.

В доктрине включение в число возможных субъектов договора коммерческой концессии некоммерческих организаций также поддерживается рядом авторов.

Так, Еремин А. А. [5] и Бондаренко Д. П. [4, с. 11–12] относятся к сторонникам указанной позиции, обосновывая ее целесообразность возможностью интегрирования в коммерческие концессионные соглашения лиц, осуществляющих общественно полезную деятельность, в том числе социальное предпринимательство.

На наш взгляд, подобное ограничение негативно сказывается на экономической стороне деятельности некоммерческих организаций. В частности, использование оправдавших себя ноу-хау, осуществление деятельности с использованием узнаваемых и обладающих хорошей репутацией товарных знаков могло бы стать одним из методов повышения эффективности деятельности отдельных категорий некоммерческих организаций, которые наряду с основным видом деятельности осуществляют предпринимательскую деятельность.

Наряду с этим на сегодняшний день не представляется возможным всесторонне оценить социально-экономические последствия принятия решения о предоставлении права некоммерческим организациям участвовать в договоре коммерческой концессии, поскольку указанное правовое регулирование никогда не применялось в Российской Федерации.

В связи с этим, на наш взгляд целесообразно рассмотреть возможность введения экспериментального правового режима для определенных категорий некоммерческих организаций, выражающихся в наделении их правом выступать стороной по договору коммерческой концессии. Указанное решение прогнозируемо приведет к возможности оценить актуальность для некоммерческих организаций договора коммерческой концессии, сформировать правоприменительную практику по указанному вопросу и выстроить соответствующее существующей системе общественных отношений нормативно-правовое регулирование.

Литература:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 28 июня 2021 г.) // Собрание законодательства РФ. — 1994. — № 32. — ст. 3301.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (ред. от 1 июля 2021 г.) // Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 5. — ст. 410.
  3. Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (ред. от 2 июля 2021 г.) // Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 3. — ст. 145.
  4. Бондаренко, Д. П. Правовое регулирование договора коммерческой концессии в российском праве: специальность 12.00.03 «Гражданское право, предпринимательское право, семейное право, международное частное право»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Бондаренко Д. П.; Российская государственная академия интеллектуальной собственности. — Москва, 2013. — 27 c. — Текст: непосредственный.
  5. Еремин, А. А. Франчайзинг и договор коммерческой концессии: теория и практика применения: монография / А. А. Еремин. — Москва: Юстицинформ, 2017. — 208 c. — Текст: непосредственный.
Основные термины (генерируются автоматически): коммерческая концессия, предпринимательская деятельность, Российская Федерация, Гражданский кодекс, договор, действующее законодательство, некоммерческая организация, основной вид деятельности, правовая конструкция, рамка договора.


Задать вопрос