В условиях распространения коронавирусной инфекции, платные медицинские услуги начинают предоставляться с использованием современных цифровых технологий. Одним из направлений реализации таких действий является телемедицина. Во многих западных странах телемедицина используется уже порядка 10 лет, и в Российской Федерации такая процедура считается нововведением.
Определение гласит, что телемедицина представляет собой совокупность мероприятий организационного, финансового и технологического уровня, с помощью которых можно организовать консультационную и диагностическую процедуру по предоставлению различных медицинских услуг на платной или бесплатной основе. В рамках использования этой процедуры врач сможет организовать дистанционную консультацию своего пациента, применяя в этом случае современные технологии коммуникационной организации действий.
Фактически, телемедицина является инструментом для оказания медицинской помощи и различных услуг в дистанционном формате. Российское законодательство устанавливает, что телемедицинскую помощь имеют право предоставлять разнообразные медицинские структуры и учреждения, среди которых отмечаются частные, государственные и муниципальные. Стоит учитывать, что подобная помощь может быть предоставлена на базе обязательного медицинского страхования и добровольного полиса по предоставлению медицинской страховки, принимая ко вниманию тем самым механизмы возмездного оказания соответствующих услуг в медицинской сфере. [1]
Существует несколько ключевых законодательных актов, которые формируют требования, связанные с предоставлением медицинской помощи на базе телемедицины:
1. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ.
2. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации «Об утверждении порядка организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий» от 30 ноября 2017 года № 965н.
3. Постановление правительства Российской Федерации от 28 ноября 2011 года № 977 «О Федеральной государственной информационной системе под названием «Единая система по идентификации в инфраструктуре, обеспечивающей технологическое и информационное взаимодействие системы, используемых для предоставления услуг в электронной форме».
Любая медицинская помощь, которая может быть применена с использованием современных медицинских процедур и технологий, должна быть оказана при наличии следующих основных моментов:
1. При учёте процессов и порядка оказания медицинской помощи.
2. В рамках использования и анализа всех рекомендаций экономического характера.
3. Согласно ключевым стандартам предоставления медицинской помощи.
Необходимо понимать, что если медицинская помощь предоставляется благодаря современному механизму телемедицины, то в этом случае её реализация в платной или бесплатной форме оказывается в любых существующих условиях. Таким образом, сами условия предоставления помощи будут определены благодаря тому, в каком фактическом положении находится сам пациент.
Действующее законодательство Российской Федерации говорит о том, что технологии в области телемедицины могут использоваться с учётом представленных ниже форматов профессиональной деятельности:
1. В рамках организации или последующего оказания медицинской помощи в ходе построения дистанционных связей и взаимодействия сотрудников медицинских организаций друг с другом.
2. В процессе создания или предоставления медицинской помощи на основе дистанционного взаимодействия сотрудников медицинских организаций с пациентами, а также при наличии законных представителей.
Определённый момент, который важно учитывать в процессе оказания телемедицинских услуг, содержится в нормах Федерального закона № 323-ФЗ. Суть заключается в том, что дистанционные мероприятия по предоставлению услуг медицинского характера могут быть назначены врачом только после того, когда он очно осмотрел пациента. Изменение ранее установленного лечения может быть внедрено только тогда, когда диагноз установлен, и назначена необходимая помощь с помощью очного осмотра.
Важно понимать, что помощь в области телемедицины может быть предоставлена только теми медицинскими сотрудниками, информация о которых содержится в составе федерального регистра медработников, и при обязательной регистрации медицинских структур и организаций в специальном федеральном реестре. Этот момент особенно важно учитывать, поскольку большинство российских медицинских организаций могут предоставлять услуги в платной форме. Таким образом, помощь в рамках телемедицины не должна быть оказана с помощью телефона, через мобильное приложение или по электронной почте без связи с порталом государственных услуг Российской Федерации. В большей степени всё это связано с тем, что такие каналы связи не отвечают законодательным требованиям, характеризующим защиту и стабильность, а также врачебная тайна подвергается угрозе быть разглашённой. [2]
Консультационные мероприятия в области телемедицины могут быть завершены только тогда, когда пациент или законный его представитель получили специальное заключение в соответствии с консультационными действиями или протоколом консилиума врачей, что в итоге даёт основание приостановить или полностью завершить соответствующую процедуру, заплатив за это установленные в договоре денежные средства.
Подводя общие итоги нужно сделать вывод о том, что значимость использования современных телекоммуникационных технологий в области предоставления платных медицинских услуг важна, так как в связи с большой загруженностью медицинского персонала, а также на основании распространения пандемии коронавирусной инфекции, многие врачи работают на удалённом формате, и пациенты обладают возможностью приобрести базовые рекомендации и все необходимые инструменты поддержки собственного здоровья при помощи взаимодействия с врачом благодаря современным средствам коммуникации.
Литература:
1. Сенина Ю. Е. Цифровые права как новый вид объектов гражданских прав и проблемы их правового регулирования //Интеллектуальные ресурсы-региональному развитию. — 2020. — №. 1. — С. 443–447.
2. Алекперов И. Д., Алекперова Э. А., Алекперова А. И. Кибербезопасность в эпоху цифрового образования //Интеллектуальные ресурсы-региональному развитию. — 2020. — №. 1. — С. 16–19.