Практические аспекты развития творческого мышления младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 декабря, печатный экземпляр отправим 15 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №42 (384) октябрь 2021 г.

Дата публикации: 17.10.2021

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Пищулина, А. С. Практические аспекты развития творческого мышления младших школьников / А. С. Пищулина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 42 (384). — С. 198-200. — URL: https://moluch.ru/archive/384/84638/ (дата обращения: 30.11.2021).



Исследуются практические аспекты развития творческого мышления младших школьников. Рассмотрены результаты исследования по выявлению и обоснованию психолого-педагогических условий, необходимых для развития творческого мышления младших школьников во внеурочной деятельности. Представлен анализ эффективности методов теории решения изобретательных задач (ТРИЗ), а также технологии Нооген, базирующейся на организационно-деятельностных играх.

Ключевые слова: творчество, творческое мышление, младший школьный возраст, креативность, задача, проблема.

Ученые, занимающиеся изучением творческого мышления, отмечают, что для творческого развития ученика необходима гностическая и практическая направленность, обеспечивающая использование творческих решений [3].

Процесс развития творческого мышления младших школьников связан со стратегической организацией мыслительной деятельности при решении новых задач.

Задачи и их решения имеют непосредственное отношение к деятельности людей. Каждый жизненный этап — это постановка и решение все новых задач, стоящих перед людьми. Задача — это цель, заданная в определенных условиях.

Главным в процессе решения задачи с точки зрения психологии мышления является то, как субъект находит принцип, согласно которому выполняются те или иные действия для достижения положительного результата. Будучи объектом мыслительной деятельности, задача содержит в себе как объективную информацию, которая содержится в задачи и определяется ее структурой, так и субъективную, которая является познавательным результатом каждого действия по отношению к задаче [2].

Ряд исследований (Матюшкин А. М., Кудрявцев Т. В., Гурова Л. Л. и др.) рассматривают деятельность, направленную на решение новых задач, как важную форму подготовки учащихся к творческой деятельности, как форму творческой деятельности.

Чтобы проверить данные теоретические положения на практике было проведено исследование, в котором участвовали учащиеся двух первых классов в количестве 25 человек — 13 чел. экспериментальная группа (1А класс) и 12 чел. контрольная группа (1Б класс).

Цель исследования состояла в том, чтобы выявить и обосновать психолого-педагогические условия, необходимые для развития творческого мышления младших школьников во внеурочной деятельности.

В рамках исследования использовались такие диагностические методики, как Тест креативности Торренса и Тест креативности Вильямса. Данные методики позволили проверить следующие критерии сформированности творческого мышления:

1) Беглость мышления;

2) Оригинальность мышления;

3) Гибкость мышления;

4) Точность мышления.

В качестве гипотезы исследования мы предполагали, что развитие творческого мышления младших школьников во внеурочной деятельности будет успешным при соблюдении следующих условий:

  1. Использование личностно-ориентированного подхода в развитии творческого мышления младших школьников.
  2. Применение специальных форм обучения, стимулирующих творческий потенциал учащихся, таких как методы теории решения изобретательных задач (ТРИЗ), технологии Нооген, базирующаяся на организационно-деятельностных играх.
  3. Включение учащихся в групповую проектно-исследовательскую деятельность.
  4. Реализация таких принципов как принятие, поддержка и безоценочность.

В среднем по методике Торренса учащиеся набрали 153,91±10,98 баллов, что свидетельствует о среднем уровне креативности в классе. Можно отметить, что большинство детей с затруднением отвечают на вопросы связанные с моделированием ситуации. То же самое можно сказать о заданиях на усовершенствование.

Основные параметры креативности по тесту Вильямса в исследуемых группах получили среднее выражение.

В целом результаты исследования обосновывают необходимость разработки упражнений по развитию творческих способностей в рамках внеурочной деятельности.

Нами была разработана серия упражнений для развития творческого мышления в рамках внеурочной деятельности. При разработке и подборе упражнений были использованы методы теории решения изобретательных задач (ТРИЗ), а также технологии Нооген, базирующейся на организационно-деятельностных играх. ТРИЗ, или теория решения изобретательских задач (автор теории Г. Альтшуллер) — набор методов решения задач и усовершенствования систем, в основе которых лежит креативный подход. Нооген — это педагогическая технология, базирующаяся на организационно-деятельностных играх, которые были разработаны Г. П. Щедровицким.

Следует отметить, что развитие творческого мышления невозможно без помощи взрослых — родителей и педагогов. Очень важно, чтобы педагог осуществлял процесс формирования творческого мышления учащихся уже с первого класса.

Творческие задатки есть у каждого ребенка. Поэтому задача педагога — увидеть индивидуальную креативность ученика и стремиться развивать ее. Надо стремиться к тому, чтобы обучение было не просто понятным и доступным, но и интересным. Если учебный материал является довольно понятным, доступным, однако сами задачи являются стандартными, шаблонными, то это не вызывает у детей никакого интереса, а не активизирует творческого мышления.

Результаты показывают эффективность разработанных упражнений по развитию творческих способностей в рамках внеурочной деятельности и говорят о подтверждении выдвинутой гипотезы.

В среднем по методике Торренса можно говорить об уверенном увеличении показателей креативности. Можно отметить, что увеличилась гибкость, оригинальность и беглость мышления (рисунок 1).

Распределение факторов креативности по методике Торренса после проведения занятий в экспериментальной группе

Рис. 1. Распределение факторов креативности по методике Торренса после проведения занятий в экспериментальной группе

Как видим, основные параметры креативности по тесту Вильямса в исследуемом классе получили со средних значений выросли до высоких значений (см. рисунок 2).

Распределение факторов креативности по методике Торренса после проведения занятий в экспериментальной группе

Рис. 2. Распределение факторов креативности по методике Торренса после проведения занятий в экспериментальной группе

При этом в контрольной группе результаты практически не изменились.

Проверка результатов по методу «G-критерий знаков» показывает, что сдвиг в сторону изменения проверяемых показателей является достоверным (неслучайным).

Подводя итог, отметим, что в младшем школьном возрасте преобладает наглядно-действенное мышление, основным признаком которого является взаимосвязь мыслительных процессов с практическими действиями, поэтому особую роль играет творческая, созидающая деятельность. Психологический анализ такой деятельности указывает на то, что она возникает постепенно из элементарных и простых форм, которые переходят затем в более сложные. Каждый возрастной период имеет свои собственные особенности проявления, свою форму творчества. У учеников данного возрастного периода — это процесс элементарного творчества. Они не создают ничего нового, не занимаются совершенствованием старых устройств. Однако их деятельность направлена на создание единого целого из частей, на построение определенной конструкции.

В процессе творческой деятельности младшие школьники уточняют свои представления об окружающих предметах, глубже и полнее познают такие свойства предметов как форма, величина, комбинирование элементов, конструкция. В ходе последовательных практических преобразований объект, на который направлена деятельность, выступает перед ребенком с разных сторон, дает толчок к мышлению.

Творческие задачи предусматривают преимущественно организацию поисковой деятельности, связанную с выбором оптимальных вариантов решение данной задачи. Исходя из этого, творческие задачи можно отнести к проблемным задачам, выполнение которых проходит в ходе поиска и комбинирования, которое осуществляется на определенном материале. Эта творческая деятельность ученика и с психологической точки зрения представляет собой путь к открытию, который в рамках личностного контекста может быть не менее тяжелым, чем у профессионала.

Таким образом, вопросы развития творческого мышления младших школьников требуют дальнейших исследований.

Литература:

  1. Брушлинский А. В. Психология мышления и проблемное обучение. — М.: Знание, 2013. — 96 с.
  2. Гурова Л. Л. Психологический анализ решения задач. — Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1976. — 324 с.
  3. Жариков Е. С., Золотов А. Б. Как приблизить час открытий: введение в психологию научного труда / Е. С. Жариков, А. Б. Золотов. — Кишинев: Изд-во «Штиинца», 2015. — 324 с.
  4. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики/ А. Н.Леонтьев. — М., 2011. — 580 с.
  5. Матюшкин А. М. Творческое мышление. — М., 1965. — 385 с.
Основные термины (генерируются автоматически): творческое мышление, внеурочная деятельность, задача, развитие, творческая деятельность, школьник, экспериментальная группа, возрастной период, контрольная группа, младший школьный возраст.


Задать вопрос