В статье рассмотрены вопросы возникновения гражданской ответственности при оказании медицинской помощи, приведены примеры некачественного оказания медицинских услуг, гражданско-правовая ответственность за причинение вреда медицинским работником, пример решения подобных правовых вопросов в медицине РК.
Ключевые слова: гражданско-правовая ответственность, медицина, медицинский работник, пациент, вред, причинно-следственная связь, ответственность за причиненный ущерб.
В юридической литературе в качестве условий наступления гражданско-правовой ответственности рассматривают: наличие вреда, неправомерность действий (бездействий), причинно-следственная связь и вина причинителя вреда. Рассмотрим каждый из них в отдельности применительно к правоотношениям между пациентом и медицинским учреждением и его медработниками.
В юридической литературе понятие вреда не является однозначным и строго определённым. О вреде говорят, как при повреждении или уничтожении имущества, так и при причинении смерти или повреждении здоровья, даже если последнее не повлекло за собой утраты трудоспособности и заработка. Во всех случаях имеются в виду те отрицательные последствия, которые наступают при ущемлении принадлежащих потерпевшему имущественных или неимущественных благ. В широком смысле под вредом понимается всякое умаление охраняемого законом блага.
В силу специфики медицинской деятельности, обеспечивающей доступ медицинским работникам к телу человека, сопровождающейся возможностью непосредственного неконтролируемого влияния медиков на человеческий организм, некоторые ученые рассматривают медицинскую деятельность как источник повышенной опасности, а вред, нанесенный медицинскими работниками здоровью пациента, как вред, нанесенный источником повышенной опасности.
Имеют место две формы причинно-следственной связи между действиями медработников и неблагоприятным исходом. В одном случае нарушение здоровья или смерть явились прямым последствием таких действий: повреждение какого-либо органа во время операции, оставление инородного тела в операционной ране, введение противопоказанного лекарства и пр.
В ином случае действия медработника (в виде неадекватного лечения, отказа в госпитализации и пр.) стали причиной снижения результативности оказываемой медицинской помощи, чем не воспрепятствовали «естественному» неблагоприятному течению болезненного процесса, наступлению вредных последствий.
В качестве примера причинно-следственной связи между действиями медработников и нанесением вреда здоровью пациента может быть рассмотрен случай, имевший место в Санкт-Петербурге в январе 2016г. Интернет-портал «Первого канала» в своей статье «В Петербурге врачи при проведении кесарева сечения оставили в животе пациентки простыню» раскрывает подробности вопиющего случая профессиональной медицинской безответственности.
В клинике Петербургского медицинского университета пациентке было проведено кесарево сечение, после которого на протяжении двух суток роженица находилась в реанимации, постоянно испытывая сильнейшие боли в животе. При выписке комиссия, в числе заведующего отделением и четырех врачей ничего необычного не заметила. Пациентка обратилась в другую клинику, где ей провели компьютерную томографию, и обнаружили в брюшной полости инородное тело значительных размеров. В срочном порядке женщина была прооперирована. В выписном эпикризе изложено, что хирургами была изъята «пропитанная гноем простыня, ограниченная капсулой абсцесса.
Уголовное дело по данному факту было возбуждено. Женщина призналась, что руководство университета пыталось договориться с ней без суда. Её страдания были оценены клиникой в 100 тыс. рублей.
В прошлом году именно в Петербурге имел место своего рода рекорд — 15 млн. рублей получила женщина, доказавшая ошибку врача: ошибочный метод проведения родов, вследствие которой через 2 года после рождения её сын умер. Количество случаев нанесения вреда жизни и здоровью пациентов при оказании медицинских услуг приобретает возрастающее значение, что требует особой правовой охраны и защиты интересов лиц, пострадавших от некачественного оказания медицинской помощи. В вопросах причинно-следственной связи бездействий медицинского работника и вредом обратимся к мнению Л. Майданик: «…решение вопроса о наличии или отсутствии причинной связи при бездействии не должно быть связно с установлением степени вероятности возможного предотвращения вредного последствия медицинским работником. Бездействие медицинского персонала не будет причиной только в том случае, если он не обязан совершать действия для предотвращения вредного последствия, не было фактической возможности его совершить и данные действия достоверно не могли предотвратить наступление вредного последствия».
Как правило, вина является основанием ответственности за невыполнение или неподобающее выполнение обязательства. В юридической литературе, под виной понимается непринятие правонарушителем всевозможных мер по устранению неблагоприятных последствия своих действий, обязательных при той степени внимательности и предусмотрительности, требуемых от него в соответствии с характером лежащих на нем обязанностей и конкретными условиями гражданского оборота.
В отличие от уголовного права, где форма и вид вины имеют решающее значение при квалификации правонарушений и назначении меры наказания, гражданское законодательство исходит из позиции причинения вреда личному неимущественному благу — жизни и здоровью. Причем оказание медицинской помощи должно преследовать цель улучшение здоровья и устранение угрозы жизни и здоровью, а не причинение еще большего вреда. Е. А. Суханов отмечает, что в гражданских правоотношениях, фактически, значение придается не вине как условию ответственности, а доказываемому правонарушителем отсутствию вины как основанию его освобождения от ответственности.
Таким образом, сложилось мнение, что пациент абсолютно не защищен от предоставления некачественной медицинской услуги по двум причинам: государством не обеспечивается контроль данной сферы деятельности и в праве отсутствуют действительные инструменты воздействия пациента на исполнителя. Подобная ситуация недопустима, что требует разработки соответствующих нормативно-правовых актов, регулирующих данную сферу деятельности, обеспечивая «прозрачность», медицинской помощи — как услуги, для контролирующих организаций по внешней экспертизе качества предоставляемых медицинских услуг.
В Республике Казахстан с 1 января 2020 года внедрено обязательное социальное медицинское страхование, оператором которого является Некоммерческое акционерное общество «Фонд социального медицинского страхования» (далее — ФСМС). В компетенции ФСМС входит мониторинг качества оказываемых поставщиками (медицинскими организациям, физическими лицами) медицинских услуг. ФСМС был определен единым закупщиком медицинских услуг в соответствии с Кодексом РК «О здоровье народа и системе здравоохранения» от 18 сентября 2009 года № 193-IV и другими нормативными документами. Данный статус предполагает деятельность Фонда по аккумулированию отчислений и взносов в системе обязательного социального медицинского страхования, оплату услуг субъектов здравоохранения по оказанию медицинской помощи в системе обязательного социального медицинского страхования (далее — ОСМС), а также в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи (далее — ГОБМП). Фонд осуществляет деятельность по ведению учета потребителей медицинских услуг в системе ОСМС, учета субъектов здравоохранения, осуществляющих оказание медицинской помощи в системе ОСМС и в рамках ГОБМП, а также по созданию и развитию информационной системы и электронных информационных ресурсов системы ОСМС, технологически связанные с государственной монополией. Отношения с государством направлены на поддержание прозрачности по основной деятельности и обеспечение финансовой устойчивости системы ОСМС. Фонд, владельцем управляющего пакета акций которого является Министерство здравоохранения РК (далее — М3 РК), участвует в государственных программах развития здравоохранения и руководствуется всеми нормативными документами М3 РК, применимыми к его деятельности.
Внедрение ОСМС предусматривает трехуровневую систему медицинского обеспечения населения. Первый уровень обеспечивает предоставление ГОБМП за счет государственного бюджета для всех граждан РК, оралманам и постоянно проживающим иностранцам. Второй уровень — пакет ОСМС для застрахованного населения, который обеспечивает услуги сверх ГОБМП и включают: консультативную, диагностическую помощь и бесплатное рецептурное лекарственное обеспечение по широкому спектру заболеваний; стационарозамещающую помощь, плановую стационарную помощь, реабилитацию и восстановительное лечение. Третий уровень — это медицинские услуги, не входящие в пакеты ГОБМП и ОСМС. Они предоставляются платно или за счет добровольного медицинского страхования.
Литература:
- Смирнов В. Т. Обязательства, возникающие из причинения вреда. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1973. С. 26
- Постановление Правительства Российской Федерации от 17.08.2007 года № 522 (в редакции от 24.03.2011г.) «Об утверждении Правил определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека» // Собрание законодательства РФ. 2007. № 35. Ст.4308
- Приступа С. Н. Ответственность за причинение вреда источником повышенной опасности: Учеб. пособие. Харьков, 1986. С. 76; Муравьева Е. В. Гражданско-правовая ответственность в сфере медицинской деятельности: Автореф. дис....канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2004.
- Гражданское право: Учебник. В 2 т. Т. 1/ Отв. ред.проф. Е. А. Суханов. М., 2000.