Социальное предпринимательство в индустрии гостеприимства | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 декабря, печатный экземпляр отправим 15 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №41 (383) октябрь 2021 г.

Дата публикации: 08.10.2021

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Данилина, М. Н. Социальное предпринимательство в индустрии гостеприимства / М. Н. Данилина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 41 (383). — С. 159-163. — URL: https://moluch.ru/archive/383/84491/ (дата обращения: 03.12.2021).



В научной статье рассматривается сущность социального предпринимательства в индустрии гостеприимства. Определяются основные виды социального предпринимательства. В работе рассматривается зарубежный и отечественный опыт в сфере HoReCa. Выявляется потребность развития социального предпринимательства в индустрии гостеприимства. Предлагаются пути решения проблем социального предпринимательства. Научная новизна статьи заключается в исследовании социального предпринимательства в индустрии гостеприимства на территории Российской Федерации.

Ключевые слова: социальное предпринимательство, виды социального предпринимательства, индустрия гостеприимства.

Понятие социального предпринимательства закреплено в ФЗ от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» и звучит так: «Социальное предпринимательство — предпринимательская деятельность, направленная на достижение общественно полезных целей, решение социальных проблем граждан и общества».

Эволюционирование обычного предприятия общественного питания в объект социального бизнеса — процесс закономерный, так как он находится на пересечении бизнеса и благотворительности, решает важные социальные и культурные задачи общества, а также позволяет адаптироваться социально незащищенным категориям граждан. При этом такой вид бизнеса тоже может приносить прибыль своим владельцам.

Социальное предпринимательство основано на применении принципов, инструментов и технологий традиционной предпринимательской деятельности, а также на использовании инновационных методов ведения бизнеса, направленных на решение актуальных проблем общества, таких как: бедность, безработица, положение людей с ограниченными возможностями, социальное неравенство, уровень жизни и прочие, нерешенность которых, в дальнейшем может послужить причиной экономической нестабильности и ослабления общего благосостояния страны.

Так в Лондоне существуют: кафе Brigade, принимающее людей, которые рискуют потерять жилье или работу (или уже их потеряли); кофейня Brewbird, где пекари и кондитеры только что вышли из тюрьмы; СabinCafé, расположенное на территории тюрьмы HydebankWood, где работают только заключенные; кафе Paper&Cup для реабилитации алкоголиков и наркоманов.

В Российской Федерации социальное предпринимательство в сфере гостеприимства еще очень молодо. Актуальность темы данного исследования подчеркивает и тот факт, что отсутствуют работы, сделанные на материалах российских компаний в индустрии HoReCa. Понимание основных бизнес-моделей социального предпринимательства и институциональных особенностей их формирования имеет важное значение, как с практической точки зрения, так и с теоретической, так как может повысить эффективность функционирования организаций, потому что оно:

– нацелено на достижение самоокупаемости или даже на прибыль, т. е. социальные предприятия не зависят или зависят в существенно меньшей степени, чем традиционные благотворительные организации, от постоянного потока пожертвований;

– ориентировано не на помощь конкретным людям, а на создание условий, при которых будет решена сама социальная проблема, поставившая людей в тяжелое положение;

– основано на идеологии рынка и свободной конкуренции, а не на идее более справедливого и гуманного перераспределения.

Социальное предпринимательство делится на 4 категории:

  1. Обеспечение занятости граждан, отнесенных к категориям социально уязвимых.
  2. Обеспечение реализации товаров (работ, услуг), произведенных гражданами, отнесенными к категориям социально уязвимых.
  3. Производство товаров (работ, услуг), предназначенных для граждан, отнесенных к категориям социально уязвимых.
  4. Деятельность, направленная на достижение общественно полезных целей и решение социальных проблем общества.

По данным Единого Реестра субъектов малого и среднего предпринимательства социальный бизнес ведут 60 % индивидуальных предпринимателей, 40 % — юрлица. 90 % социальных предприятий относятся к категории микропредприятий.

Из общего числа социального предпринимательства:

16 % — направлено на дополнительное образование,

13 % — услуги по дневному уходу за детьми,

10 % — деятельность в области физкультуры, спорта и оздоровления,

7 % — область здравоохранения,

5 % — творчество и искусство,

4 % — отдых и развлечение,

3 % — дошкольного образования.

В 29 регионах России не было зарегистрировано ни одного социального предприятия. По данным за 2021 год, популярность данного типа предпринимательства в России все еще остается низкой. По статистике социальным бизнесом владеют не более 1 % предпринимателей. Основной портрет предпринимателей в этой сфере: женщины от 30–60 лет. Это информация тоже не стала новостью, так как исследования доказали, что женщины более эмпатичны и сострадательны, чем мужчины.

Исходя из анализа данных Единого Реестра, можно сделать вывод, что социальных предприятий в индустрии гостеприимства либо совсем нет, либо они представлены в малом количестве.

При дальнейшем изучении, было выявлено всего 3 предприятия общественного питания с социальными мотивами в России.

Одно предприятие расположено в Санкт-Петербурге, носит название «Огурцы». В 2018 году Мария Грекова при поддержке анимационной студии «Да» и Фонда президентских грантов основала пространство «Простые вещи», на базе которого изначально была кухня и ребята осваивали поварское ремесло. Все лето ребята из кулинарной мастерской ездили на городские фестивали с мобильным кафе: пекли вафли, варили кофе, знакомились с гостями. В августе команда объявила о сборе средств на запуск кафе.Посредством краудфандинговой платформы удалось собрать 860 тысяч рублей.

Общая вместимость: 70 человек.

Ценовой диапазон: средний.

Кухня: вегетарианская.

Вегетарианская кухня обусловлена тем, что когда на кухне только овощи, её гораздо проще организовать по нормам СанПиНа, чем кухню, на которой есть и рыба, и мясо, и яйца.

При кафе организовали магазин с изделиями ручной работы: можно купить фартуки, футболки, шоперы, открытки, кружки, тарелки, деревянные доски, сделанные мастерами с особенностями развития.

Численность персонала: в кафе работают 15 человек, 6 из них «особые мастера» — люди с особенностями развития психики и интеллекта. Ребята работают на баре, кухне, кассе, а также работают помощниками администратора.

В «Огурцах» проводят киновечера, концерты, а также встречи с кураторами социальных проектов и кулинарные мастер-классы.

Другое предприятие расположено в Махачкале. Идейным вдохновителем проекта стала руководительница Дагестанской региональной общественной организации помощи инвалидам «Жизнь без слез» Айшат Гамзаева. Президентский грант в размере 2 млн. рублей помог в реализации проекта кафе «Время перемен» . Реальная стоимость проекта составила около 8 млн. рублей, основную часть финансирования составили средства спонсоров и благотворительных фондов.

Общая площадь 200 кв. метров, на втором этаже оборудован зал для занятий с детьми с особенностями развития. Открыт учебный класс, где подростки с ограниченными возможностями здоровья смогут выучиться на помощников поваров.

Ценовой диапазон: средний.

Кухня: европейская, японская.

Численность персонала: Реализация проекта позволила получить работу 15 людям с особенностями физического развития. Для кафе закупили оборудование, позволяющее максимально автоматизировать процесс. С персоналом работают специальные тренеры и два повара-наставника.

Кафе рассчитано на то, чтобы люди с ограниченными возможностями могли в нем работать и посещать его без каких-либо сложностей. На входе оборудованные пандусы, внутри все проемы сделаны для беспрепятственного проезда колясочников, а санузел оборудован поручнями. Между столами большие расстояния, чтобы спокойно можно было проехать на коляске. Из-за этого сократилось количество посадочных мест. Вдоль окна заниженная барная стойка.

Последний проект в рамках социального предпринимательства в индустрии гостеприимства расположен также в Санкт-Петербурге, но направлен на другую группу «уязвимого» населения. Идейным вдохновителем проекта выступила директор «Центра социальной адаптации святителя Василия Великого» Юлианна Никитина. Воспитанников в Центр социальной адаптации святителя Василия Великого направляют суды, уголовно-исполнительная инспекция, комиссии по делам несовершеннолетних, иногда ребята приходят сами. Основные статьи: употребление и распространение наркотиков, воровство, грабежи, разбой. Если воспитанник успешно проходит курс, ему могут досрочно снять условный срок.

Помещение длительное время находилось в собственности центра, поэтому и приняли решение о создании кофейни «Просто» . За счет гранта закупили оборудование. ООО «Глория», официальный дистрибьютор итальянской компании Goppion Cafe предоставила в безвозмездное пользование кофемашину и обучила воспитанников, работающих в проекте.

Ценовой диапазон: средний.

Кухня: кофе, десерты.

В кофейне «Просто» подростки знакомятся с профессией бариста. Их всегда готов проконсультировать профессиональный бариста (он же социальный педагог Центра), 7 лет проработавший в кофейнях Петербурга.

В творческом пространстве кофейни проходят лекции, мастер-классы и еженедельный киноклуб для воспитанников Центра, волонтеров и детей из семей в трудной жизненной ситуации. Также здесь воспитанники и их семьи работают с психологом. Кафе проводит различные образовательные лекции для студентов, психологов, социальных работников.

Чтобы понять, перекрывают ли существующие социальные бизнес-модели потребности каждой из указанных «уязвимых» групп, обратимся к статистике.

Обратимся к численности инвалидов в разрезе субъектов РФ, по возрастным группам, уровню безработицы.

Только в центральном федеральном округе 2748042 инвалидов.

Численность инвалидов трудоспособного возраста составляет: 4116775 человек.

По законодательству РФ принимать на работу можно сотрудников 2 и 3 групп инвалидности. Общая численность которых составляет: 9522795 человек.

На 2021 год уровень безработицы физической инвалидности 2 группы составляет 16,4, а инвалидности 1 группы -15,4.

Уровень участия в составе рабочей силы

Уровень

занятости

Уровень безработицы

Инвалиды 2 группы

6,5

5,4

16,4

Инвалиды 3 группы

17,7

15,0

15,4

Отдельная статистика по занятости людей с ментальными нарушениями не ведется.

По закону российские компании обязаны принимать работников с ограниченными возможностями: квота — от двух до четырех процентов в зависимости от общего числа сотрудников. Однако, многим компаниям проще заплатить штраф, чем нанимать инвалидов: это связано как с неподготовленностью мест, так и коллектива. При этом у работодателей есть законное право отказать в трудоустройстве, если у них нет должности с простым функционалом, а особенному кандидату не хватает квалификации.

Далее рассмотрим численность преступлений, совершенными несовершеннолетними и долю по видам совершения преступлений.

Как видно из графика, прирост преступлений, совершенных несовершеннолетними, значительно вырос по сравнению с 2018 и 2019 годами.

Большая доля по видам преступлений приходится на кражу (158 УК РФ), грабеж (161 УК РФ) и неправомерное завладение транспортным средством (166 УК РФ).

Исходя из проведенного анализа, можно сделать вывод, что существующие предприятия не могу перекрыть потребности каждой из категории, так как их попросту недостаточно. Таким образом социальное предпринимательство в сфере гостеприимства представляет собой голубой океан, т.е свободные от конкуренции ниши, где спрос не завоевывается, а создается.

Проанализировав зарубежный и отечественный опыт социального предпринимательства в сфере HoReCa, можно сделать следующие выводы:

Основная миссия проектов: создание рабочих мест, социальная адаптация и интеграция особой группы людей, разрушение стереотипов о них у общественности.

Формирование: путем ознакомления с зарубежным и отечественным опытом.

Освоение рынка социального предпринимательства в сфере HoReCa : «голубой океан».

Основные средства: гранты, благотворительные фонды и краудфандинговые платформы.

Ценовой диапазон: демократический/ средний.

Маркетинговые компании: различаются клиенты (те, кто платит) и благополучатели (те, кому нужен продукт). Социальному предпринимательству важно проводить разные маркетинговые кампании для этих целевых аудиторий.

Социальные проекты смогут развиваться должным образом, если государство будет оказывать поддержку, необходимую для развития:

– Поддержка в организации и участии в выставках, ярмарках;

– Содействие в получении производственных площадей и помещений для осуществления основной деятельности;

– Содействие в получении налоговых льгот и вычетов;

– Содействие в получении сервисного и технологического обеспечения;

– Поручительство по займам и другая господдержка.

Литература:

  1. Войнова, О.А., Козлова, О. А. Эволюция концепции социального предпринимательства / О. А. Войнова, О. А. Козлова // Вестник ЗабГУ. — 2016. — № 1. — С. 105
  2. Науменко, Е.Е., Прилуцкая Клавдия Павловна Социальное предпринимательство в России / Е. Е. Науменко // Economics. — 2016. — № 11 (20). — С. 47.
  3. Полтавский, И. В. Социальное предпринимательство и его роль в современном обществе / И. В. Полтавский // Молодой ученый. — 2016. — № 8.1 (112.1). — С. 49.
  4. Сулимин, В. В. Сущность социального предпринимательства в России / В. В. Сулимин // Международный журнал прикладных наук и технологий «Integral». — 2019. — № 3. — С. 278.
  5. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 N 209-ФЗ (последняя редакция). Консультант Плюс. Электронный ресурс: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/
  6. Численность инвалидов. Федеральная государственная информационная система. Электронный ресурс: https://sfri.ru/analitika/chislennost
  7. Положение инвалидов. Федеральная служба государственной статистики. Электронный ресурс: https://rosstat.gov.ru/folder/13964
  8. Численность преступлений, совершенными несовершеннолетними. Портал правовой статистики. Электронный ресурс: http://crimestat.ru
Основные термины (генерируются автоматически): социальное предпринимательство, индустрия гостеприимства, ценовой диапазон, отечественный опыт, социальный бизнес, УК РФ, уровень безработицы, идейный вдохновитель проекта, общественное питание, Российская Федерация.


Ключевые слова

индустрия гостеприимства, социальное предпринимательство, виды социального предпринимательства
Задать вопрос