Автор: Михайлец Андрей Валерьевич

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №5 (109) март-1 2016 г.

Дата публикации: 04.03.2016

Статья просмотрена: 493 раза

Библиографическое описание:

Михайлец А. В. Перспективы внедрения инновационных методов управления в индустрии гостеприимства // Молодой ученый. — 2016. — №5. — С. 374-377.



В статье рассматриваются инновационные технологии и методы управления в разрезе ключевых аспектов внедрения применительно к индустрии гостеприимства и туризма, приведено теоретическое обоснование термина «инновация», рассмотрены основные положения ученых, работающих в области менеджмента и инноваций. Автором исследуются особенности международного опыта внедрения, оцениваются преимущества западных подходов к управлению инновациями, изучается классификация инновационного управления с точки зрения стратегического менеджмента и конкурентной политики компаний, оцениваются перспективы внедрения инновационных технологий и методов управления в индустрии гостеприимства.

Ключевые слова: гостиничный бизнес, управление, инновации, стратегический менеджмент

В современной инновационной сфере есть немало противоречий. С одной стороны, Россия выступает на мировом рынке как государство с высоким научно- техническим потенциалом, с другой стороны, разработку и освоение инноваций сегодня осуществляют менее 10 % предприятий [3]. Выход России на новый уровень хозяйственных отношений, характеризующийся началом активных интеграционных процессов в мировую экономическую систему, создает предпосылки для появления более жестких требований к повышению конкурентоспособности страны, технической реконструкции устаревшего производственного аппарата и привлечение в действующее производство инвестиционных капиталов.

Успешность гостиничного предприятия зависит от множества факторов: ассортимента, сервиса и качества услуг, модели управления, рыночных факторов, конкурентной среды и пр. Однако, в условиях роста инвестиционной привлекательности гостиничного сектора, для выживания на рынке и достижения необходимых конкурентных позиций гостиницам недостаточно соблюдать высокие стандарты сервиса. Именно поэтому в гостиничном бизнесе в качестве практического инструмента повышения эффективности деятельности активно используются инновационные технологии. В этой связи возрастает необходимость и значимость разработки и применения инновационных методов управления гостиничным хозяйством.

Термин «инновация» как новая экономическая категория был введен в научный оборот австрийским ученым Й.Шумпетер в первом десятилетии ХХ века. В своей работе «Теория экономического развития» (1911 г.) Й.Шумпетер впервые рассмотрел вопросы новых комбинаций изменений в развитии и дал полное описание инновационного процесса. Под инновацией он подразумевал изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных, транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности. Ф. Пиксон считает, что инновация — это совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных процессов и оборудований. Российский ученый В.П. Власов отмечает, что под «инновацией» подразумевается коммерциализация результатов творческого труда, в т. ч. и в гуманитарных областях знаний, реализуемых на рынке товаров и услуг. [9]

В мировой экономической литературе «инновация» интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса (НТП) в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам. Субъекты инновационного процесса делятся на новаторов, ранних реципиентов, раннее большинство и отстающих.

Новаторы являются генераторами научно-технических знаний. Это могут быть индивидуальные изобретатели или исследовательские организации. Они заинтересованы в получении части дохода от использования изобретений. В качестве ранних реципиентов выступают предприниматели, первыми освоившие новшество и стремящиеся к получению дополнительной прибыли путем скорейшего продвижения новшеств на рынок. Они получили название «пионерских организаций». Раннее большинство представлено фирмами, первыми внедрившими новшество в производство, что обеспечивает им дополнительную прибыль [4].

Именно к ранним реципиентам можно отнести гостиничные предприятия, поскольку они не генерируют научно-технические знания. Гостиницы заинтересованы во внедрении и освоении инноваций поскольку это позволяет данным предприятиям получить конкурентное преимущество. Чаще всего это присуще международным сетевым гостиницам, которые имеют возможности для вложения значительных средств в разработку.

Ценность инновационного подхода к управлению гостиничным хозяйством заключается в осуществлении инновационного процесса как комплекса мер, включающих в себя разработку и внедрение методов, придающих практическую значимость развитию и реализации потенциала предприятий индустрии гостеприимства на базе имеющихся ресурсов в условиях ограниченности средств.

В современных условиях возможности государственного и общественного регулирования процесса управления инновациями в гостиничной индустрии значительно сократилась. Прежде всего, это связано с присутствием на рынке значительного количества объектов гостиничной инфраструктуры с устаревшей материальной базой и моделью управления, являющейся «советским наследием», управляемым ситуационно без применения системы ключевых показателей в связи с особенностями администрирования: существенная часть объектов гостиничной инфраструктуры является непрофильными активами ФГУПов, банков и крупных холдингов.

В то же время, появляется необходимость построения многофункциональной системы управления инновациями в условиях динамических изменений институциональной среды: накоплен теоретический материал, а современная практика управления инновациями требует системного подхода [2]. Для поддержания конкурентоспособности и активного развития гостиничных предприятий в условиях кризиса, а также для привлечения туристов в гостиницах России необходимо активное внедрение инновационных методов управления, применяемых ведущими мировыми гостиничными предприятиями.

Мировой опыт показывает, что переход предприятий гостиничного хозяйства на автоматизированное обслуживание с помощью применения современных систем бронирования, программ лояльности, технологий виртуальной реальности, интерактивных мессенджеров, автоматизированных систем управления, таких как «умный дом» и пр. позволяет существенно экономить на временных издержках, повышать качество и снижать себестоимость услуг [5]. Таким образом, роль инноваций в менеджменте в гостиничном хозяйстве неуклонно растет.

Международные гостиничные операторы успешно используют инновационные технологии в своей работе: уже с 2014 года отели, находящиеся под управлением «Starwood», используют систему «умных замков», позволяя потребителям попадать в гостиничные номера с помощью мобильных приложений, минуя стойку регистрации. В результате менеджмент экономит ресурсы и сокращает время поселения, формируя конкурентное преимущество с помощью создания трудно копируемой технологической экосистемы [11]. Гостиничный бренд Marriott использует инновационные технологии в качестве маркетинговых акций: очки виртуальной реальности позволяют потенциальному постояльцу оказаться на виртуальной экскурсии в одном из отелей сети.

Российские гостиничные цепочки в качестве инноваций в основном используют электронные системы управления. Отели подключаются к специализированным системам, которые анализируют эффективность работы каналов продаж, управляют квотами, ассортиментом и тарифами. Также прочно вошли в жизнь современных отелей системы онлайн-бронирования, по факту заменяющие часть персонала с функциями менеджеров по продажам и бронированию; появляются новые приложения, например, Hotel Tonight, позволяющие бронировать услуги «день в день».

Эффективный гостиничный менеджмент включает в себя одинаковый учет экономических, экологических и функциональных аспектов, а также капиталовложений, издержек производства и качества процессов наряду с комфортом, здоровьем и удовлетворением потребностей. Данный подход международных застройщиков и инвесторов получил название «the blue way» (Голубая устойчивость). Понятие включает в себя комплекс мероприятий по экономии затрат, эффективному планированию, повышению уровня сервиса, переориентацию в пользу экологических технологий [6].

Инновационные процессы как объект управления характеризуются неопределенностью: они, за редким исключением, являются вероятностными. Это также накладывает характерный отпечаток на управление, требует не только взаимосвязи различных новшеств, но и решения более сложных задач, обеспечивающих достижение поставленных целей в условиях неопределенности [3].

Риск, связанный с новаторством велик, но столь же велики и связанные с ним материальные выгоды. Залогом успешной инновационной деятельности служит создание добротной организационной структуры для работы с идеями новых товаров, проведения серьезных исследований и принятия обоснованных решений на каждой стадии создания новинки. Решение этих задач является объектом инновационного менеджмента. Специфика инновационного менеджмента заключается в том, что это единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательскую деятельность и управление в единое целое [7].

Составляющей частью инновационной политики организации являются инновационные стратегии. Под инновационной стратегией понимается система долгосрочного распределения ресурсов между различными вариантами инновационного развития системы, а также их перераспределения вследствие изменения внешних и внутренних условий ее функционирования [3].

Научный подход к стратегическому управлению требует сознательного конструирования концепции, отражающей конкретные условия управления, что позволяет учитывать факторы, в наибольшей степени влияющие на эффективность стратегического управления. Приведем мнения нескольких крупных теоретиков стратегического менеджмента. И. Ансофф выделяет следующие основные подходы к построению стратегии [1].

  1. Основной задачей стратегического планирования является новаторство. С учетом сложности и неопределенности рыночной действительности уменьшаются возможности предвидения событий и реагирования на них; а это значит, что компании должны выступать инициаторами инновационных решений в области создаваемых ими продуктов, услуг, производственных процессов, способствующих усилению их конкурентной позиции.
  2. Реакция на изменения внешней среды, которая заключается в инновационности корпоративного предпринимательства. Основная цель опередить своих конкурентов в скорости адаптационных процессов. Вывод новых поколений продукции на рынок, существенно превосходящей по своим свойствам и характеристикам конкурентов; способность удовлетворять меняющиеся потребности рынка позволяет компании достигать успеха в быстроменяющемся рыночном окружении.
  3. Совокупность компетенций компании, которые будут является источником ее долгосрочной конкурентной позиции. Эффективная комбинация ключевых компетенций предприятия, по мнению Ансоффа включает: организационную структуру, систему менеджмента, свойства лидера, процесс создания добавленной стоимости в компании.
  4. Взаимосвязь между стратегией и организационной культурой компании, что обусловливает выбор стратегического поведения и позволяет извлекать выгоды в условиях изменения окружающей среды.

Концепцию стратегического менеджмента, предложенную А. А. Томпсоном-мл. и А. Дж.Стриклендом [10] можно представить в виде цикла основных задач (рис. 1).

Таким образом, современные концепции стратегического управления свидетельствуют об интеграции стратегического и инновационного менеджмента, поскольку стратегия — это изменения; а изменения, направленные на совершенствование какого-либо процесса, продукта или рынка — это инновации. Сравнение этапов развития стратегического и инновационного управления показывает, что они находятся во взаимосвязи и эволюционируют как реакции хозяйствующих субъектов на усложнение внешних условий ведения бизнеса [8].

Рис. 1. Концепция стратегического менеджмента А. А. Томпсона-мл. и А. Дж. Стрикленда

Для реализации эффективной стратегии управления необходимо развитие интеллектуального капитала компании, внедрение политики непрерывного совершенствования, развитие у персонала необходимых компетенций с целью эффективного выполнения стратегических задач, достижение конкурентного преимущества за счет более эффективной цепочки ценностей при распределении ресурсов по стратегически важным звеньям. Кроме того, необходимо учитывать влияние Интернет- технологий и Интернет-экономики на современный бизнес, под воздействием которых происходит формирование отраслевых и корпоративных цепочек ценностей, а электронная коммерция становится основной движущей силой развития стратегического управления. Также при разработке стратегии развития международных и глобальных рынков, что особо актуально в индустрии гостеприимства, следует принимать во внимание значимость культурных и демографических различий рыночных условий в разных странах.

Повышение эффективности производства на предприятии сферы услуг является показателем успешной целенаправленной деятельности по созданию, распространению и эффективному применению новшеств в управлении ресурсами, в т.ч. трудовыми. Основной же задачей инновационной деятельности в гостиничном менеджменте, является активизация процессов инновационного управления с применением системного подхода и масштабирования достигнутых результатов.

Таким образом, инновационная деятельность в индустрии гостеприимства России нуждается в совершенствовании и более широком изучении методов стратегического управления, построении системы эффективного внедрения и масштабирования инноваций.

Литература:

  1. Ансофф И. Стратегический менеджмент // под ред. А. Н. Петрова. -СПБ.: Питер, 2011.-344.
  2. Гареев Р. Р. Инновационный менеджмент в гостиничном предприятии // Молодой ученый. — 2014. — № 19. — С. 280-284
  3. Сергей Сергеевич Скобкин. Экономическая стратегия развития гостиничного, ресторанного и туристического предприятия (монография) / Скобкин Сергей Сергеевич. Москва, 2011
  4. Скобкин С.С. Менеджмент в туризме: учебное пособие // Магистр: ИНФРА-М. 2015.-448 С № 5-2. С. 323-344.
  5. Скобкин С.С. Модель интегративных этапов стратегического развития предприятий. // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. 2011. № 6. С. 55-61.
  6. Спирина А. М. Характеристика теоретических подходов к стратегическому планированию на предприятии // Молодой ученый. — 2012. — № 1. Т.1. — С. 144-150
    Основные термины (генерируются автоматически): индустрии гостеприимства, стратегического менеджмента, стратегического управления, инновационных методов управления, инновационного управления, инновационного менеджмента, инновационного процесса, инновационные технологии, управления инновациями, инновационной деятельности, классификация инновационного управления, Молодой ученый, развития стратегического, процессов инновационного управления, объектом инновационного менеджмента, зрения стратегического менеджмента, развития гостиничных предприятий, Специфика инновационного менеджмента, развития стратегического управления, методов стратегического управления.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос