Актуальные проблемы социального предпринимательства | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 июля, печатный экземпляр отправим 22 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №46 (284) ноябрь 2019 г.

Дата публикации: 15.11.2019

Статья просмотрена: 455 раз

Библиографическое описание:

Ершова, З. И. Актуальные проблемы социального предпринимательства / З. И. Ершова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 46 (284). — С. 335-338. — URL: https://moluch.ru/archive/284/63938/ (дата обращения: 07.07.2020).



Ключевые слова: предпринимательство, социальное предпринимательство, социальная деятельность, социальные проблемы граждан.

Для социально-экономического развития России социальное предпринимательство является важным источником, потому что, одновременно решаются социальные проблемы и разрабатываются инновационные, уникальные продукты, что позволяет в долгосрочной перспективе осуществлять экспорт данных продуктов за границу, получая прибыль и статус государства, заинтересованного в развитии мирового социума.

В подтверждении при этом, по мнению специалистов, социальное предпринимательство в России на сегодняшний день развито достаточно слабо. В настоящее время в России низкий уровень развития гражданского сознания у россиян, политическая и экономическая нестабильность, коррупция, низкий уровень развития культуры, повторяющиеся западные бизнес модели без должной адаптации для российских условий.

В научной и научно-популярной зарубежной литературе прослеживаются различные подходы при определении социального предпринимательства. Рассмотрим в таблице 1. мнение авторов на определение социального предпринимательства.

Таблица 1

Характеристики социального предпринимательства.

Автор

Определение социального предпринимательства

Ю. Н. Арай

Ю. Н. Арай предлагает разделять все определения, на две большие группы — в узком и широком смыслах. В узком смысле социальное предпринимательство как применение некоммерческими организациями инновационных подходов с целью получения дохода. Определения в широком смысле понимается как, социально ориентированная инновационная деятельность как в коммерческом, так и в некоммерческом секторе, либо на стыке — в организациях смешанного типа».

Эти определения делают акцент на организационно-правовой форме предприятия и не уделяют должного внимания качественным характеристикам, т. е. не являются достаточно полными. Ю. Н. Арай формулирует следующее определение: «социальное предпринимательство — это безубыточная предпринимательская деятельность, движимая основной миссией компании — созданием социальной ценности — и направленная на решение проблем общества». В данном определении важным критерием выступает самоокупаемость, что действительно важно в российских условиях. [2]

Остин Дж., Стивенсон Г. и Вэй-Скиллерн Дж.

Они считают, что социальное предпринимательство, в отличие от коммерческого, направлено на «создание социальной ценности для блага общества, в то время как коммерческое предпринимательство направлено на поддержание прибыльных операций в личных целях»

Однако, различие между социальным и коммерческим предпринимательством сильно преувеличивается: ведь коммерческое предпринимательство может решать социальные проблемы. Например, коммерческий предприниматель может выступать поставщиком рабочих мест, товаров и услуг (в том числе социального назначения) — но это не является основной целью и мотивом его деятельности. То есть решение проблемы происходит параллельно с достижением предприятием своей основной цели — максимизации прибыли, коммерческого успеха продукта и компании в целом. [3]

А. А. Московская

«Социальное предпринимательство — это новый способ социально-экономической деятельности, в котором соединяется социальное назначение организации с предпринимательским новаторством и достижением устойчивой самоокупаемости»

А. А. Московская делает акцент на самоокупаемости социального предпринимательства, подчеркивая различие в подходах к определению социального предпринимательства с фондом Ashoka — данным фондом было признано множество проектов, частично или полностью опирающихся на благотворительность. Однако в России благотворительность не настолько развита, и, в случае нехватки средств от благотворительности, есть риск возникновения зависимости проекта от государственных источников финансирования, что представляет собой не решение проблемы, а усугубление ее, ведь социальное предпринимательство возникает именно там, где государство и бизнес не решают или недостаточно эффективно решают социальные проблемы. Таким образом, критерий преимущественного производства товаров и предоставления услуг, а также самоокупаемости проекта на этой основе представляет особую важность для отнесения предпринимательских проектов в категорию социального предпринимательства. [4, с. 116]

11 июля 2019 года был принят Государственной Думой и одобрен Советом Федерации 23 июля 2019 года Федеральный Закон № 245-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в части закрепления понятий «социальное предпринимательство», «социальное предприятие». В настоящее время сформулировано понятие социального предпринимательства и четкие условия для такой деятельности.

Социальное предпринимательство — предпринимательская деятельность, направленная на достижение общественно полезных целей, способствующая решению социальных проблем граждан и общества и осуществляемая в соответствии с условиями, предусмотренными частью 1 статьи 24.1 настоящего Федерального закона;

Социальное предприятие — субъект малого или среднего предпринимательства, осуществляющий деятельность в сфере социального предпринимательства». [1]

Также на рисунке 1 мы можем наблюдать сравнение «обычного» бизнеса и социального.

Рис. 1. Разница между обычным бизнесом и социальным

Рассматривая разницу между обычным бизнесом и социальным, можно увидеть, что приоритетом для предпринимателя является получение прибыли, а для социального предпринимателя доверие и решение социально проблемы.

За время социальное предпринимательство поменялось от благотворительных организаций к реальным предприятиям, которые направлены на решение социальных проблем. Интернет технологии имеют большое воздействие на становления глобального движения. Они позволяют социальным предпринимателям между собой контактировать и делиться идеями. Социальное предпринимательство оказывает положительное влияние не только для стимулирования экономического развития, но и непосредственно, для обеспечения его устойчивости.

Ранее одной из главных проблем социального предпринимательства было отсутствие поддержки от федеральной и региональной власти в различных формах. На сегодняшний день Федеральный закон № 245-ФЗ выделил социальное предпринимательство в отдельную категорию субъектов малого и среднего бизнеса.

В действующем Федеральном законе так же перечислены условия, при которых предприятия будут иметь статус «социальное предприятие».

В законе определенно 4 категории предприятий, которые могут претендовать на статус «социальное предприятие» это можно увидеть на рисунке 2.

Рис. 2. Категории потенциальных организаций со статусом социальное предприятие

В обязательном порядке сотрудниками данного предприятия должны быть определенные категории граждан, а именно:

а) инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья;

б) одинокие и (или) многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, в том числе детей-инвалидов;

в) пенсионеры и граждане предпенсионного возраста (в течение пяти лет до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно);

г) выпускники детских домов в возрасте до двадцати трех лет;

д) лица, освобожденные из мест лишения свободы и имеющие неснятую или непогашенную судимость;

е) беженцы и вынужденные переселенцы;

ж) малоимущие граждане;

з) лица без определенного места жительства и занятий;

и) граждане, не указанные в подпунктах «а«— «з«настоящего пункта, признанные нуждающимися в социальном обслуживании;

При чем таких работников должно быть не менее 50 %, а доля расходов на оплату труда данных сотрудников должна составлять не меньше 25 % от общей суммы.

А услуги, работы или товары должны быть направлены определенным образом на решение социальных проблем граждан из числа категорий, указанных в пункте 1 настоящей части ФЗ-№ 245, в целях создания для них условий, позволяющих преодолеть или компенсировать ограничения их жизнедеятельности. [1]

Исходя из выше сказанного можно сказать одно, что так как в нашей стране общие черты, понятия и условия признания социального предпринимательства закрепились только в июле 2019 года, и отсутствие достаточной практики применения законодательства, достаточно сложно говорить о конкретных, но некоторые все так можно выделить.

По-прежнему, проблемами социального предпринимательства можно обозначить такие как, доступность финансовой поддержки для предпринимателей, кадровые проблемы и низкая информационная поддержка. [5, с. 80]

Также можно сказать, что для полного развития социального предпринимательства очень важным является возникновение положений для инвестирования в социальные предприятия, снабжение условий и формирование привлекательности социальной деятельности для привлечения к такой занятости профессионалов в подобного рода отраслях, проведение обучающихся семинарах, для социальных предпринимателей в соотношении с их запросами.

Необходимым моментом также остается осуществление политической деятельности в части информационной помощи процессов становления общественных кампаний и популяризации их работы, распространение знаний между населением о социальном предпринимательстве и его преимуществах, освещение достижений данных предприятий в средствах глобальной информации, организация форумов и конкурсных показов в области социальной деятельности, возникновение университетов помощи социального предпринимательства.

Итак, с точки зрения законодательного акта социальное предпринимательство идет в правильном направлении, в связи с чем предстоит грандиозная трудовая нагрузка по формированию процесса социальных предприятий и повышения привлекательности такой деятельности как для предпринимателей, так и для населения, на которые она ориентирована.

Данная сфера нуждается во внимании со стороны законодателя. Но, несмотря на отсутствие «моды» на социальное предпринимательство и не слишком благоприятные условия для его развития, в России социальное предпринимательство есть, и, более того, по потенциалу и социальным ориентирам оно ничуть не уступает западным аналогам.

Литература:

  1. Федеральный закон от 26 июля 2019 года N 245-ФЗ о внесении изменений в федеральный закон «о развитии малого и среднего предпринимательства в российской федерации» в части закрепления понятий «социальное предпринимательство», «социальное предприятие»
  2. Молодежный центр профориентации «Мой выбор» / Социальное предпринимательство России, Гран При. 2014–2015. URL: http:// coindex.ru/companies/view/331 (дата обращения: 22.04.2019)
  3. Определение социального предпринимательства / НИУ ВШЭ. 1993–2016. //. URL: https://socentr.hse.ru/opredelenie_socialnogo_ predprinimatelstva (дата обращения: 08.11.2019).
  4. Иващенко Н. П., Булыгина Н. И. Социальное предпринимательство в России: текущее состояние и особенности развития // Мир (модернизация. Инновации. Развитие). — 2019. — № 1. — С. 114–132.
  5. Ахмедов И. Г. Социальное предпринимательство в России: вызовы и пути развития // «Молодой ученый» Международный научный журнал. — 2019. — № 37(275). — С. 79–80.
Основные термины (генерируются автоматически): социальное предпринимательство, Россия, проблема, социальная проблема граждан, социальная деятельность, коммерческое предпринимательство, обычный бизнес, социальная ценность, социальное предприятие, широкий смысл.


Ключевые слова

предпринимательство, социальное предпринимательство, социальная деятельность, социальные проблемы граждан

Похожие статьи

Проблемы социального предпринимательства в России и пути...

Ключевые слова: социальное предпринимательство, примеры социального предпринимательства в России, государственная поддержка, нормативное оформление социального предпринимательства. «Социальные предприниматели не довольствуются...

Социальное предпринимательство в России: вызовы и пути...

социальное предпринимательство, социальное предпринимательство в России, проблемы социального предпринимательства

Социальное предпринимательство (СП) — это новаторская деятельность, изначально направленная на решение или смягчение...

Сущность социального предпринимательства в современных...

Проще говоря, социальное предпринимательство — это бизнес-решение социальной

Социальная проблема, которую пытается своей деятельностью решить социальный

Социальное предпринимательство — это баланс социальных целей и коммерческой...

Социальное предпринимательство и его роль в современном...

Социальное предпринимательство — инновационный способ решения социальных проблем средствами бизнес-организации, при котором полученная прибыль направляется на реализацию социальных целей организации [1].

Социально-экономическая характеристика предпринимательства

Задача данной статьи – дать социально-экономическую характеристику

Предпринимательство – это также положение в обществе. И большие возможности для того

Не менее важной отличительной чертой предпринимательства является здравый смысл.

Социальное предпринимательство как один из приоритетов...

Социальное предпринимательство — молодое направление, но оно уже охватило весь мир и стоит в одном ряду с такими явлениями как благотворительность, филантропия и корпоративная социальная ответственность. Важно понимать, что между этими понятиями существуют...

Возможности развития социального предпринимательства...

Социальное предпринимательство — это сфера предпринимательской деятельности, направленная на решение социальных проблем. Другими словами, это предпринимательская деятельность, имеющая бизнес-модель, в которой организация или индивидуальный...

Использование бизнес-модели в социальном... | Юный ученый

Научным проблемам формирования социального предпринимательства посвящены труды российских и зарубежных исследователей: И. С. Лебедевой, Э. Дюркгейм, Я. С. Гришиной, А. Н. Макаревич, Т. Ю. Сазоновой, А. Б. Гофман, Ю. Е. Благова, Ю. Н. Арай, А. В. Баркова и др.

Малое предпринимательство как фактор формирования...

Социальное предпринимательствосоциальная активность в формате бизнеса или. Проблема социализации актуальна не только

Ключевые слова:малое предпринимательство, бизнес, малые предприятия, мелкие. Малый бизнес и частное предпринимательство как...

Похожие статьи

Проблемы социального предпринимательства в России и пути...

Ключевые слова: социальное предпринимательство, примеры социального предпринимательства в России, государственная поддержка, нормативное оформление социального предпринимательства. «Социальные предприниматели не довольствуются...

Социальное предпринимательство в России: вызовы и пути...

социальное предпринимательство, социальное предпринимательство в России, проблемы социального предпринимательства

Социальное предпринимательство (СП) — это новаторская деятельность, изначально направленная на решение или смягчение...

Сущность социального предпринимательства в современных...

Проще говоря, социальное предпринимательство — это бизнес-решение социальной

Социальная проблема, которую пытается своей деятельностью решить социальный

Социальное предпринимательство — это баланс социальных целей и коммерческой...

Социальное предпринимательство и его роль в современном...

Социальное предпринимательство — инновационный способ решения социальных проблем средствами бизнес-организации, при котором полученная прибыль направляется на реализацию социальных целей организации [1].

Социально-экономическая характеристика предпринимательства

Задача данной статьи – дать социально-экономическую характеристику

Предпринимательство – это также положение в обществе. И большие возможности для того

Не менее важной отличительной чертой предпринимательства является здравый смысл.

Социальное предпринимательство как один из приоритетов...

Социальное предпринимательство — молодое направление, но оно уже охватило весь мир и стоит в одном ряду с такими явлениями как благотворительность, филантропия и корпоративная социальная ответственность. Важно понимать, что между этими понятиями существуют...

Возможности развития социального предпринимательства...

Социальное предпринимательство — это сфера предпринимательской деятельности, направленная на решение социальных проблем. Другими словами, это предпринимательская деятельность, имеющая бизнес-модель, в которой организация или индивидуальный...

Использование бизнес-модели в социальном... | Юный ученый

Научным проблемам формирования социального предпринимательства посвящены труды российских и зарубежных исследователей: И. С. Лебедевой, Э. Дюркгейм, Я. С. Гришиной, А. Н. Макаревич, Т. Ю. Сазоновой, А. Б. Гофман, Ю. Е. Благова, Ю. Н. Арай, А. В. Баркова и др.

Малое предпринимательство как фактор формирования...

Социальное предпринимательствосоциальная активность в формате бизнеса или. Проблема социализации актуальна не только

Ключевые слова:малое предпринимательство, бизнес, малые предприятия, мелкие. Малый бизнес и частное предпринимательство как...

Задать вопрос