Улучшение функционирования логистической системы перевозки нефтепродуктов на АЗС | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 декабря, печатный экземпляр отправим 15 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Улучшение функционирования логистической системы перевозки нефтепродуктов на АЗС / Д. В. Гудков, И. А. Голубинцев, В. Р. Шерстобитова [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 40 (382). — С. 17-20. — URL: https://moluch.ru/archive/382/84366/ (дата обращения: 30.11.2021).



В статье разработано улучшение функционирования логистической системы перевозки нефтепродуктов на АЗС на основе принципов интегрированной логистики.

Ключевые слова: нефтепродукты, перевозка, АЗС, информационная система.

В логистике автомобильного транспорта все более широкое распространение получают информационные технологии. Развитие современной вычислительной техники определяет наиболее перспективный метод совершенствования системы доставки нефтепродуктов на АЗС. Применение математического и имитационного моделирования позволяет исследовать эффективность работы системы доставки в зависимости от различных характеристик.

Базовая логистическая информационная система предприятия включает:

А) Бухгалтерский учет — Программа «1С:Бухгалтерия 8 редакция 3.0».

Б) Учет рабочего времени сотрудников и расчет заработанной платы — Программный продукт «1С:Зарплата и управление персоналом 8».

В) Аналитический учет (продажи, логистические затраты) — Программа «1С: TMS Логистика. Управление перевозками».

Г) Оценка показателей эффективности процессов рассчитывается в Microsoft Office Excel.

Д) Дополнительные программные продукты — Программный комплекс MapXPlus.

Схема информационных потоков между логистической системой и его контрагентами в системе перевозки нефтепродуктов на АЗС представлена на рис. 1.

Схема информационных потоков между логистической системой и его контрагентами

Рис. 1. Схема информационных потоков между логистической системой и его контрагентами

Рассмотрим укрупненно процесс заказа транспорта в автоколонне (рис. 2).

Материальный и информационный поток при заказе транспорта в автоколонне

Рис. 2. Материальный и информационный поток при заказе транспорта в автоколонне

На рисунке показаны следующие этапы:

  1. Служба транспортной логистики отправляет заказ на транспорт диспетчеру эксплуатационной службы АТП.
  2. Диспетчер эксплуатационной службы АТП подтверждает заявку, направляя смету за перевозку службе транспортной логистики.
  3. Служба транспортной логистики подтверждение смету.
  4. Диспетчер эксплуатационной службы АТП отправляет заказ на транспорт в автоколонну.
  5. Автоколонна предоставляет транспорт службе транспортной логистики нефтебазы с оригиналами ТТН и путевого листа.

На схеме заказа транспорта в автоколонне нет взаимодействия подразделений в единой информационной базе. Служба транспортной логистики не участвует в процессе согласования транспорта с автоколонной. У службы транспортной логистики есть необходимость получать информацию от автоколонны при осуществлении следующих операций:

– планирование налива нефтепродуктов при подаче транспорта;

– подготовке мест для транспорта.

Необходимо включить службу транспортной логистики в процесс формирования заявки между диспетчером АТП и автоколонной. Пример интеграции службы транспортной логистики в процесс заказа транспорта в автоколонне показан на рис. 3.

Интеграция службы транспортной логистики в процесс заказа транспорта в автоколонне

Рис. 3. Интеграция службы транспортной логистики в процесс заказа транспорта в автоколонне

Реализация процесса, показанного на рис. 3, может производиться разными путями. Наименее затратным методом реализации процесса является модернизация уже существующей информационной системы.

Модернизация может заключаться в следующем:

  1. В информационной системе службой транспортной логистики создается электронный документ — заказ транспорта.

Далее сформированный заказ отображается в отчете, который формируется диспетчером эксплуатационной службы АТП. При необходимости диспетчер вносит сведения по заказу и со своими реквизитами проводит документ в информационной системе.

Диспетчер по электронной почте оформляет заказ транспорта в автоколонну, данный заказ отображается в информационной системе.

  1. При входе в информационную систему диспетчера-логиста службы транспортной логистики подготовленный к подаче транспорт отображается в отчете.

Получив информацию о подаче транспорта, оператор по наливу/сливу нефтепродуктов готовит места для стоянки транспорта и планирует налив/слив при подаче транспорта.

После подачи транспорта диспетчер-логист службы транспортной логистики ставит отметку о выполнении заказа, которая автоматически высвечивается у диспетчера эксплуатационной службы АТП.

Вторым методом модернизации процесса является внедрение новой ИТ технологии при работе с диспетчером эксплуатационной службы АТП. При выборе программного продукта необходимо проанализировать его функции, возможность привязки к существующей информационной системе, их совместимость, и другие требования.

Для примера мы можем предложить использование программы «Контроль и учет автотранспорта».

Примерная схема процесса представлена на рис. 4.

Схема работы с заказом транспорта в автоколонне на примере программы «Контроль и учет автотранспорта»

Рис. 4. Схема работы с заказом транспорта в автоколонне на примере программы «Контроль и учет автотранспорта»

С помощью данной программы будет проще, а главное быстрее выписывать и согласовывать заказ транспорта и готовить соответствующие документы. Не придется вручную заполнять все данные, в программе уже будет сохранена вся необходимая информация. Есть все основные функции по учету и ведению отчетных документов. Возможность одновременной работы в программе с нескольких компьютеров.

В общем случае затраты формируются в результате деятельности диспетчера эксплуатационной службы АТП, он затрачивает на процесс определенное время. Также внутри логистической системы для планирования налива нефтепродуктов при подаче транспорта и подготовки мест для транспорта выделяются сотрудники нефтебазы, которые выполняют логистические операции по размещению транспорта и наливным работам. Так как основные улучшения в процессе заказа транспорта касаются деятельности сотрудников нефтебазы, необходимо оценить время, затрачиваемое на выполнение логистических операций в рамках модернизируемого процесса до внедрения в процесс программного продукта (Контроль и учет автотранспорта).

Определим трудоемкость процесса: в нашем случае работа выполняется одним сотрудником в течение 1 часа, таким образом, трудоемкость Т пр =1 чел/час.

По полученным данным можно выйти на приблизительную стоимость выполнения данного процесса.

С пр с ∙𝑡∙Т пр , (1)

где: С пр — Стоимость выполнения процесса за период;

З с — Заработанная плата сотрудника;

t — доля процесса в общем рабочем времени сотрудника, %;

Т пр — трудоемкость процесса.

Для примера рассчитаем стоимость процесса подачи заказа транспорта:

З с = 20 т.руб., t = 40 %, Т пр =1 ч/час.

С пр1 = 20000 * 0,4*1= 8000 руб. в месяц.

После модернизации процесса трудоемкость снизилась до 0,35 ч/час.

Спр 2 =20000*0,4*0,35= 2800 руб. в месяц.

Таким образом, приблизительная экономия в выполнении процесса будет составлять:

Э=С пр1 пр2 =8000–2800= 5200 руб в месяц.

Необходимо отметить, что в расчете не учитывались многие факторы, влияющие на логистические затраты. Данный расчет показывает только влияние снижения трудоемкости на затраты, формируемые конкретным процессом.

В случае приблизительной оценки эффективности при внедрении программного продукта необходимо сравнить затраты на обслуживание программы и экономический эффект от внедрения модернизированного процесса.

Как правило, программный продукт имеет стоимость и затраты на обслуживание. Для примера возьмем стоимость годового обслуживания программы вместе с распределенной стоимостью (на пять лет) 20000 руб.

Э к =Э∙12−С прогр =5200∙12−20000=42400 руб.

где: С прогр — стоимость годового обслуживания программы «Контроль и учет автотранспорта»

Таким образом, экономия предприятия в год от внедрения модернизированного процесса заказа транспорта можно приблизительно оценить в сумму 42,4 тыс. руб.

Литература:

  1. Вельможин А. В., Гудков В. А., Миротин Л. Б. Теория транспортных процессов и систем: Учебн. для вузов / Под общ. ред. Л. Б. Миротина. -М.: Транспорт, 1998. — 167 с.
Основные термины (генерируются автоматически): транспортная логистика, эксплуатационная служба, заказ транспорта, подача транспорта, программный продукт, автоколонна, информационная система, процесс заказа транспорта, диспетчер, логистическая система.


Задать вопрос