Автор:

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №26 (130) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 05.12.2016

Статья просмотрена: 224 раза

Библиографическое описание:

Болтенко Ю. А. Модель логистической системы общественного пассажирского транспорта // Молодой ученый. — 2016. — №26. — С. 17-20. — URL https://moluch.ru/archive/130/36057/ (дата обращения: 24.04.2018).



В статье представлены результаты моделирования логистической системы общественного пассажирского транспорта. Отражены ее структурные составляющие и принцип их взаимодействия между собой. Выделены логистические потоки в системе и цели их формирования. Отражены факторы внешней среды, оказывающие влияние на принятие решений в процессе управления системой общественного пассажирского транспорта.

Ключевые слова: логистическая система; общественный пассажирский транспорт; логистический поток; логистическая система общественного пассажирского транспорта

Results of modeling of logistic system of public passenger transport are presented in this article. Its structural components and the principle of their interaction among themselves are reflected. Logistic streams in the system and the purposes of their formation are allocated. The factors of the external environment exerting impact on decision-making in process of management of system of public passenger transport are reflected.

Keywords: logistic system; public passenger transport; logistic stream; logistic system of public passenger transport

Применение логистического подхода к управлению системой общественного пассажирского транспорта (ОПТ) в крупных и крупнейших городах выступает как важный фактор повышения эффективности перевозочного процесса, в частности, максимизации прибыли каждого перевозчика при условии улучшения экономических показателей всей системы в целом и повышения уровня логистического сервиса, предоставляемого пассажирам.

Однако применение методов логистики в сфере городских пассажирских перевозок требует соблюдения одного из основных логистических принципов — принципа системности. В связи с этим возникает необходимость построения логистической системы ОПТ (ЛС ОПТ) с целью дальнейшего проектирования методов эффективного управления ею на основе системного анализа.

Моделирование ЛС ОПТ отражено в работах [1]; [2]; [3]. Во всех из них рассматриваемая система состоит из трех основных звеньев: заказчика услуг в лице государства, пассажирских автотранспортных предприятий, непосредственно осуществляющих перевозочный процесс, и потребителей транспортных услуг — пассажиров. Перечисленные звенья ЛС ОПТ взаимодействуют между собой за счет потока услуг и логистических потоков. При этом сервисный и пассажирский поток не отражены в системе: пассажир является одним из звеньев, а показатели качества его обслуживания выступают как составная часть информационного потока.

В то же время стоит учитывать, что в процессе логистического управления выделяются следующие логистические потоки: материальный поток, информационный поток, финансовый поток, сервисный поток, пассажирский поток. Перечисленные логистические потоки и цели их формирования применительно к ЛС ОПТ отражены в таблице 1.

Таблица 1

Логистические потоки вЛС ОПТ ицели их формирования

Логистический поток

Цель формирования

Детализация цели

1 Пассажирский поток

Источник планирования работы ОПТ и формирования сервисного потока

Формирование требований к системе оказания транспортных услуг; задание количественных характеристик для целей планирования работы системы

2 Сервисный поток

Оценка качества предоставляемых пассажирскому потоку услуг

Формирование качественных и количественных оценок работы системы ОПТ для анализа, выявления слабых сторон и корректировки параметров перевозочного процесса

3 Информационный поток

Обеспечение информационных связей между элементами и процессами в системе ОПТ

Развитие информационных технологий управления системой;

надлежащее информационное обеспечение процессов управления системой; предоставление своевременной информации для целей управленческих воздействий на систему; формирование информационных взаимодействий с внешней средой

4 Финансовый поток

Обеспечение эффективного функционирования системы

Поддержание социально значимых маршрутов; рационализация использования материальных ресурсов в системе; выделение средств на покрытие убытков системы; формирования потоков доходов от перевозочного процесса

5 Материальный поток

Обеспечение бесперебойного функционирования и материального обеспечения системы ОПТ

Материальное обеспечение функционирования транспортной инфраструктуры, маршрутной сети, автотранспортных предприятий и других средств организации перевозочного процесса

Отраженные логистические потоки в ЛС ОПТ и цели их формирования можно взять за основу формирования связей между структурными элементами рассматриваемой системы в процессе ее моделирования.

На основании вышеизложенного, а также основываясь на ситуационной модели транспортного обслуживания жителей города, представленной в работе [4, с. 229–233], и руководствуясь приемом декомпозиции логистической системы на подсистемы, звенья и элементы согласно [5, с. 28], была предложена модель ЛС ОПТ, отраженная на рисунке 1.

Структурные элементы ЛС ОПТ на рисунке 1 выделены пунктирной линией ввиду их тесной взаимосвязи между собой и с внешней средой. Все эти взаимодействия осуществляются за счет целенаправленной и планомерной циркуляции материального, финансового и информационного потоков и обеспечивают процесс логистической координации и интеграции в системе.

Главной подсистемой является подсистема управления, координирующая деятельность функционального комплекса по перевозке пассажиров в черте города, а также контролирующая звенья обеспечивающего комплекса. Контроллинг осуществления за счет обратной связи. При этом в роле главного координирующего органа в соответствии с Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» выступает уполномоченный орган местного самоуправления [6].

Рис. 1. Модель ЛС ОПТ

Функциональный комплекс управляет основной логистической функцией — транспортировкой и непосредственно организует процесс оказания транспортной услуги. Эта подсистема состоит из звеньев ЛС ОПТ города — организаций всех форм собственности, осуществляющих деятельность по перевозке пассажиров в черте города.

Обеспечивающий комплекс осуществляет необходимое организационное и материальное обеспечение перевозочного процесса и также состоит из следующих звеньев — организаций, осуществляющих виды деятельности, обеспечивающей полноценное и бесперебойное функционирование всей ЛС ОПТ в целом. Это могут быть следующие виды деятельности:

- осуществление материально-технического обеспечения предприятий ОПТ;

- реализация билетной продукции всех типов;

- инструментальный контроль технического состояния автомобильного транспорта;

- производство работ по установке и обслуживанию технических средств организации дорожного движения;

- поддержание постоянной технической готовности обслуживаемых технических средств организации дорожного движения за счет выполнения комплекса мер по планово-предупредительному и оперативному ремонту;

- участие в подготовке научно-технических программ в области разработки, внедрения и обслуживания технических средств организации дорожного движения;

- проведение проектно-сметных и конструкторских работ;

- проведение мероприятий в области экологии и защиты окружающей среды;

- реализация задач, направленных на улучшение деятельности ОПТ, организация контроля качества обслуживания населения перевозчиками, осуществляющими перевозку пассажиров на территории города.

Особым элементом ЛС ОПТ крупного города является маршрутная сеть, поскольку от ее функционирования зависит эффективность всего перевозочного процесса и уровень логистического сервиса, предоставляемого пассажирам.

Пассажирский поток (см. рисунок 1), пользующийся услугами ОПТ на маршрутной сети города, поступает в систему с определенными запросами к уровню логистического сервиса, характеристики которого на выходе ЛС ОПТ образует сервисный поток (см. рисунок 1).

Также в рассматриваемую систему поступает финансовый поток (см. рисунок 1) в виде средств бюджета, направленных на финансовое обеспечение процесса перевозок пассажиров. В результате процесса оказания услуг пассажирам ЛС ОПТ города на выходе образует финансовый поток в виде доходов (см. рисунок 1). При этом с логистической точки зрения важно, чтобы финансовый поток на выходе был по крайней мере равен финансовому потоку на входе системы. Однако в реальной ситуации функционирования ЛС ОПТ данная закономерность отсутствует в силу убыточности процесса перевозок пассажиров в городах и социальной направленности рассматриваемой ЛС. Убытки от процесса перевозок пассажиров на маршрутной сети покрываются за счет дотаций из бюджета.

Информационный поток поступает в систему в виде набора исходной информации и параметров, необходимых для организации работы системы ОПТ. На выходе информационный поток представляет собой характеристику результатов функционирования рассматриваемой системы и плановых показателей на дальнейшую перспективу.

На функционирование ЛС ОПТ в крупных городах также непосредственное воздействие оказывают факторы внешней среды: экономические, политические, социальные, временные, демографические, правовые, технические, технологические. Их учет позволит формировать правильные ориентиры развития и совершенствования всей системы в целом.

Формирование эффективных механизмов логистического управления процессом городских пассажирских перевозок должно основываться на характеристиках ЛС ОПТ, что обуславливает необходимость моделирования данной системы с отражением всех ее элементов и взаимосвязей.

Литература:

  1. Миротин, Л. Б. Логистика: общественный пассажирский транспорт: Учебник для студентов экономических вузов / Под общ. ред. Л. Б. Миротина — М.: Экзамен, 2003. — 224 с.
  2. Караева М. Р. Логистическая модель совершенствования управления городскими пассажирскими перевозками: автореф. дис... канд. экон. наук: 08.00.05 / М. Р. Караева; науч. рук. канд. экон. наук, проф. Н. В. Напхоненко; ФГБОУ ВПО «Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М. И. Платова». — Ростов-на-Дону, 2014. — 24 с.
  3. Мальчикова А. Г. Организация логистических потоков в системе городских пассажирских перевозок: автореф. дис... канд. экон. наук: 08.00.06 / А. Г. Мальчикова; науч. рук. проф. В. В. Щербаков; Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов. — СПб, 2000. — 18 с.
  4. Логистика. Управление автомобильными перевозками. Практический опыт. В. М. Курганов. — М.: Книжный мир, 2007. — 448 с.
  5. Корпоративная логистика. 300 ответов на вопросы профессионалов / под общ. и науч. ред. проф. В. И. Сергеева. — М.: ИНФРА-М, 2006. — 976 с.
  6. Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Основные термины (генерируются автоматически): ЛС ОПТ, общественного пассажирского транспорта, ЛС ОПТ города, перевозок пассажиров, public passenger transport, логистической системы, системы ОПТ, финансовый поток, system of public, городских пассажирских перевозок, of public passenger, процесса перевозок пассажиров, логистической системы ОПТ, звенья ЛС ОПТ, Моделирование ЛС ОПТ, звеньев ЛС ОПТ, logistic system of, Модель ЛС ОПТ, пассажирам ЛС ОПТ, выходе ЛС ОПТ.

Ключевые слова

логистическая система; общественный пассажирский транспорт; логистический поток; логистическая система общественного пассажирского транспорта

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос