Использование эффективных методов обучения при дисграфии у младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №40 (382) октябрь 2021 г.

Дата публикации: 03.10.2021

Статья просмотрена: 9 раз

Библиографическое описание:

Хлыстова, О. В. Использование эффективных методов обучения при дисграфии у младших школьников / О. В. Хлыстова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 40 (382). — С. 199-203. — URL: https://moluch.ru/archive/382/84359/ (дата обращения: 23.01.2022).



Как показали многолетние исследования, одной из причин неуспеваемости учащихся начальных классов являются разные нарушения устной и письменной речи.

В специальных исследованиях, проведенных в лаборатории логопедии НИИ дефектологами АПН, была установлена зависимость между состоянием речевого развития ребенка и возможностью усвоения им школьных знаний. Выявлено, что 33 % учащихся с дефектами речи являются неуспевающими или слабоуспевающими по русскому языку и с каждым годом это число увеличивается.

Однозначно, школьная неуспеваемость обусловлена целым рядом внешних и внутренних факторов. Затруднение в обучении, в основном, вызваны недостаточной сформированностью отдельных функциональных систем психики [2, c.3]. Выделяют две основные причины, которые ведут к такой несформированности (см. Рис.1).

Факторы, обусловливающие трудности овладения грамотой

Рис. 1. Факторы, обусловливающие трудности овладения грамотой

Факторами первой причины (см. Рис.1), приводящими к отставанию в формировании психики детей могут быть:

  1. условия социальной среды в которой растёт ребёнок;
  2. специфика развития мозга ребёнка.

Неравномерное созревание мозговых зон оказывает влияние на формирование функциональных систем психики, обеспечивающих те или иные психические функции, это обусловлено возрастными особенностями осуществления психической деятельности младших школьников.

В начальной школе, учитель обязан учитывать возрастные особенности школьников, подбирать соответствующие возрастным особенностям методы, средства, формы и принципы обучения русскому языку. В данный предмет входит грамота и правописание, которые вызывают трудность у младшего школьника, ведущей деятельностью которого была лишь игровая, до прихода в школу.

Братченко А. Ф., Сербина Л. Ф. выделяют три принципа русского правописания (см. Рис.2), которые являются основными: фонетический, морфологический и традиционный [2].

Основные принципы русского правописания по Братченко А. Ф., Сербина Л. Ф.

Рис. 2. Основные принципы русского правописания по Братченко А. Ф., Сербина Л. Ф.

В процессе анализа общей работы над проблемами школьного обучения, выделяют нарушение письма. Иначе, нарушение письма — это дисграфия. Она занимает значительное место среди других нарушений речи, встречающихся у обучающихся. Она является серьезным препятствием в овладении учениками грамотой на начальных этапах обучения, а на более поздних — в усвоении грамматики родного языка.

Существует ошибочное мнение, что дисграфические ошибки являются нелепыми, вызванными личностными качествами учеников: неумением слушать объяснение учителя, невнимательностью при письме, небрежным отношением к работе и т. п. На самом деле в основе подобных ошибок лежат более серьезные причины: несформированность фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи [3].

Анализ ошибок письма дисграфиков в процессе длительного времени практической работы учёных в этой области показал, что эти ошибки появляются главным образом за счет того, что у обучающихся недостаточно развит фонематический слух, вследствие чего он не представляет себе звукового состава слова. Такой школьник не может слить буквы в слоги, а слоги в слова, хотя буквы уже известны ученику. Читает, набирая слова по буквам, а когда дойдет до конца слова, то начало уже забыто и произносится совсем не то слово, которое написано в книге.

Данная проблема зачастую влечёт за собой школьную неуспеваемость. Однако, в процессе обучения, для решения данной проблемы следует использовать различные эффективные методические приёмы, средства обучения. Ниже приведены некоторые из них:

  1. Игровые упражнения (см. Рис.3)

Такие упражнения помогут наиболее успешно овладеть грамотой, возможно подобрать их в соответствии со степенью усложнения школьных тем-от буквы до чтения и письма).

Упражнения для предупреждения дисграфии

Рис. 3. Упражнения для предупреждения дисграфии

Искусство обучения чтению сводится к тому, чтобы единицей чтения сделать слог, а не букву. Такой способ обеспечивает плавность и правильность чтения.

Перед чтением слов по слогам дети упражняются в разделении слов на слоги и звуки на слух (анализ). Выделение первого и второго слога в двусложном слове с открытыми слогами. Дописывание второго слога в слове и письмо по слуху [4].

  1. Изографы (см. Рис.4)

Изографами называются картинки, на которых слова записаны буквами, расположение которых близко или отдельно напоминает изображение того предмета, о котором идёт речь. Задачей обучающегося составление слова из найденных в изографе букв.

Существует определённый порядок работы с изографом.

  1. Рассмотри изограф, найди все буквы «спрятанные» в нём;
  2. Посмотри ещё раз на изограф, какой предмет он напоминает?
  3. Составь слово из букв, которые ты нашёл в нём.
  4. Напиши или выложи из букв разрезной азбуки это слово.
  5. Произнеси в слух слово, «спрятанное» в изографе. Назови из каких звуков состоит слово, а из каких букв?
  6. Посчитай, сколько звуков и букв в этом слове.

Изограф 1

Рис. 4. Изограф 1

Работа с изографом позволяет ребёнку совершенствовать письменные и логические навыки. В обучении, изографы можно использовать и на других уроках в начальной школе, таких как чтение, математика и даже окружающий мир. Через использование таких рисунков, дети будут понимать, что все учебные предметы между собой взаимосвязаны.

Практика показала, что работа обучающегося с изографами вызывает интерес к поиску букв. Использовать изографы советуют именно в тот период обучения, когда освоено слоговое чтение и письмо печатными буквами. Именно изограф помогает освоить ученикам основные принципы письма естественным путём, не заучивая на начальных этапах обучения правил.

В процессе собственной практической деятельности (стартовая площадка: МАОУ «Лобановская средняя школа») мы провели 10 занятий с 2 группами учеников 1 классов, имеющих дисграфию.

1 группа — экспериментальная. При работе с обучающимися данной группы использовались игровые упражнения и изографы.

2 группа — контрольная.

На первом этапе разрабатывались и адаптировались, подбирались игровые упражнения и изографы для экспериментальной группы. Обе группы обучались по общей программе для дисграфиков. Проводилась контрольная работа по выявлению дисграфических ошибок.

На втором этапе работы проводились занятия и применялись подобранные методы обучения.

На третьем этапе проводилась повторная контрольная работа с выявлением дисграфических ошибок — другой вариант работы, данной на 1 этапе. Ниже представлены результаты проведённой работы.

Результаты работ экспериментальной группы и контрольной

Рис. 5. Результаты работ экспериментальной группы и контрольной

В экспериментальной группе справилось -9 человек из 10, а в контрольной группе 5 человек из 10.

Следовательно, упражнения и Изографы являются эффективными методами обучения при дисграфии у младших школьников. Методы, описанные выше (игровые упражнения и изографы) помогают исправить нарушение письменной речи.

Отметим, что материал, представленный рисунками, не является единственным раздаточным материалом во время занятий, но позволяет значительно облегчить работу, как специалисту, так и детям и сделает логопедические занятия занимательными, интересными. Кроме того, повышает интерес обучающихся начальных классов к тому, что даётся им с огромным трудом, а зачастую и с большой неохотой.

Литература:

  1. Бекшиева З. И. Б42 Коррекция письменной речи у школьников / 3. Бекшиева. — Ростов н/Д: Феникс, 2009. — 318 с. — (Сердце отдаю детям).
  2. Братченко А. Ф., Сербина Л. Ф. Изографы. Пособия для педагогов и родителей по предупреждению дисграфии у детей дошкольного и младшего школьного возраста.- Севастополь. Ставропольсервисшкола, 1998.-142.
  3. Кузнецова Л. С. Ефименкова Л. Н. Е91 Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Кн. для логопедов.—М.: Просвещение, 1991.— 224 с: ил.— ISBN 5–09–001272–5.
  4. Городилова В. И., Кудрявцева М. З. «Чтение и письмо» обучение, развитие и исправление недостатков «Дельта» СПб, «Аквариум» Москва 1996 г. Сборник упражнений.
Основные термины (генерируются автоматически): изограф, буква, слово, экспериментальная группа, нарушение письма, начальная школа, письменная речь, русский язык, функциональная система психики, школьная неуспеваемость.


Задать вопрос